Эпоха просвещения 18 в. Главные идеи эпохи просвещения. Особенности культуры эпохи Просвещения

Культура никогда не стоит на месте. Она постоянно находится в развитии, в движении. Каждое столетие несет за собой нечто новое и ранее неизведанное. Так, к примеру, XVIII век ознаменовался новым, одним из главных этапов в истории культуры – поздним классицизмом, или, как его ещё называют, просвещением. Если Вам интересна эта тема, то продолжайте читать.

Прежде чем дать характеристику данному направлению, важно определиться с его определением. Эпоха просвещения – это один из значимых периодов в развитии культуры конца XVII- середины XVIII веков. Он тесно связан с совершенством и развитием социальной, философской и научной мысли. Его основами являются философия, которая ставит на вершину всего разум, — рационализм и течение, в котором отсутствуют какие-либо религиозные запреты на нахождение истины, – свободомыслие.

История просвещения началась ещё в далеком XVII веке в Англии. Но затем охватила и близлежащие территории – Францию, Россию, Германию. Затем это направление проникло и в ряд других европейских стран. Но, несмотря на то, что прародителем классицизма считается Англия, огромный вклад в его развитие внесла Франция. Именно французские философы и просветители предали направлению облик, известный сейчас. Его идеи и принципы нашли свое отражение в Декларации независимости США и Декларации прав человека и гражданина Франции. Также благодаря его влиянию произошли некоторые изменения в социальной сфере Америки и Европы – было отменено рабство, законодательная система стала более гуманной, ослабилась власть церкви на разные стороны жизни, пошатнулось влияние аристократии.

Что касается временных рамок эпохи просвещения, о них точно сказать сложно. Некоторые историки полагают, что это направление сформировалось в XVII веке. Другие считают, что только лишь в середине XVIII века. Такая же ситуация наблюдается и с завершением эпохи – либо 1778 год (смерть величайшего французского философа Вольтера), либо 1800-1815 года (старт Наполеоновских войн).

Главной идеей направления принято считать философское выражение сенсуализма – «tabula rasa», то есть «чистая доска». Человек рождается без какого-либо индивидуального умственного наполнения или генетически обусловленных возможностей и склонностей, зато в течение всей своей жизни он старается накопить как можно больше опыта, знаний, умений, и именно этот приобретенный со временем «рисунок» на чистой доске составляет нравственные и интеллектуальные особенности каждого из нас. Данное словосочетание часто можно встретить в работах Джона Локка, например, «Опыт о человеческом разуме».

Философия

Отличительная особенность просвещения – вера в позитивное изменение мира и жизни людей через образование. Именно поэтому основными идеями считаются всеобщее обучение, воспитание и вытекавшее из этого равенство. Ведь если от природы все мы чистые, как доски, то не может быть никакого кастового деления в обществе: всех надо оценивать исключительно по учености. Такое понимание человеческой природы было достигнуто благодаря эпохе географических открытий, развитию науки, философии, культуры. Люди искренне уверовали, что доступ к знаниям и прилежание из каждого могут сделать Френсиса Бэкона.

Так как просвещение затрагивает в большей степени общественную жизнь и философию, то различные умозрительные теории непосредственно связаны с ними. Основными считаются:

  • теория естественных прав человека
  • теория общественного договора
  • теория разделения властей
  • теория разумного эгоизма

В эту эпоху правят бал три главенствующих мысли:

  1. Первая – разум лежит в основе всего. Он помогает человеку обрести успешную и счастливую жизнь. Но разум формируется вместе с душой, поэтому они неразрывно связаны, и нравственность стоит чтить никак не меньше ума.
  2. Вторая – Бог лишь сотворил мир, а вот дальнейшее его развитие идет уже по определенным законам и правилам, которые созданы людьми. О них же зависит их уровень интеллекта, возможности, перспективы. Они, а не небесный Отец, должны самосовершенствоваться и трудиться, чтобы быть достойными своего всемогущего родителя.
  3. Третья – неразрывная связь с естествознанием. Окружающий мир нуждается в изучении, естественные науки становятся востребованными на государственном уровне, их больше не отрицает церковь, а ученых больше не преследуют, как магов и чародеев.
  4. Также эпоха просвещения отличалась и своей психологией. Многие философы и просветители, которых часто называли энциклопедистами, отрицали влияние каких-либо сил, которые были скрыты от разума или опыта, на людей и их поступки. По мнению некоторых представителей данного направления (Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеций), человек представляет собой не что иное, как машину, попавшую под влияние условий цивилизаций.

    Говоря об этом времени, не стоит забывать и про просвещенный абсолютизм. По поводу определения этого термина спорят многие ученые мира.

    1. Некоторые придерживаются мнения, что это политика государства, направленная на сохранение традиций и монархических порядков, но в то же время стремящаяся к научному прогрессу и рациональному управлению.
    2. Другие считают, что просвещенный абсолютизм – это новаторская форма правления, направленная на демократизацию общества, и толчок к формированию и развитию буржуазии, так как дворянство при нем теряет свои лидирующие позиции, и на политическую арену выдвигаются талантливые, а не знатные люди.
    3. К тому же существует мнение, что это одна из стадий развития абсолютной монархии и ничего нового, кроме популизма, не несет.
    4. Просвещенный абсолютизм появился благодаря деятельности Вольтера, Дидро, Руссо и Монтескье, а именно их теории естественного права. По их мнению, чтобы достичь гармонии в государстве, необходимо вернуть каждому человеку права и свободы, наделить всех равенством и поставить во главу страны мудреца. Эта идея понравилась многим правителям-монархам во всей Европе, в частности, венценосным особам из России, Пруссии и Австрии.

      В эпоху просвещения основными направлениями считались:

      1. Атеистическое-материалистическое — подразумевается, что Бога не существует вообще, а мир был сотворен по одному из сценариев, продиктованных рационалистической парадигмой мышления. Основными представителями являются Д. Дидро, Д. Локк, Ф. Вольтер, Ш. Монтескье и многие другие.
      2. Утопически-социальное – за основу взято построение идеального общества, в котором лидирующие позиции занимают справедливость и равенство. Представители: А. Сен-Симон, Г. Бабеф, Р. Оуен.

      В конце XVII — середины XVII века в Европе наблюдается феодальный кризис. За ним последовали стычки между различными классами людей. Все это привело к формированию классовой борьбы и становлению определенных идеологий. Вот их опорные идеи и постулаты, составляющие основу философии эпохи просвещения:

      1. Главные понятия – разум и просвещение.
      2. Чтобы не допустить невежества, необходимо обучаться и изучать что-то новое. Это поспособствовало усовершенствованию науки и философии.
      3. Основная задача – изменить человека в лучшую сторону.
      4. Становление светского общества. Переход от рационализма к сенсуализму.
      5. Появление нового вида мышления – универсализма.

