О библейской символике. Христианские символы и знаки Символы в библии

Вся православная символика – это олицетворение жизни Христа Спасителя: его распятия, воскресения, вознесения.

Изначально символы использовались как тайнопись, помогавшая христианам узнавать друг друга в периоды враждебных гонений.

Позднее, изображения приобрели глубокий философский смысл. Каждый знак имеет свою историю возникновения, свое значение.

Почему рыба – символ христианства

ИХТИС (рыба) – сокращение, появившееся при переводе выражения «Иисус Христос Божий Сын Спаситель» с греческого языка, путем сложения первых букв.

Рядом с Иисусом было много апостолов – рыбаков. Он называл их «ловцами человеков», а себя ассоциировал с Альфой и Омегой (началом и концом всего живого). Изображая рыбу, христиане проповедовали свою веру и узнавали единоверцев.

По некоторым источникам, рыба стала символом благодаря своей легкодоступности.

Что символизирует якорь

Знак появился в начале нашей эры. В Греции изображался на монетах как надежда на светлое будущее. В Древнем Риме — олицетворял возвращение домой после долгих путешествий.

Большую известность имел амулет с изображением дельфина и якоря: дельфин – знак быстроты, якорь – сдержанности.

Знак святых

Атрибутами святых являлись одежда, звери, различные предметы, изображаемые рядом.

Святых мучеников рисовали с орудием своих пыток или казни, или с животными, являвшимся им во сне.

Некоторые святые на разных картинах изображались по-разному. Это объясняется тем, что про одного святого могло ходить много историй и легенд.

Христианский символ Троицы

Многие путают понятия «Троица» и «Трехликость». Чем же они отличаются?

Бог един, но имеет 3 лица: Отец, Сын, Святой Дух. А Святая Троица – это единое слияние, где один — плавно переходит в три, а три — становится одним.

Раньше символом был круг, внутри которого располагался треугольник. Одинаковые стороны фигуры означали триединство и вечную жизнь. Иногда изображение было в виде трех зайцев, уши которых соединялись в треугольник. Современный знак Троицы – орнамент, вплетенный в круг.

Голубь в христианстве

Существует повествование, как голубь во время всемирного потопа прилетел к Ною, держа в лапах оливковую ветвь. Оповестив о Божьей милости, птица стала символом мира и добра.

Другое предание гласит, что злые духи могут облачиться в кого угодно, кроме голубя. Поэтому он символизирует чистоту и надежду, правду и непорочность.

Значения:

  • птица с оливковой ветвью — новая жизнь, познавшая Иисуса Христа;
  • стая голубей – верующие;
  • белая голубка – спасенная душу, прошедшая этапы очищения;
  • пара голубей – любовь и крепкая семья.

Раннехристианские символы

Их количество не так мало, как кажется: оливковая ветвь, павлин, корабль, колосья хлеба и т.д. Рассмотрим самые известные.


Крест «Виноградная лоза»

Это восьмиконечный крест с изображением тонких ветвей винограда. Иногда в центре может изображаться Спаситель.

Виноград – олицетворение мудрости и бессмертия. Служители церкви – ветви, а гроздья – знак Причащения. Листья и ягоды символизируют жертву Христа собой ради людей. Такой крест всегда будет напоминать о любви Бога к каждому, кто в него верит.

Библейские символы

Самые распространенные:

  • антихрист – дьявол;
  • белые одежды – праведность Христа;
  • бодрствовать – хранить веру;
  • бросать пыль к небу – негодование;
  • венец – награда;
  • ветер – война;
  • ворота – место суда;
  • глина – человек;
  • дырявый кошелек – напрасные приобретения;
  • звезда – ангел;
  • змей – сатана;
  • лев – сила;
  • плоть и кровь – человеческое разумение.

Символ Иисуса Христа

Главным символом Иисуса Христа является «крест». Для искупления грехов всего человечества, Иисус принес себя в жертву. Крест – олицетворение жертвенной победы над злыми деяниями.

Неверующие считают, что поклонение кресту – это поклонение орудию казни. Но верующие знают — это символ жизни, спасения человечества.

Иконописцы часто рисуют возле креста Богородицу и Иоанна Богослова. Череп у подножия – знак смерти. Образ наполнен благодатной силой, почитая его, человек восхваляет Бога.

