Огонь не угасает. В Марк.9:44 и в Ис. говорится о черве, который не умрет. Что это за червь? Тогда встали все девы те и поправили светильники свои

Сказал Господь: кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море. И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает. Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится. Соль – добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою. Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их.

Помочь другому – заслужить вечное воздаяние. Но Господь предупреждает, что заставить немощного брата споткнуться, удержать его от делания добра или подтолкнуть к злу – заслужить вечные муки. Страшен грех, но научить другого греху – несравненно хуже. «Тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море». Наказание его будет велико. Быть брошенным в море с жерновным камнем на шее – значит не иметь надежды на спасение.

Господь говорит, что Его последователи должны остерегаться погубить свою душу. Горе нам, если наша рука или глаз, или нога соблазняет нас на грех. Это значит, если грех становится для нас столь же дорогим, как глаз или рука. Если что-то дорогое становится грехом, или грех становится дорогим, мы должны расстаться с ним или расстаться со Христом и доброй совестью.

Что заповедует нам в этом случае Господь? «Вырви твой глаз, отсеки твою руку и ногу». Ампутация больного члена с помощью хирургии – порой единственный способ спасения жизни. В духовной жизни может произойти то же самое. Церковные каноны предупреждают нас, что бывает порой необходимо исторгнуть еретика или откровенного нечестивца из общения Церкви, чтобы сохранить все Тело Церкви чистым. Но это относится также к личной жизни каждого. Отсечь греховную привычку, оставить греховное наслаждение, отказаться от сомнительной дружбы – ради того, чтобы остаться христианином, послушным воле Божией. Даже если грех стал привычкой, второй природой. Это может быть болезненно, как хирургическая операция, это может казаться отсечением части нашего тела, но если мы хотим познать истинную жизнь, подлинное счастье и мир, мы должны расстаться с грехом. Надо, чтобы часть, угрожающая гангреной, была ампутирована, ради сохранения целого. Это необходимо сделать!

Исторгни с корнем любимую страсть, распни твою плоть со страстьми и похотьми. Плоть должна уцеломудриться, чтобы мы могли войти в жизнь, в Царство Божие. Даже если, оставляя грех, мы чувствуем себя хромыми и увечными, мы должны сделать это. Наши увечья будут знаками нашей принадлежности Господу Иисусу Христу, и в будущей жизни, как у мучеников, откроются ранами чести и славы.

Как опасно с легкостью отнестись к предупреждениям Христовым! Вопрос предельно прост: либо грех должен умереть, либо мы. Если грех будет господствовать над нами, мы с неизбежностью погибнем от него. Какой ужас исходит от этих, трижды повторяемых, слов: «где червь их не умирает и огонь не угасает»! Угрызения совести грешника – червь, который не умирает. Гнев Божий, изливаемый на нечистую совесть, – огонь, который не угасает. «Страшно впасть в руки Бога Живого». Еще древние языческие философы говорили: «Наказание нечестивым – жить вечно, умирая».

«Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится». Потому «имейте в себе соль, и мир имейте между собою». Согласно Закону Моисееву, всякая жертва должна быть осолена солью – не просто ради сохранения ее, а потому что это трапеза Господня. Естество человеческое, поврежденное грехом, и как таковое именуемое плотью, так или иначе, должно быть осолено, чтобы стать жертвой, как говорит Апостол, благоприятной Богу. Чтобы эта жертва была угодной Ему, мы должны осолиться солью.

Мы должны иметь в наших душах соль благодати. Слово наше должно быть с благодатью и солью, и никакое слово гнилое да не исходит от уст наших. Оно должно быть отвратительно для нас, как зловонная пища. Эта соль благодати будет хранить нашу совесть и наше общение с другими чистыми, так что мы не соблазним никого из малых сих ко греху. Мы должны не только иметь эту соль, но всячески удерживать и хранить ее в себе, ибо если соль потеряет свою соленость, чем мы ее поправим? Кто не будет осолен солью Божественной благодати, осолится огнем.

Однако Господь говорит, что никто не может избежать этого огня. Но одно его действие – в вечной гибели, и другое – в очищении себя среди искушений, которые Господь обозначил до этого как необходимую хирургию. Никто не избежит совершенно этого огня, потому что наш путь – скорби и смерть. Но есть смерть – тупик, и есть смерть иная – переход к истинной жизни.

«Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их». Долгий путь Господа по Палестине с севера на юг завершается. Господь направляет свои стопы к Иерусалиму. Народ стекается к Нему с двух берегов Иордана: иудеи – с Запада, и язычники – с Востока. Служение Христово обращено ко всем, подобно солнцу, обходящему свой круг, от тепла и света которого ничто не может утаиться.

Люди опять пришли к Нему, «и по обычаю Своему, Он учил их». Таков был Его обычай. В Евангелии от Матфея сказано: «Он исцелил их», а здесь: «Он учил их». Его учение было исцелением страждущих душ. Он опять учил их. Таково учение Христово, что всегда нам есть еще чему поучиться. И такова наша забывчивость, что мы нуждаемся в напоминании того, что мы как будто уже хорошо усвоили.

49 Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится. 50 Соль - добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою.

«Речь к Двенадцати» Марк заканчивает словами Иисуса Христа, которые изначально были произнесены, скорее всего, в другой связи.

Стих 49 встречается только у Марка. Этот стих был подготовлен евангелистом благодаря стиху 48 и ведет к стиху 50: (ст. 48: «где червь их не умирает и огонь не угасает» . Ст. 49: «ибо всякий огнем осолится » . Ст. 50: «Соль - добрая вещь; … Имейте в себе соль» ). Но стих 50 возвращает нас к ст. 33-34, давшим повод ко всей речи Иисуса Христа (ст. 50: «…и мир имейте между собою» . - Ст. 34: «Они … дорогою рассуждали между собою, кто больше» ).

Ст. 50 в несколько иной форме использован евангелистом Матфеем как часть Нагорной проповеди: «Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» () , а у Луки, в еще другой форме, завершает собрание речений Иисуса на тему «следования» Ему, Иисусу: «Соль - добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее? ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее. Кто имеет уши слышать, да слышит!» () .

О чем говорит весь этот разнобой в форме слов Иисуса Христа и в ситуации, в которой эти слова были высказаны? О том, что Иисус часто ронял короткие замечания, которые остались у людей в уме, потому что они просто не могли забыть их. Но часто люди, запомнив высказывание Иисуса, забывали по какому поводу и в какой ситуации оно было произнесено. И в Евангелиях используется то или иное высказывание Иисуса, чтобы прояснить мысль, важную для каждого евангелиста в его конкретной ситуации.

Смысл слов, завершающих речь Иисуса Христа к Двенадцати ученикам, определяется двумя важными символами: огонь и соль . Значение огня задано стихом 48: «где червь их не умирает и огонь не угасает» . То есть, огонь здесь - символ боли и страдания. Соль же, напротив, согласно ст. 50, понимается положительно: «Соль - добрая вещь; … Имейте в себе соль » ). То есть соль - сохраняющее, очищающее средство, придающее вкус пище.

У Марка, в противоположность к в Нагорной проповеди, Двенадцать учеников не сравниваются с солью. Не сказано, как у Матфея, «Вы - соль земли» . У Марка сказано нечто иное: «Всякий огнем осолится, … Имейте в себе соль» .

Что же такое соль у евангелиста Марка? Он не дает ясного ответа. Но кое-что мы все же можем понять из его слов. Соль связана с огнем. Следовательно, «осолиться» , быть посoленным, иметь в себе соль - болезненный процесс очищения: «Всякий огнем осолится!» . Это положительный процесс, так как он придает отдельному человеку ту «соль», которая очищает его жизнь, предохраняет от разложения и служит придающей вкус приправой. Огонь связан здесь с понятием очищения . Огонь очищает металл, отделяя все примеси. То есть, огонь означает все, что очищает жизнь. Богу угодна жизнь, выдержавшая очищающие испытания, трудности и опасности преследований и гонений. Мученичество и исповедничество - жертва, угодная Богу. Нельзя забывать также об огне Святого Духа в день Пятидесятницы.

Конечно, соль может «потерять свою силу» и прийти в почти безнадежное состояние: «Ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите?» () . Против такой опасности утраты своей «соленой» силы по причине теплохладности или стремления к комфорту звучит предостережение Иисуса Христа: «Имейте в себе соль!» . В данной ситуации это означает: «Мир имейте между собою» () . Чтобы понять это, стоит оглянуться на всю речь Иисуса Христа Двенадцати ученикам.

