Молитва на освящение свечей сретение. Сретенские свечи О «чудодейственных» сретенских свечах и сретенской воде. Сретенские суеверия. Применение и хранение свечек дома

Величайший день Сретение, праздник радости и встречи Всевышнего с людьми. Спустя 40 дней после рождения Спасителя, Богородица принесла Его в храм Божий, даровала дары Господу, как и все люди за первенца своего. Это не простой день в который возлагались дары. Это встреча старейшин мира с Богом. Трехсотлетнему Симеону по пророчеству суждено было дожить до встречи с Господом.

Сегодня, в церквях освящаются свечи, проводят малое водосвятие. Верующие спешат в храм, накупают свечей, стоят длительную службу, воздают Господу общую храмовую молитву. Считается, что эти свечи обладают большой силой, могут защитить и предотвратить беду. Это радостная встреча не только весны, начало масляной недели, это особый день для всего мира, который встретил Спасителя, Царя Небесного.

На праздник Сретения Господнего проходит особая служба с малым водосвятием, освящаются свечи. Они особые, наделенные благодатью Господней. Поэтому это средство номер один для очищения дома, усмирения ссор, лечения души и тела. Поджигая такую свечу, вы открываете свое сердце и дом для Спасителя. Возданная молитва при ярком пламени свечи быстрее доносится во Вселенную к Всевышнему. Именно при этой свече ведут беседу с Господом, рассказывают ему о своих горестях и бедах, просят помощи и подсказок.

Отличие освященных на Сретение свечей от освященных в повседневной молитве, только в специальной службе, которую правят раз в году.

Значение сретенской свечи

Изначальное предназначение свечи для сопровождения верующего в молитве. Церковь на этот счет имеет свое мнение. Она говорит, что яркое пламя свечи со Сретения переносит на человека Божью благодать. Все возданные молитвы с чистым сердцем быстро сбываются.

Никакой магической силы в них нет, ведь церковь это Обитель Господняя, в ней нет места магии. Свеча это церковный инструмент, несущий в себе милость и благодать Господнюю, точно так же, как и вода с крещения или малого водосвятия. Она символизирует веру в Спасителя, а ее пламя в наших руках говорит о любви к Господу.

Это та малость, которую мы сегодня можем пожертвовать. Совершенно не имеет значения сумма, которую вы за нее выложили, ведь покупка и есть желание пожертвовать, она свидетельствует о нашей готовности совершать благие дела. Многие прихожане сулят ей неимоверную силу, при этом забывают, что оберегает их Господь.

Нет силы в свече без Спасителя. Есть Спаситель и его деяния через свечу.


Применение сретенской свечи дома

Принесенные со службы свечи используют для особенной миссии. Они помогают определиться в выборе второй половины, напутствуют в поисках работы, снимают людскую зависть, депрессивные состояния. Этими свечами проводят очистку дома. В беседе со Всевышним просят совета, помощи в житейских ситуациях, жгут во время сильно урагана сопровождаемого молниями, громыханием с небес.

Церковь плохо относится, вернее запрещает использовать свечи для проведения всякого рода ритуалов.

После их прогорания остаются огарки, фитили. Они ни в коем случае не выбрасываются, их собирают и относят в церковь. Для этого есть урны у подсвечников, которые предназначены для огарков не только церковных свечей.

Когда зажигать сретенскую свечу

К свечам со Сретения относятся по особенному, их кладут у икон, зажигают по необходимости. Всевышнего не тревожат ежедневно, ведь для разговора с ним должны быть веские причины. Находясь в молитве, не стоит искушать Его алчностью, гордыней. Молятся только с чистым сердцем и помыслами, иначе Господь накажет человека, отошедшего от истинной веры.

Молитва сретенской свечи

К сожалению, в великий праздник Сретения, не все имеют возможность попасть на службу. Посвятить время чтению молитв и увековечить памятный день встречи Господа с людьми можно дома. Выделив некоторое время в вечерние часы для молитвы.

Молитвы читаются без суеты, желательно перед сном, когда все домашние уже спят. Усердно молясь вы показываете Всевышнему свою любовь, трепет души, признание и благодарность за его приход на Землю и спасение наших душ.

Господь говорит: «Я там, где есть двое». Поэтому дом в котором живет истинная вера, горит свеча и есть Его храм.

