Мнение демокрита. Демокрит абдерский. Источник спокойствия души

Годы жизни: около 460-370 гг. до н. э.

Государство: Древняя Греция

Сфера деятельности: Философ

Величайшее достижение: Первым выдвинул предположение, о том, что материя состоит из атомов. Ввел термин «атом»

Демокрит родился в зажиточной семье Греков примерно в 460 г. до н. э. Точная дата, к сожалению неизвестна. С детства, да и всю свою последующую жизнь Демокрит развивался — изучал грамоту и науку, путешествовал и делал наблюдения. Основным достижением философа стала теория о существовании мелких частиц, из которых состоит материя. Демокрит предложил называть их «атом».

Ученый имел довольно много проблем в последующей жизни, так как его взгляды опережали время и шли врозь с устоявшимися морально-духовными канонами эпохи.

Помимо прочего, Демокрит также занимался эпистемологией, антропологией, математикой и биологией. Но в этих областях не достиг таких высот, поэтому в наше время более известен именно как философ.

Демокрит (около 460 г. — 370 г. до н. э.) — философ и младший современник , родившийся в Авдере (по другим источникам — в Милете).

Считается, что совместно со своим учителем Левкиппом, Демокрит первым предложил теорию об атомной структуре Вселенной. Демокрит известен как «смеющийся философ», потому что его смешила глупость людей.

Философ был первым, кто утверждал, что Млечный путь — это не единственная галактика во Вселенной и, возможно, существуют иные миры, с планетами, на которых вполне возможна жизнь (на данный момент физики считают эту теорию математически вероятной).

В ответ на утверждение Парменида о том, что всё в мире едино, Демокрит пытался доказать, что всё созданное, в том числе и человек, состоит из мельчайших частиц, которые он назвал атомами (буквальный перевод с греческого — «неделимое»).

Философ был уверен, что когда мы появляемся на свет, наши атомы формируют тело и душу, а в течение всей жизни именно эти микрочастицы реагируют на внешнюю жизнь.

То есть мы различаем предметы и вещи благодаря атомам: увидев ветку и зеленый цвет и другие характеристики, мы понимаем — это дерево; ощутив бумагу пальцами и увидев знакомые буквы на страницах, человек понимает, что перед ним книга.

Демокрит был уверен, что после смерти атомы, которые были в теле человека, расщепляются и исчезают, а также испаряется душа, поэтому воспринимать окружающий мир больше не представляется возможным.

Одна из теорий философа заключалась в том, что атомы тела и души удерживает вместе тепло, и только благодаря этой связи, существует человек.

Демокрит выдвинул гипотезу о том, что атомы души связаны с огнем, а атомы тела — с землей (об этом много писал ).

Между телом и душой — прямая взаимосвязь. Именно энергия атомов души и тела делает человека живым, способным трудиться, иметь пять чувств, работать, думать и прочее.

Формы атомов, по мнению Демокрита, соответствуют физическим свойствам элемента, строительным материалом для которого они являются. Например, атомы металла — такие же сильные, как и сам металл, а что-либо мягкое состоит из мягких атомов.

Некоторые фундаменталисты были резко против взглядов Демокрита, так как его гипотезы противоречили идее существования загробной жизни.

Знаменитая цитата Левкиппа: «Ничто не происходит случайно; все происходит благодаря разуму и по необходимости» — эта мысль нередко встречается и в трудах Демокрита.

Например, известно его утверждение о том, что атомы функционируют определенным образом, и всё, что случается, связано именно с этим функционированием.

Жизнь Демокрита

Демокрит был сыном обеспеченных родителей и вкладывал много денег в саморазвитие: он постоянно путешествовал, учился, читал. Некоторые легенды гласят о том, что философ был так жаден до знаний, что развлечения, свойственные обычным людям, были ему чужды.

Широко известны также открытия Демокрита в области эпистемологии, антропологии, математики и биологии.

Очень много работ философа посвящены этике. Потому как теория об атомной структуре всего сущего опровергала божественную природу окружающего, перед Демокритом нередко вставали вопросы о морали и человеческой свободе.

Вкратце, по мнению Демокрита, человек должен быть ответственным за свой выбор, в том числе и моральный. Нельзя полагаться на богов и верить в судьбу, которой не существует.

Демокрит Абдерский (Δημόκριτος; ок. 460 до н. э., Абдеры - ок. 370 до н. э.). Великий древнегреческий философ, предположительно ученик Левкиппа, один из основателей атомистики и материалистической философии.

Родился в городе Абдеры во Фракии. За время своей жизни много путешествовал, изучая философские воззрения различных народов (Древний Египет, Вавилон, Персия, Индия, Эфиопия). Слушал в Афинах пифагорейца Филолая и Сократа, был знаком с Анаксагором.

На эти путешествия Демокрит потратил большие деньги, доставшиеся ему по наследству. Однако растрата наследства в Абдерах преследовалась в судебном порядке. На суде, вместо своей защиты, Демокрит зачитал отрывки из своего произведения, «Великий мирострой», и был оправдан: сограждане решили, что отцовские деньги потрачены не зря.

Образ жизни Демокрита, однако, казался абдеритам непонятным: он постоянно уходил из города, скрывался на кладбищах, где вдали от городской суеты предавался размышлениям; иногда Демокрит без видимой причины разражался смехом, настолько смешными казались ему людские дела на фоне великого мирового порядка (отсюда его прозвище «Смеющийся Философ»). Сограждане сочли Демокрита умалишенным, и даже пригласили для его освидетельствования знаменитого врача Гиппократа. Тот действительно встретился с философом, но постановил, что Демокрит абсолютно здоров как физически, так и психически, и помимо этого утвердил, что Демокрит один из умнейших людей, с которыми ему приходилось общаться. Из учеников Демокрита известен Бион из Абдеры.

Согласно Лукиану, Демокрит прожил 104 года.

В своих философских воззрениях выступал с оппозиционной Элеатам точкой зрения в отношении мыслимости множества и мыслимости движения, однако полностью соглашался с ними в том, что истинно сущее бытие не может ни возникать, ни исчезать. Материализм Демокрита, что характерно практически для всех ученых той поры, является созерцательным и метафизическим.