      Основные идеологии:

      1. Универсализм — многостороннее, всеохватывающее видение бытия. Необходимо видеть мир в целостности, не разделяя его единичные части и не пытаясь объяснить и понять универсум, характеризуя раздробленные элементы.
      2. Сенсуализм - философское направление, призывающее доверять только ощущениям и опыту, как первичному и самому достоверному методу познания.
      3. Рационализм – метод познания, согласно которому разум первичен. И поведение, и мыслительный процесс людей должны мотивироваться и оцениваться разумом.
      4. Материализм – парадигма мышления, в соответствие с которой материя является первичным началом по отношению к вторичным идеалам. То есть, сначала возникла объективная реальность, а потом только на ее основе появились идеальные явления (воля, сознание, мораль).

      Список философов

      1. Франсуа Мари Вольтер (1694- 1778 гг.) – основатель просвещения Франции, философ, литератор. Его идеи заключаются в том, что Бог только сотворил мир, но не управляет им. А вот главное – это сознание, являющееся свойством материи. Также он продолжал дело Д. Локка о сенсуализме. Основные работы в области философии: «Философские письма» (1733 год), «Философский словарь» (1764-1769 гг.) и «Метафизический трактат» (1734 год). Также он написал довольно фривольные художественные произведения, сатирически высмеивающие табу и условности отсталых и закрепощенных людей.
      2. Дени Дидро (1713 – 1784 гг.) – материалист, философ, просветитель, писатель. Его рассуждения полны мыслями о материальной стороне жизни, об общности движения и материи, сознания и материи. Он, так же, как и Вольтер, следовал за сенсуализмом Локка. Был одним из идейных организаторов буржуазной французской революции. Главные труды: «Энциклопедия» (в сотрудничестве с Жаном Батистом Д’Аламбер), «Мысли об объяснении природы», «Разговор Д’Аламбера с Дидро», «Монахиня», «Племянник Рамо» и т.п.
      3. Жан Жак Руссо (1712 – 1778 гг.) – философ, психолог, идеалист. Главная цель его деятельности – показать греховность общества того времени. Он считал, что все зло идет от социального неравенства и цивилизации, а модернизация науки ведет к переменам в нравах людей. Идеалом он считал возвращение человека на лоно природы, где его не затронут пороки города: алчность, гордыня, лицемерие и похоть. Он выступал против феодализма, поддерживал буржуазную демократию и всеобщее равноправие. Также являлся продолжателем сенсуализма. Значимые работы: «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов», «Эмиль, или О воспитании» и «Об общественном договоре, или Принципы политического права», но все труды были сожжены.
      4. Шарль Луи Монтескье (1689 – 1755 гг.) – французский писатель, историк, философ. В своих работах он критикует политику и строй Франции в те времена, отрицательно высказывается о феодализме. Монтескье выступает за конституционную монархию, где наблюдается разделение власти. Главные труды: «О духе законов» и «Персидские письма».
      5. Жан Мелье (1664 – 1729 гг.) – философ-материалист, католический священник. Критиковал политический строй Франции, выступал за то, чтобы люди организовали революцию. Известен лишь одной работой «Завещание», которая была впервые издана в Англии.
      6. Жюльен Офре де Ламетри (1709 – 1751 гг.) – французский философ-материалист и врач. Занимался развитием эволюционных представлений о прогрессе общества, отвергал кардинальные решения и радикальные взгляды. Считал, что тело главенствует над духом. Его главная работа — «Человек-машина» — рассматривает человека в сравнении с часовым механизмом.
      7. Клод Адриан Гельвеций (1715 – 1771 гг.) – французский философ и литератор. По его мнению, для достижения научного «стиля жизни» необходимо, чтобы государство при помощи регулирования снабдило людей моральным, этическим и культурным воспитанием. Основные работы: «Об уме» и «О человеке».
      8. Что касается немецкого просвещения, то здесь наиболее значимыми являются Х. Вольф (1679 – 1754 гг.) и Г. Э. Лессинг (1729 – 1781 гг.).

      Просветительская культура

      Новаторская деятельность эпохи оказала большое влияние и на культуру. Многие деятели открыли для себя новые возможности, обрели свободу творчества. Общая культурная тенденция – использование предыдущих форм, но уже в новой интерпретации. В большей части, использование ранее противоположных стилей – романтизма и классицизма. Как раз в период просвещения зарождается сентиментализм, который характеризуется высоконравственным содержанием и чувствительностью, возведенной в культ.

      Что касается изобразительного искусства, то здесь появляется новый стиль – жанровая живопись. Одно из главных мест занимает и интимный портрет.

      В первой половине XVIII века появляется стиль рококо, который отличается своей помпезностью, пышностью и изысканностью.

      Но все новаторства эпохи просвещения объединяет общая мысль – вера в разум рождает убеждение в возможности позитивного изменения человека и гармоничного состояния общества.

      Просвещение в искусстве

      В литературе

      Отличительная черта литературы именно этого периода – большое количество философских рассуждений и различных государственных проблем в произведениях. Главным героем обычно выступает образованный и интеллигентный человек, который старается изменить мир к лучшему. Зачастую, именно он выражает все авторские мысли и идеи.

      Все произведения эпохи просвещения (чаще всего романы) пестрят призывом к образованию и чтению. Неудивительно, ведь в текстах преобладают размышления о многих животрепещущих темах.

      Также в это время в ускоренном темпе печатаются газеты, издаются книги и энциклопедии. Образовываются светские кружки и общественные организации.

      Наиболее известные произведения:

  • Франсуа Мари Вольтер, «Философский словарь» — главный труд мыслителя. В этом произведении он рассматривает многие социальные и научные темы, критикует религию и дает свою оценку происходящему.
  • Франсуа Мари Вольтер, «Кандид» — наиболее известное произведение философа. В этой повести автор при помощи своих героев смеется над многими курьезными и абсурдными проявлениями действительности, а также выносит приговор штампам и шаблонам поведения, принятым в ханжеских и пуританских кругах.
  • Дени Дидро, «Диалоги» — в этом сборнике собраны поучительные беседы философа со многими людьми.
  • Дени Дидро, «Рамо» — одно из главных произведений философа-материалиста. В нем представлен диалог между самими писателем и Рамо, которые рассуждают на многие философские и социальные темы.
  • Шарль Луи Монтескье, «Персидские письма» — сатирический роман. Главный герой отправляется в Париж, откуда и присылает своим друзьям заметки, касающиеся жизни в этом городе.
  • Жан Жак Руссо, «Эмиль, или О воспитании» — психологический роман философа, в котором он закладывает базис для развития новой педагогики.
  • Даниель Дефо, «Робинзон Крузо» (здесь вы можете найти подробный ) — роман, рассказывающий о становлении человека в природной среде.
  • Джонатан Свифт, «Путешествие Гулливера» — фантастический и сатирический роман. В нём открыто рассказывается о пороках и грехах людей, хотя формально речь идет о путешествии героя в мире лилипутов и великанов.