Символы апостолов

Каждый апостол изображается с определенным атрибутом.

Например, апостол Петр изображается с ключами в руках.

Они подарены Иисусом, открывают врата Царства Божия.

Апостол Павел изображается с орудием своей казни. Варфоломей – проповедник христианства, был замучен в одном из городов Армении – с него содрали кожу, потом распяли. Атрибуты – собственная кожа и нож.

Иаков Старший – ученик Христа, лишившийся жизни в Иерусалиме. Приходя на его могилу, паломники забирали с собой ракушки. Это означало, что они добрались до цели. Так и стали изображать его с посохом, в шляпе и с ракушкой.

Фома – нарисован с копьем, которым был пронзен. Иуда держит в руках мешочек денег. Он помогал нищим, но был жадным. Изображают его с рыжей бородой – это цвет трусости и предательства.

Символика храма

Каждый фрагмент храма имеет определенное значение.

Форма храма:

  • крест – спасение от дьявола, вход в рай;
  • круг – нерушимость Церкви;
  • восьмиконечная звезда – спасение человеческой души.

Форма купола:

  • шлемовидная – борьба Церкви со злом;
  • в виде луковицы – пламя свечи.

Цвет купола:

  • золотой – посвящен Христу;
  • синий со звездами – Пресвятой Богородице;
  • зеленый – Троице.

Православный храм – это собрание множества таинств, значения которых может понять только истинно верующий человек.

словесные, предметные и др. знаки, отражающие высшую духовную реальность. Греч. слово sЪmbolon, символ, происходит от глагола sumbЈllw, соединяю. Эта этимология указывает на роль С. как вида коммуникации, призванного кодировать и передавать человеческий опыт и мысль. По существу всякая речь или система условных знаков (напр., в математике) символичны. Но в сфере религ. C. не есть отвлеченная идея или даже аллегория; он сам причастен той духовной реальности, к-рую отображает. Религиозный С. оказывается необходимым там, где абстрактная, чисто логическая система не в силах выразить реальность. "В символе все являет духовную реальность, и в нем все необходимо для ее явления, но н е в с я духовная реальность является и воплощается в символе. Символ всегда о т ч а с т и, "ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем" (1 Кор 13:9), - ибо символ по самой сущности своей соединяет реальности несоизмеримые, из к-рых одна остается по отношению к другой - "абсолютно другой"" (прот.А.Шмеман). *Антиномия библ. С. заключается в том, что они выражают невыразимое. Поэтому по своей природе они близки к *мифологеме и догмату. В С. слова и образы временного бытия передают тайны бытия вечного.

Словесные С. В первую очередь, к ним относятся *Имена Божьи, а также *антропоморфизмы, *социоморфизмы в Библии, а также *натуроморфные образы библейские, призванные возвещать о Боге Живом на языке земных представлений. Глубоко символичны и тайны метаистории, запечатленные в *Прологе Кн.Бытия, у *пророков и в Откровении. Символич. язык характерен для *предапокалиптической и *апокалиптической литературы. Нередко свящ. авторы прибегают к парадоксам *концептуальной символики. Символическими являются и "пространственные" образы Писания (Бог, пребывающий "на небесах"", Христос, "сходящий" в наш мир). С. не претендуют на адекватное изображение тайны. Их гл. особенность - способность передавать опыт Запредельного.

*Символические действия. К ним относятся особые формы пророческой проповеди, *жертвоприношения и обряды *таинств церковных.

Предметные С. включают принадлежности ветхозав. культа, напр., Ковчег и Скинию, знаменующие присутствие Бога среди народа. Все устройство ветхозав. Храма (семисвечник, "медное море" и т.д.) символизирует Вселенную, наполненную Славой Господней. Символическими являются элементы обряда в христ. таинствах.