Главным достижением философии Демокрита считается развитие им учения Левкиппа об «атоме» - неделимой частице вещества, обладающей истинным бытием, не разрушающейся и не возникающей (атомистический материализм). Он описал мир как систему атомов в пустоте, отвергая бесконечную делимость материи, постулируя не только бесконечность числа атомов во Вселенной, но и бесконечность их форм (идей, είδος - «вид, облик», материалистическая категория, в противоположность идеалистическим идеям Сократа).

Атомы, согласно этой теории, движутся в пустом пространстве (Великой Пустоте, как говорил Демокрит) хаотично, сталкиваются и вследствие соответствия форм, размеров, положений и порядков либо сцепляются, либо разлетаются. Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производят возникновение сложных тел. Само же движение - свойство, естественно присущее атомам. Тела - это комбинации атомов. Разнообразие тел обусловлено как различием слагающих их атомов, так и различием порядка сборки, как из одних и тех же букв слагаются разные слова. Атомы не могут соприкасаться, поскольку все, что не имеет внутри себя пустоты, является неделимым, то есть единым атомом. Следовательно, между двумя атомами всегда есть хотя бы маленькие промежутки пустоты, так что даже в обычных телах есть пустота. Отсюда следует также, что при сближении атомов на очень маленькие расстояния между ними начинают действовать силы отталкивания. Вместе с тем, между атомами возможно и взаимное притяжение по принципу «подобное притягивается подобным».

Основным методологическим принципом атомистов был принцип изономии (буквальный перевод с греческого: равенство всех перед законом), который формулируется следующим образом: если то или иное явление возможно и не противоречит законам природы, то необходимо допустить, что в беспредельном времени и на беспредельном пространстве оно либо когда-то уже имело место, либо когда-нибудь наступит: в бесконечности нет границы между возможностью и существованием. Этот принцип ещё называют принципом отсутствия достаточного основания: нет никакого основания для того, чтобы какое-то тело или явление существовало скорее в такой, чем в какой-либо другой форме. Отсюда следует, в частности, что если какое-то явление в принципе может происходить в различных видах, то все эти виды существуют в действительности.

Демокрит делал несколько важных выводов из принципа изономии:
1) существуют атомы любых форм и размеров (в том числе размером с целый мир);
2) все направления и все точки в Великой Пустоте равноправны;
3) атомы двигаются в Великой Пустоте в любых направлениях с любыми скоростями. Последнее положение очень важно для теории Демокрита. По существу, из него следует, что движение само по себе не нуждается в объяснении, причину нужно искать только для изменения движения.

Демокрит был сторонником концепции множественности миров.

Множественность миров следует из принципа изономии: если процесс какого-то рода может происходить, то в бесконечном пространстве где-нибудь когда-нибудь он обязательно происходит; то, что происходит в данном месте в данный момент времени, должно происходить и в других местах в те или иные моменты времени. Таким образом, если в данном месте пространства возникло вихреобразное движение атомов, приведшее к формированию нашего мира, то схожий процесс должен происходить и в других местах, приведя к формированию других миров. Получающиеся миры не обязательно одинаковы: нет никакого основания, чтобы не существовали миры вовсе без солнца и луны или с тремя солнцами и десятью лунами; только земля является необходимым элементом каждого мира (вероятно, просто по определению этого понятия: если нет центральной земли, это уже не мир, а просто сгусток вещества). Более того, нет никаких оснований также и для того, чтобы где-нибудь в беспредельном пространстве не образовался в точности тот же мир, что и наш. Все миры движутся в разных направлениях, поскольку равноправны все направления и все состояния движения. При этом миры могут сталкиваться, разрушаясь. Аналогично, равноправны все моменты времени: если образование мира происходит сейчас, то где-то оно должно происходить и в прошлом, и в будущем; в настоящее время разные миры находятся на разных стадиях развития. В ходе своего движения мир, образование которого не закончилось, может случайно проникнуть в пределы полностью сформированного мира и оказаться захваченным им (так Демокрит объяснял происхождение небесных светил в нашем мире).

Поскольку Земля находится в центре мира, то все направления от центра равноправны, и у неё нет основания двигаться в каком-то направлении (такого же мнения о причине неподвижности Земли придерживался Анаксимандр). Но есть и свидетельство, что, по мнению Демокрита, изначально Земля перемещалась в пространстве, и только впоследствии остановилась.

Однако он не был сторонником теории шарообразной Земли. Демокрит приводил следующий довод: если бы Земля была шаром, то солнце, заходя и восходя, пересекалось бы горизонтом по дуге окружности, а не по прямой линии, как на самом деле. Конечно, этот довод несостоятелен с математической точки зрения: угловые диаметры Солнца и горизонта очень сильно различаются, а этот эффект можно было бы заметить только в том случае, если бы они были почти одинаковы (для этого, очевидно, пришлось бы удалиться на очень большое расстояние от Земли).

По мнению Демокрита, порядок расположения светил следующий: Луна, Венера, Солнце, другие планеты, звезды (по мере увеличения расстояния от Земли). При этом чем дальше от нас светило, тем медленнее (по отношению к звездам) оно движется. Следуя Эмпедоклу и Анаксагору, Демокрит считал, что падению небесных тел на Землю препятствует центробежная сила. Демокриту принадлежит гениальная догадка, что Млечный Путь является множеством звезд, расположенных на таком маленьком расстоянии друг от друга, что их изображения сливаются в единое слабое свечение.

Демокрит развивал общеэллинское понятие меры, отмечая, что мера - это соответствие поведения человека его природным возможностям и способностям. Через призму подобной меры удовольствие предстает уже объективным благом, а не только субъективным чувственным восприятием.

Основным принципом существования человека он считал нахождение в состоянии благостного, безмятежного расположения духа (эвтюмия), лишенном страстей и крайностей. Это не простое лишь чувственное удовольствие, а состояние «покоя, безмятежности и гармонии».

Демокрит считал, что всё зло и несчастья происходят с человеком из-за отсутствия необходимого знания. Отсюда он делал вывод, что устранение проблем лежит в приобретении знаний. Оптимистическая философия Демокрита не допускала абсолютности зла, выводя мудрость средством достижения счастья.

Демокрит отрицал существование богов и роль всего сверхъестественного в возникновении мира. По свидетельству Секста Эмпирика, он считал, что «мы пришли к мысли о богах от происходящих в мире необыкновенных явлений».

Демокрит составил один из первых древнегреческих календарей.