В живописи

Как уже было отмечено ранее, главное новаторство эпохи просвещения в живописи – это появление стиля рококо. Героини этих картин, античные богини и нимфы, часто изображались на фоне роскошных дворцов и невероятной зелени. Основной сюжет – любовный. Наиболее ярко это заметно в творчестве французского художника Франсуа Буше («Триумф Венеры», «Геркулес и Омфала», «Венера, просящая у Вулкана оружие для Энея», «Туалет Венеры»).

Важное место занимали гравюры и фрески. В этом направлении не было равных Джованни Тьеполо («Ангел, спасающий Агарь», «Аполлон и Дафна», «Встреча Антония и Клеопатры, «Брачное соглашение», «Меркурий и Эней»), последнему из представителей великой венецианской школы.

Пейзажи, особенно городские, также пользовались большой популярностью. В этом жанре отличился Франческо Гварди (« Большой канал в районе рыбного рынка», «Гондола в лагуне», «Вид площади с дворцом», «Венецианский дворик») и Антонио Каналетто («Колизей, «Венеция», «Вид на Темзу», «Вид на залив святого Марка», «Вид на большой канал. Венеция»).

Самые известные портреты эпохи просвещения принадлежат Томасу Гейнсборо («Дама в голубом», «Мистер и Миссис Эндрюс», «Портрет миссис Мэри Грэм»).

В театре

Настоящее перерождение театра случилось именно в XVIII веке. «Золотой век», как скажут некоторые. Играют, в основном, комедии, но иногда и трагедии (например, «Фауст»).

По всей Европе открывается множество театров. В одной только Венеции их 7 штук! В Англии с успехов играют произведения Ричарда Шеридана – «Школа злословия», «Соперники» и многое другое. В Венеции – «Трактирщики» Карло Гольдони, а по всему миру аншлаги собирала пьеса Бомарше «Женитьба Фигаро».

Эпоха просвещения в России

Как уже было сказано ранее, эпоха просвещения не обошла стороной и Россию. Глобальные перемены начались с правления Петра Великого. Именно он приказал обучать население, совершенствовать науку, выпускать газеты и журналы. Благодаря этим преобразованиям, уже через некоторое время страна вступила в этап европеизации. После смерти Петра I и неоднократной смены власти дело продолжила уже Екатерина II, которая последовала за идеями великих французских философов.

Психология русского просвещения весьма отличается от зарубежной. Несмотря на обилие зарубежных идей, некоторые русские мыслители и философы старались внести что-то новое, добавить «свое», но в то же время не выходить за рамки уже принятого канона. К ним, например, можно отнести А.С. Кайсарова, В.В. Попугаева и многих других. Также большой вклад внес и А.Н. Радищев (1749 – 1802 гг.). После публикации известной работы «Путешествие из Петербурга в Москву», где автор открыто критикует крепостничество, его приговаривают к смертной казни и отправляют в ссылку в Сибирь.

Представители

  • М.В. Ломоносов (1711 – 1765 гг.) – российский ученый, историк, естествоиспытатель. Именно он был новатором в образовательной среде, дополнил список обязательных предметов, начал читать лекции на русском языке, вместе с И.И. Шуваловым основал Московский Государственный Университет. Старался воспитывать в людях идею патриотизма и желание делать Россию лучше, умнее и прогрессивнее.
  • А.Н. Радищев (1749 – 1802 гг.) – писатель, философ, поэт. Он выступал противником крепостничества и самодержавия, старался найти варианты освобождения крестьян и грезил об обществе, в котором не будет угнетения рабочего класса. Также идеи Радищева помогли в переходе от дворянского, декабристского правозащитного движения к революционному всенародному порыву.
  • Г.С. Сковорода (1722 – 1794 гг.) – российский и украинский философ, писатель, поэт. Считается первым самобытным мыслителем России. Был основателем русской религиозной философии. Внес невероятно весомый вклад в восточнославянскую культуру.

Охарактеризовать эпоху просвещения в России можно словом «новый» — новые правила, законы, образование, искусство. Новая жизнь! А вот к основным чертам или особенностям можно отнести:

  • Запоздалое начало перемен, ведь просвещение в России началось лишь со второй половины XVIII века.
  • Большое внимание уделяется судьбе и чувствам маленького человека (Классический пример — «Бедная Лиза» Карамзина), а также истории и её развитию («История государства российского» того же Карамзина).
  • Преобладают идеи о космосе, как основе всего.
  • На первый план выходит социальная проблематика: крестьянский вопрос, дикость нравов, повальное невежество, нищета.

Эпоха просвещения больше всего повлияла на литературу, которая воспела патриотизм и чувство нравственного долга по отношению к стране. Культ служения родине стал излюбленной темой в рамках высоких жанров.

Примеры произведений

  1. комедия (Д.И. Фонвизин «Недоросль»),
  2. трагедия (А.П. Сумароков «Дмитрий Самозванец»),
  3. ода (М.В. Ломоносов «На день восшествия на престол Елизаветы Петровны»),
  4. элегия (Г.Р. Державин «Море») и т.п.

Смешивались направления, например, в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» дали о себе знать классицизм и реализм.

В конце XVIII века начинает зарождаться сентиментализм, которому присуще уделять внимаю простому человеку и его чувствам. Главное произведение этого направления – «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина.

Развитие искусства слова повлекло за собой становление самобытной русской лирики, что в дальнейшем приведет к расцвету Золотого века русской поэзии.

В этой статье мы подробно охарактеризовали поздний классицизм – просвещение. Надеемся, что эта эпоха стала вам более понятной!

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Просвещением считают этап развития европейской культуры конца XVII - начала XIX столетие. Рационализм, ум, наука - эти три понятия стали выходить на первый план. Основой идеологии Просвещения становится вера в человека. Восемнадцатое столетие - это время больших надежд человека на себя и свои возможности, время веры в человеческий ум и высокое назначение человека. Просветители были убеждены, что здоровую фантазию, воображение, чувство необходимо формировать. Стали появляться книги, в которых писатели хотели вложить как можно больше информации о мире вокруг людей, дать им представление о других странах и континентах. Конечно, нельзя не вспомнить таких известных людей, как Вольтер , Дидро, Руссо. Целое разнообразие жанров от научной энциклопедии к роману воспитания появляется в этот период. Вольтер в связи с этим сказал: «Все жанры красивы, кроме скучного».

Вольтер (1694-1778 гг.)