Библ. С. в раннехрист. искусстве. Изобразительное искусство древней Церкви уделило много места символич. образам, заимствованным из Писания (особенно из ВЗ и евангельских *притч). Голубь Ноя символизировал весть о спасении, агнец - Христа, рыба - воды крещения (слово рыба, ic(Ъj также является аббревиатурой греч. слов "Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель"), виноградная лоза - единство Церкви Христовой, рыбы и хлеб - Евхаристическую Трапезу, Добрый Пастырь - любовь Христову. Иногда древние христиане использовали и языческие С. (напр., образ Орфея, толкуемый как *прообраз Христа, укрощающего злые силы). Несмотря на ветхозав. запрет изображений, искусство позднего *иудейства тоже имело свою изобразительную символику. В частн., на стенах древних *синагог нередко встречаются изображения семисвечника, Ковчега и храмовой утвари (см. ст.Изобразительное искусство и Библия)

*А в е р и н ц е в С.С., С., ФЭС; *Б е р н ф е л ь д С., Символизм в евр. лит-ре, ЕЭ, т.14; еп.*Г е д е о н Покровский(Археология и символика ветхозав. жертв, Каз., 1888; Г о л у б и н с к и й Д.Ф., Разбор и опровержение ложного мнения о Кивоте Завета, ПТО, 1862, т.21; Д е б о л ь с к и й Г.С., Установления ветхозав. Церкви и христианской, для к-рых первые служили образцами, СПб., 1898; И в а н о в М., Язык Библии, ЖМП, 1975, (8; е г о ж е, Особенности библ. терминологии, ЖМП, 1975, (10; Л о с е в А.Ф., Знак, символ, миф, М., 1982; Ф а р т у с о в В.Д., Планы и фасады Ноева ковчега, скинии Моисеевой, первого и второго Иерусалимского храмов и дворца Соломонова с рисунками их принадлежностей, М., 1909; свящ.Ф л о р е н с к и й П., Столп и утверждение истины, М., 1908; е г о ж е, Из богосл. наследия, БТ, 1977, сб.17; прот.Ш м е м а н А., Евхаристия. Таинство Царства, Париж, 1984; иностр. библиогр. см. в В о u r g u е t Р. de, Early Christian Art, L., 1971; Е l i а d е М., Images and Symbols, L., 1961; O n а s с h К., Liturgie und Kunst der Ostkirche, Halle, 1981; U l r i с h Е., Lexikon christlicher Symbole, Innsbruck-W.-Munch., 1976; HTG, Вd.4, S.175; NCE, v.13, р.863.

Посещая храмы и открывая церковные книги, мы сталкиваемся с большим количеством всевозможной религиозной символики, значение которой порой бывает не вполне понятно. Особенно это ощутимо, когда приходится рассматривать иконы, а также фрески, картины или гравюры, созданные на библейские сюжеты много веков назад. Чтобы понять их тайный язык, познакомимся с некоторыми наиболее часто используемыми в них символами и поговорим об их происхождении.

Тайные знаки первых христиан

Наиболее ранние христианские символы встречаются на стенах римских катакомб, где последователи учения Иисуса Христа в обстановке жестокого гонения со стороны властей тайно совершали богослужения. Эти изображения отличаются от тех, что сегодня мы привыкли видеть на стенах наших храмов. Древние христианские символы носили характер тайнописи, объединявшей единоверцев, и тем не менее в них уже заключался вполне определённый богословский смысл.

Христиане первых веков не знали икон в том виде, в котором они существуют сегодня, и на стенах катакомб изображали не Самого Спасителя, а лишь символы, выражающие те или иные стороны его сущности. При внимательном их изучении раскрывается вся глубина богословия ранней Церкви. Среди наиболее часто встречающихся образов можно увидеть Доброго пастыря, Агнца, корзины с хлебами, виноградные лозы и многие другие символы. Несколько позже, уже в V-VI веках, когда христианство из гонимой властями секты превратилось в государственную религию, к ним прибавился Крест.

Христианские символы и их значения, малопонятные оглашенным, то есть людям, ещё не посвящённым в смысл учения и не принявшим Святое Крещение, являлись своего рода наглядной проповедью для членов Церкви. Они становились продолжением произносимых им перед толпами слушателей, но смысл которых он раскрывал лишь близкому кругу своих учеников.

Первые символические изображения Спасителя

Одним из наиболее ранних символических сюжетов катакомбной живописи является сцена «Поклонения волхвов». Исследователями было обнаружено двенадцать таких фресок, датируемых II веком, то есть выполненных примерно через столетие после событий, описанных в Евангелии. В них заложен глубокий богословский смысл. Восточные мудрецы, пришедшие поклониться Рождеству Спасителя, как бы свидетельствуют о предсказанности его появления древними пророками и символизируют собой неразрывную связь между Ветхим и Новым Заветом.