Демокрит первым установил, что объём пирамиды и конуса равен соответственно одной трети объёма призмы и цилиндра под той же высотой и с той же площадью основания.

В сочинениях античных авторов упоминается около 70 различных трудов Демокрита, из которых до настоящего времени не сохранился ни один. Исследования философии Демокрита опираются на цитаты и критику его идей в трудах более поздних философов, таких как Аристотель, Секст, Цицерон, Платон, Эпикур и других.

Наиболее значимой работой Демокрита следует полагать «Великий мирострой», космологическую работу, охватывавшую практически все доступные в то время области знания. Кроме того, на основе списков Диогена Лаэрция Демокриту приписывают авторство таких работ, как «О душевном расположении мудреца», «О добродетели», «О планетах», «О чувствах», «О разнице форм», «О вкусах», «О цветах», «Об уме», «О логике или канонах», «Причины небесных явлений», «Причины воздушных явлений», «Причины наземных явлений», «Причины огня и огненных явлений», «Причины звуков», «Причины семян, растений и плодов», «Причины живых существ», «О соприкосновении круга и шара», «О геометрии», «Об иррациональных линиях и телах», «Числа», «Проекции», «Большой год», «Описание неба», «Описание земли», «Описание полюсов», «Описание лучей», «О ритмах и гармонии», «О поэзии», «О красоте стихов», «О пении», «Врачебная наука», «О диете», «О живописи», «Земледелие», «О военном строе» и др.

Существует легенда о том, что велел скупить и уничтожить все труды Демокрита - своего философского антагониста. Достоверность этой легенды не является слишком высокой. Кроме того, известно, что в I в. н. э. Трасилл издал сочинения Демокрита и Платона, разбив их по тетралогиям.

Древнегреческий философ, основоположник атомизма. Согласно этому учению, все

происходящее представляет собой движение атомов, которые различаются по форме и

величине, месту и расположению, находятся в пустом пространстве в вечном

движении и благодаря их соединению и разъединению вещи и миры возникают и

приходят к гибели. Высшее благо может быть достигнуто благодаря обузданию своих

желаний и умеренному образу жизни. Демокрита называли "смеющимся философом".

О жизни Демокрита свидетельств не больше, чем о его предшественниках. Родина его

Абдеры на Фракийском побережье. Этот город слыл среди древних греков столицей

царства Глупости. Это дало повод Цицерону отпустить шутку, что сказанное

Демокритом о богах более достойно его родины, нежели его самого

Жителей Абдер обвиняли и в том, что они ради своей пользы могут поступать

беспринципно по отношению к иным полисам. Когда персидский царь Ксеркс,

вторгшийся в Грецию, с большим позором отступал, произошел такой эпизод: на

обратном пути в Персию завоеватель остановился в Абдерах, где дружелюбно был

принят жителями И среди тех, кто особенно приветливо встречал Ксеркса, был отец

Демокрита Демосид. Ксеркс некоторое время погостил в Абдерах, воспользовавшись и

гостеприимством отца Демокрита. По преданию, уезжая из Абдер, Ксеркс решил

отблагодарить особенно гостеприимных хозяев В частности, в доме отца Демокрита

персидский царь оставил кого-то из своих магов и халдеев, хранителей восточной

мудрости. Они занимались математикой, астрономией, владели многими другими

знаниями. Эти магч и халдеи как будто и были первыми учителями детей Демосида,

включая Демокрита Правда, потом Демокрит и сам посетил Древний Восток, он

объездил полмира, чтобы накопить опыт, знания и наблюдения. Но если верна

легенда, то знакомство Демокрита с восточной мудростью и философией началось с

детских лет благодаря первым учителям.

Диоген Лаэртский связывал с "персидским воспитанием" Демокрита его "теорию

идолов". Некоторые историки даже утверждают, что сама идея атомизма была

подсказана или рассказана Демокриту персидскими учителями И для такого

предположения есть основания, потому что эта идея, вероятно, еще в VII веке до н

э. вызревала в Финикии Но вряд ли из персидской мудрости Демокрит мог в чистом

виде заимствовать идею атомов Хотя не исключено, что воззрения восточных

мудрецов повлияли на него ассоциативно, подтолкнув к соответствующим

размышлениям.

С большим вниманием и редкой для молодого человека сосредоточенностью Демокрит

изучал эллинскую философию. Если его естественнонаучные

воззрения формировались под влиянием ионийцев, то первое же произведение в

списке его "моральных" сочинений носит заглавие "Пифагор" Однако решающее

влияние на формирование взглядов Демокрита оказал прибывший из Милета в Абдеры

философ Левкипп. Демокрит стал его верным учеником, воспринял от него и дальше

развил атомистическую систему.

воспринял идею Бытия. Но, в отличие от них, он настаивал на том, что Небытие

существует наравне с Бытием. За признание существования Небытия Эпикур в шутку

прозвал его "несуществующим философом".

С легкой руки Эпикура впоследствии распространилось мнение, что философа

Левкиппа в действительности не существовало. Ситуация осложнялась еще и тем, что

позиции Левкиппа и Демокрита в древности не различались и излагались по принципу

"Левкипп и Демокрит учили, что...". Наибольшей остроты так называемая

"Левкиппова проблема" достигла тогда, когда было пошли разговоры о том, что

"Левкипп" - псевдоним юного Демокрита. Хотя личность Левкиппа полулегендарна,

среди историков философии утвердилось мнение, что такой философ должен был

существовать реально. Он переселился из Милета в Элею, а потом в Абдеры, где с

ним и встретился Демокрит. Левкипп и был, как полагают, греческим учителем

Демокрита. Идея атомизма родилась в его уме; он передал ее Демокриту, который

сам уже был готов философски осмыслить эту идею.

Итак, благодаря Левкиппу - а быть может, не только ему, - Демокрит познакомился

с философией милетской школы и элеатов. Предполагают, что он был слушателем еще

одного видного греческого философа - Анаксагора. Свидетельства подтверждают и

то, что Демокрит был хорошо знаком с философией софистов, даже вел полемику с ее

создателями.

Когда умер отец, Демокрит, по мнению некоторых своих практичных сограждан,

совершил неразумный, просто необъяснимый поступок: из наследства, оставленного

ему и его братьям, он выбрал себе не землю, не дом, не рабов, а деньги, правда,

по тем временам немалые. Но ведь деньги, рассуждали недоумевающие сограждане,

можно легко потерять. Однако Демокрит выбрал деньги не случайно: он намеревался

отправиться в путешествие. Восемь лет Демокрит странствовал: его интересовали не

только другие земли, города и народы, но и знания, которые он мог там получить.