Творческое наследие Вольтера огромное: пятьдесят томов по шестьсот страниц каждый. Именно о нем сказал Виктор Гюго, что «это не человек, это - ЭПОХА». Вольтер и до сих пор имеет славу выдающегося ученого, философа, поэта. Что можно найти в «Философских письмах» Вольтера? Принципы философии, которые и теперь являются актуальными: терпимость, право на свободное высказывание собственной мысли. А как относительно религии? Это также была горячая тема. Оказывается, просветители, в частности Вольтер, не отбрасывали существования Бога, но отбрасывали влияние Бога на судьбу человека. Известно, что в переписке с Вольтером состояла российская императрица Екатерина Великая. После смерти философа она хотела купить его библиотеку вместе с их перепиской – однако письма купил и впоследствии опубликовал Пьер Огюстен Бомарше , автор «Женитьбы Фигаро».

Кстати, рабочий день Вольтера длился от 18 до 20 часов. По ночам он часто вставал, будил секретаря и диктовал ему, или же писал сам. А еще он выпивал до 50 чашек кофе в день.

Жан Жак Руссо (1712 – 1778 гг.)

Также, как и Вольтер, является французским философом, одним из самых влиятельных мыслителей 18 века, идейным предшественником французской революции. В своих первых произведениях Руссо выразил положения своего мировоззрения. Основы гражданского быта, разделение труда, собственность, государство и законы являются лишь источником неравенства, несчастья и порочности людей. Исходя из мысли, что человек от природы наделен склонностью к добру, Руссо считал, что основной задачей педагогики является развитие вложенных в человека природою добрых задатков. С этой точки зрения Руссо восставал против всяких насильственных приемов в деле воспитания и в особенности против загромождения детского ума ненужными знаниями. Идеи Руссо оказали влияние на деятелей Великой французской революции, они записаны в американской Конституции, его педагогические теории все еще дают о себе знать косвенным образом почти в каждой школе во всем мире, и его влияние на литературу сохранилось до наших дней. Руссо развил свои политические идеи в ряде трудов, вершиной которых является вышедший в 1762 году трактат «Об общественном договоре». «Человек рожден быть свободным, а между тем он везде в оковах». Эти слова, которыми начинается первая глава трактата, обошли весь мир.

Кстати, Жан Жак Руссо был автором музыкального словаря и написал комическую оперу «Деревенский колдун», ставшую родоначальницей французских опер-водевилей и продержавшуюся на французской оперной сцене более 60 лет. В результате его конфликта с церковью и правительством (начало 1760-х, после выхода книги «Эмиль, или О воспитании») изначально свойственная Руссо подозрительность приобрела крайне болезненные формы. Ему везде мерещились заговоры. Именно его «Общественным договором» вдохновлялись борцы за идеалы Великой французской революции; сам Руссо, как ни парадоксально, никогда не был сторонником столь радикальных мер.

Дени Дидро (1713- 1784 гг.)


Французский философ-просветитель - иностранный почетный член Петербургской АН. Основатель и редактор «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел». В философских произведениях Дени Дидро, будучи сторонником просвещенной монархии, выступал с непримиримой критикой абсолютизма, христианской религии и церкви, отстаивал (опираясь на сенсуализм) материалистические идеи. Литературные сочинения Дидро написаны в основном в традициях реалистически-бытового романа Просвещения. Если буржуазия стремилась разрушить сословные перегородки между собой и привилегированным дворянством, то Дидро разрушал сословные перегородки в литературных жанрах. Отныне трагедия становилась более очеловеченной. Все сословия могли быть представлены в драматическом произведении. Вместе с тем рационалистическое построение характеров уступило место реальному изображению живых людей. Подобно Вольтеру, он не доверял народной массе, неспособной, по его мнению, к здравым суждениям в «нравственных и политических вопросах». Дидро поддерживал дружеские отношения с Дмитрием Голицыным . Как критик искусства он писал ежегодные обзоры художественных выставок - "Салоны". А с 1773 по 1774 год Дидро, по приглашению Екатерины II, совершил путешествие в Россию и жил в Петербурге .

Монтескьё (1689-1755)


Полное имя-Шарль-Луи де Секонда , барон Ля Брэд и де Монтескьё. Французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма», статей из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел», труда «О духе законов», сторонник натуралистического подхода в изучении общества. Разработал доктрину о разделении властей. Монтескьё вёл простую уединённую жизнь и с полной душевной силой и глубокой серьёзностью концентрировался на задаче наблюдателя, думающего и ищущего нормы. Пост президента парламента Бордо , доставшийся Монтескьё в 1716 г., вскоре стал его тяготить. В 1726 году он оставил эту должность, но, как владелец замка Ла-Бред, верно сохранял корпоративные убеждения парламентской аристократии.

Он представлял собой уже редко встречавшийся в то время тип французского аристократа, не дававшего уловить себя соблазнам двора, и стал ученым в духе дворянской независимости. Большие путешествия по Европе , предпринятые Монтескьё в 1728-1731 гг., имели характер серьёзных исследовательских поездок. Монтескьё активно посещал литературные салоны и клубы, был знаком со многими литераторами, учеными, дипломатами. К числу его собеседников, например, можно отнести французского исследователя спорных вопросов международного права Габриэля Мабли.

XVIII столетие вошло в историю Запада как эпоха Просвещения. Идеология Просвещения возникла в XVII в. — ее родоначальником считается английский философ Д. Локк (1632-1704), — однако ее расцвет пришелся на следующее столетие. Наибольшее развитие она получила во Франции , где ее представляют такие мыслители, как Вольтер (1694-1778), Ш. Монтескьё (1689-1755), Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) и др. В Германии Просвещение связано с именами И. Гердера, И.В. Гёте, И. Канта и др., в США - Т. Джефферсона, Б. Франклина и др.

По своему содержанию XVIII в. стал продолжением предыдущего и эпохи Возрождения. Он резко противопоставил себя «мрачному» Средневековью, еще более возвысил авторитет и роль разума и науки, сделал исключительно актуальными идеи гуманизма. Однако он вовсе не был простым повторением предыдущего. XVIII в. завершил Новое время и создал все необходимые предпосылки для последующего развития западного мира.

Прослеживая и осмысливая эволюцию человечества, философы-просветители разработали довольно стройную и целостную концепцию его прошлого, настоящего и будущего. Основу этой концепции составили понятия «естественного состояния», «естественного права», «природы человека», «общественного договора», разума, прогресса, «светлого будущего» и т.д.

Согласно данной концепции, эволюция человечества началась с «естественного состояния», покоившегося на «естественном праве», которое в свою очередь соответствовало «природе человека».

Последняя, по мнению просветителей, представляет собой совокупность таких качеств и ценностей, как любовь, жалость, сострадание, милосердие, свобода, равенство, братство, справедливость и т.д., которые присущи только человеку и отличают его от всех других живых существ. Они являются естественными , поскольку рождаются вместе с человеком и выступают одновременно и его свойствами, и его неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Без них и без права на них человек перестает быть человеком. Руссо рассматривает свободу как саму сущность человека и человечества, а жалость — как естественный фундамент всех общественных добродетелей. Руссо является автором известного изречения: «человек рождается свободным, но повсюду он в оковах».