В домашних условиях, при зажженной свече положено читать:

К чему плачет сретенская свеча

Плач свечей со Сретения можно трактовать по-разному. Все зависит от того, когда они начали плакать. Если сразу после зажжения бежит слеза, тем более черная, это говорит о некачественных материалах для их производства, плохой просушке. Если наплывы происходят в храме, тому причиной может быть жар от соседних свечей, слишком близкое их расположение, сквозняки. Все это влияет на высоту пламени, поэтому и происходят наплывы.

Обращать внимание стоит на те свечи, которые после установки горели ровно, и только спустя некоторое время начали оплывать. На них могут большие наплывы, чернота, их может скрутить, согнуть. Часто такие свечи тухнут. Поджигать свою от таких свечей не стоит, тем более зажигать потухшие. На них может быть все что угодно, от лютой ненависти до порчи.

Ко всему прочему, зажигаемая вами свеча должна быть целой, без надломов и трещин. Так же следите за тем, что бы зажигалась она только сверху. Часто случается так, что фитиль срезан очень близко к свече и хвостика не видно. Нужно приглядеться, ведь зажженная снизу свеча ничего хорошего не принесет. Их переворачивают, когда наводят порчу и всякое зло.

Если изначально поставленная свеча горела ровным пламенем, без танца и наплывов, а после началось что-то странное — тут нужно задуматься. Причиной тому может быть внутренне беспокойство человека, зависть, сглаз. Печалиться не стоит, лучше находясь в церкви заказать молебен, вычитку за свое здоровье. Это самые действенные методы, которые успокаивают сердце, берегут нервную систему. Отдавая свою беду Господу, вы избавляетесь от ситуации и возможных последствий.

Куда хуже, если свеча со Сретения так ведет себя после зажжения дома. Такое ее поведения может свидетельствовать о застое энергетики, приходах в дом плохих людей. Частые ссоры, недопонимание, обиды домашних, все это тоже может воздействовать на свечу. Если вы заметили неладное, стоит работать над ситуацией, освятить дом, очистить его.

Как самому освятить сретенскую свечу в церкви

Освятить свечи на Сретение можно только в церкви, для этого священнослужителями проводится специальный чин – особая служба. Провести обряд освящения, конечно можно и самому, но это далеко не то действо, которое проходит в церкви, под силой общей молитвы всех верующих присутствующих в храме.

Данный обряд освящения очень сильно отличается от того, что проводят в церкви. Поэтому выбирать вам, проводить самостоятельно или выбраться на службу. Службы на Сретение начинаются с вечерней в преддверие праздника, ночной, ранней утренней 15 февраля, поздней утренней, вечерней. Найти время для похода в церковь не то что можно, нужно. И еще одна ремарка, в церковь могут идти все, даже женщины в критические дни. Им не разрешается церковью приступать к исповеди и причастию.

Подводим итоги:

Сретение — величайший праздник, в который двери церквей открыты для всех детей Божьих без исключения. Службы в этот день особенные, ведь это радостная встреча Господа нашего с нами, Его детьми. Поэтому на службу нужно спешить, найти время, уточнить расписание в ближайшей церкви и спланировать свой день заранее. Большинство верующих покупают свечи охапками, чтобы запастись той самой, сильно свечой со Сретения на весь год. Не забудьте набрать водички, она, как и свечи имеет такую же целебную силу.

Большинство идет на службу, как на праздник, одевая все самое лучшее. Собираясь на службу нужно помнить, что все будут жечь свечи прямо во время молитвы. Одевайтесь так, чтобы не сожалеть о выгоревших пятнах на норковой шубе, мех очень сильно реагирует на высокие температуры. Будьте бдительны!

Пускай Господь бережет вас, дарит свою милость и благодать!

Сретенские свечи О «чудодейственных» сретенских свечах и сретенской воде.

Сретенские суеверия.

В православном требнике священнослужителя есть специальный «Чин благословения свеч на Сретение Господне». Кто-то может спросить: чем же отличается обычная церковная свеча от «сретенской» ? Только чином освящения, ведь простые церковные свечи, которые продаются в лавках, тоже освященные. Для лучшего понимания можно провести аналогию с освящением воды. Так, например, когда в храме служатся водосвятные молебны: вода освящается малым чином, можно сказать – «обычным». Но есть и такое понятие, как освящение воды великим чином, и делается это только единственный раз в году – на праздник Крещения Господня. Также и со «сретенскими свечами» – их освящают только раз в год особым чином. Однако это не значит, что «сретенским свечам» следует придавать какое-то магическое или чудодейственное значение – это крайности, конечно.»Сретенские свечи» православные христиане возжигают во время домашней молитвы, как и другие церковные свечи. Ведь любая свеча, если горячо молиться, согревает молитву.

