Как философ смысл жизни искал. Конспект: Философы о смысле жизни человека. Что такое философия жизни

Министерство образования и науки Российской Федерации

Факультет Прикладной Математики и Информатики

Кафедра философии

Реферат по Философии

Тема: Философия смысла жизни

Выполнил: Штабель А.А.

Группа: ПМ-24

Преподаватель: Глухачёв В.В.

Новосибирск

Введение. 3

1.Проблема смысла жизни. 3

2.Философы Древнего Рима и Греции 4

3.Основные философские течения. 6

3.1.Экзистенциализм. 6

3.2.Нигилистские взгляды. 8

3.3.Позитивистские взгляды. 9

3.4.Гуманизм. 9

3.5.Прагматические взгляды. 10

4.Проблема смысла жизни с точки зрения религии. 11

4.1.Христианство. 12

4.2.Ислам. 12

4.3.Буддизм. 14

5.Русские философы о смысле жизни. 15

Заключение. 16

Список использованной литературы: 18

Введение.

Я выбрал именно эту тему для реферата, по той причине, что проблема смысла жизни затрагивает не только философию, но и нашу повседневную жизнь.

Многие (если даже не все) люди задумываются в определённый момент жизни, над тем, зачем же они существуют. Но вряд ли кто-то сможет точно сформулировать это и объяснить. Это знание заложено где-то в подсознании человека и, по сути, является совокупным его мнением о жизни в целом, на основании уже приобретённого им опыта. Люди могут дать ответ на этот вопрос, но только в некотором индивидуальном плане. Ведь как говорится: разные люди – разные мнения. В зависимости от классовой и религиозной принадлежности, люди имеют разные представления о смысле жизни. Однако, если взять определённую группу людей, относящуюся к одному классу одной эпохи, то их мнение будет иметь общий характер, хотя будет различаться по некоторым параметрам.

На протяжении всего существования науки Философии, её приверженцы задавались вопросом, в чём смысл жизни. И ответы на этот вопрос были различны в разные эпохи и для каждого философа в отдельности. В своём реферате я собираюсь рассмотреть и сравнить мнения философов о смысле жизни в разные эпохи существования человечества.

  1. Проблема смысла жизни.

Проблема смысла жизни самым тесным образом связана с проблемой человеческой сущности. Они пересекаются по многим критериям и зачастую даже совпадают. Ведь и та и другая имеют дело с человеком – высшим феноменом материального мира.

Сама по себе, проблема смысла жизни очень сложна - ее пытались решить многие мыслители прошлого, на протяжении всего существования человеческого общества. Она находится в центре внимания и в современной философии. Однако однозначного ответа на вопрос о том, в чём смысл жизни, пока нет. Для чего живет человек? Французский писатель и философ А. Камю в своём произведении «Миф о Сизифе» писал, что существует только один фундаментальный вопрос философии. Это вопрос о том, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить. Все остальные – имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями – второстепенно. Поэтому «вопрос о смысле жизни я считаю самым неотложным из всех вопросов», заключает он. Смыслу человеческого существования также посвящен ряд философских концепций. Одной из самых древнейших является концепция Экклезиаста. В ней, автор подчеркивает ничтожность человеческой жизни. Жизнь человека, по мнению автора, это бессмыслица, нелепость, чепуха. Он полагает, что и составляющие жизни – богатство, власть, любовь, труд – по сути своей так же бессмысленны, как «погоня за ветром». По существу Экклезиаст отрицал наличие у человека смысла жизни. В то же время у него были любопытные практические наставления для людей: раз небытие человека неизбежно, то остается как можно лучше использовать отпущенный нам короткий срок жизни. В этом случае, по его мнению, обретает положительное значение и творческий труд, и любовь, и богатство. Также одними из первых философов, кто задумывался о проблеме смысла жизни являлись философы Древнего Рима и Греции.


Введение

1. Эпоха Средневековья

2. Новое время

Вывод

Список источников

Введение


Каждый из нас рано или поздно задается вопросом о смысле жизни. Если вопрос о соотношении духа и природы, мышления и бытия называют основным вопросом философии, то вопрос о смысле жизни можно назвать одним из основных "человеческих" вопросов, который задает себе в той или иной степени каждый человек, не только философ. На вопрос о смысле жизни разные философские учения отвечают по-разному. Представители идеалистических концепций обращают свой взор к Богу, духу, идеям. Представители материализма же концентрируют внимание на объективной действительности и реальной жизнедеятельности людей. На мой взгляд, данный вопрос до сих пор остается открытым, т.к. каждый человек (каждая личность) должна и будет его решать по-своему. Более того, если бы каждый не отвечал бы для себя на этот вопрос, то само существование человека было бы бессмысленно.