Иными словами, Демокрит довольно рано определил себя как личность, выбрав путь

"человека знания", мудреца, философа.

Возвратясь из путешествия, он не привез ни товаров, ни денег (по понятиям

жителей Абдер, он вообще ничего не привез, ибо приехал более бедным, чем был

раньше). Тогда-то против него и было возбуждено судебное дело о растрате

наследства.

Его судили в конце 440-х годов до н. э. Растрата наследства законом абдер-ского

полиса рассматривалась как тяжелое преступление. Гражданский обвинитель с

возмущением излагал события, приведшие молодого человека к противозаконным

действиям. Он говорил о том, что богатый Дамасипп, умирая, оставил свое огромное

наследство трем сыновьям - Дамасу, Геродоту и Демокриту в надежде, что они

умножат его состояние. Демокрит же не пожелал иметь ни земли, ни скота, ни

рабов; он выбрал меньшую долю, состоящую в

деньгах. Но даже эта часть составляла громадную сумму - 100 талантов. Однако

неблагодарный сын не использовал их ни на торговые операции, ни даже на покупку

ценных товаров! Он отправился в далекие путешествия и восемь лет скитался по

разным странам. Он растратил на свои странствования все состояние, вернулся

нищим и живет теперь за счет своего достойного брата Дамаса. Разве может такой

человек оставаться безнаказанным? Законы Абдер гласят: гражданин, растративший

отцовское наследство, не может быть погребен на родине. А следовательно,

требовал обвинитель, надо изгнать Демокрита как преступника, нарушившего закон

Как всегда, в греческом суде в свою защиту выступал сам обвиняемый. Он заявил,

что деньги ему были нужны для путешествий, но это были не пустые скитания. Он

ездил учиться, познать мудрость других народов, их жизнь, нравы, обычаи,

познакомиться с их наукой, померяться силой своих знаний с мудрецами других

стран. "Я объездил больше земли, - говорил Демокрит, - чем кто-либо из

современных мне людей, подробнейшим образом исследуя ее; я видел больше, чем все

другие, мужей и земель и беседовал с большим числом ученых людей. И никто не

обличил меня в ошибках при складывании линий, сопровождавшемся доказательством,

даже так называемые гарпедо-напты у египтян". И Демокрит напомнил своим

согражданам, как он прилежно учился еще на родине, как на их же глазах постигал

эллинскую мудрость у замечательного философа, милетянина Левкиппа. А затем он

зачитал в суде большую часть своего произведения, развивавшего учение Левкиппа о

строении вещей и о Вселенной - "Большой мирострой".

Тогда абдеритяне поняли, что перед ними настоящий мудрец. И они не только сняли

с него обвинение, но и оценили его произведение на сумму даже намного большую,

чем все потраченное наследство. Еще его почтили медными статуями, а в дальнейшем

за его деятельность, за полезные советы городу дали ему почетное прозвище

Мудрость. Неизвестно, в какое время, но возможно, когда родина оказалась в

опасности, его сделали архонтом, и за свои заслуги он получил еще прозвище

Патриот. Демокрит был похоронен в родном городе и на государственный счет.

Мы не знаем, насколько достоверна легенда. Но речь Демокрита звучит как отчет и

гордая защита. Об уважении же к нему сограждан за активное участие в делах

города, о его архонтстве свидетельствует одно вещественное доказательство:

серебряная абдерская монета с гербом этого государства и надписью: "При

Демокрите".

Демокрит с уважением относился к физическому труду. Он считал вполне допустимым,

что бедняк или бывший раб может стать выдающимся философом, и активно этому

содействовал. Однажды Демокрит, увидев усердно трудившегося юношу, сказал: "Ты

готовишь прекраснейшую приправу к старости". А византийский лексикограф Суда (X

век) оставил нам следующую запись под словом "Диагор": "Видя, что у него хорошие

способности, абдерит Демокрит выкупил его из рабства за десять тысяч драхм и

сделал своим учеником..."

Мы не имеем точных данных о том, когда именно Демокрит посетил Афины. Вероятно,

это было либо накануне, либо в начале Пелопоннесской войны. Согласно некоторым

источникам, он пробыл в Афинах довольно долго.

Все рассказы об этом путешествии Демокрита свидетельствуют о его скромности и

стремлении учиться у других, "используя каждую минуту для того, чтобы научиться

мудрости и упражняться в ней". Знаменитый римский оратор, политик и философ

Цицерон писал: "Демокрит сказал: "Я прибыл в Афины, и никто меня здесь не

узнал". Вот твердый и уверенный в себе человек, который гордится тем, что чужд

стремлению к славе!"

Возможно, Демокрит "знал и Сократа, но Сократ не знал его". Но если Сократ и не

знал Демокрита лично, то вполне возможно, что он был знаком с его идеями или

сочинениями, которые были популярны в Афинах. Именно в это время, около 420 года

до н. э., был написан "Малый мирострой", одно из главных произведений Демокрита,

в котором он рассуждал о человеческом обществе, в частности о возникновении

государства И в платоновском "Государстве", когда Сократ беседует с Адимантом о

возникновении государства, он в действительности передает учение Демокрита о

нужде как движущей силе развития общества. Много общего можно заметить и в этике

Демокрита и Сократа.

Современники считали Демокрита весьма осведомленным также в учении Пифагора и

пифагорейцев. Одним словом, вряд ли было что-то существенное в античной

философской мысли, чем бы специально ни занимался, что бы ни изучал, над чем бы

ни раздумывал Демокрит и что так или иначе не повлияло бы на возникновение его

концепции.

Существует легенда, что Демокрит неоднократно привлекался к суду, и сограждане

весьма подозрительно относились к его образу жизни. Не очень ясно, во время

первого процесса или несколько позже некоторые влиятельные жители Абдер настояли

на приглашении Гиппократа для освидетельствования философа, который вел себя

очень странно. Дело в том, что Демокрит, не имея своего дома, жил при храме: в

Греции мудрецы, философы, не имевшие никакого отношения к религиозной

деятельности, подобно Гераклиту, нередко селились при храмах. Странным казалось

другое: Демокрит был настолько погружен в свои занятия, что иногда совершенно

забывал о людях, обдумывая какие-то идеи, вдруг разражался смехом. Как бы то ни

было, Гиппократ, приехав в Абдеры, имел продолжительную беседу с Демокритом.