Примерно в тот же период на стенах катакомб появляется надпись, выполненная греческими буквами ΙΧΘΥΣ (в переводе - "рыба"). В русском прочтении она звучит как «Ихтис». Это акроним, то есть устойчивый вид аббревиатуры, получившей самостоятельное значение. Он образован из начальных букв греческих слов, составляющих выражение «Иисус Христос Божий Сын Спаситель», и в нём заключён основной символ христианской веры, подробно изложенный затем в документах Никейского Вселенского собора, состоявшегося в 325 году в Малой Азии. Добрый Пастырь, а также Ихтис считаются первыми изображениями Иисуса Христа в искусстве раннехристианского периода.

Любопытно заметить, что в раннехристианской символике этому акрониму, обозначавшему Сына Божьего, сошедшего в мир, действительно соответствовало изображение рыбы. Учёные находят этому несколько объяснений. Обычно указывают на учеников Христа, многие из которых изначально были рыбаками. Кроме того, вспоминают слова Спасителя о том, что Царство Небесное подобно закинутому в море неводу, в котором оказываются рыбы разного рода. Сюда же относят и многочисленные Евангельские эпизоды, связанные с ловом рыбы и насыщением ею алчущих (голодных).

Что такое Хризма?

Символы христианского учения включают в себя и такой весьма распространённый знак, как «Хризма». Появился он, как принято полагать, ещё в апостольские времена, но широкое распространение получил с IV века, а представляет собой изображение греческих букв Χ и Ρ, являющимися началом слова ΧΡΙΣΤΟΣ, что означает Мессия или Помазанник Божий. Часто в дополнение к ним справа и слева ставились греческие буквы α (альфа) и ω (омега), напоминающие слова Христа о том, что он является Альфой и Омегой, то есть началом и концом всего сущего.

Изображения этого знака часто встречается на монетах, в мозаичных композициях, а также на рельефах, украшавших саркофаги. Фото одного из них приводится в статье. В российском православии Хризма приобрела несколько иной смысл. Буквы Х и Р расшифровывают как начало русских слов Христос Родился, что сделало этот знак символом Боговоплощения. В оформлении современных церквей он встречается столь же часто, как и прочие наиболее известные христианские символы.

Крест - символ Христовой веры

Как это ни странно, но первые христиане не поклонялись Кресту. Основной символ христианской веры получил распространение лишь в V веке. Первые христиане его изображений не делали. Однако после своего появления он в течение короткого времени стал обязательной принадлежностью каждого храма, а затем и нательной символикой верующего человека.

Нужно заметить, что на древнейших распятиях Христос изображался живым, облачённым в одежды, а зачастую и увенчанным царской короной. Более того, Ему, как правило, придавался торжествующий облик. гвозди, а также раны и кровь Спасителя появились лишь в изображениях, датируемых IX веком, то есть в период позднего Средневековья.

Агнец, ставший искупительной жертвой

Многие христианские символы берут начало от своих ветхозаветных прообразов. Среди них ещё одно изображение Спасителя, выполненное в виде Агнца. В нём заключён один из основополагающих догматов религии о жертве, принесённой Христом во искупление грехов людских. Как в давние времена агнец отдавался на заклание во умилостивление Бога, так теперь сам Господь возложил на жертвенник Своего единородного Сына для избавления людей от тяжести первородного греха.

В раннехристианские времена, когда последователи новой веры были вынуждены соблюдать конспирацию, этот символ был весьма удобен тем, что его смысл могли понять лишь посвящённые. Для всех прочих он оставался безобидным изображением ягнёнка, которое можно было, не скрываясь, наносить где угодно.

Однако на Шестом состоявшемся в 680 году в Константинополе, этот символ был запрещён. Вместо него предписывалось на всех изображениях придавать Христу исключительно человеческий облик. В пояснении говорилось, что таким образом будет достигаться большее соответствие исторической правде, а также создаваться простота в его восприятии верующими. С этого дня началась история иконографии Спасителя.