Период естественного состояния человечества, под которым имелось в виду первобытное общество, просветители назвали «золотым веком», поскольку он, по их мнению, был отмечен наивысшим торжеством свободы, равенства, справедливости и других принципов и ценностей. Вместе с тем все эти принципы ничем не гарантировались, находились под постоянной угрозой и все чаще нарушались, причиной чему служили недостаток любви и избыток соперничества между людьми.

В конце концов общество должно было задуматься об их защите и гарантиях. Так возникло, а вместе с ним - , и . Оно возникло не по воле Бога, а в результате сознательного соглашения, «общественного договора» между людьми. Именно государство должно было гарантировать строгое соблюдение принципов и норм естественного права. Вместе с его возникновением прежнее естественное состояние общества уступало место гражданскому. Его появление означало также рождение цивилизации.

По мнению просветителей, последующая эволюция человечества показала, что государство плохо справлялось с возложенными на него задачами. Общество все дальше отходило от установок естественного права, в нем множились разного рода несвободы, росли неравенство и несправедливость. Высшей точкой в этом процессе явился феодализм с его абсолютной монархией, который просветители подвергли суровой и непримиримой критике.

Они утверждали, что феодальный строй несовместим с принципами разума и естественного права и посему должен уступить место новому обществу, в котором указанные принципы будут вновь восстановлены. Вместе с тем они понимали, что возврат в прошлое, в «золотой век» невозможен. Поэтому предлагаемая ими грандиозная программа построения нового общества носила ярко выраженный футуристический характер: она была устремлена в «светлое будущее», в «лучезарное завтра», говоря словами французских просветителей, в котором вновь восторжествуют Свобода, Равенство. Справедливость и т.д. Примечательно, что лидеры Великой французской революции объявили 1793 г. первым годом «новой эры».

На пути к «светлому будущему» просветители видели два главных препятствия: деспотизм, выступающий в форме абсолютной монархии, и обскурантизм, воплощением которого была религия и Церковь.

В качестве основных средств построения нового общества выдвигаются просвещение и воспитание. Невежественный, непросвещенный. темный человек, по мнению просветителей, не может быть свободным. В свою очередь, только невежественный монарх мирится с угнетением, неравенством и несправедливостью, не сознавая всей их безнравственности.

Поэтому просветители возлагают большие надежды на просвещенного монарха, «государя-философа», «мудреца на троне», который будет способен сознательно избавить общество от несвободы, несправедливости и других пороков. Решающая роль в достижении светлого будущего отводилась разуму. В своем убеждении в возможности создания справедливого общества просветители полагались на веру в прогресс разума и способность человека к бесконечному самосовершенствованию. Разум был объявлен высшим судьей всего существующего.

Помимо обшей программы переустройства общества просветители выдвинули решения многих конкретных проблем. В частности, ими была разработана классическая концепция политического плюрализма, особый вклад в создание которой принадлежит Монтескье. В основе этой концепции лежит известный принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Монтескье ставил закон выше власти, считая, что последняя должна строго следовать букве и духу закона. Он полагал, что власть проистекает из силы, а закон — из разума.

Просветители также разработали целостную и глубокую концепцию человека, его прав и свободы. Основные ее идеи и положения нашли отражение в знаменитой «Декларации прав человека и гражданина» (1789), с которой начиналась Великая французская революция. Эта Декларация провозгласила неотъемлемыми правами человека свободу личности, слова, совести, равенство прел законом, право на борьбу против угнетения. Она также объявила неприкосновенной частную собственность.

Применительно к культуре в исследованиях просветителей вполне отчетливо оформились два основных направления в понимании соотношения между национальной и мировой культурами - культурный релятивизм и универсализм. Большинство просветителей, особенно французских, придерживалось культурного универсализма, который исходил из того, что имеется единство рода человеческого, единая для всех «природа человека», что при всем многообразии наций и народов существуют универсальные, всеобщие, наднациональные нравственные, эстетические и иные ценности. В силу этого мировая культура вполне возможна, и для европейских народов она уже существует, а в будущем — благодаря прогрессу разума, просвещения и воспитания — человечество создаст в полном смысле единую мировую культуру.

Сторонники культурного релятивизма, родоначальником которого считается И. Гердер. придерживаются противоположных позиций, утверждая, что никакой единой природы человека нет, а есть только немцы, французы, русские и т.д., что существуют одни только национальные культуры, что никакой мировой культуры нет и она невозможна. Начатый просветителями спор продолжается и в наши дни, выступая сегодня как проблема соотношения между национальными и общечеловеческими ценностями.

Идеология Просвещения обусловила развитие всех областей культуры XVIII в. В весьма трудном положении оказалась религия. Она впервые становится предметом суровой критики. Самым ярым и решительным ее критиком выступает Вольтер. Ему принадлежит знаменитый призыв: «Раздавите гадину!», направленный против религии и особенно Церкви. Именно Церковь является для него главным источником бед и несчастий народа. Он изобличает ее как защитницу феодального строя, оплот обскурантизма, фанатизма и нетерпимости, противницу разума, науки и просвещения. В целом XVIII в. отмечен резким ослаблением религиозных основ культуры и усилением ее светского характера.

В гораздо более благоприятных условиях развивается философия. Это неудивительно, поскольку вся идеология Просвещения была созданием философов-просветителей. В своих философских исследованиях они продолжают критику религии и средневековой схоластики, начатую предшествующими эпохами. В то же время многие из них, включая Вольтера, не порывают с религией полностью и придерживаются концепции деизма, согласно которому Бог. будучи Мировым Разумом, является Творцом природы, однако после ее сотворения Он не вмешивается в ее существование.

Другие философы-просветители, в особенности французские материалисты — Дидро, Гольбах, Гельвеций — занимали более решительную позицию по отношению к религии. Они отвергали деизм и объясняли мир исходя из него самого, опираясь на естественные законы.

Философия XVIII в. развивалась в тесном единстве и сотрудничестве с наукой и естествознанием. Огромным достижением этого сотрудничества стало издание «Энциклопедии» в 35 томах (1751-1780), вдохновителями и редакторами которой выступили Дидро и Д"Аламбер. Содержание «Энциклопедии» составили передовые идеи и взгляды на мир и человека. Она явилась сводом ценнейших знаний и сведений о развитии науки, искусства и ремесел.

XVIII столетие стаю временем бурного развития науки. В этот период завершается начавшаяся ранее научная революция, и наука — имея в виду естествознание — достигает своей классической формы. Основные признаки и критерии такой науки сводятся к следующим: объективность знания, опытность его происхождения, исключение из него всего субъективного. Наука приобретает невиданный общественный престиж. Вместе с философией ома предстает как единственно адекватное воплощение разума.

