Религия в африке. Традиционные религии африки Какие религии широко распространены в африке

В настоящее время среди народов Африканского континента распространено несколько групп вероисповеданий: местные традиционные культы и религии, ислам, христианство, в меньшей степени индуизм, иудаизм и некоторые другие. Особое место занимают синкретические христианско-африканские церкви и секты.

Местные традиционные культы и религии - это автохтонные верования, культы, обряды, сложившиеся у народов Африки в процессе исторического развития до появления на этом континенте арабов и европейцев. Распространены среди большей части местного населения стран Тропической, Южной Африки и на острове Мадагаскар.

Хотя составными компонентами религиозных представлений большинства африканцев являются фетишизм (почитание материальных предметов), анимизм (вера в многочисленные души и духи), магия (колдовство, суеверия), мана (безликая сверхъестественная сила), термин «местные традиционные культы и религии» весьма условен, поскольку применяется для обозначения различных религиозных представлений, культов, верований и обрядов многих народов Африки, находящихся на определённых социально-экономических уровнях развития. Эти культы и религии можно разделить на две большие группы: родоплеменные и национально-государственные.

Существенное место в жизни африканских народов занимает культ предков. Объектом почитания, как правило, являются прародители семьи, рода, племени и т. д., которым приписывают сверхъестественные способности совершать как добро, так и зло. Распространены в Африке также культы сил природы и стихий. Эти культы характерны для тех народов, у которых сохраняются различные формы родоплеменных укладов (например, у готтентотов, гереро и др.). Для народов с развитой или складывающейся государственностью (зулусы, йоруба, акан и др.) характерны политеистические государственные религии с развитым пантеоном богов. В автохтонных традиционных религиях Африки большое место занимают ритуалы, церемонии, ритуалы и т. д., которые обычно связывают с этапами жизни человека.

Всего местных традиционных религий придерживается свыше трети населения Африки (130 млн.). Почти все они проживают к югу от Сахары, составляя около 42% населения этого региона. Более половины сосредоточено в Западной Африке.

Ислам - религия, принесённая в Африку с Аравийского полуострова. В середине VII в. Северная Африка была завоёвана арабами. Пришельцы распространяли ислам с помощью административных и экономических мер. Полная исламизация Северной Африки заканчивается к XII в. К XVIII в. происходит исламизация народов восточного побережья Африки и северо-западной части острова Мадагаскар. Несколько позже влияние мусульманства распространилось на всю Тропическую Африку, где ислам начал успешно соперничать с христианством.

Среди мусульманского населения современной Африки распространён главным образом ислам суннитского направления. Суннизм представлен всеми четырьмя мазхабами (или религиозно-правовыми школами).

Значительную роль среди африканских мусульман играют суфийские ордена (или братства). Духовные главы некоторых из этих братств оказывают большое влияние на политическую жизнь в ряде африканских стран. Так, в Сенегале большим влиянием пользуется руководитель братства муридов, в Нигерии - глава тиджанитов и т. д.

Представителей второго направления в исламе - шиизма в Африке менее четверти миллиона человек. Большей частью это иностранцы - выходцы с Индостанского полуострова, и в меньшей степени местное население.

Ислам исповедует свыше 41% населения Африки (ок. 150 млн. человек). Около половины приверженцев ислама (47,2%) сосредоточено в странах Северной Африки, причём в Египте проживает более пятой части африканских мусульман. В Западной Африке мусульмане составляют свыше 33% населения, половина из них находится в Нигерии. В Восточной Африке сосредоточено менее пятой части мусульманского населения, где они составляют 31% жителей.

Распространение христианства в Африке началось со II в. н. э. Первоначально оно распространилось в Египте и Эфиопии, а затем по побережью Северной Африки. В начале IV века среди христиан Африки возникло движение за создание независимой от Рима африканской церкви.

С XV века, с приходом завоевателей-португальцев в Африке начинается новый период распространения христианства, но уже западного направления.