Смысл жизни (смысл бытия) - философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

Разумеется, выбор смысла жизни зависит от многих факторов - объективных и субъективных. К объективным относятся: состояние войны и мира, социально-экономические отношения в обществе, сложившийся политический режим, господствующее в нем мировоззрение, и многое другое. В этом случае подразумевается необходимость ответить на вопросы: "В чем состоят жизненные ценности?", "Что является целью жизни?", "Зачем (для чего) жить?". К субъективным факторам относятся, скорее, качества личности, как индивидуума: характер, воля, практичность, рассудительность, пунктуальность и т.д.

Ввиду многогранности и неоднозначности решения смысла жизни нет точного и единогласно принимаемого ответа ни на вопрос о наличии смысла в самой жизни, ни на вопрос, в чем может быть найден такой смысл. Объектом данного исследования избраны сама категория смысла жизни и попытки поиска смысла/либо обоснования его отсутствия. Предметом исследования становятся сущностные черты проблематики поиска смысла жизни, а также различные взаимосвязи с другими категориями.

Попытаемся ответить на вопрос о наличие какого-либо смысла в жизни, сопоставив различные философские учение, известных авторов и критиков данной тематики. И все же ответить по-своему на данный вопрос.

Раздел 1. Философское видение проблемы


Понятие смысла жизни (или поиска в жизни смысла как такового) имеет место быть в любой развитой мировоззренческой системе, оправдывая и истолковывая свойственные этой системе моральные нормы и ценности, демонстрируя цели, оправдывающие предписывающую ими деятельность.

Социальное положение индивидов, групп, классов, их потребности и интересы, стремления и ожидания, принципы и нормы поведения определяют содержание массовых представлений о смысле жизни, которые при каждом общественном строе имеют специфический и индивидуальный характер, хотя и обнаруживаются известные повторяющиеся моменты. Для одних поиск смысла жизни заключается в идентификации профессиональной, духовной и материальной деятельности. Другие считают его абстрактным, сугубо научным и к тому же далеким от житейских надобностей либо вовсе утратившим свою злободневность. Третьи полагают, что решать проблему смысла жизни предпочтительно исходя из собственного разумения, которого якобы вполне достаточно. Однако все же большинство и вовсе ни как не реагирует над этой проблемой, опираясь скорее на интуитивное понимание. С особой остротой человек задается вопросом при попадании его в "пограничные ситуации", такие как столкновение с тяжелыми формами болезней, с неуловимостью судьбы и со смертью.

Подвергая теоретическому анализу представления массового сознания о смысле жизни, многие философы исходили из признания некой неизменной "человеческой природы", конструируя на этой основе некий идеал человека, в достижении которого и усматривался смысл жизни, основное назначение человеческой деятельности. Великие философы - такие как Сократ, Декарт, Платон, Спиноза и многие другие - обладали четкими представлениями о том, какая жизнь "лучше всего" (более осмысленна), и, как правило, ассоциировали смысл жизни с понятием блага.

Ф.М. Достоевский по этому поводу сказал, что без твердого представления себе, для чего ему жить, человек "не согласится жить и скорее истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его все были хлебы". Преобладающим направлением античных исследований является направление "Смысл жизни - в самой жизни человека". Первоначально размытые, нечеткие контуры этого направления по мере развития философской мысли становятся все более определенными. Процесс их внутренней дифференциации постепенно приобретает все более очевидное выражение. Выделяют следующие подходы:

Человек живет, чтобы чувствовать и наслаждаться (гедонистический подход);

Человек живет, чтобы быть счастливым (эвдеменистский подход);

Человек живет, чтобы действовать (деятельностный подход);

Человек живет, чтобы страдать и быть пассивным.