Мы видели, что предложенная Марком «Речь Иисуса Христа к Двенадцати» () сформирована самим евангелистом. Цель, которой он при этом руководствовался, очевидна:

По всей видимости, мир между Двенадцатью, то есть между ведущими лицами в общине первых учеников, мог быть нарушен тем, что по меньшей мере некоторые из них хотели быть первыми. Вспомним, что стало поводом для Речи к Двенадцати: Иисус спросил учеников: «О чем дорогою вы рассуждали между собою? Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше» () . А чем Речь заканчивается? - Словами Иисуса «мир имейте между собою» () . Примерно такая же картина встретится нам и в следующей, 10-й главе, где сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн просят Учителя: «Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей» . Эта просьба вызывает негодование остальных десяти, а Сам Иисус выговаривает братьям: «Не знаете, чего просите» () . Да, стремление выдвинуться, быть первым, быть выше других, стать над другими - естественное стремление, характерное для животного мира и для человека в падшем состоянии: «Иисус, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими» () . Но против такого естественного инстинкта Марк напоминает:

Воля к социальному превосходству, по словам Самого Иисуса Христа, несовместима с волей и поступками Самого Бога: «И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою. И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня» () .

Стремление к превосходству делает человека бездушным, нетерпимым и приводит к опасности ввести в соблазн «малых» в Церкви () . Об этой опасности мы много рассуждали в прошлой беседе. Сейчас напомню только, что под «малыми» в Евангелии имеются в виду не дети, но люди неприметные, простые, незначительные, непривилегированные в общине учеников Иисуса. «Соблазнить» же кого-то означает - своим поведением привести человека к такому духовному настрою, что он откажется от веры в Иисуса Христа и от следования за Иисусом.

Натурально-эгоистическому устремлению человека к превосходству противопоставляет заповедь быть «из всех последним и всем слугою» () .

Такой отказ от естественных человеческих стремлений и инстинктивных потребностей к доминированию некоторым может показаться неприемлемым насилием над собственной природой. Ведь для этого требуется, по словам Иисуса Христа, как бы отсечь свою руку или ногу, вырвать свой глаз… () . Последовать такому требованию жертвенного самоочищения («осоления» , по слову Господа) может быть болезненным, соединено со страданиями: «всякий огнем осолится» () . Но что стоят эти страдания по сравнению с теми, которые ожидают человека, если он, вопреки ясному указанию Иисуса, проморгает, потеряет свое будущее? Тогда его будет ожидать геенна и «огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает» .

Марк знал, что именно для Двенадцати, для особо призванных Иисусом в качестве Его самых близких, самых доверенных лиц, именно для них, особо избранных, должно быть весьма болезненно искать не почестей, а неприметности, стремиться не к высокому положению, а к самому последнему месту в «иерархии». Это и в самом деле трудно и может быть даже мучительно. Однако только так они могут осолиться: «всякий огнем осолится» () . Иными словами, только на этом пути смирения они могут достичь необходимой им чистоты и вкуса. И только так они смогут сохранять между собою мир.

«Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (; ) .

1 Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их. 2 Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою? 3 Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей? 4 Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться. 5 Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. 6 В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. 7 Посему оставит человек отца своего и мать 8 и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. 9 Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. 10 В доме ученики Его опять спросили Его о том же. 11 Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; 12 и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.

Шел дальше на юг. Он покинул Галилею и пришел в Иудею. Он уже давно был уверен в том, что «Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его» () . Но эта перспектива не смущала Его. Она не вынуждала Его прекратить делать то, что Он и делал до сих пор: «Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их. Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою?» () .

Вопрос, который задали Иисусу фарисеи, не был странным и совсем уж неуместным. Дело в том, что в раннем иудействе развод уже давно был темой острых споров. В книге Второзакония сказано:

«Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, … то не может первый ее муж, отпустивший ее, опять взять ее себе в жену…» () .

Ввиду этой, законно предоставленной мужчине возможности отсылать свою жену из дома возникал только один непрояснённый вопрос: что следует понимать под словами «он находит в ней что-нибудь противное» ? Что такое это «противное» в качестве достаточной причины развода? Этот «жгучий вопрос» был предметом споров и дискуссий различных богословских школ.