Гиппократ, понаблюдав за Демокритом, сразу понял, что перед ним не безумец, а

человек, углубленный в научное исследование Беседа с ним подтвердила его

предположение И все же, когда Демокрит посмеялся и над ним, и над его заботами,

он стал укорять его: "Или ты думаешь, что не безумно смеяться над мертвым, над

болезнью, над сумасшествием... и над любым еще худшим случаем? Или, наоборот,

над браками, над празднествами... над мистериями, над властями, над почестями

или над всем прочим добром9.. Для тебя нет различия между добром и злом!"

Демокрит ответил на это: "Ты думаешь, что имеются две причины моего смеха: добро

и зло; но на самом деле причиной моего смеха является только один предмет,

именно человек, полный безрассудства, не совершающий правых дел, глупый во всех

своих замыслах, страдающий без всякой пользы от безмерных трудов, человек,

влекомый своими ненасытными желаниями..."

Гиппократ поблагодарил абдеритов за приглашение, ибо он "увидел муд-

рейшего Демокрита, который единственно способен делать людей мудрыми" Вскоре

Демокрит прислал Гиппократу свой труд о безумии, объяснил его нарушением функций

мозга, куда поступает избыток желчи или слизи, и описал симптомы этой болезни.

В ответ Гиппократ прислал ему письмо и трактат о лечении безумия элле-бором.

Демокрит же написал ему письмо "О природе человека", где высказал мнение, что

"философское исследование есть сестра врачебной науки", и изложил анатомию и

физиологию человека.

Посвятив себя всецело познанию мира, Демокрит провел молодые годы в

путешествиях, ища мудрости в Персии, Вавилоне, Египте (на что ушли все

оставленные ему отцом деньги), а вторую половину своей долгой жизни - в занятиях

науками, за писанием сочинений в своем маленьком садике в Абде-рах.

В отличие от Гераклита, которого называли "плачущим философом", Демокрит

известен как "смеющийся философ". По словам Сенеки, смех Демокрита был вызван

несерьезностью всего того, что люди делают вполне серьезно. Сам Демокрит считал

наиболее серьезным делом занятие науками. Известно его высказывание о том, что

одно причинное объяснение он предпочитает обладанию персидским престолом.

Гефесец, согласно ряду источников, прожил больше ста лет, не прекращая научных

занятий. О старости и смерти Демокрита сложены легенды.

В конце жизни Демокрит потерял зрение. Об этом ходили разные слухи. Многие

говорили, что Демокрит сам преднамеренно лишил себя зрения, даже описывали,

каким образом: он сконцентрировал в вогнутом медном зеркале (щите) луч солнца и,

направив его на свои глаза, выжег их. Сделал же он это якобы для того, чтобы

свет, чувственно воспринимаемый глазом, не затмил остроты его ума.

Это, конечно, вымысел. Этот способ ослепления - фантастический. Плутарх назвал

эту историю ложью Весь рассказ основан, видимо, на теории Демокрита о ясном и

темном познании, а также на его учении о зажигательных зеркалах. Однако

немудрено потерять зрение в 90 или больше лет, тем более что теория цвета

Демокрита заставляет думать о какой-то аномалии его глаз. "Эмпирическому

естествоиспытателю", пользовавшемуся опытом и наблюдением, зрение было

необходимо. Но, ослепнув, Демокрит считал, что теперь он сможет полностью

углубиться в исследование умопостигаемой истины, глубоко сокрытой и часто

противоречащей чувственному восприятию.

Цицерон говорил, что "Демокрит сам себя лишил зрения, так как считал, что

раздумья и размышления разума при созерцании и осмысливании природы будут более

оживленными, когда освободятся от развлечений зрения и препятствий глаз".

"Демокрит, потеряв зрение, не мог отличать белое от черного, но хорошее и

дурное, справедливое и несправедливое, благородное и позорное, полезное и

вредное, великое и малое различать он мог, не умея различать цвета, он мог жить

счастливо, а без правильной оценки вещей он не мог".

Самая удивительная версия высказана Тертуллианом: "Демокрит ослепил себя, так

как не мог смотреть на женщин без вожделения.. " Это в глубокой старости!

Гефесец, занятый наукой, вообще не обращал внимания на жен-

щин Он даже считал, что настоящему философу и мудрецу лучше не иметь своих

детей, за что подвергался критике Но он не проповедовал аскетизма, и среди

предметов его научных изысканий были и вопросы эмбриологии

Существует легенда о том, как он отдалил время своей кончины, вдыхая запах

теплых булок Чтобы не умереть в праздник, он делал это в течение трех дней, а

затем умер спокойно 107 лет от роду, как об этом сообщает Гиппарх

За свою долгую жизнь он написал более 70 работ по самым различным областям

знаний - физике, математике, риторике, медицине, философии А в его книге "О

земледелии" содержится ряд практических советов по сельскому хозяйству, и, в

частности, о том, что виноградники должны быть обращены на север

В основе мира, согласно Демокриту, лежат два начала - атомы и пустота "Атомос"

переводится с греческого как "неделимое" Атомы Демокрит считал мельчайшими,

неделимыми частицами, которые носятся в пустоте и отличаются друг от друга лишь

формой, величиной и положением Атомы численно бесконечны Сталкиваясь и сцепляясь

между собой, они образуют тела и вещи, с которыми мы имеем дело в повседневной

жизни Окружающие нас вещи, считал Демокрит, мы воспринимаем с помощью чувств,

тогда как атомы постигаются разумом

Однако Демокрит не объясняет, почему атомы сочетаются таким, а не иным образом и

в результате образуют кошку с четырьмя, а не, скажем, с пятью ногами

Духовные явления философ также пытался объяснить, исходя из единой

атомистической основы мироздания Душа, согласно Демокриту, состоит из атомов,

причем из наиболее "подвижных", шарообразных, из которых, кстати, состоит и

Демокрит совершенно открыто бросил вызов предрассудкам, которые, будучи

наследием прошлого, должны быть отвергнуты в пользу способности человека к

логическим рассуждениям Предрассудки - это вера в приметы, мистические силы, а

также в чудеса как беспричинные явления А рассудок, согласно Демокриту,

объясняет различные явления только естественными причинами И такой способ

мышления, считал Аристотель, - серьезное достижение философа из Абдер

Демокрит принял горячее участие в споре о ценностях, о достоинстве человека - о

том, что для человека наиболее важно, как, во имя чего человек должен жить Он

четко различал, разделял, даже противопоставлял так называемые телесные блага и

удовольствия - и душевное благо, которое считал божественным "Не телесные силы и

не деныи делают людей счастливыми, но правота и многосторонняя мудрость", -

юворил Демокрит "Телесная красота человека, - согласно Демокриту, - есть нечто

скотоподобное, если под ней не скрывается ум"