Последний подход ближе к эпохе Нового Времени и философии Востока. В античности считалось, что человек - существо природное. Этим и объясняется преобладание данной парадигмы в том временном периоде: человек, подобно растению и животному, должен жить, получать удовольствие, выполнять свое предназначение - продолжать цикличность жизни. Однако, на мой взгляд, жизнь ради удовольствия содержит скорее в себе больше отрицательных сторон. Ведь бездумно предаваясь чувственным наслаждениям, без страданий и боли, человек оказывается рабом своих страстей, погоня за наслаждениями становится путем к разврату и другим порокам. Насладившись одним, человек испытывает потребность в более сильных наслаждениях, впечатлениях, которые могут быть сопряжены с затратой значительных ресурсов. Все же данная парадигма вполне имеет право на существование. Необходима лишь поправка на "духовность" наслаждений. Эпикур, например, говоря об удовольствиях и наслаждении как цель жизни человека, предлагает средство их достижения - добродетель, т.к. оно и является средством в отношении удовольствия, то необходима организация этих средств и искусное подчинение их желаний данной цели. А это и есть дело разума, задача науки и мудрости. Эпикур и Сократ единодушно признают тождество знания с добродетелью. Эпикур усматривал в знании конкретное и осязаемое благо - удовольствие. Добродетель, мудрость, знание - все они одинаково потеряли бы смысл, если бы перестали доставлять удовольствие. Никакой будущий рай на небе или блага на земле е могут сами по себе придать ей смысл. Слова А.И. Герцена явно отрицают идею поклонения кумиру прогресса, утверждая, что - "не проще ли понять, что человек живет не для совершения судеб, не для воплощения идеи, не для прогресса, а единственно потому, что родился и родился (как ни дурно это слово) для настоящего, что вовсе не мешает ему ни получать наследство от прошедшего, ни оставлять кое-что по завещанию". Хотя в настоящее время нам знакомы сотни и даже тысячи примеров таких людей, которые смысл жизни видели именно в том, чтобы явится "двигателем прогресса", воплотить в жизнь что-то новое, перевернуть мир невероятными изобретением и/или, совершив невероятное открытие, переписать историю своего государства на свой лад и т.д. Разумеется, и это не должно оспариваться и подвергаться какой бы то ни было критике.


. Эпоха Средневековья


В эпоху Средневековья получает развитие парадигма "Смысл жизни - вне жизни человека". Социальным обоснованием, благоприятным для развития этой парадигмы, явилось кризисное состояние средневекового общества, препятствующая упованиям человека на общество, как надежную опору в жизни. Недовольство действительностью, осознание недолжного характера сущего может реализоваться в различных способах мировоззренческой и деятельностной ориентации, предполагающей либо примирение с действительностью, либо стремление ее изменить. И в том, и в другом случае утрата веры в силы и разум человека ведет к поискам потусторонних средств для оправдания его бытия. В качестве источника высших жизненных ценностей могут выступать Бог, идея и пр. Классическим образцом подобного истолкования мира явилось христианское учение, поддерживающее доминантную значимость этой парадигмы на протяжении всей эпохи Средневековья.

Безусловно, смысл жизни отражает взаимосвязь социального и индивидуального в личности. С одной стороны, основу для жизненных ориентиров задают нам культура и общество. Общество с детства прививает личности систему ценностей, пользуясь для этого всеми институтами социализации. При этом ценности разнятся как по иерархии, так и по сфере жизнедеятельности, к которой они относятся. Набор ценностных установок принимают различный вид в разных типах обществ на разных этапах развития.

Позже начинает развиваться подход "Человек живет, чтобы действовать". Сторонниками этой концепции выступают М. Монтень, Ж. - Ж. Руссо, П.А. Гольбах, Фейербах, Спенсер. "Смысл жизни в служении высшему существу" видели Декарт и Спиноза. Самопознание и самосовершенствование - вот истинная цель жизни человека. У Спинозы более чем у кого-либо проявляется тенденция: Бог, религия - путь к обретению человеком высшего блага - путь к самосовершенствованию человека. Здесь Спиноза выступает непосредственным предшественником немецкой классической философии с ее утверждением самопознания и самореализации. И в настоящее время это наиболее массовое направлении в сознании миллионов людей. У верующих это доминанта. Однако они ставят себе и светские цели, в том числе самосовершенствования и самореализации, правда в религиозном аспекте. "Смысл жизни - в служении идее". Эту точку зрения разделяли Т. Мор, А. Сен-Симон, Ф. Бэкон, Дж. Локк, К. Маркс. Под идеей они понимали социальное равенство, коммунизм, благополучное будущее, новую форму организации общества.