Вообще-то споры раввинов не ограничивались вопросом законных оснований для развода. Уже Малахия, последний из малых пророков, от имени Бога обвинял практику развода в Израиле:

«Вы с рыданием и воплем обливаете слезами жертвенник Господа, потому что Он уже не смотрит более на ваше приношение и не принимает жертвы из рук ваших. Вы спрашиваете: “за что?” За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя… Если ты из ненависти к ней изгоняешь ее, насилием оскверняешь одежду твою, - говорит Господь Саваоф. Посему берегитесь ради вашей жизни и не поступайте вероломно!» () .

Так что уже для пророка Малахии развод - несмотря на его законную допустимость - становился реально невозможным в тот самый момент, когда человек задумывался о положительной воле Божией. И Малахия не был одинок в этом убеждении. Уважаемый рабби Елиезер (около 100 г. РХ) учил, например, ссылаясь как раз на пророка Малахию: «Даже жертвенник проливает слезы над тем, кто разводится со своею первой женой» (bSanhedrin 22a).

На этом моменте мы закончим сегодняшнюю беседу, и вопросом о разводе более основательно займемся во время нашей следующей встречи в эфире православной радиостанции «Град Петров».

Критический текст содержит только первое предложение: «Ибо всякий огнем осолится» . Второе предложение о жертве добавлено в поздней, «византийской» традиции и вошло в Textus Receptus. Надо сказать, что эта добавка весьма глубокомысленна и уместна. По иудейскому закону каждую жертву следовало посолить солью перед жертвоприношением Богу на алтаре (Лев 2,13). Эта жертвенная соль называлась «солью завета» (; ) . Добавка соли делает жертву приемлемой для Бога. Потому высказывание Иисуса значит: «Чтобы христианская жизнь стала угодной Богу, она должна подвергнуться очищению огнем так же, как каждое жертвоприношение посыпают солью». Огонь - это соль, делающая жизнь угодной Богу.

Нам это трудно себе представить. Но это высказывание вполне могло возникнуть в палестинской среде. Соль, добываемая из Мертвого моря, из-за неких химических процессов или загрязнение могла легко потерять свою ценность как соль.

Спрашивает Яков
Отвечает Александра Ланц, 21.05.2011


Мир вам, Яков!

Вы спрашиваете об этих текстах:

"где червь их не умирает и огонь не угасает" ().
"И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти" ().

Если кратко отвечать на ваш вопрос, то получится так: это червь, который не успокоится, не умрёт, пока у него есть пища - гниющая плоть. Пока эта пища есть, червь не умирает.

Если бы мы с вами очень хорошо знали ветхозаветные Писания, мы сразу вспомнили бы о долине ГИННОМ, которая располагалась с южной стороны от Иерусалима, и обо всём, чем она была печально знаменита. А "знаменита" она была узким и глубоким оврагом (Тофет), точнее, тем, что в нем происходило.

Там, при царе Ахазе, впавшие в идолопоклонство иудеи сжигали своих детей в честь идола Молоха, при этом они играли на музыкальных инструментах, с тем чтобы заглушить их жалобные вопли.

«Двадцати лет был Ахаз, когда воцарился, и шестнадцать лет царствовал в Иерусалиме; и он не делал угодного в очах Господних, как [делал] Давид, отец его: он шел путями царей Израильских, и даже сделал литые статуи Ваалов; и он совершал курения на долине сынов Еннома , и проводил сыновей своих через огонь , подражая мерзостям народов, которых изгнал Господь пред лицем сынов Израилевых; и приносил жертвы и курения на высотах и на холмах и под всяким ветвистым деревом» ().

«Ибо сыновья Иуды делают злое пред очами Моими, говорит Господь; поставили мерзости свои в доме, над которым наречено имя Мое, чтобы осквернить его; и устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых , чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне , чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило» ().

Царь Иосия, истребляя идолопоклонство, осквернил это место так, чтобы там больше никогда не приносились мерзкие жертвы: в него стали выбрасывать городские нечистоты, кости человеческие, трупы казненных преступников и павших животных. «И осквернил он Тофет, что на долине сыновей Еннома, чтобы никто не проводил сына своего и дочери своей чрез огонь Молоху» ()

В связи с тем, что в овраге постоянно гнили трупы, там всегда были и трупные черви, которые никогда не умирали.... Почему? Потому что в этот овраг постоянно сваливали городские нечистоты и трупы казнённых преступников. Т.е. это не черви были бессмертными, а просто у них всегда была пища - нечистоты и тела беззаконников.