Необычайно возросший авторитет науки приводит к тому, что уже в XVIII в. возникают первые формы сциентизма . который ставит науку на место религии, абсолютизирует и обожествляет роль и значение науки. На его основе формируется также так называемый сциентистский утопизм, согласно которому законы общества могут становиться совершенно «прозрачными», целиком познанными; а политика — основываться на строю научных законах, ничем не отличающихся от законов природы. К таким взглядам, в частности, склонялся Дидро, который смотрел на общество и человека через призму естествознания и законов природы. При таком подходе человек перестает быть субъектом познания и действия, лишается свободы и отождествляется с обычным объектом или машиной.

Весьма успешно развивается также художественная культура, где наблюдается гораздо больше преемственности. Искусство XVIII в. выступает во многом прямым продолжением века предыдущего. Основными стилями по-прежнему остаются классицизм и барокко. В то же время наблюдается внутренняя дифференциация искусства, его дробление на растущее число тенденций и направлений, которые выглядят не очень четкими, размытыми. Возникают новые стили, в частности, рококо и сентиментализм.

В целом искусство XVIII в. — по сравнению с предыдущим — представляется менее глубоким и возвышенным, оно предстает более легким, воздушным и поверхностным. Оно демонстрирует ироническое и скептическое отношение к тому, что ранее считалось благородным, избранным и возвышенным. В нем заметно усиливаются эпикурейское начало, тяга к гедонизму, дух удовольствия и наслаждения. Вместе с тем искусство становится более естественным, ближе к реальной действительности. Более того, оно все больше вторгается в социальную жизнь, борьбу и политику, становится ангажированным.

Классицизм представляет в первую очередь французский художник Ж.-Л. Давид (1748-1825). В его творчестве нашли отражение большие исторические события, тема гражданского долга. Известная его картина «Клятва Горациев» звучит как призыв к борьбе против абсолютизма. Это произведение отличается строгой композицией, четким ритмом, ярким и сочным колоритом. Другое его полотно — «Смерть Марата» — посвящено Великой французской революции, в которой Давид принял активное участие. Здесь, напротив, господствует подчеркнутая лаконичность, аскетизм живописных средств. Грандиозным полотном на историческую тему стала картина «Коронация Наполеона I».

Барокко XVIII в. не дало фигур, равных по масштабу и значимости Рубенсу. Будучи «большим стилем» эпохи абсолютизма, оно постепенно утрачивает свое влияние, и к середине XVIII в. его все больше теснит стиль рококо, который иногда называют выродившимся барокко.

Наибольшее распространение рококо получило во Франции. Одним из самых известных его представителей является художник О. Фрагонар (1732-1806). Он продолжает линию Рубенса, что находит проявление в его чувственном восприятии цвета и особом внимании к красоте женской плоти, волнующим телесным формам. Ярким примером в этом плане является картина «Купальщицы», выражающая настоящий апофеоз жизни, чувственной радости и наслаждения. В го же время изображаемые Фрагонаром плоть и формы предстают как бы бестелесными, воздушными и даже эфемерными. В его произведениях на передний план выходят виртуозность, изящество, изысканность, световые и воздушные эффекты. Именно в таком духе написана картина «Качели».

Сентиментализм , возникший во второй половине XVIII в., явился первой оппозицией просветительскому обожествлению разума. Он противопоставил разуму культ естественного чувства. Одним из основателей и главных фигур сентиментализма стат Ж.-Ж. Руссо. Ему принадлежит известное высказывание: «Разум может ошибаться. чувство — никогда!». В своих произведениях — «Юлия, или Новая Элоиза», «Исповедь» и др. — он изображает жизнь и заботы простых людей, их чувства и мысли, воспевает природу, критически оценивает городскую жизнь, идеализирует патриархальный крестьянский быт.

Самые великие художники XVIII в. выходят за стилевые рамки. К ним относятся прежде всего французский художник А. Ватто (1684-1721) и испанский живописец Ф. Гойя (1746-1828).

Творчество Ватто находится ближе всего к стилю рококо. Поэтому его иногда называют гением эпохи рококо. В то же время в его произведениях ощущается влияние Рубенса и Ван Дейка, Пуссена и Тициана. Он по праву считается предшественником романтизма и первым великим романтиком в живописи. Ж. Ко кто сравнивает Ватгос Моцартом. Все это делает творчество французского художника исключительно сложным и многозначным.

Главными темами его произведений являются природа и женщина, любовь и музыка. Ватто стал одним из самых великих живописцев человеческой души, ее неизмеримых глубин и тончайших переливов. Он создал удивительно музыкальную живопись, как бы вибрирующую и пульсирующую. Она отмечена яркой театральностью. В ней сочетаются реальное и воображаемое, серьезное и смешное, радость и грусть. В картине «Утренний туалет» Ватто изобразил чудесную обнаженную девушку. Полотно «Пьеро» посвящено итальянскому комедианту. Самым знаменитым произведением художника считается картина «Паломничество на остров Киферу».

Не менее сложным и многогранным является искусство Ф. Гойи. Своим творчеством он продолжает реалистическую тенденцию Рембрандта. В его произведениях можно обнаружить влияние Пуссена, Рубенса и других великих художников. Вместе с тем его искусство органически слито с испанской живописью — в особенности с искусством Веласксса. Гойя принадлежит к числу живописцев, творчество которых имеет ярко выраженный национальный характер. Гойя успешно творил практически во всех жанрах живописи. Будучи придворным художником, он создал великолепные портреты членов королевской семьи. Среди них можно выделить «Портрет королевы Марии-Луизы». В портретном жанре им также созданы такие шедевры, как «Маха на балконе», «Портрет Сабасы Гарсия». На многих полотнах Гойи изображены простые люди-труженики, сцены из народной жизни, прекрасные испанские пейзажи, бой быков и т.д. К числу знаменитых произведений относится серия офортов «Кап- ричос», исполненных с удивительной художественной силой.

Особо необходимо выделить музыкальное искусство, переживающее в XVIII в. невиданный подъем и расцвет. Если XVII в. считается веком театра, то XVIII в. по праву можно назвать веком музыки. Ее общественный престиж возрастает настолько, что она выходит на первое место среди искусств, вытеснив оттуда живопись.

Музыку XVIII в. представляют такие имена, как Ф. Гайдн, К. Глюк, Г. Гендель. Из числа великих композиторов пристального внимания заслуживают И.С. Бах (1685-1750) и В.А. Моцарт (1756-1791).

Бах является последним великим гением эпохи барокко. Он успешно творил практически во всех музыкальных жанрах, кроме оперы. Его музыка намного опередила свое время, предвосхитив многие более поздние стили, включая романтизм. Творчество Баха составляет вершину искусства полифонии. В области вокально-драматической музыки самым знаменитым шедевром композитора является кантата «Страсти по Матфею», повествующая о последних днях жизни Христа. Наибольшую славу Баху при его жизни принесла органная музыка. Здесь он не знает себе равных. В области музыки для клавира гениальным творением композитора является «Хорошо темперированный клавир », представляющий собой своеобразную энциклопедию стилей музыки XVII -XVIII вв.