2. Новое время


В ХХ веке получает развитие парадигма "Смысл жизни - в самореализации". Особенность подхода заключается в том, что человек оказывается должным сам выработать свой смысл жизни и "сделать себя". В отличие от других парадигм она обусловливает постоянное творчество человека, направленное на становление собственной индивидуальности. Если до этого личность воспринималась как данность, то философия Нового времени считает личность сотворенной, созданной самим человеком. Личность не ищет смысл, а вырабатывает его. Этой парадигмы придерживались Н.А. Бердяев, В. Соловьев, С.Н. Трубецкой, Л.А. Шестов, а также И. Кант, Фихте. Поскольку человек по своей сути - существо общественное, поэтому и смысл его жизни может быть найдет только на пути сопряжения интересов и целей общества и личности.

Как писал Кант, существование человека "имеет в себе самом высшую цель, которой, насколько это в его силах, он может подчинить всю природу".Л.Н. Толстой много размышлял над вопросом о смысле и цели жизни. В результате он пришел к выводу, что и то и другое заключается в самосовершенствовании личности. Вместе с тем он осознал, что смысла жизни отдельной личности нельзя искать отдельно от смысла жизни других людей.

Подводя итоги раздела можно сделать вывод о взаимодействии социального и индивидуального в личности в процессе обретения смысла жизни. Ведь личность впитывает базовый набор ценностей при социализации. При этом общество старается привить своим членам прежде всего ценности, способствующие поддержанию стабильности в самом обществе.

смысл жизнь философский

Раздел 2. Смысл жизни и личность


Когда встает вопрос о смысле жизни, то речь идет о жизни конкретной личности, а человек, полностью детерминированный извне, перестает быть индивидом, становясь лишь орудием реализации общественных интересов и законов. Таким образом, "в ценностной основе смысла жизни заключен не голый теоретический феномен, а жизненно важная, эмоционально приемлемая цель, которая не только объективно целесообразна, но и субъективно утверждена, либо приемлема и признана в качестве таковой".

Тесная зависимость обретения смысла жизни от принятых в обществе норм является, на самом деле, взаимозависимостью. Ведь успешный выбор смысла жизни отражается на успешности личности и её здоровье. "Люди, если они неверно понимают смысл жизни, а то и вовсе не знают, для чего живут, мало чего достигают в своих жизненных предприятиях, часто ошибаются в выборе целей и определении задач, которые ставят перед собой, не способны устоять в жизненной борьбе". Будучи неуспешными и социально нездоровыми, индивиды не способствуют успешному существованию и самого общества. Таким образом, общество заинтересовано в прививании определённого набора ценностей своим членам, ведь это обеспечивает его собственное благополучие.

В противовес можно привести мнение Камю, который выделяет смыл жизни и видении в ней абсурда, считая, что жизнь "будет прожита тем лучше, чем полнее в ней будет отсутствовать смысл. Пережить и испытать то, что тебе предложено судьбой, значит всецело ее принять. Но зная, что судьба абсурдна, ее испытаний не пережить, если не сделать все возможное, чтобы поддержать этот выявленный сознанием абсурд". Слова Ницше как нельзя точно указывают на значимость вопроса о смысле жизни для каждого человека как индивидуума, утверждая: "Тот, кто знает, зачем жить, может вынести любое…"

По мнению некоторых философов, смысл жизни заключается в творчестве. Например, Н.А. Бердяев считает, что творчество оправдывает человека, показывая, что мир не закончен, не завершен в своем творении, что он продолжает твориться. Именно творчество призвано вывести человека из состояния духовного упадка и отсутствия надежды, из состояния греховности и несовершенства. Оно зависит от человека и непосредственно связано со свободной волей. "Творческий акт человека нуждается в материи, он не может обойтись без мировой реальности, он совершается не в пустоте, не в бездушном пространстве. Но творческий акт человека не может целиком определяться материалом, который дает мир, в нем есть новизна, не детерминированная извне миром. Это и есть тот элемент свободы, который приходит во всякий подлинный творческий акт. В этом тайна творчества. В этом смысле творчество есть творчество из ничего".