Зловоние от этого оврага было ужасным, да и зараза от гнили могла распространиться на город, поэтому для уничтожения зловония и предохранения города от заразы, в этой долине постоянно горел огонь, который поддерживался добавлением в него серы.

Таким образом, уничтожением гниющей плоти занимались огонь и трупные черви, которые никогда не умирали, потому что у них всегда была «пища».

Совершенно понятно, что постепенно это место стало для израильтян местом ужаса и отвращения, символом самой страшной смерти, которая только может постигнуть человека. Поэтому когда Иисус объяснял слушавшим Его израильтянам суть того, что произойдёт с человеческой плотью, когда настанет Последний День, Он употребил известный им образ:

«...если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает» ().

Т.е. лучше тебе пострадать сейчас, при твоей физической, телесной жизни, но перестать-таки грешить (), ведь всё равно нам обещано новое тело () , чем оказаться там, где огонь не угаснет и червь не прекратит свою работу, пока твоё нынешнее физическое тело не будет полностью уничтожено. Лучше пострадать сейчас, соблюдая себя в праведности Божией, чем умереть смертью беззаконника, потому что ничто не может быть ужаснее этой навечной смерти.

С уважением,

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

13 фев

Мы видим из этого, что ад - это место, где огонь не Угасает.

Мы также знаем, что ад - это место нескончаемого Наказания.

Матфея 25:46

И пойдут сии в муку вечную (в англ. вечное наказа­ние - прим. пер.), а праведники - в жизнь вечную.

Во многих местах Библия также уточняет, какие люди пойдут в ад.

Псалом 9:18

Да обратятся НЕЧЕСТИВЫЕ В АД, - ВСЕ НАРОДЫ, ЗАБЫВАЮЩИЕ БОГА.

Заметьте, в этом стихе говорится: "...обратятся нечес­тивые в ад...". Большинство людей согласятся, что где-то в вечности должно быть место для злых и подлых. Так и есть. Мне жаль, но на земле жило много злых и подлых людей, которые имеют ад вечным жилищем. Библия говорит, что нечестивые пойдут в ад (Псалом 9:18). Видите ли, если человек не рожден свыше (не важно - поступал ли он плохо на земле, или нет) он не может увидеть Царства Божьего (Иоанна 3:3).

Итак, мы узнали из Библии, что нечестивые идут в ад. Но Псалом 9:18 также продолжает: "...ВСЕ НАРОДЫ, ЗАБЫВАЮЩИЕ Бога". Видите ли, вам не обязательно быть нечестивым, чтобы пропустить Небеса и пойти в ад. Все, что вам нужно, - это не принять Иисуса Спасителем и забыть Его! Все, что вам нужно, - это не впустить Бога в свою жизнь.

Просто не впустите Бога и оставьте без внимания возможность принять Иисуса Спасителем и Господом, - и вы так же быстро пойдете в ад, как и самый отпетый преступник в вашем городе! С другой стороны, приняв Иисуса Христа, даже самый большой грешник может родиться свыше, избежать ада и сделать Небеса своим домом.

В англоязычном мире есть книга, в которой содер­жится список людей, которые достигли определенного положения в искусстве и науке, в бизнесе и профессиона­лизме. Иногда интересно узнать, "кто есть кто" в этой жизни. Но Библия также открывает нам "кто есть кто" в аду. Библия перечисляет категории неискупленных людей, которые проведут вечность в аду.

Откровение 21:8

БОЯЗЛИВЫХ же и НЕВЕРНЫХ, и СКВЕРНЫХ и УБИЙЦ, и ЛЮБОДЕЕВ и ЧАРОДЕЕВ, и ИДОЛОСЛУЖИТЕЛЕЙ и ВСЕХ ЛЖЕЦОВ участь - в озере, горящем огнем и серою. Это - смерть вторая.

В этом Писании перечислены категории неспасенных людей, которые пойдут в ад. Мы знаем, что тот, кто согрешает, не знает Господа (1-е Иоанна 3:6-8). И Библия говорит, что, не зная Иисуса Христа как Спасителя и Господа, никто не может увидеть Бога (Иоанна«3:3; 14:6).

Но человеку не нужно идти в ад, если он будет делать то, что говорит Библия, и примет Иисуса Христа Спасите­лем и Господом. Библия говорит, что те, которые прини­мают Иисуса Христа, идут на Небеса, или в "жизнь вечную", но те, кто не принимает Иисуса Христа, пойдут в вечные муки и наказание (Матфея 25:46; Луки 16:23).