Христианство в настоящее время исповедуют 85 млн. человек. Около 8 млн. из них - выходцы из Европы или их потомки. Приверженцы отдельных направлений в христианстве распределяются следующим образом: католики - свыше 38% (33 млн.), протестанты - около 37% (31 млн.), монофизиты - более 24% (20 млн.), остальные - православные и униаты. Больше всего христиан сконцентрировано в странах восточной Африки - свыше трети (35% населения), столько же в Западной Африке. В Южной Африке христиане составляют четвёртую часть населения региона, причём здесь католиков примерно в три раза меньше, чем протестантов. В восточном регионе более половины христиан - монофизиты, и почти все они проживают в Эфиопии. В большинстве стран католики преобладают над протестантами. В Заире живёт пятая часть всех африканских католиков. Более чем по два миллиона из них в Нигерии, Уганде, Танзании и Бурунди.

Половина всех африканских протестантов приходится на две страны - ЮАР (27%) и Нигерию (22%). Примерно по одному миллиону проживает в Заире, Гане, Уганде, Танзании и на острове Мадагаскар.

Индуизм в Африке исповедуют выходцы с Индостанского полуострова и их потомки, которых насчитывается 1,1 млн. - около 0,3% населения Тропической и Южной Африки. Распределены они неравномерно. На острове Маврикий, где индуисты составляют свыше половины населения, сосредоточено более 2/5 их общей численности, в ЮАР - более трети, а в Кении - десятая часть. Небольшие общины индуистов имеются в странах Восточной Африки.

Из других южно и восточноазиатских религий, имеющих распространение среди индийцев и отчасти китайцев, следует назвать сикхизм - 25 тыс. приверженцев, джайнизм - 12 тыс., буддизм и конфуцианство - 25 тыс. человек.

Иудаизм исповедуют около 270 тыс. жителей Африки.

Рассмотрим религиозный состав населения некоторых африканских стран.

§ 32. Народы и религии Тропической Африки

Что называют Тропической Африкой?

Легко определить границы материка Африка, довольно просто проследить пределы Африкано-Аравийской платформы, но с позиций географии населения рубежи Африки не столь однозначны. Как вы уже знаете, Северная Африка населена арабами, здесь утвердилась исламская культура, поэтому с точки зрения этнокультурного районирования это пространство входит в состав арабо-мусульманского этнокультурного региона. А что же остальная Африка? Здесь местные культурные традиции причудливым образом перемешаны с заимствованиями из Европы, исламского мира и даже Южной Азии. Граница между арабо-мусульманским и африканским этнокультурными регионами проходит по пустыне Сахара, поэтому в принятом ООН районировании мира ареал собственно африканской культуры объединяется в регион «Африка южнее Сахары». Однако чаще это географическое пространство называют Тропической Африкой, поскольку Северный тропик проходит близко от той границы, что разделяет Африку на два культурных мира. Этот же термин будем использовать и мы. Еще Тропическую Африку называют Черной Африкой. Как могло появиться такое название? Разве существует нечерная Африка? Да, существует, ведь арабское население Северной Африки относится к южным европеоидам, то есть является белым населением. А вот во всех других частях континента действительно преобладают негроиды.

Большая негроидная раса подразделяется на негрскую, негрилльскую и бушменскую (или капоидную) малые расы. К первой принадлежит подавляющее большинство африканских этносов. К негрилльской расе относятся пигмеи – низкорослые (в среднем всего около 140 см) обитатели влажных экваториальных лесов. Бушменская раса представлена двумя этносами Южной Африки – бушменами и готтентотами. Их отличительные признаки: более светлая кожа, более тонкие губы, морщинистая кожа. В зонах контактов с европеоидами Северной Африки сформировались эфиопская и западно-суданская переходные расы, представители которых проживают на Эфиопском нагорье, полуострове Сомали и в восточных частях Сахары и Сахеля. Эти расы сочетают негроидные признаки с европеоидными. Еще одна переходная раса – малагасийская – сформировалась на острове Мадагаскар. Она образовалась в результате смешения монголоидов, прибывших в доисторические времена с островов Индонезии, с негроидами.