Подводя итог данной главы, хотелось бы процитировать Гете: "Чтобы пирамида моей жизни, основание которой было заложено еще до меня, поднялась как можно выше". На мой взгляд, это подразумевает постоянное самосовершенствование, всестороннее развитие, постоянное использование и совершенствование уже полученных знаний и умений. Приложение не благо своей семьи, своей страны и всего человечества. Проще говоря, надо делать добро. Знания должны быть фундаментальными, а дела реальными и бескорыстными.

Вывод


Последнее десятилетие ХХ века в России было отмечено сменой ценностей, принижением ценности личности, повсеместной безответственностью. Это находит отражение и в молодежной культуре, и в деловой сфере, и в структурах государства. Это находит отражение и в молодежной культуре, и в деловой сфере, и в структурах государства. Множественные проблемы общества являются симптомами эмоционального, интеллектуального и духовного упадка в сознании большинства россиян. Однако у нас есть надежда на по-настоящему эффективное и окончательное разрешение глобального кризиса и произойти оно должно путем радикальной внутренней трансформации человека и его постепенным восхождением к более высокому уровню осознания и зрелости. Столь серьезная и кардинальная смена государственного строя, которая произошла в нашем государстве, не могла сразу провести и преобразования в сознании миллионов людей. Ценности свободы личности, ответственности, демократии, равенства перед законом, интеллекта не смогли стать превалирующими. Однако сейчас, на пороге нового тысячелетия, начали появляться люди, придерживающиеся данных идеалов. Это люди, получившие образование уже в новой России или за рубежом. Постепенно в бизнесе их становится все больше. С ними мы и связываем надежды на обновление и оздоровление нашего общества.

Проблема смысла жизни является одной из основополагающих в русле философской проблематики. Кроме того, она связана с такими значительными категориями как свобода, творчество, мораль и счастье. В зависимости от отношения к указанным универсалиям выдвигались разнообразные ответы на вопрос о наличии и сущности смысла жизни. От понимания категории смысла жизни зависит также понимание счастья человека. Поскольку счастье индивида благотворно влияет на состояние общества, можно предположить, что общество желает предоставить личности такую концепцию смысла жизни, которая бы придавала ему силы для укрепления общественного благосостояния.

Список источников


1.Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность.

Трубецкой Е.Н. Смысл жизни, М.: Товарищество типографии А.И. Мамонтова.

Капранов В.А. Нравственный смысл жизни и деятельности человека.

Золотухина-Аболина Е.В. Философская антропология. http://www.max-scheler. spb.ru

Смысл жизни // Словарь Группы лакановского психоанализа. Санкт-Петербург, 2008

Леонтьев Д.А. Психология смысла. Смысл, 1999. - С.249-250.

Лавриненко В.Н., Ратникова В.П. Философия.

Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность.

Методология в психологии В. Франкла.

Анализ творчества Альбера Камю. http://nauka-i-religia. narod.ru

Творчество и философия Н. Бердяева. http://www.roman. by


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Статья подразумевает путешествие сквозь моменты вечности в умы величайших мыслителей и деятелей науки, дабы вам легче было разобраться в вопросах, ответы на которые сулят высшее умиротворение и безграничное понимание. Цель и смысл собственной жизни — один из множества подобных вопросов. Они, кстати, немного забавят, ведь получить ответ на них — значит раскрыть все планы Вселенной. Всего лишь.

Религиозная теория Вселенной

Загадки жизни увлекали философов и ученых на протяжении всего земного существования, ибо ответы необходимы. Например, была бы возможность объяснить матерям, потерявшим своих детей , почему происходят такие ужасные вещи; познай мы смысл существования, станет ясно, куда нам стремится, ради чего жить, главное — почему же мир так несправедлив?

К печали, ответ не был найден. Даже если бы и был, трудно поверить в 100% истину на словах, согласитесь. Моисей, Иисус, Мухаммед - они ведь официально говорили с богом, предлагая нам ответы. Сейчас действительно трудно судить о правоте пророков прошлых лет, особенно если вчитываться в их тексты, где бог представлен не только любящим, но и властолюбивым, жестоким и ревнивым правителем. Крестовые походы, массовые уничтожения людей инквизицией, даже создание ИГИЛа... Все действа построены примерно на тех же методах достижения справедливости, которые описаны в Ветхом Завете и Коране. Признать это нам довольно тяжело.

