Каунт Бэйси

Аннотация к альбому Каунта Бэйси
Мелодия 1988г. С60 18653 4
автор текста - Алексей Баташев

Вряд ли отыщется оркестр джазовой или даже танцевальной музыки, который за последние сорок лет не играл хотя бы несколько пьес в стиле Каунта Бейси. Пианист. композитор и лидер оркестра. Каунт Бейси оказал огромное влияние на эволюцию джаза. Широкую известность принесли ему пластинки, выпущенные в 1937-1939 годах фирмой «Декка». Записи эти, собранные на двух долгоиграющих дисках, мы и предлагаем вашему вниманию.

Уильям Бейси (р. 1904) начал играть на фортепиано в раннем детстве. (Как и во многих негритянских семьях, его первыми учителями музыки были родители). Рано он стал и профессиональным музыкантом: сначала аккомпанировал водевильным труппам, был пианистом-иллюстратором немых фильмов, сопровождал исполнительниц блюзов. Вкус к подлинному джазу Бейси почувствовал в Канзас-Сити, когда контрабасист Уолтер Пейдж пригласил его в свой ансамбль «Блю Девиле», с которым пел Джимми Рашинг. Это была большая честь для двадцатичетырехлетнего пианиста. Вскоре почти весь ансамбль вливается в лучший местный оркестр, которым руководит Бенни Моутен. С 1935 года, после смерти Моутена, Бейси собирает свой оркестр из девяти человек для выступлений в клубе «Рено», откуда местная радиостанция каждый день с часу пополуночи передавала танцевальную музыку. Для привлечения внимания к передаче диктор придумал для Бейси прозвище Каунт («Граф»), — видимо, в пику Дюку («Герцогу») Эллингтону, Кингу («Королю») Оливеру и Эрлу («Графу») Хайнсу. Программа оркестра включала модные в то время танцы-джамп, шаффл, стомп, джайв, бесчисленные блюзы и популярные песенки. Первая пьеса называлась «One O'Clock Jump» («Джамп в час ночи») и служила как бы визитной карточкой оркестра. то был энергичный блюз, в котором мастерски сыгранные соло сменяли друг друга на фоне зажигательных оркестровых рифов (повторяющихся коротких акцентированных мотивов). Казалось, что четыре ансамбля - трубы, тромбоны, саксофоны и ритм-секция - одновременно аккомпанируют блюзу четырьмя разными способами, отчего тембры оркестра как бы пульсировали и переливались.

В судьбе Каунта Бейси важную роль сыграло радио. Трансляцию выступления его оркестра случайно услышал Джон Хэммонд - видный джазовый импресарио, в то время «опекавший» оркестр Бенни Гудмена, Хэммонд начал выступать в печати, восхваляя новый коллектив, привлекать к нему внимание и... чуть его этим не погубил: предприимчивые дельцы поспешили в Канзас-Сити, они «перекупали» солистов, навязывали им кабальные договоры. Наконец Хэммонд привез оркестр в Нью-Йорк, однако сенсации. не произошло: выяснилось, что у коллектива практически нет современных оркестровок, он играет пьесы, основанные на простейших гармониях (типа блюза или стандартов вроде «Я нашел ритм» или «Жимолость»), и музыканты аранжируют их чуть ли не во время исполнения. Это обеспечивало высокий накал игры, но публика привыкла к знакомым мелодиям. Судьба коллектива, казалось, висела на волоске. И тогда ведущий аранжировщик того времени Флетчер Хендерсон (сам руководитель оркестра) делает беспримерный жест: дарит Бейси - потенциальному конкуренту - стопку своих фирменных партитур. Некоторые из них, наряду с пьесами, родившимися в самом оркестре, и были записаны «Деккой», положив начало обширной дискографии Каунта Бейси.

В названиях пьес немало примет жизни джазовых музыкантов тех лет. Здесь названия танцевальных залов, клубов и ресторанчиков, где доводилось играть, некоторые посвящены друзьям оркестра - Джону Хэммонду, Югу Панасье. Кое-что сыграно в манере знаменитых оркестров-современников в пьесе «John's Idea» («Идея Джона» -

имеется в виду Джон Хэммонд) слышен намек на оркестр Бенни Гудмена, в «Черо- ки» - на оркестр Чарли Барнета и так далее.

Благодаря выдающимся «игровым талантам» музыкантов, выступления оркестра Каунта Бейси всегда были похожи на джем- сешн. Атмосфера игры ценилась больше, чем создание композиций как таковых. Поэтому указанное в скобках авторство зачастую весьма условно. Здесь просто упомянуты музыканты оркестра, которые внесли наибольший вклад в исполнение этих номеров.