Счастье, по Демокриту, в хорошем расположении духа, и его невозмутимости,

гармонии, симметрии, в неустрашимости души Все эти качества и устремления души

объединяются у Демокрита в понятии о высшем благе

По своим политическим взглядам Демокрит был ярым защитником греческой

демократии, выступавшей против аристократии за рабовладельческую

форму правления Он писал "Бедность в демократии настолько же предпочтительнее

так называемого благополучия граждан при царях, насколько сво бода лучше

Демокриту принадлежат меткие высказывания на тему глупости и невежества "Глупцам

лучше повиноваться, чем повелевать", "Ни искусство ни муд рость не могут быть

достигнуты, если им не учиться", "Чем менее достойны дурные граждане получаемых

ими почетных должностей, тем более они становятся небрежными и исполняются

глупости и наглости", "Глупцы стремятся к выгодам, доставляемым счастливым

случаем, знающие же ценность таких выгод стремятся к выгодам, доставляемым

Краткое содержание его трудов не менее интересно. Если вы еще не познакомились с этим мыслителем, предлагаем вам это сделать. Демокрит - древнегреческий философ, годы жизни которого - примерно с 460 до 360 до н. э. Он известен тем, что является основоположником атомистического учения. Согласно Демокриту, в мире существуют лишь пустота и атомы.

Атомизм Демокрита

Атомы - материальные неделимые элементы ("фигуры", геометрические тела), непроницаемые, неразрушимые, вечные. Они различаются величиной, положением в пустоте, формой. Атомы движутся в разных направлениях. Благодаря этим движениям образуются как бесчисленные миры, так и отдельные тела. Атомы для человека невидимы, однако они воздействуют на наши органы чувств, тем самым вызывая ощущения. Но мы не будем подробно на этом останавливаться, так как впереди - биография Демокрита. Про физику его можно почитать отдельно; если вы заинтересовались ею - найти информацию сегодня не составит труда. Предлагаем познакомиться теперь и с самим философом.

Когда же родился Демокрит?

Будем считать, что интересная биография Демокрита начинается в 460 году до н. э. Хотя еще в античные времена спорным вопросом была дата рождения этого философа. Согласно Аполлодору, он появился на свет в 460 или 457 году до н. э. Однако Трасилл, который является издателем сочинений этого философа, высказал другое мнение. Он считал, что Демокрит родился в 470 году до н. э. Этот вопрос до сих пор остается открытым.

Обучение и путешествия

Множество темных пятен оставляет биография Демокрита, краткое содержание трудов которого представляет интерес и сегодня (как жаль, что оригиналы не сохранились!) Этот философ был выходцем из богатой семьи. По легенде, переданной Диогеном Лаэртием, он учился у халдеев и магов, подаренных его отцу. Такой подарок Ксеркс якобы сделал ему за то, что тот угостил обедом персидское войско, проходившее через Фракию. Демокрит истратил богатое наследство, оставленное после смерти отца, на путешествия. Он побывал в Вавилоне и Персии, Египте и Индии. Некоторое время философ жил также в Афинах, где слушал инкогнито Сократа. Не исключено, что и с Анаксагором встречался Демокрит. Биография его наполнена множеством предположений, но не забывайте о том, как давно жил Воссоздать жизненный путь многих его современников весьма непросто.

Поведение Демокрита

Многими любопытными подробностями наполнена биография Демокрита. Самое интересное, пожалуй, связано с его образом жизни. Поведение этого философа многим его современникам казалось непонятным. Демокрит часто уходил из города. Для того чтобы укрыться от городской суеты, он приходил на кладбище. Здесь философ предавался размышлениям. Нередко Демокрит разражался смехом без видимой причины: все людские дела казались ему забавными на фоне мирового порядка. Из-за этой особенности этот мыслитель даже получил прозвище "смеющийся философ". Многие сограждане считали его умалишенным. Они даже пригласили Гиппократа, знаменитого врача, для его освидетельствования. Тот и в самом деле встретился с философом, однако постановил, что он абсолютно здоров как психически, так и физически. Более того, он утвердил, что один из самых умных людей, с которыми ему доводилось общаться, - это Демокрит.

Биография его прерывается предположительно в 370 году до н. э., когда этот мыслитель умер. Таким образом, он прожил около ста лет.

Синтез трех школ

Считается, что самое большое влияние на этого философа оказал атомист Левкипп. Тем не менее возникновение атомизма как универсального учения в философии, включающего этику, психологию, эпистемологию, космологию и физику, связывают именно с Демокритом. Его учение является синтезом проблематики трех школ Греции: пифагорейской, элейской и милетской. Оставила свой отпечаток и философия других стран, в которых побывал Демокрит. Биография его, как вы помните, связана со множеством путешествий.

Сочинения Демокрита

Считается, что Демокрит является автором более 70 различных сочинений. Названия работ приводит Мыслителю приписывают авторство сочинений по физике, этике, литературе и языку, математике, а также прикладным наукам, включая медицину. Более того, Демокрита даже считали создателем "Халдейскй книги" и "О священных надписях в Вавилоне" (в рамках "халдейского" мифа, связанного с путешествиями и образованием этого философа).

Красота слога произведений

Демокрит в древности получил известность не только благодаря глубине своего учения, но и из-за красоты слога произведений. Многие мыслители отмечали это, включая Цицерона, Тимона из Флиунта и Дионисия Галикарнасского. Приметами стиля Демокрита были: аллитерации, ритмическая организация фразы, краткость, неологизмы, ассонансы, широкое употребление риторических антитез: "пустота" и "атомы", "микрокосм-человек" и "макрокосм-Вселенная" и др.