Этот же собор издал ещё одно постановление, не утратившее силу до настоящего времени. На основании этого документа запрещалось делать любые изображения Животворящего Креста на земле. В пояснении вполне логично и здраво указывалось, что недопустимо попирать ногами то, благодаря чему все мы были избавлены от проклятия, тяготевшего над человечеством после первородного грехопадения.

Лилия и якорь

Существуют также христианские символы и знаки, порождённые Священным Преданием и Писанием. Одним из них является стилизованное изображение лилии. Его появление связано с тем, что, согласно легенде, Архангел Гавриил, явившись Деве Марии с благой вестью о её великом предназначении, держал в руке именно этот цветок. С тех пор белая лилия стала символом непорочности Пресвятой Девы.

Это стало причиной того, что в средневековой иконописи вошло в традицию изображать с лилией в руках святых, прославившихся чистотой своей жизни. Тот же символ восходит и к дохристианским временам. В одной из ветхозаветных книг, носящей название «Песнь Песней», говорится, что храм великого царя Соломона украшался лилиями, что связало этот цветок с образом мудрого правителя.

Рассматривая христианские символы и их значения, необходимо также вспомнить изображение якоря. Оно вошло в обиход благодаря словам апостола Павла из его «Послания к евреям». В нём поборник истинной веры уподобляет надежду на исполнение безопасному и крепкому якорю, незримо соединяющему членов Церкви с Царством Небесным. Вследствие этого якорь стал символом надежды на спасение души от вечной смерти, и его изображение можно часто встретить среди прочей христианской символики.

Изображение голубя в христианской символике

Как уже говорилось выше, содержание христианских символов зачастую следует искать среди библейских текстов. В связи с этим уместно вспомнить изображение голубя, имеющее двойное толкование. В Ветхом Завете ему была отведена роль носителя благой вести, когда с оливковой ветвью в клюве он возвратился в ковчег Ноя, давая знать, что воды потопа отступили, и опасность миновала. В данном контексте голубь сделался и благоденствия в рамках не только религиозной, но и общепринятой во всём мире символики.

На страницах Нового Завета голубь становится зримым олицетворением Святого Духа, сошедшего на Христа в момент Его крещения в Иордане. Поэтому в христианской традиции его изображение приобрело именно это значение. Голубь символизирует собой третью ипостась единого Бога - Святой Троицы.

Образы, символизирующие четырёх евангелистов

К Ветхому Завету, а точнее, к Псалтири, составляющей одну из его книг, относится образ орла, символизирующего собой юность и силу. Основанием для этого стали слова, приписываемые царю Давиду и заключённые в сто втором псалме: «Обновится яко орля (как орёл) юность твоя». Неслучайно именно орёл стал символом апостола Иоанна - самого молодого из евангелистов.

Уместно будет также упомянуть христианские символы, обозначающие авторов остальных трёх канонический Евангелий. Первому из них - евангелисту Матфею - соответствует изображение ангела, воплощающего собой образ мессианского предназначения Сына Божия, посланного в мир для его спасения. Следом за ним идёт евангелист Марк. Рядом с ним принято изображать льва, символизирующего царское достоинство Спасителя и Его могущество. Третьим благовестником (слово «Евангелие» в переводе означает «благая весть») является евангелист Лука. Ему сопутствует жертвенный агнец или телец, подчёркивающий искупительное значение земного служения Сына Божьего.

Эти символы христианской религии неизменно встречаются в росписи православных храмов. Обычно их можно видеть помещёнными с четырёх сторон свода, поддерживающего купол, в центре которого, как правило, изображается Спаситель. Кроме того, они же вместе с образом Благовещения по традиции украшают Царские врата.

Символы, значение которых не всегда понятно

Нередко у посетителей православных храмов вызывает удивление встречающееся в них изображение шестиконечной звезды - такой же, как на государственном Казалось бы, какую связь могут иметь православные христианские символы с этим сугубо иудейским знаком? На самом деле удивляться тут нечему - шестиконечная звезда в данном случае лишь подчёркивает связь Новозаветной Церкви с её Ветхозаветной предшественницей, и к политике не имеет никакого отношения.

Кстати, попутно вспомним и также являющую собой элемент христианской символики. В последние годы ею часто украшают верхушки рождественских и новогодних ёлок. Она призвана изображать ту которая в Рождественскую ночь указывала волхвам дорогу к пещере, в которой появился на свет Спаситель.