Зачем на праздник Сретения Господня освящают свечи?

Вопрос: Скажите, пожалуйста, с чем связан обычай освящать на Сретение Господне в храме свечи и как следует правильно обращаться с принесенными в этот день домой сретенскими свечами?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Великий двунадесятый праздник Сретения Господня был установлен в Византии в царствование благоверного царя Юстиниана I в 542 году после страшной моровой язвы, поразившей империю в октябре 541 года, а в Римской Церкви – в 496 году при папе Геласии (другие исследователи считают – при святом Григории Великом ( 590–604)). Тогда же возник обычай совершать массовые шествия со светильниками (свечами). Происхождения этих процессий, по видимому, связаны со словами, произнесенными святым праведным Симеоном Богоприимцем: Яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей:свет во откровение языком (Лк . 2: 30–31). Обычай этот укоренился на Западе. Митрополит Вениамин Федченков (1880–1961) писал: «В настоящее время в Католической Церкви в праздник Сретения Господня (2 февраля н. ст.) в храмах совершается благословение сретенских свечей и крестный ход с ними. Существует также традиция зажигать эти свечи во время мессы при чтении Евангелия и Евхаристического канона» (Письма о двунадесятых праздниках. М., 2004. С.219).

В Православной Церкви сохранился только «Чин благословения свещъ на Сретение Господне» . В Требнике предписывается совершать его перед Царскими вратами «по часех, прежде начатия священныя Литургiи» . В третьей молитве этого чина священник обращается к Богу: «Господи Иисусе Христе, Свете истинный, просвещаяй всякаго человека грядущаго в мiр: излей благословенiе Твое на свещы сiя, и освяти я светом благодати Твоея: изволи же милостиве, да яко сiя светила огнем видимым возжженна нощныя тьмы прогоняют, тако сердца наша, невидимым огнем, си есть, светлостiю Святаго Духа просвещенна, слепоты всяческих избежат…».

По материалам: http://www.pravoslavie.ru/7032.html

Https://azbyka.ru/forum/threads/sretenskaja-svecha.11811/

Письма о двунадесятых праздниках. М., 2004. С.219

15 февраля на праздник Сретения Господа нашего Иисуса Христа, в храме перед началом Божественной литургии совершается чин освящения свечей. Сретенские свечи надо отличать от тех свечей, которые освящаются в любое время года.

Предназначение свечей

Свеча - это ваша малая жертва Богу. Огонь свечи, это огонь нашей веры. В состав любой Церковной Свечи обязательно входит: елей - симолизирующий Божественную милость к людям, и пчелиный воск - символизирующий сладость общения с Богом, мягкость воска выражает готовность человека подчинить свою волю Богу.

Действенность сретенских свечей

Церковная практика показывает, что любая молитва к Господу Иисусу, Божией Матери, или к святым, при возжжении и горении Сретенских свечей, имеет особую благодатную силу, и если сопровождается искренной верой молящихся, приводит к скорому исполнению просимого.

Применение сретенских свечей

Сретенская свеча, как и любая церковная свеча, предназначается сугубо только для возжжения ее во время молитвы. Обычно Сретенские Свечи зажигаются только в особых случаях: когда мы молимся при решении важных жизненых проблем (выборе спутника жизни, выборе профессии, устройстве на работу, прибретении дома, машины и т.д.), когда нас одолевает болезнь, скорбь, печаль, или при явном действии демонских сил на человека.

Как правильно ставить свечу

Любая церковная свеча - это жертва Богу, следовательно свеча ставится с молитвой: "Прими Господи жертву сию за рабов Твоих (имя за кого ставишь)." Если свеча ставится какому-либо святому, то молитесь: "Святый угодниче Божий (имя) моли Бога о мне (или о нас и перечисляете имена)".