Об атомах и пустоте мы уже рассказали в начале статьи. Что же еще интересного можно узнать о таком философе, как Демокрит? Биография его отмечена и работами по этике, которая является продолжением атомистической физики этого мыслителя.

Этика Демокрита

Так же, как и атом, человек - самодостаточное бытие. Люди являются тем более счастливыми, чем больше они замкнуты на себе. Демокрит придумал для выражения собственного понимания счастья сразу несколько терминов: "благосостояние", "благодушие", "невозмутимость", "бесстрашие", а также употреблял традиционные термины - "размеренность" и "гармония". Эвтюмия - центральное понятие этики этого мыслителя. Ей посвящена даже отдельная книга Демокрита. Учение об эвтюмии -благодушии - связано с критикой этим мыслителем верований в судьбу и традиционной религии. Значение данного термина связано прежде всего с понятием меры. То есть человек должен ограничивать себя в телесных удовольствиях. Демокрит считал, что эвтюмия возникает в результате размеренной жизни и умеренности в удовольствиях. Мудрец радуется тому, что у него есть, не завидуя славе и богатству других людей. Он стремится к законным и справедливым делам.

Отметим, что основная часть фрагментов Демокрита, дошедшая до наших дней, относится именно к этике. Однако сегодня сложно судить степень точности, с которой высказывания передают его слова.

Космогонические представления

В их основу Демокрит положил концепцию существования множества миров во Вселенной. Для него время не имеет начала, поскольку оно означает изменение бытия, происходящее вечно. Человеческий организм Демокрит уподоблял космосу и именовал его микрокосмом. Известно, что существование богов этот мыслитель признавал, однако в весьма необычной форме. Для него они являются соединениями огненных атомов. Бессмертность богов Демокрит отрицал.

Что такое душа согласно Демокриту?

Философ представлял себе душу в форме атома. Именно этим атомом, как полагал он, объясняются различные особенности душевной жизни. Основная из них - движение. Производящая движение душа сама должна быть подвижной. Следовательно, ее нужно представлять в виде огненных круглых атомов. Мышление - это также движение. А когда мы дышим, вместе с воздухом мы получаем новые огненные атомы, заменяющие потраченные атомы нашей души. Именно поэтому прекращение этого процесса приводит к смерти. Душа, считал Демокрит, - наиболее существенное в человеке. Он советовал заботиться прежде всего о ней, а не о теле. Философ считал, что все предметы являются одушевленными. Наполняющая весь мир душа и есть божество. Однако оно подчиняется механическим законам и не отличается качественно от материального бытия.

Эстетика Демокрита

В ней древнегреческий мыслитель, по всей видимости, первым обозначил грань между требующими наличия только лишь навыков прикладными искусствами и художественным творчеством, которое невозможно без вдохновения. Кроме того, в этике Демокрит развил учение о невосприимчивости к аффектам (атараксии).

Теперь и вы можете рассказать о том, Краткая биография и его открытия способны заинтересовать практически любого человека, поэтому рекомендуем это сделать. Наверняка многие ваши друзья, родственники и знакомые не знают того, что знаете вы. Биография Демокрита, факты из и интересные сведения о нем - все это можно обсуждать очень долго.

Введение

По мнению, большинства философов, Демокрит родился в 460 г. до н.э., умер в 360/370 г. до н.э. Родом из Абдер, считавшихся в Греции не только глухой интеллектуальной провинцией, но дажепросто городом глупцов. Но нарицательное "абдерит" - простак, простофиля,глупец - стало собственным именем одного из величайших мыслителей. Демокрит происходил из знатной семьи и был богат, но богатство забросил, всю жизнь провел в бедноте, предаваясь исключительно любомудрию.

Попреданию, Демокрит был учеником каких-то магов и халдеев, которых царь Ксеркспредоставил его отцу в качестве учителей, когда гостил у него, у них-тоДемокритещё в детстве перенял науку о богах и звездах. У него были связи с современными учеными. Древние сообщают, что Демокрит был учеником своего предшественника и друга Левкиппа, общался с Анаксагором, был знаком с трудами ученых стран Востока.

Существуют сведения, что он совершил путешествие в Египет, Персию и даже Эфиопию и Индию. Вернувшись из путешествия, он вел скромный и уединенный образ жизни, занимаясь наукой и ценя её так высоко, что, как говорят, "сказал, что он предпочел бы одно приличное объяснение сану персидского царя". Завистники обвинили его в том, что он вопреки абдерским законам, растратил доставшееся ему наследство; в ответ он "прочитал народу свой "Большой Мирострой", лучшее из всех его сочинений, и получил за него в награду пятьсот талантов (много это или мало? Вспомним, что все имущество Сократа стоило 5 талантов); мало того, в честь его воздвигли медные статуи, а когда он умер, то погребли его на государственный счет, - а жил он более ста лет".

Многочисленные свидетельства и легенды говорят о Демокрите, как о "смеющемся философе", "настолько несерьезным казалось ему все, что делалось всерьез". Рассказы о нем свидетельствуют о глубокой житейской мудрости философа, о его наблюдательности, обширных познаниях. Диоген Лаэрций приводит список, состоящий из более чем 60 произведений Демокрита, главное место, среди которых занимают "Великий диакосмос", "Малый диакосмос", "О логике, или Мерило". От сочинений Абдерита сохранились лишь фрагменты, перемешанные с фрагментами и пересказами Левкиппа в почти неразличимое целое. Видимо, немалую роль сыграли в плачевной судьбе произведений философа мировоззренческие споры: "Аристоксен в своих "Исторических записках" сообщает, что Платон хотел сжечь все сочинения Демокрита, какие только мог собрать, но пифагорейцы Амикл и Клиний помешали ему, указав, что это бесполезно: книги его уже у многих на руках".

Демокрит первым в древнегреческой философии вводит в научный оборот понятие причины. Случайность он отрицает в смысле беспричинности.

Демокрит и его атомистическая теория

Трактовка бытия в философии Демокрита

Знаменитый греческий философ Демокрит принимает тезис о том, что бытие есть нечто простое, понимая под ним неделимое - атом ("атом" по-гречески означает "нерассекаемое", "неразрезаемое"). Он дает материалистическую трактовку этому понятию, мысля атом как наименьшую, далее не делимую физическую частицу. Таких атомов Демокрит допускает бесчисленное множество, тем самым отвергая утверждение, что бытие - одно. Атомы, по Демокриту, разделены пустотой; пустота - это небытие и, как таковое, непознаваема: отвергая утверждение Парменида о том, что бытие не множественно.