Этнокультурное районирование Африки

В культурно-этнографическом отношении территорию Африки подразделяют на шесть историко-этнографических областей.

Западная Африка – самая крупная и сложная по этническому составу историко-этнографическая область. Она протянулась вдоль побережья Атлантического океана от Сенегала до Нигерии включительно. Здесь распространены атлантические, нигеро-конголезские, бенуэ-конголезские и афразийские языки. Наиболее извес тные народы: хауса, йоруба, фульбе, догоны, ашанти, эве, фон, моси. Западная Африка не случайно была главным центром развития древних африканских культур: природные условия здесь наиболее пригодны для земледелия. В присахарской части возделываются зерновые («пояс просо»: просо, сорго, рис), в зоне тропических лесов Гвинейского побережья – корне– и клубнеплоды («пояс ямса»: ямс, кассава и др.). На севере, вблизи Сахары, развито скотоводство. В Западной Африке сохранились древнейшие города Тропической Африки: Томбукту, Дженне, Кано, Гао, Ифе. Основные строительные материалы в пустынных северных районах – глина и камень; в саванне – дерево, ветки, солома; в лесах – пальмовая древесина, бамбук, листья банана и фикусовых.

Северо-Восточная Африка захватывает пространство Африканского Рога, сильно вдающегося в Индийский океан. Население здесь говорит в основном на семитских, кушитских и нилотских языках. На этой территории существовала древнейшая цивилизация Аксума. С тех времен в Эфиопии распространилось плужное террасное земледелие, сочетающееся с пастбищным скотоводством. На Эфиопском нагорье впервые стали выращивать кофе и некоторые сорта пшеницы. В этническом отношении население Эфиопии состоит из многочисленных народов. Самые многочисленные – это земледельцы-амхара и скотоводческие племена тиграи и гала. В стране получила развитие коптская религия – одно из направлений христианства. Народы полупустынь (оромо, сомалийцы, афар) занимаются кочевым и полукочевым скотоводством (верблюды, лошади, мелкий рогатый скот).

Экваториальная Африка занимает территории Камеруна, Центральноафриканской Республики, Габона, Экваториальной Гвинеи, Республики Конго, Демократической Республики Конго, Замбии, северной части Анголы и южной части Чада. Эта область заселена в основном народами банту: конго, луба, фанг, а также многими другими. Уникальна культура пигмеев, сохраняющих первобытный образ жизни, основанный на охоте и собирательстве.

Восточная Африка располагается на побережье Индийского океана от Кении до севера Мозамбика и Коморских островов. В нее входит и район Межозерья, лежащий в окрестностях Великих Африканских озер. Эту территорию в основном населяют народы банту (кикуйю, ганда, лухья, бемба, руанда, рунди, малави, макуа и др.), а также нилотские народы (масаи, туркана и др.). Основные занятия населения – ручное подсечно-огневое земледелие (бантуязычные народы) или отгонное скотоводство (нилотские народы).

Самобытная культура восточноафриканского побережья и близлежащих островов сформировалась в результате контактов носителей мусульманской культуры – выходцев из Азии (Хиджаз, Йемен, Оман, Персия, Индия) с бантуязычными аборигенами. Возникшая в период VII–X вв. на основе посреднической торговли с Ближним Востоком культура суахили достигла наивысшего расцвета в XIV в. Караванная торговля с внутренними районами Восточной Африки способствовала распространению ислама и языка суахили, который стал основным средством межэтнического общения в регионе. В настоящее время суахили – государственный язык Танзании, официальный язык Кении, Уганды, Демократической Республики Конго, Мозамбика, а также рабочий язык Африканского Союза.