И ещё один символ, вызывающий вопросы. В основании крестов, венчающих купола православных храмов, часто можно видеть полумесяц, помещённый в горизонтальном положении. Поскольку сам по себе он принадлежит к мусульманской религиозной атрибутике, то нередко такую композицию истолковывают неправильно, придавая ей выражение торжества христианства над исламом. В действительности это не так.

Лежащий горизонтально полумесяц в данном случае является символическим изображением христианской церкви, которой придан образ корабля или челна, перевозящего верующих через бурные воды житейского моря. Кстати, этот символ также относится к числу наиболее ранних, и его можно увидеть в том или ином варианте на стенах римских катакомб.

Христианский символ Троицы

Прежде чем говорить об этом важном разделе христианской символики, следует заострить внимание на том, что, в отличие языческих триад, в состав которых всегда входили три независимых и отдельно «существовавших» божества, христианская Троица представляет Собой единство трёх Её ипостасей, неразрывных между собой, но и не слитных в единое целое. Бог един в трёх лицах, каждое из которых выявляет одну из сторон Его сущности.

В соответствии с этим начиная с периода раннего христианства создавались символы, предназначенные для зрительного воплощения этого триединства. Наиболее древними из них являются изображения трёх переплетающихся между собой колец или рыб. Они были обнаружены на стенах римских катакомб. Наиболее ранними их можно считать по той причине, что сам догмат Святой Троицы, появившись лишь в конце II века, получил развитие в последующее столетие, а официально закреплён был в документах Никейского собора 325 года, о котором уже упоминалось выше.

Также к элементам символики, означающим Святую Троицу, хотя и появившимся, как принято считать, несколько позже, следует отнести равносторонний треугольник, иногда обведённый кругом. Как и все прочие христианские символы, он имеет глубокий смысл. В данном случае подчёркивается не только но и Его бесконечность. Часто внутри его помещается изображение глаза, а точнее, ока Божьего, указывающее на то, что Господь всевидящ и вездесущ.

История Церкви знает и более сложные по начертанию символы Святой Троицы, появлявшиеся в те или иные периоды. Но всегда и во всех изображениях неизменно присутствовали элементы, указывающие на единство и в то же время неслиянность трёх составляющих его элементов. Их можно часто видеть в оформлении многих действующих ныне храмов - как восточных, так и относящимся к западным направлениям христианства.


Отвечает Василий Юнак, 11.06.2007


485. Сергей Николаевич (Sh@???.vyborg.ru) пишет: "Я совершенно согласен с Вами о неоднозначности библейской символики и возможностях спекуляции на ней, однако, согласитесь, без хоть каких-то предсталений о ней невозможно продвинуться дальше буквального понимания. Например, понятия пищи и одежды, мужа и жены более менее можно понять и уже одно это значительно расширяет понимание Писания. Однако с каждым новым ответом появляется все больше вопросов и задать их все сразу, понятно, невозможно. Поэтому если Вы поможете мне хоть с несколькими, я буду Вам очень благодарен.
1-й вопрос - что есть РЫБЫ? Интуитивно ощущается, что это близко к праведности, мудрости, благодати, интересно Ваше мнение. В связи с этим - значение числа 153 рыб ()
2-й вопрос - ВОДА в различных оттенках (различия моря, рек, вод)
3-й вопрос - СОЛЬ
4-й вопрос - смысл (не буквальный) насыщения ПЯТИ ТЫСЯЧ мужей ПЯТЬЮ (именн ячменными, что специально уточняет Иоанн) хлебами и ДВУМЯ рыбами, после чего остатков собрали ДВЕНАДЦАТЬ ПОЛНЫХ КОРОБОВ. А при насыщении ЧЕТЫРЕХ тысяч СЕМЬЮ хлебами и НЕСКОЛЬКИМИ (без указания числа!) рыбками собрали СЕМЬ КОРЗИН. Для меня нет сомнений, что КАЖДОЕ слово и цифра имеет смысл."