Австрийский композитор В.А. Моцарт входит в число величайших гениев мирового искусства. Он принадлежит к венской классической школе. Его музыку отличают классическая, прозрачная ясность и пронзительная чистота звучания. Однако его творчество выходит за рамки какого-либо определенного стиля. В его произведениях принципы классицизма сочетаются с эстетикой сентиментализма. В них также присутствуют легкость, изящество, изысканность и нежность галантного стиля.

В то же время Моцарт является предшественником романтизма — первым великим романтиком в музыке. Его творчество охватывает почти все жанры, и повсюду он выступает смелым новатором. При жизни Моцарта наибольшим успехом пользовались его оперы. Наиболее известными среди них являются «Свадь6 a Фигаро». «Дон Жуан», «Волшебная флейта». Особого выделения заслуживает также «Реквием ». Однако настоящая слава пришла к Моцарту после его смерти. Он стал символом невероятной одаренности, непревзойденной гениальности, беззаветной верности искусству.

Эпоха Просвещения имеет фундаментальное значение для последующей истории Западной Европы. Она стала временем утверждения и торжества человеческого разума. Она выступила и как проект, и как начало современной эпохи. Провозглашенные ею идеалы и ценности в течение двух столетий играли определяющую роль в развитии человечества. Однако многие из них в наши дни переживают глубокий кризис.

«Культура эпохи Просвещения» - Герой произведения проявляет лучшие человеческие качества: трудолюбие, предприимчивость. Уильям Хогарт, "Подкуп голосов", 1754, (фрагмент). В окрестностях Бове. Подготовить выступление от группы). «Настало время сопоставить времена» Н.Я.Эйдельман. Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Клятва горациев.

«Век Просвещения 18 век» - Царство Разума (всеобщее благо). Эпоха Просвещения (XVIII век). Выберите 3 основных (естественных, неотчуждаемых) права: Народ. Астрономия Медицина Физика Математика. Республика. Ограниченная монархия. Научные открытия XVII века Реформация Возрождение. Общественный договор. Н. Коперник И. Ньютон Г. Галилей У. Гарвей Д. Бруно Р. Декарт.

«Война за независимость в США» - 1. Первый континентальный конгресс. Во время войны за независимость (1775-1783) командовал колониальными войсками. 3. Назовите различия в развитии хозяйства колоний Новой Англии и Южных колоний? 2. Заполнить таблицу «Конституция 1787 года» в тетради. Создание Соединенных Штатов Америки». 5. Итоги и значение войны.

«Политика просвещенного абсолютизма» - Реформы К.Маврокордата. Политика просвещенного абсолютизма в странах Европы. Политика просвещенного абсолютизма. Реформы Марии-Терезии и Иосифа II. Начало славных дел Петра. Фридрих II. ЕкатеринаII. Выводы. Константин Маврокордат. Европа в начале нового времени. Критерии оценивания устного сообщения.

«Независимость в США» - Акт о гербовом сборе был открыто несправедлив к американцам. Битва при Саратоге. ПЕРВЫЙ КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ КОНГРЕСС 1774 год. Но за Массачусетсом стояла вся Америка: пришлось распустить и другие Законодательные собрания. Почти во всех колониях стали появляться организации называвшие себя Сынами свободы.

«Война за независимость США» - Причины: нехватка оружия, боеприпасов, обмундирования. Создание Соединённых Штатов Америки (США). 3 сентября 1783 года-. 4июля 1776г. Декларация независимости. Военные действия 1776-1777г.г. Вашингтон и Лафайет. Англия потерпела поражение, победу одержало молодое государство США. 1781г. Решающая битва под Йорктауном.

Всего в теме 25 презентаций

Имя эпохи образовано от корня «свет». Образованные люди этой эпохи, которая пришлась на XVII–XVIII века, противопоставляли свет разума религиозному мракобесию, свет науки – тьме невежества, свет истины – теням заблуждений. Основным элементом мировоззрения вновь, как и в древности, становится Природа, но совсем на другом основании. Дело в том, что в это время начинается промышленная революция, происходит технический переворот, появляется индустрия в виде мануфактур, фабрик, заводов. А поскольку паровую машину невозможно построить, руководствуясь текстами Священного Писания, то возникает насущная потребность в знаниях о действительной природе вещей, о свойствах веществ, качествах существ и о силах, которые ими движут.

Лозунг науки эпохи Просвещения сформулировал английский философ-материалист Френсис Бэкон в знаменитом трактате «Новый Органон»: «Знание – сила», и эти слова стали афоризмом вплоть до сегодняшнего дня. Человек познает природу не из любопытства, а для того, чтобы из нее извлекать пользу и ставить силы природы себе на службу. Впрочем, о практической стороне познания уже шла речь в предыдущей главе «Философия познания».

Наука в эпоху Просвещения приобретает эмпирический (от лат . empiria – опыт) характер . Ученые испытывают природу, пытаются разгадать ее тайны, выпытывают секреты естества. Делается это методами эмпирических исследований: наблюдения, измерения, эксперимента. Происходит объединение физики и математики, а использование последней придает точность полученным знаниям и гарантирует их доказательность и всеобщность: математическая форма закона природы в виде формулы применима ко всем частным случаям и поэтому принимается с необходимостью.

Знаковой фигурой в становлении новой науки был итальянский великий ученый Галилео Галилей. Он усовершенствовал телескоп и с его помощью открыл горы на Луне и спутники Юпитера. Благодаря этому открытию он убедился в истинности предложенной Коперником гелиоцентрической модели Вселенной и стал ее настойчивым пропагандистом, приведя множество убедительных аргументов в ее пользу в «Диалоге о двух системах мира». За пропаганду гелиоцентризма Галилей был привлечен к суду церковной инквизиции, которая под страхом казни вынудила его отречься от своих взглядов. Однако, по преданию, выходя из здания суда, Галилей произнес знаменитую фразу: «И все-таки она вертится!», имея в виду Землю.

Дух опытной и точной науки выразился в ряде открытий Галилея в механике. Так, он решил испытать истинность утверждения Аристотеля о том, что тяжелые тела падают на землю быстрее, чем легкие. Тысячу лет никто в этом не сомневался, но Галилей решил проверить: так ли на самом деле? Для проверки он сконструировал опрокидывающуюся доску и с ее помощью сбрасывал с балюстрады знаменитой Падающей башни в городе Пиза тела разной массы: мушкетную пулю и пушечное ядро. В результате сотен испытаний он получил статистически определенный результат: тела разной массы падают вниз одновременно. Аристотель был неправ!