Демокрит, наряду с Левкиппом, считается одним из основателей древнегреческого атомизма. На первый взгляд учение атомизма предельно просто. Начало всего сущего – неделимые частицы-атомы и пустота. Ничто не возникает из несуществующего и не уничтожается в несуществующее, но возникновение вещей – есть соединение атомов, а уничтожение – распадение на части, в пределе на атомы. Все возникает на некотором основании и по необходимости; причина возникновения - вихрь, который и именуется необходимостью. Ощущаем мы потому, что в нас попадают "видики", отделяющиеся от вещей. Душа - совокупность особых атомов. Конечная цель человека - душевное благосостояние, при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, не смущаемая ни страхом, ни суеверием, ни какой бы то ни было другой страстью.

Все, что существует, - это атомы и пустота. В бесконечной пустоте-пространстве движутся, сочетаясь между собою, бесконечное по числу и формам тельца; последние отличаются друг от друга формой, порядком, поворотом. Возникает вопрос - что заставляет нас утверждать, что есть какие-то неделимые тельца, что материя не делима до бесконечности? Левкипп и Демокрит были внимательными слушателями Зенона и от них не ускользнули ни сильные ни слабые стороны его рассуждений, в частности, содержание апорий против множества: если разделить тело на бесконечное число частей, то или эти части не будут иметь величины - и тогда их сумма, т.е. исходное тело обратится в ничто, или они будут иметь величину - но тогда их сумма будет бесконечно велика. Но и то, и другое нелепо. Однако апория не возникает, если предположить существование предела делимости - неделимый далее атом. Атомы достаточно малы, но ведь простейшее наблюдение показывает, что материя действительно делима на весьма малые, даже не различимые глазом частицы. Таковы пылинки, видимые в луче света, падающем в темную комнату. " Демокрит не говорил, что эти видимые через окно, поднятые (ветром) пылинки (и есть те частицы), из которых состоит огонь или душа, или что вообще эти пылинки суть атомы, но он говорил: "Эти пылинки существуют в воздухе, но так как они не заметны из-за слишком малой величины, то и кажется, что они не существуют, и только лучи солнца, проникая через окно, обнаруживают, что они существуют. Подобным же образом существуют и неделимые тела, мелкие и неделимые из-за слишком малой величины" (Левкипп).

Таким образом разрешены сразу две проблемы. Множественность сущего не ведет больше к противоречиям: любое тело можно разделить на конечное множество частиц, имеющих величину, а затем снова из них составить. А "бытие" элеатов находит воплощение в атоме: он един, неделим, неизменен, неуничтожим, отвечая всем требованиям парменидова "бытия". Только атомов много. А для того, чтобы они могли существовать как множество, необходима пустота, которая отделяла бы один атом от другого и обусловливала возможность перемещения атомов - движения. Пустота - это уже не "несуществующее" элеатов, но существующее ничто.

Демокрит, однако, согласен с элеатами, что только бытие познаваемо. Характерно также, что и Демокрит различает мир атомов - как истинный и потому познаваемый лишь разумом - и мир чувственных вещей, представляющих собой лишь внешнюю видимость, сущность которой составляют атомы, их свойства и движения. Атомы нельзя видеть, их можно только мыслить. Здесь, как видим, тоже сохраняется противопоставление "знания" и "мнения". Атомы Демокрита различаются по форме и величине; двигаясь в пустоте, они соединяются ("сцепляются") между собой в силу различия по форме: у Демокрита есть атомы круглые, пирамидальные, кривые, заостренные, даже "с крючками". Так из них образуются тела, доступные нашему восприятию.

Демокрит предложил продуманный вариант механистического объяснения мира: целое у него представляет собой сумму частей, а беспорядочное движение атомов, их случайные столкновения оказываются причиной всего сущего. В атомизме отвергается положение элеатов о неподвижности бытия, поскольку это положение не дает возможности объяснить движение и изменение, происходящее в чувственном вире. Стремясь найти причину движения, Демокрит "раздробляет" единое бытие Парменида на множество отдельных "бытий" - атомов, которые трактует материалистически.

Доказательство существования пустоты у Демокрита и атомистов вообще сводится к тому, что, во первых, без пустоты не было бы возможно перемещение, так как наполненное не может восприять в себя еще что-то; во-вторых, о её существовании говорит наличие таких процессов, как уплотнение и сгущение, возможные только в том случае, если между телами и их частями существуют пустые промежутки. Пустота абсолютно однородна и может существовать как вмещая тела, так и без них. При этом она существует как вне тел, вмещая их в себя, отделяя их друг от друга, так и внутри сложных тел, отделяя друг от друга их части. Лишь атомы не содержат пустоты, чем объясняется их абсолютная плотность, - некуда вставить лезвие, чтобы разрезать атом, или расколоть его.

Что касается числа атомов в мире, то Демокрит признает его бесконечным. А следовательно, бесконечной должна быть и пустота, ибо конечное пространство не может вместить бесконечного числа атомов и бесконечного числа состоящих из них миров. Трудно сказать, что оказывается здесь первым допущением - бесконечность числа атомов или бесконечность пустоты. И то, и другое основывается на том аргументе, что как число атомов, так и величина пустоты "не более такое, чем иное". Распространяется этот аргумент и на число форм атомов, которое, по Демокриту, также бесконечно.

Бесконечность мира в пространстве влечет вечность во времени и бесконечность (безначальность) движения. Аристотель сообщает, что Демокрит утверждал: "вечное и бесконечное не имеет начала, а причина есть начало, вечное же безгранично, поэтому спрашивать, какова причина какой-либо из таких вещей, по мнению Демокрита, то же, что искать начало бесконечности". Таким образом, атомизм признает вечность мира во времени, бесконечность в пространстве, бесконечность числа атомов и сложенных из них миров.

Взгляды Демокрита на природу души человека

Последовательно материалистическую позицию Демокрит занимает и в вопросе о природе души и познания. Известно, что часто психическая деятельность человека объясняется наличием в его теле специфической субстанции или силы - "души".

В неорганической природе все совершается не по целям и в этом смысле случайно, а у ученика могут быть и цели, и средства. Таким образом, взгляд Демокрита на природу души является строго причинным, детерминистическим.