Помните что:

Церковные свечи освящаются и посвящаются Богу, поэтому и сгореть должны только для Бога, поэтому нельзя церковные свечи относить бабкам, целителям и колдунам, это святотатство и кощунство по отношению к Святыне, и, в конце концов, приводит к абсолютно противоположному результату.

Те огарки которые остаются у вас после домашнего возжжения свечей нельзя выкидывать, их необходимо принести в храм для переплавки.

О "чудодейственных" сретенских свечах и сретенской воде

Сретенские суеверия

В православном требнике священнослужителя есть специальный "Чин благословения свеч на Сретение Господне". Кто-то может спросить: чем же отличается обычная церковная свеча от "сретенской"? Только чином освящения, ведь простые церковные свечи, которые продаются в лавках, тоже освященные.

Для лучшего понимания можно провести аналогию с освящением воды. Так, например, когда в храме служатся водосвятные молебны: вода освящается малым чином, можно сказать – "обычным". Но есть и такое понятие, как освящение воды великим чином, и делается это только единственный раз в году – на праздник Крещения Господня.

Также и со "сретенскими свечами" – их освящают только раз в год особым чином. Однако это не значит, что "сретенским свечам" следует придавать какое-то магическое или чудодейственное значение – это крайности, конечно."Сретенские свечи" православные христиане возжигают во время домашней молитвы, как и другие церковные свечи. Ведь любая свеча, если горячо молиться, согревает молитву.

Церковная свеча - это прежде всего ваша жертва Богу. Жертва - это то, что человек отдаёт от своего материального состояния, не получая взамен материальный эквивалент отданному.

Например: если в магазине вы отдаёте продавцу некоторую сумму денег и получаете взамен какой-либо товар стоимостью в эту сумму, это не жертва.

Фактически вы ничего не отдали, а только обменяли одну форму имущества (деньги) на другую (товар). Если вы купили свечу и сожгли её дома, пользуясь её светом для чтения или просто для освещения, это не жертва.

Если же вы купили свечу в церкви и поставили её гореть перед какой-либо иконой или святыней - это жертва. Если вы подали милостыню нищему, или опустили деньги в "церковную кружку" на восстановление храма - это жертва.

Жертва - это дар, выражение нашей любви к тому, кому мы этот дар приносим. И только тогда наша жертва приятна Богу, когда приносится от чистого сердца. Неважно, какова материальная стоимость этой жертвы.

Когда ребёнок дарит своему отцу на день рождения сделанный своими руками рисунок или поделку, это не менее приятно отцу, чем если ребёнок подарит ему купленный дорогой галстук или крем для бритья на данные мамой деньги.

Некоторые пытаются вступать с Богом в "коммерческие отношения", например: "Господи! Сделай для меня это и это, и я поставлю тебе в церкви самую толстую свечу!".

Богу не нужны толстые или тонкие свечи. Богу нужны любящие сердца. Свечи нужны нам, как возможность выражения нашей любви к Богу, как символ нашей горячей молитвы, устремляющейся к Нему подобно пламени свечи, как возможность доказать, что мы способны пожертвовать материальным ради духовного. Но иногда мы видим языческое отношение к свечам, к освященной воде.

Если человек лишен веры в Истинного Бога, то во чтобы он ни верил, - он язычник. Родная сестра язычества - магия - то есть стремление человека подчинить себе духовный мир. Святыня в магии рассматривается как автоматический аккумулятор благодати, залог успеха, оберег. Магизм начинается там, где всё укладывается в простые правила и безпроблемные советы.

Например: "Чтобы ребенок не болел, нужно его крестить", "Чтобы успешно шла торговля, нужно посвятить офис", "Отче наш" - сильная молитва, но Иисусова - сильнее", "Если в доме держать освященную вербу, то никакое зло не сможет войти в дом".

Каждый год на праздник Сретения Господня мы освящаем так называемые «сретенские» свечи.

Откуда пошла такая традиция?

А что такое «сретенские» свечи?

В Библиотеке «Халкидон» мы нашли на эту тему хорошую :

«Сретенскими» в обиходе называют свечи, освященные по специальному чину на праздник Сретения Господня (2/15 февраля). Точное название чина, о котором идет речь — «Чин благословения свещ на Сретение Господне». Отметим, во-первых, что его не следует смешивать с обычным освящением свечей, не приуроченным ни к какой конкретной дате, и, во-вторых, что богослужебным уставом Православной Церкви совершение чина освящения свечей на Сретение не предписывается.