Наблюдая, как в церковном соборе на длинных цепях раскачиваются люстры, Галилей с помощью собственного пульса отметил, что время их движения между крайними точками постоянно. Проведя множество опытов с маятниками, подвешивая всевозможные грузики на самых разных нитях, Галилей открыл законы колебаний, определив, что поведение маятника зависит исключительно от массы груза и длины нити, на которой он подвешен. Причем размеры груза и материал совершенно безразличны, поэтому от них можно отвлечься и ввести понятие материальной точки как физической массы, лишенной геометрических размеров. Так появляется идеализация как средство создания теории. Точно так же падение тел Галилей исследовал с помощью изобретенной им наклонной доски с колокольчиками, засекающими промежутки времени. В итоге множества испытаний, скатывая шары разной массы по наклонной плоскости, Галилей открыл, что падение тела происходит ускоренно, и определил точное численное значение ускорения свободного падения.

Многочисленные и разнообразные опыты проводил другой великий ученый – англичанин Исаак Ньютон. Ему принадлежит открытие сложного состава белого света, луч которого он разложил с помощью стеклянной призмы на отдельные компоненты – семь цветов радуги. Но более всего Ньютон известен тем, что на основе наблюдений и измерений он сформулировал основные законы механики. Причем уже первый закон Ньютона – «Если на тело не действуют никакие другие тела, оно сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения» – шел вразрез с утверждением Аристотеля о том, что, растрачивая кинетическую энергию, движущееся тело в итоге останавливается. Опираясь на исследование Галилеем причины приливов и отливов морей, Ньютон по точным данным о движении Луны открыл закон всемирного тяготения. Есть рассказ о том, что идея закона пришла к нему после того, как ему в саду на голову упало яблоко (знаменитое «яблоко Ньютона»), но это – не более чем досужая байка.

Крупнейшим достижением Ньютона было создание нового метода точного описания движения – математического анализа или дифференциального и интегрального исчисления, в котором использовались такие идеализации, как бесконечно малая величина и предел суммы, которые позволяли вычислять точные значения траекторий движения тел или их геометрические размеры и объемы. Математический анализ был также независимо от Ньютона разработан великим немецким философом и ученым Готфридом Лейбницем, и эти два ученых долгое время переписывались с коллегами по всей Европе, настаивая на своем приоритете. При этом осыпали друг друга оскорблениями и обвинениями в плагиате, т. е. краже. Humanum sum! Ничто человеческое и им было не чуждо!

Важным научным достижением стало также создание великим французским математиком Рене Декартом метода аналитической геометрии и изобретение им знаменитой декартовой системы координат. Причем он рассказывал, что идея прямоугольной сети опорных линий пришла ему в голову, когда он наблюдал причудливую кривую линию, которую выписывала муха, ползающая по стене, отделанной кафельной плиткой. Идея Декарта состояла в том, что каждую точку этой кривой линии можно задать двумя проекциями на опорные прямые и тем самым выразить числами. Тогда любую траекторию можно описать численными преобразованиями, т. е. алгебраически.

Философия эпохи Просвещения на сей раз откликалась на свершения в науке и сама служила интересам нового лидера духовной культуры: ведь наукой увлекались не только сами ученые, но вообще образованные сословия вплоть до коронованных особ. Просвещенными монархами себя называли и всячески поддерживали ученых прусский король Фридрих II, датская королева Христина, русская императрица Екатерина II. Наука была ведущей формой общественного сознания, и философия выступала рефлексией этого положения, поэтому специфика философии Просвещения выражается термином гносеоцентризм (от греч . gnosis – знание).

Во-первых, сами ученые активно занимались философией: в предыдущей главе «Философия познания» Бэкон был представлен как родоначальник эмпиризма ; ближайший друг и сотрудник Ньютона Джон Локк – как основатель сенсуализма , а Декарт и Лейбниц – как основоположники рационализма . Однако самым заметным явлением в философии Просвещения был механистический материализм , особую роль в утверждении которого сыграли французские философы XVIII века, известные как энциклопедисты , поскольку они предприняли и в течение многих лет поддерживали издание многотомной «Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел» (от фр . en cicle aux pedie – вождение по кругу; от греч . kiklos – колесо, круг, paidos – нога и gogos – ведущий). Педагогом в древней Греции называли раба, провожавшего детей в школу.

Импульс дальнейшему просветительству придал знаменитый революционный публицист Вольтер (наст. Франсуа-Мари Аруэ), который, много лет живя в изгнании в Англии, подружился там с Ньютоном и Локком, а по возвращении во Францию принялся активно пропагандировать механику Ньютона и материализм Локка. Вокруг Вольтера и издателя Даламбера собралась группа энтузиастов, решивших нести свет знаний в народные массы.

Самыми знаменитыми из энциклопедистов были Дени Дидро, отстаивавший основные положения материализма и атеизма, а также сенсуалистическую гносеологию в «Трактате об ощущениях»; Поль-Анри Гольбах, автор обстоятельной книги «Система природы», в которой он применил механику к объяснению множества физических явлений и процессов, причем эта книга была настолько популярной, что ее прозвали «Библией материализма»; энциклопедист Жюльен Ламетри, прославившийся трактатом «Человек-машина», в котором попытался механическими причинами объяснить поведение человека; врач по профессии Дестюд де Траси Кабанис, который уподобил мышление человека вещественным отправлениям органов тела: «Мозг выделяет мысль точно так же, как печень выделяет желчь!», но такая версия получила обидное прозвище «вульгарный материализм».

Даже общественную жизнь энциклопедисты пытались объяснять действием естественных причин. Так, Шарль Монтескье в трактате «О духе законов» утверждал, что людьми в их социальной деятельности управляют механические по природе силы притяжения и отталкивания, соединения и разложения, только называем мы их другими словами: дружба и вражда, любовь и ненависть, и т. п.

Он же создал материалистическое, но по сути механистическое учение географического детерминизма , согласно которому общественные нравы, характеры людей и даже государственные порядки определяются географическими факторами: рельефом местности, топографией, климатом и т. п. Так, островитяне замкнуты, а жители континента общительны; горцы горды и независимы, а жители равнин дружелюбны и толерантны; южане вспыльчивы и горячи, а северяне сдержанны и хладнокровны; на маленьких территориях устанавливаются республики с демократическим строем, а на огромных пространствах – монархии с деспотическим правлением, иначе власть не удержать.

Ну, а Жан-Жак Руссо в своих многочисленных сочинениях остро критиковал цивилизованное общество и в качестве идеала рассматривал естественное состояние жизни людей на лоне природы: пастораль (от фр . pastouraux – пастушки) как общество без власти, без законов, без имущества и без семьи. Об это он писал в скандальном трактате «Об источнике и основаниях неравенства между людьми», где причиной всех социальных зол называл частную собственность.