Тема смысла существования не могла обойтись без религии, но мы не утверждаем, что религия — рассадник проблем и оплот жестокости. Во многом, безусловно, люди утрировали призывы и информацию со святых писаний для своего удобства. Однако данный факт не позволяет принять веру в качестве истины и ответа на наше существование. Хотя бы потому, что религий существует более 1000, и в какую нам тогда верить?

Философская теория Вселенной

Если задуматься о философах, можно вспомнить одно высказывание, которые когда-то озвучил Паланик: «Мы все умрем. Цель — не жить вечно, цель — создать вещь, которая будет жить». И это чертовски справедливо.

До нашего рождения умерло более 100 миллиардов человек, скольких из них мы помним? Лишь изобретателей, писателей, музыкантов, философов, которые опубликовали свои труды, политических деятелей, реже - актеров. Возможно, Паланик прав, и смысл его высказывания в том, что, чтобы мир тебя запомнил, нужно сотворить что-то, имеющее смысл в этой быстро ускользающей вечности. Цель жизни в философии — это воплощение мыслей и образов в реальности. Каждый, кто предлагал какую-либо идею, как тот же Паланик, предлагал и руководство к действию.

«Любовь — это единственное, ради чего стоит жить», — писал Бегбедер.

Возможно, прав Бегбедер, но не Паланик, кто знает? Можно перечислить сотни цитат от самых различных авторов, и все они будут красиво звучать, побуждать к каким-либо действиям, мыслям, но кому верить? Кто же все-таки прав? Что делать, если жизнь не несет наслаждений и дает лишь горечь и страдание?

Ответ: жить. Какие есть еще альтернативы? Суицид? Бесконечно велика вероятность того, что за шагом в пропасть лишь пустота. Философы прошлых лет и их современники понимали это, цепляясь за свои цель и смысл человеческий жизни.

Научная теория Вселенной

Наука давно предлагает свои теории обустройства жизни. И если религия не может с этим мириться, то философия, напротив, спокойно принимает новшества и уже рассуждает на фоне совершенно новых данных. Бытие человека, цель и смысл жизни человека объясняются наукой весьма просто. 3,7 миллиарда лет назад мы появились на свет. Само событие прекрасно расписано в труде одного из великих научных деятелей Краусса Лоуренса — «Вселенная из ничего». Эта книга стала настоящим прорывом в науке, со временем научные представления развивались и видоизменялись. «Мы»- люди Краусса Лоуренса - еще микробы, которых эволюция за невероятно продолжительный промежуток времени свела воедино.

Современные исследования доказывают правоту теории, выдвинутой Крауссом Лоуренсом. Ее может доказать каждый, воспользовавшись советом Докинза:

  1. Для этого понадобится собрать у себя на заднем дворе стопку лягушек.
  2. Далее - присмотреться к тем из них, лапки которых длиннее остальных, и разбить их на пары.
  3. Образовать новые пары нужно будет только из потомства данных пар.
  4. Результатом этого эксперимента станет то, что за 5-7 поколений вы выведите новый вид лягушек, лапы которых будут гораздо длиннее, чем лапы обычных лягушек.

И подобные данные покажет лишь один вид эксперимента! У природы же тысячи видов подобного материала, который способен каждый раз меняться в зависимости от генов родителей, климата и врагов (ибо, как мы знаем по законам природы, выживают лишь сильнейшие).

Для того чтобы находиться в гармонии с собой и быть по-настоящему сильным, современному человеку нужно уметь справляться со стрессом. О признаках стресса, его особенностях, а также о том, как его побороть, вы узнаете . А в этой статье изложена подробная информация о губительных человеческих зависимостях и о принципах борьбы с ними.

Определение цели и смысла современного человека

Вряд ли можно избрать какую-то определенную теорию и жить по ней до скончания своих дней. Все то, что мы зовем жизнью, придумано людьми. Оканчивать институт, искать вторую половину , заводить семью , заниматься саморазвитием , считать, что любовь - смысл жизни, или что запомниться в этой вечности - то, что подходит каждому. Все это - мысли и взгляды определенных людей, философов древности, современных психологов… Реалии же таковы, что в жизни каждый приспосабливается к тем правилам, которые придумали другие, либо создает свои. И выбор для себя должен сделать каждый самостоятельно.