Как указывает священник Михаил Желтов, чин освящения свечей на праздник Сретения отсутствует в Греческой Церкви; неизвестен он и старообрядцам. Впервые он был введен в практику Православной Церкви после того, как в 1646 г. митрополит Киевский святитель Петр (Могила) издал составленный им «Евхологион, альбо Молитвослов, или Требник». Этот Требник содержал 37 чинов, никогда до этого в богослужебных книгах православной Церкви не встречавшихся. Некоторые из них (чинопоследования освящения богослужебных облачений, колоколов и пр.) являются переработанными переводами чинов из латинского «Римского Ритуала» (Rituale Romanum). К числу латинских заимствований в Требнике святителя Петра (Могилы) относится и чин освящения свечей на праздник Сретения. «У католиков был такой обряд — шествие со свечами на Сретение. Для этого обряда свечи и освящаются, точнее, благословляются. Католики различают «освящения» (освящению подлежат вещества таинств, а также предметы непосредственно для литургической практики) и «благословения» (благословению подлежат предметы повседневной жизни: квартиры, машины и т. п. — так же, как и предметы для всех других подобных обрядов (например, пепел для пепельной среды))».

В богослужении Католической Церкви чин благословения свечей на Сретение — составная часть шествия со свечами, приуроченного к этому празднику. Однако в православном богослужении отсутствует что-либо подобное католической сретенской процессии. Из-за этого теряет свой смысл и сам чин освящения свечей на этот праздник. Действительно, зачем освящать свечи именно на Сретение, если в православной богослужебной традиции этот праздник не предполагает какого-то особого использования свечей?

Нужно заметить, что в богослужении Католической Церкви шествие со свечами на Сретение стало устойчивой традицией далеко не сразу.

Существование в Римской Церкви самого праздника Сретения (под названием Очищение Девы Марии) надежно фиксируется только начиная с VII в. Шествие в Риме в день Сретения, введенное папой Сергием I (687-701), до XII в. имело покаянный, а не праздничный характер. Сама традиция праздновать Сретение распространялась на Западе медленно. Обычай благословения свечей возник, вероятно, во Франкском королевстве и не имел повсеместного характера вплоть до XI века. В XII в. в Риме установился обычай петь при благословении свечей песнь Симеона Богоприимца «Nunc dimittis» («Ныне отпущаеши»). На протяжении Средневековья в разных областях Западной Европы у праздничного шествия были свои особенности. Только в 1570 г. римский Миссал закрепил следующий его порядок: освященные священником свечи раздаются клиру и мирянам, в то время как хор поет песнь Симеона Богоприимца; после каждого стиха поется антифон «Lumen ad revelationem gentium et gloriam plebis tuæ Israel» («свет во откровение языков и славу людей Твоих, Израиля»). Затем начинается торжественная процессия, участники которой несут зажженные свечи. Считается, что процессия символизирует вступление Христа — Света миру — в Иерусалимский храм. Процессия со свечами, став отличительным признаком Сретения, дала в европейских языках название самому празднику (нем. Lichtmess, исп. Candelaria, фр. Chandeleur, англ. Candlemas от Candle Mass).

И все же прошло много времени, прежде чем шествие со свечами стало восприниматься как неотъемлемая часть богослужения праздника Сретения в Католической Церкви. В Православной Церкви подобная традиция вообще не сформировалась.

Это, по-видимому, свидетельствует о том, что в смысле и значении самого праздника Сретения нет ничего такого, что вызвало бы необходимость сделать особый акцент на употреблении свечей в богослужении этого дня.

То, что с течением времени торжественное шествие со свечами стало в католических странах характерной принадлежностью празднования именно Сретения, могло быть связано с противодействием Церкви языческим суевериям.

Период с начала до середины февраля, когда зима начинает постепенно уступать место весне, не мог не иметь важного значения в жизни людей, и с незапамятных времен с ним было связано множество ритуалов и примет. В эти дни язычники-кельты праздновали Имболк, римляне — Луперкалии, славяне — Громницы (после принятия христианства у ряда славянских народов так стал называться праздник Сретения)… Эти языческие празднества сопровождались очистительными ритуалами, зажжением огней и совершением других магических действий, которые должны были способствовать плодовитости людей и животных, их защите от враждебных сил.