Итак, из Библии можно узнать, какие люди пойдут в ад.

Луки 16:19-23

Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блиста­тельно.

Был также некоторый нищий, именем. Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях

И желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.

И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его...

Богатый человек в этой истории пошел в ад не потому что он был богат. Он пошел в ад, потому что он был богат не в Боге. Он не впустил Бога в свою жизнь и не признал Его Творцом вечной жизни.

Мы читаем в Луки 16:19-21, что богач "...одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно...", в то время как нищий Лазарь "...лежал у ворот его в струпьях...и желал напитаться крошками, падающими со стола богача..." Библия говорит, что Лазарь пошел на лоно Авраама (Рай), где он был утешен.

Но богач пошел в ад, где, как говорит Библия, он …будучи в муках, поднял глаза свои..." Итак, мы знаем из Библии, что есть такие люди, как этот богач, которые сейчас мучаются в аду, потому что они не признали Бога в своей жизни.

Библия еще показывает других людей, которые проведут свою вечность в аду.

Матфея 25:1-13

Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.

Из них пять было мудрых и пять неразумных.

Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.

Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.

И как жених замедлил, то задремали все и уснули.

Но в полночь раздался крик: «вот, жених идет, выходите навстречу ему».

Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.

Есть еще один библейский отрывок, в котором Иисус говорит об аде и его пламени: «И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает» (Евангелие от Марка 9:43-44).

Давайте разберем эти слова. Что означает «где червь их не умирает»?

Некоторые люди предполагают, что слово «червь» означает душу человека, и, судя по этим словам Иисуса, она никогда не умирает. Но текст ничего не говорит о человеческой душе, не так ли? В нем сказано: «Где червь их не умирает». Давайте разберемся, что в данном контексте означает слово «червь».

Прежде всего, что такое «геенна» — слово, которое используется в этом и ряде других отрывков Нового Завета? Геенна — это произнесенное на греческий манер название долины Енном, расположенной в предместье Иерусалима. В этой долине была свалка, куда, согласно санитарным законам израильского общества, свозили трупы животных и всякий мусор. Для сжигания мусора в Геенне почти все время поддерживался огонь, и даже когда он угасал, над долиной постоянно поднимался дым. Несгоревшие остатки поедались червями. Обращаясь к иудеям, Иисус не мог подобрать более подходящей иллюстрации, чтобы изобразить печальную участь нечестивых, которые подвергнутся полному уничтожению.

Оказавшись в Геенне, ничто не могло миновать истребления огнем. Мусор постоянно добавлялся, отсюда образ «никогда не умирающих» червей. И все это вместе подчеркивало неизбежность полного уничтожения всего, что попадет в ад.

При этом всем известно, что в предместье Иерусалима, где расположена долина Енном, или Геенна, больше нет ни свалки мусора, ни сжигающего его огня, ни червей, поедающих все, что от огня остается. Этого всего не существует уже около 2 000 лет. Огонь, поглотив свою добычу, угас.

Притча не должна восприниматься буквально, как фактическое описание реально происходящих событий.

Интересно также отметить, что в арамейском переводе рассматриваемого текста (во времена Иисуса палестинские иудеи разговаривали именно на этом языке) вместо слова «червь» использовано embers, что означает «языки пламени».

Вторая фраза, привлекающая наше внимание в исследуемом отрывке, — это «огонь не угасает» (Евангелие от Марка 9:43-44). В Библии можно обнаружить несколько упоминаний о «неугасимом», или «вечном» огне. Некоторые из них мы уже рассматривали ранее. Данный текст следует воспринимать в том же ключе: «неугасимый» означает, что огонь не погаснет до тех пор, пока не поглотит всю свою добычу. Пламя ада, которое погубит грех и грешников в конце времени, не угаснет, пока те не будут полностью уничтожены.

Подобное воздаяние находится в соответствии с милосердием и любовью Бога к человеку. Адский огонь не предназначен для того, чтобы мучить людей. Бог любит грешника. Но вместе с тем грех несовместим с Божественной сущностью. Когда будут исчерпаны все усилия Бога по спасению людей, отвергающих Его милость и любовь, Он ради новой жизни будет вынужден навечно очистить землю от греха.