Нет сомнения, что в те годы оркестр обладал самой «свингующей» ритм-секцией. Ее облик определил Уолтер Пейдж (1900 - 1957) - ведущий контрабасист 30-х годов, Свою биографию он начал как тубист, был руководителем оркестра, а затем в течение почти всей своей жизни играл у Бейси. Почерк его ритм-секции ощущается во всех записях. Он особенно выделяется там, где замолкают духовые, а Бейси, играющий лишь скупыми «уколами» трезвучий в верхнем регистре, как бы «высвечивает» ритм, и в каждом ударе сливаются гудящий низко и мягко контрабас, звучащий как бы несколько «в нос» аккорд гитары и приглушенный звон тарелки. В то время играли без микрофонов, но этот пульс «пробивал» танцзал любой вместимости и не заглушался оркестром. Впечатляет выявление этого ритма в первом джампе и в «Чероки».

Барабанщиком оркестра был Джо Джонс (р. 1911). Еще в 30-е годы он выработал технику игры на современной ударной установке, нашел ставшие классическими способы аранжировки звучаний входящих в нее барабанов и тарелок. Обращает внимание его короткое, но насыщенное соло в пьесе «Swingin' The Blues», ограниченное по средствам, но богатое по технике и мысли.

Гитаристом ритм-секции в 1937 году стал Фредди Грин (р. 1911) - один из немногих

музыкантов, который, не будучи ни солистом, ни бэнд-лидером, занял место в числе великих артистов джаза. Пейдж, Джонс и Грин практически не выступали порознь.

В пьесе «Time Out" звучит короткое соло гитары. Это Эдди Дерем (р. 1906). Он первым стал пользоваться электрогитарой как сольным инструментом, но у Бейси играл главным образом на тромбоне. Дерем был автором ряда танцевальных мелодий, его аранжировки исполнялись не только Бейси, но и Джимми Лансфордом и Гленном Миллером.

Оркестр Бейси всегда располагал выдающимися солистами-духовиками. Часть их отличалась «горячей» манерой игры, часть - «холодной», и от этого их диалоги становились контрастнее, драматичнее.

Очень часто «заводилой» в оркестровых играх был трубач Бак Клейтон (р, 1911). Он отличался чеканным произнесением фраз, легким вибрато, мягким, невозмутимым звуком, определившим тембр всей медной группы оркестра. Его антиподом был молодой Харри Эдисон (р. 1915), у которого был горячий, богатый артикуляциями звук. Эдисон не стремился поразить головокружительными пассажами, лишь изредка акцентировал свою музыкальную мысль мелодическими взлетами. Прекрасно удавались ему серии нот одинаковой высоты и разных тембров, сменяющихся в изощренном ритме. Другая его «специальность» - диалоги с вокалистом, контрапункты и отыгрыши на засурдиненной трубе.

Многие музыканты оркестра заняли видное место в истории джазового исполнительства. Тромбонист Дики Уэллс (р. 1909) был создателем классического стиля сольной импровизаций на этом инструменте. Мягкий звук, бесстрастная вязь пассажей длинные гибкие фразы — вот черты его по-особому галантной манеры игры.

Два ведущих тенор-саксофониста играли в резко различных манерах. Хершелл Эванс (1909 - 1939), последователь Коулмена Хокинса, играл широким, «взволнованным» звуком, украшенным вязкой, теплой, как бы идущей от сердца вибрацией. Один из шедевров эпохи свинга — его искреннее мужественное соло в пьесе «Blue And Sentimental». Не оставляют равнодушным и его соло в пьесах «Swingin' The Blues», «John's Itea». Он вступает вслед за Бейси в «One O'Clock Jump», и после него контрастно звучит тенор-саксофон другого выдающегося стилиста Лестера Янга (1909 - 1957). Манера Янга в то время была уникальной, так еще не играл никто. Провозвестник джазовых открытий 50-х годов, Янг отличался негромким, как бы «углубленным в себя» звуком исключительной по тому времени мелодической изобретательности и ритмической раскрепощенности, Он солирует во многих пьесах, но особенно хочется выделить его участие в пьесе «Чероки».

Помимо упомянутых, в оркестре играют также трубачи Джо Кейс и Карл Смит, тромбонисты Джордж Хант и Дэн Майнор, саксофонисты Кафи Робертс (альт) и Джек Вашингтон (альт и баритон).

И, наконец, несколько слов о вокалистах. Хелен Хьюмс (р. 1913) - известная джазовая певица, которой особенно удавался стиль ритм-энд-блюза. Джимми Рашинг (1903 - 1972) - один из самых выдающихся певцов за всю историю джаза, мастер блюза, обладатель высокого, сильного и очень выразительного голоса.

Выход этой пластинки восполняет наше представление об эволюции оркестрового и импровизационного джаза.