Можно предположить, что стремление Церкви отвлечь народ от привычных языческих ритуалов, в частности, от повсеместного суеверного почитания огня, и стало причиной постепенного распространения приуроченной к Сретению торжественной процессии со свечами.

Однако отголоски языческого поклонения огню долго сохранялись в народе. Ряд поверий, связанных до принятия христианства со священным огнем, был затем в народном сознании перенесен на свечи, освященные на праздник Сретения. Эти поверья образовали устойчивый комплекс, распространенный по всей территории Европы. Наиболее известно верование, что если освященную на Сретение свечу зажечь во время грозы, то можно защитить дом от молнии. Такой свече приписывалась способность отгонять демонов. Полагали также, что освященную на Сретение свечу нужно зажигать при особенно трудных жизненных обстоятельствах, например, когда кто-либо из членов семьи был болен или при смерти. Такие верования до сих пор распространены среди католиков — от Испании до Украины.

В Польше праздник Сретения получил название праздника Громничной Божией Матери: отголосок языческих славянских мифов о празднике Громниц, связанном с почитанием бога-громовника и его супруги. Здесь после праздничной службы свечу по возможности старались принести домой горящей. С нею обходили вокруг дома, а внутри на потолке огнем свечи выжигали кресты. Это делалось, чтобы защититься от нечистой силы и пожара. Сами освященные на Сретение свечи у поляков, украинцев, белорусов стали называться громницами или громничными.

«Иезуит Ленцкий в своем Катехизисе, изданном Виленскою академией в 1768 г., говорит, «что эти свечи громят силу бесовскую, дабы не вредила громами и молнией, проливными дождями и градом, легко низводимыми, по допущению Божию, чародеями или волшебницами; и потому верные во время грозы зажигают эти свечи, дабы испытать плоды молитвы; дают также умирающим в руки громницу, для поражения и отогнания сатаны, князя тьмы» и пр.». Российский ученый спустя сто лет, в середине XIX века, свидетельствовал: «В Виленской губернии празднуется 2 февраля Пресвятая Мария Громница, и в церкви стоят во время богослужения с зажженными свечами, которые зовут громницами и сохраняют целый год для предохранения дома от громовых ударов, зажигая их во время грозы перед образами».

Заимствованный у католиков обычай освящения свечей на праздник Сретения получил распространение и в православных приходах западных (и граничащих с ними) губерний Российской империи. Исследователями XIX века зафиксированы связанные со свечами-громницами поверья православных украинцев и белорусов. У них, как и у других европейских народов, свечам-громницам приписывалась магическая способность отгонять бесов и ведьм, гром и молнию, дождь и град. Поэтому во время грозы, во избежание удара молнии, старались зажечь громницу. На Украине ее зажигали и в случае пожара в селе. Сретенскую свечу давали также в руки умирающему, чтобы ему было легче «отходить» и чтобы отогнать нечистую силу. Кроме того, у русских в северо-западных областях и белорусов с зажженной громницей возвращались из церкви и гадали по ней, а также совершали обряд обнесения хлеба и свечи вокруг стола. Дымом от сретенской свечи чертили кресты на потолочных балках. Крестьяне западнорусского края в праздник Сретения поджигали друг другу крестообразно волосы сретенскими свечами, считая, что это помогает от головной боли.

Убеждение, что зажженная свеча может уберечь от попадания молнии и пожара, основывалось, по-видимому, на суеверии, что «огонь на огонь не пойдет». Например, в России в XIX в. в некоторых местностях в грозу специально разводили в печи огонь (хотя обычно в русских деревнях во время грозы плотно запирали окна и закрывали трубы). В доме нередко держали головню от пожара, произведенного молнией. Во время пожара затапливали печь в доме, соседнем с горящим, веря, что огонь против огня утишит пожар. В Карпатах крестьяне верили, что при приближении градовой тучи нужно зажечь пасхальную свечу и поставить ее в печь, чтобы дым от нее через трубу поднимался к небу. (Сходные поверья бытовали в разных местах Европы. Так, в Англии и Бретани средством защиты от молнии считалась обугленная ветка из костра, горевшего в день летнего солнцестояния; в Вестфалии при приближении грозы клали в огонь святочное полено.)