Важным аспектом философского осмысления человека является учет естественного движения по замкнутому кругу: рождение - жизнь - смерть. Издавна человек пыталась как-то понять этот вечный круговорот жизни. В чем смысл естественного процесса рождения, развития, зрелости, старения и смерти как человека, так и любого другого организма? Этот вопрос возникает как попытка оправдать свое присутствие на Земле, свою судьбу и предназначение. Найдя такое оправдание, человек может смириться с мыслью о конечности индивидуального существования. Тайна человеческого существования заключается не в том, чтобы только жить (существовать), но и в том, как и для чего (или для кого) жить.

Итак, в чем заключается смысл жизни?

Смысл жизни - это понятие, которое отражает постоянное стремление человека соотносить свои поступки с системой общественных ценностей, с высшим благом, чтобы таким образом получать возможность оправдывать себе в своих собственных глазах, в глазах других людей или перед каким авторитетом, Богом. Другими словами, это объяснения себе и другим для чего ты живешь.

Смысл жизни каждого человека уникален и неповторим, как и его жизнь. Человек всегда свободен в выборе смысла и в его реализации. Но свободу нельзя отождествлять с произволом. ее следует воспринимать с точки зрения ответственности. Человек отвечает за верно найден и реализован смысл своей жизни, жизненных ситуаций, в них она попадает. Человек должен идти по своему призванию, в котором жизнь приобретает смысл. Почувствовать и найти свое призвание ей помогает самопознанию, ответственность за реализацию своего назначения, на Земле помогает согласовать универсальные жизненные ценности с конкретными жизненными ситуациями.

С точки зрения содержания высшего блага выделяют следующие типы обоснования жизни: гедонизм, аскетизм, эвдемонизм, корпоративизм, прагматизм, перфекционализм, гуманизм.

Представители гедонизма мстою жизни человека и его высшим благом считают наслаждение. Представители аскетизма смысл жизни видят в крайнем ограничении потребностей человека, самоотречении, в отказе ее от жизненных благ и удовольствий с мстою самосовершенствования или достижения морального или религиозного идеала. В основе эвдемонизма лежит стремление человека к счастью, что является главной мстою жизни. Корпоративизм исповедует групповой эгоизм, видит смысл жизни в принадлежности к ограниченной сообщества, для которой главное- частные интересы. Прагматизм выражает стремление человека к выгоде, блага. Перфекционализм связывает смысл жизни с личным самосовершенствованием, даже когда оно осуществляется за счет интересов других людей. Представители гуманизма направляют свои усилия на утверждение достоинства и разума человека, его прав на земное счастье, свободное выражение естественных человеческих чувств и способностей.

С точки зрения осуществления замысла жизни выделяют: оптимизм, скептицизм, пессимизм. И не существует ситуаций, которые были бы действительно лишены смысла - даже самоубийца верит в смысл если не жизнь, то смерти. Жизнь и смерть, любовь и эгоцентризм, этика и аморальность, осмысленность и абсурд, нигилизм и самопожертвование - эти противоположные, но взаимосвязанные "абсолюты" человеческого бытия явно или косвенно детерминирующих выбор человеком самого себя.

Схематично и весьма условно можно выделить следующие варианты решения проблемы смысла жизни в истории человеческой культуры.

1. Смысл жизни изначально существует в глубинах самой жизни. Для этого варианта характерно религиозное толкование жизни. Единственное, что делает осмысленной жизнь и имеет для человека абсолютный смысл, есть не что иное, как активная соучастие в Богочеловеческом жизни. Не переделывание мира на основах добра, а выращивание в себе субстанциального добра, усилия жить со Христом и во Христе. Бог создал человека по своему образу и подобию. И мы своей жизнью должны проявить его, потому что эмпирическое жизни мира, как писал Семен Франк, бессмысленное, как беспорядочно вырванные из книги страницы.

2. Смысл жизни находится за пределами жизни. Его можно назвать "жизнью ради других людей". Для человека жизнь становится осмысленным, когда она служит интересам семьи, нации, общества, когда он живет ради счастья будущих поколений. ей небезразлично, что она оставит после себя. Недаром прожить жизнь - это и продолжиться в своих потомках, и передать им результаты материальной и духовной деятельности. Но на этом пути существует опасность оказаться в ситуации, когда все твое неповторимая жизнь превращается в средство для создания какой-то идеи или идеала (это может быть идея коммунизма, "светлого будущего" и т.п.). Если такая позиция не связана с духовной эволюцией человеческой личности, человек становится на путь фанатизма (история знает множество вариантов и классового и национального и религиозного фанатизма).