Говоря о символике Библии, я в первую очередь хотел бы сказать, что многие допускают серьезную ошибку, пытаясь истолковывать Библию какими-либо произвольными методами. Во-первых, мы должны помнить, что Библия никогда не ставила перед собой цели представить что-то в таком шифрованном виде, что понадобятся силы ученых мужей для расшифровки. В Библии мы читаем: "но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, - для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом" ().

Бог сделал Свое Слово понятным как ребенку, неграмотному, старику, так и ученому. Именно поэтому библейская символика только раскрывает великие истины для простого человека, преподнося их на простонародном языке.

И еще одно: открывая Библию, мы подходим к ней с определенным предрасположением: языческие религии представлялись таинственными и сокровенными потому, что им нужно было держать в повиновении и порабощении людей. Библейское учение о любящем Боге совершенно иное. Бог Библии желает спасти каждого человека от греха и смерти. Бог делает это потому, что Он любит Свое творение, ради которого он не пожалел Своего Сына: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" ().

Как же тогда может этот любящий Бог, желающий, чтобы каждый человек нашел спасение, пытаться скрыть свою весть о спасении от человека под всевозможными кодами и символами, делая почти невозможным их обнаружение? Ведь если правы те, кто только с помощью компьютеров и сложных математических вычислений определяют сокрытые в Библии тайные письмена, тогда не права сама Библия, говорящая о любви Божьей: "В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение" ().

Но в Библии все же есть символы. Только Библия тут же и истолковывает эти символы сама. Например, говоря о символах пророчеств, мы находим обязательное истолкование символов если не в этом же, то в соседнем пророчестве: "А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей" (Дан 7:24) или "воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки" (). Или символы притч Иисуса Христа: "А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово" ().

Числа в Библии имеют не такое важное значение, как это им придают люди. Да, числа 7 и 12 в какой-то степени выражают полноту, но об этом нигде не сказано конкретно. Единственное упоминание о значении числа мы находим в Откровении о числе имени зверя "666" ( ; 15:2). Да и то, оно представлено не как важное для понимания истины, а только как дополнительный фактор, которым могут воспользоваться некоторые, имеющие достаточные знания.

Что касается рыбы, то в символическом виде она использовалась как символ уловления человека в положительном или отрицательном смысле. Христос сравнивает своих учеников с "ловцами человеков" ( ; также ). А ветхозаветные пророчества говорили об этом в отрицательном смысле ( и ). Как человек ловит рыбу, так сатана уловляет человека в сети или на уду, а Бог собирает так людей в Царство Свое. Но нам нигде не дается намек на то, что рыба может обозначать какое-либо качество характера.

Соль имеет определенные свойства, которые определяют значимость ее. Соль - это антисептик, соль - это консервант, соль - это вкусовая добавка. Именно эти качества отображает Христос в своих притчах: "Соль - добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою" (). Сравните со следующими высказываниями: "Едят ли безвкусное без соли" (), "при рождении твоем, в день, когда ты родилась, пупа твоего не отрезали, и водою ты не была омыта для очищения, и солью не была осолена, и пеленами не повита" (), "Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому" (). Не удивительно при этом, что Христос называл Своих последователей солью земли ().

Вопрос о хлебах: "Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской. Они же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли. Уразумев то, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли? Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали? ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали? как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской? Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского" ().

Как Вы видите, Библия сама истолковывает себя и не нуждается в каких-либо специальных справочниках. Но самое главное, это иная символика - храмовое служение в Ветхом Завете символизировало служение Иисуса Христа для нашего искупления. Об этом очень ярко свидетельствует послание к Евреям. При этом, основная символика Библии - это жертвенный агнец, представлявший собою Иисуса Христа, "Агнца, закланного от создания мира" (). При этом, для того, чтобы правильно понять всю символику Библии, необходимо понимать различие в мышлении евреев, которым в первую очередь писалась Библия, от мышления современного общества, подвергшегося влиянию греческой мысли. И в этом я рекомендую Вам прочесть книгу моего хорошего друга и коллеги Александра Болотникова "Евангелие в ветхозаветном святилище" (Заокский: изд. "Источник жизни", 2001), нередактированный вариант которой можно найти на сайте http://xlib.narod.ru , а печатный вариант можно заказать через сайт http://www.7knig.ru или написав по адресу [email protected] .

Читайте еще по теме "Библия. О Книге книг":