В большинстве великорусских губерний до революции не было освящения свечей на праздник Сретения. Свойствами магического оберега, относившимися на западе к «сретенской» свече, здесь наделялась свеча «четверговая» (с которой стояли в церкви на службе во время чтения 12-ти Евангелий вечером в Великий Четверг) и «пасхальная» (с нею обходили церковь во время крестного хода на Пасху).

Как видим, приписывание церковным свечам значения магического оберега было широко распространено. Но, конечно, такое суеверное отношение к свечам не имеет никаких оснований в учении самой Церкви. Согласно православной традиции, «горящая пред иконой свеча — это знак нашей веры и надежды на благодатную помощь Божию, всегда обильно посылаемую всем, кто с верой и молитвой притекает ко Господу и святым Его. Возжженная свеча — символ нашей пламенеющей и благодарной любви к Богу». Как писал святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский, «свет свечи должен означать благоговение к святой иконе и давать удобство видеть ее». Из этого следует также, что нет «более благодатных» или «менее благодатных» свечей, и, например, «Пасхальная» свеча не обладает большей «святостью», чем «обычная» освященная в церкви свеча.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский советовал: «Видя свечи горящие и лампады в церкви, восходи мыслию от огня вещественного к невещественному огню Духа Святаго: Бог наш есть огнь поядаяй (Евр. 12, 29)… Свеча или лампада напоминает нам о свете и огне духовном, напр., о словах Господа: Я — свет, пришедший в мир, да всяк веруяй в Мя во тьме не пребудет (Иоан. 12, 46), или: огня приидох воврещи на землю, и что хощу аще уже возгореся (Лк. 12, 49), или: да будут чресла ваша препоясана, и светилницы горящии, и вы подобни человеком, чающим господа своего, когда возвратится от брака, да пришедшу и толкнувшу, абие отверзут ему (Лк. 12, 35, 36), или: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех (Мф. 5, 16), — и самою вещию, самым существом своим учат нас соответствующим свету и огню духовным вещам или предметам, напр., чтобы сердца наши всегда горели любовью к Богу и ближнему, чтобы мы не допускали в себе возгораться страстям или геенскому огню, чтобы примером добродетельной жизни мы светили другим, как свеча светит нам в делах житейских…

Ставить свечи перед иконами хорошо. Но лучше, если приносишь в жертву Богу огнь любви к Нему и к ближнему. Хорошо, если вместе бывает то и другое. Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, не мирно живешь, — то напрасна и жертва твоя Богу…

Твоя свечка как бы жертва всесожжения Господу; да будет же она дар Богу от совершенного сердца».

Таким образом, чин освящения свечей на праздник Сретения был воспринят в XVII веке из католической традиции. Приписывание же «сретенским» (или любым другим) свечам «особых» свойств коренится не в христианском вероучении, а в языческом мировосприятии, когда человек желает, исполнив некий ритуал, приобрести талисман, защищающий от житейских бед и скорбей, и при этом не прилагать никаких усилий к исправлению своей жизни.

15 февраля православная Церковь отмечает непереходящий праздник Сретение, в который освящение свечей проводится особенным образом. Полученные после проведения чина свечи носили имя «сретенские». Этот обычай стал символом Света, принесённого Спасителем на землю.

Придя в православие в ХVII веке, «сретенские свечи» укоренились в религиозной среде: народ хранил их в красных углах изб или сундуках с ценностями.

Свечи, и обычные, и освящённые в день Сретения, символизируют огонь веры человека. В их состав входят елей, как знак милости Божьей, пчелиный воск, что трактовалось, как сладостные ощущения от общения с Господом, готовность подчиниться Его воле.

Воспользоваться свечами можно в храме во время служения, поставить свечу к иконе, забрать домой и зажигать во время вознесения домашней молитвы – на ваше усмотрение. Совершая обход дома с применением сретенских свечей и горящей молитвой, можно очистить очаг от скверны.

Сретение в христианстве и православии

О событии, в честь которого появился праздник, написано в Евангелии.

По иудейскому закону в храмах над новорожденными младенцами проводился обряд посвящения Господу. На 40-й день с момента рождения Христа Богородица явилась к дверям храма с маленьким Иисусом на руках.

К Деве Марии вышли старец Симеон (ему предрекли встречу с обличённым в плоть Богом) и провидица по имени , прозревшие в младенце обещанного Мессию и поведавшие о Его приходе собравшимся в храме. Это событие считается первой встречей (сретением) Господа и людей.