3. Смысл жизни создается самим субъектом. Этот вариант можно понимать как "жизнь ради жизни". Его основателем был древнегреческий философ Эпикур. Жить нужно так, считал философ, чтобы наслаждаться жизнью, получать удовольствие от жизненных благ и не думать о смерти. Ценность эпикурейской позиции заключается в том, что она предостерегает нас от ситуации, при которой поиск смысла жизни отодвигает на второй план саму жизнь. Жизнь сама по себе является ценностью, редким даром, и человеку к нему следует относиться с благодарностью и любовью. Ведь дана возможность переживать неповторимость собственного существования во всех его проявлениях - от радости, взлетов и побед к падению, отчаяния и страданий. Вместе с тем эпикурейское отношение к жизни, если оно лишено ответственности за этот дар, утверждает в человеке эгоистическую позицию "жизни ради себя» и ведет к потере ощущения его полноценности.

Объективная логика развития будущей цивилизации предполагает дальнейшее социальное, духовный прогресс человека, утверждение более достойного человека гуманного смысла бытия. Немецко-французский мыслитель Альберт Швейцер (1875-1965) неоднократно подчеркивал: "Задача современников - достичь настоящей доброты, жить в согласии с самим собой. Только победа гуманного мировоззрения над антигуманным даст нам возможность с надеждой смотреть в будущее".

Выводы

1. Философское познание имеет гуманистическую направленность, то есть главным предметом философских размышлений является человек и его существование в мире. Все философские проблемы, какими бы абстрактными они не казались так или иначе связаны с проблемой человека. Неслучайно Кант вопрос "что такое человек?" формулирует как основной вопрос философии.

2. Человек - это биосоциальное единство, в котором через социальное, биологическое и духовное реализуется человеческое, что находит свое выражение психологическом, моральном, религиозном, политическом. Все эти формы проявления человеческого естества сосуществуют в органическом единстве, взаимодействии, взаимопроникновении.

3. Человек - это такое существо, которое своей деятельностью создает собственную историю, в процессе чего формируется, изменяется и развивается ее сущность. То есть сущность человека не есть исторически неизменной. Она меняется вместе с развитием человека, человечества, аккумулируя в себе смысл человеческого, содержание культуры, социальных ценностей.

4. Человек - единственное существо, которое осознает свою смертность. С этим связан вопрос о смысле и цели жизни, размышления над которым является для многих исходным пунктом в выработке "линии жизни".

Смысл жизни, смысл бытиям - философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы:

«В чём состоят жизненные ценности?»

«Что является целью жизни?» (либо наиболее общей целью жизни человека как такового)

«Зачем (для чего) жить?».

Вопрос о смысле жизни - одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный для человека смысл жизни.

Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.

Вопросы о смысле жизни люди задавали и продолжают задавать, выдвигая соперничающие между собой гипотезы, философские, теологические и религиозные объяснения. Наука в состоянии ответить с определённой долей вероятности на конкретные вопросы типа «Как именно…?», «При каких условиях…?», «Что будет, если…?», в то время как вопросы типа «В чём (что является) цель (смысл) жизни?» остаются в рамках философии и теологии. Психологические причины возникновения подобных вопросов исследуются в психологии (см. также суицид). нормы и ценности, демонстрируя цели, оправдывающие предписываемую ими деятельность.

Социальное положение индивидов, групп, классов, их потребности и интересы, стремления и ожидания, принципы и нормы поведения определяют содержание массовых представлений о смысле жизни, которые при каждом общественном строе имеют специфический характер, хотя и обнаруживают известные моменты повторяемости. Подвергая теоретическому анализу представления массового сознания о смысле жизни, многие философы исходили из признания некой неизменной «человеческой природы», конструируя на этой основе некий идеал человека, в достижении которого и усматривался смысл жизни, основное назначение человеческой деятельности.

Великие философы - такие, как Сократ, Платон, Декарт, Спиноза, Диоген и многие другие - обладали чёткими представлениями о том, какая жизнь «лучше всего» (а, следовательно, и более всего осмысленна) и, как правило, ассоциировали смысл жизни с понятием блага.