Симеона и Анну относят к ветхозаветным святым, а ознаменует начало Нового Завета, поэтому имеет место «встреча» двух Заветов.

В православном мире Сретение празднуется ежегодно с Х века в установленный день – 15.02, ровно через 40 дней от Рождества Христова. Само слово «сретение» имеет славянское происхождение, обозначает встречу.

Наряду с чинопоследованием, предписывающимся православными традициями, Сретение Господне включало пережитки языческого прошлого нашей Родины.

Этот церковный праздник в давние времена считался уделом господ, в то время как простой народ предпочитал называть его днём встречи зимы и весны, предвещающий скорое потепление и начало садово-полевых работ.

Сретенская и обычная свеча: в чём разница

Между этими церковными свечами существует лишь два различия:

  1. Предназначение церковных свечей, в возжигании на время молитвы. Разница в том, что сретенские зажигаются для особых случаев (предположим, необходимо содействие в жизненно важных вопросах, вроде обретения семейного очага, демонического воздействия на людей, излечения болезней и избавления от скорби). Считается, что молитва, сердечно возносимая верующим с горящей Сретенской свечой, имеет большую силу. Однако не стоит считать её обязательным условием исполнения просьбы, приписывать несуществующие магические свойства.
  2. Логично, что все церковные свечи освящают. На протяжении остального года это делается малым чином, а в Сретение – великим. Также происходит и с водой: святят её в церкви постоянно, но водосвятный молебен на Крещение Господне совершается особым образом.

Зачем ставить свечи в церкви и как правильно это делать

Господь учит умению жертвовать – совершать поступки не требуя ответных действий, отдавать что-то в финансовом плане, не рассчитывая на восполнение материального состояния. Оплата покупки в магазине – не жертва, а товарно-денежные отношения.

Жертвой называют дар, выражающий любовь человека к тому, кому предназначен дар. Милостыня для нищих, подаяние на восстановление церквей – примеры жертвы.

Искренне приносимая, она угодна Господу вне зависимости от материального эквивалента: подаренный на День Рождения подарок, который ребёнок сделал самостоятельно, будет также приятен родителям, как и дорогостоящий презент.

Возжигание церковной свечи – тоже своего рода жертва, но не когда свечка сожжена дома в отсутствие подачи электроэнергии или для создания романтической атмосферы, а лишь поставленная перед иконой или святыней.

Некоторые верующие, не понимающие природу взаимоотношений Бога и человека, пытаются вступить с Ним в «товарно-денежные отношения», мол, ты – мне, я – тебе: ты мне красавицу-жену, а я тебе самую толстую большую и дорогую свечу поставлю.

Но Ему неважно, насколько толстой или дорогой будет поставленная свеча, главное – искренность, вера и любовь к Богу и ближним, выраженные в жертве материальной ради духовной цели.

Свечи и язычество в наши дни

Во что бы ни верил человек – не имеющий веры в Истинного Бога является язычником. Кровными узами с язычеством связана магия, главной целью которой считается подчинение человеку духовного мира, управление событиями и явлениями, находящимися в ведении Небес.

Все события укладываются в простые правила и имеют простые решения, напоминающие суеверия, а христианские святыни в таком случае преподносятся в качестве непременного и обязательного условия успеха, оберега и источника удачи.

«Не хотите, чтобы ребёнок болел – крестите его», «В дверной проём воткните иголку, чтобы люди с неблагими намерениями не смогли переступить порог» и так далее.

Удивительно, но языческое отношение к святой воде или церковным свечам проявляется и в наши дни. Их используют в ритуалах или не по назначению, поэтому советую запомнить, что:

  • свечи и воду освящают именем Господа и предназначены для служения Ему.
  • Не стоит приносить их на разного рода ритуалы к «бабкам», «колдунам», «целителям» и т.п. Это может иметь противоположное действие.
  • Огарки свечей не стоит выкидывать – принесите их в ближайший храм для дальнейшей утилизации.

Кажется, всё, что могла рассказала, но напоследок скажу: для меня главным в общении с Господом является не частота посещения храмов и литургий, не количество поставленных свечей и заученных молитв, а искренняя вера и любовь в отношении Бога и людей.