Самобытная культура в условиях относительной изоляции сформировалась в Межозерье, она до середины XIX в. не испытывала серьезных воздействий со стороны развитых культур. Этносы Межозерья состоят из трех общностей, объединенных языком, но отличающихся друг от друга антропологическим обликом, занятиями и социальным статусом. Самый высокий статус имеют тутси – аристократы-скотоводы, владеющие большими стадами и лучшими землями. Тутси, имеющие антропологические признаки эфиопской расы, – самые высокорослые и самые худые люди на Земле. На более низкой ступени стоят земледельцы хуту – типичные негроиды, находящиеся в зависимости от тутси и арендующие у них землю. Численность хуту намного больше, чем тутси, ведь земледелие более трудоемкое и интенсивное занятие, чем скотоводство. На нижнем уровне иерархии находятся пигмеи тва – охотники, гончары, а также слуги (и у тутси, и у хуту). Из глубины веков продолжается острое соперничество тутси и хуту за землю. Для первых земля имеет ценность как пастбища для скота, для вторых служит объектом распашки. Из-за высокой плотности населения свободных земель в Межозерье не стало уже к середине прошлого века. Отсюда понятны корни острейшего этнополитического конфликта между тутси и хуту, затронувшего в самом конце ХХ в. Руанду и в меньшей степени – Бурунди и Демократическую Республику Конго. Хуту восстали против многовековой гегемонии тутси и пытались сосредоточить власть в своих руках. Итогом стали кровавые столкновения, жертвами которых оказались сотни тысяч человек, миллионы африканцев стали беженцами. При этом и хуту, и тутси формально продолжают входить в состав единых этносов руанда (в Руанде) и рунди (в Бурунди).

Преобладание в экономике Межозерья многолетней и высокоурожайной культуры банана, не требовавшей утомительной расчистки земель, способствовало сравнительно легкому получению избыточного продукта и приводило к оседлости населения, а также сводило к минимуму участие мужчин в земледельческих работах. Поэтому земледелие стало женским занятием, а мужчины занимались охотой, рыболовством и ремеслом, но прежде всего – войной и посреднической торговлей.

Южная Африка занимает Намибию, ЮАР, Свазиленд, Лесото, Ботсвану, Зимбабве, южную Анголу, южный и центральный Мозамбик. Здесь проживают главным образом народы банту (шона, коса, зулу, свази, ндебеле, суто, тсвана, гереро, овамбо и др.), а также койсанские народы (бушмены и готтентоты). В этом регионе довольно много выходцев с других континентов. Это потомки переселенцев из Европы: африканеры (буры) и англоафриканцы – в ЮАР, немцы – в Намибии. Этнический ландшафт разнообразят выходцы из Южной Азии (хиндустанцы, гуджаратцы, тамилы, телугу и др.).

Традиционные занятия народов банту – ручное земледелие подсечно-огневого типа (сорго, просо, кукуруза, бобовые, овощи) и полукочевое скотоводство. Готтентоты занимаются отгонным скотоводством (крупный и мелкий рогатый скот). Традиционное поселение готтентотов и народов банту – крааль (кольцо полусферических хижин, внутри – площадь, служащая загоном для скота).

Бушмены («люди кустарника») проживают в основном на территории Ботсваны. Значительная часть из 50 тыс. представителей этого народа по-прежнему сохраняют традиции своей древней культуры, занимаются охотой и собирательством. В качестве жилища они используют ветровые заслоны из веток, связанных сверху и покрытых травой или шкурами. Одежда минимальна – всего лишь набедренная повязка и плащ.

Мадагаскарская островная область охватывает островные страны, расположенные в Индийском океане у берегов Африки. Это Мадагаскар, Республика Сейшельские Острова, Маврикий и Реюньон. Крупнейший народ – малагасийцы, проживающие на Мадагаскаре, гораздо малочисленнее маврикийцы, реюньонцы и сейшельцы. На островах есть небольшие общины выходцев из Индии, Китая, арабских стран. Малагасийцы говорят на языке, относящемся к австронезийской семье, то есть родственном языкам Индонезии, Малайзии, Филиппин. Материальная культура малагасийцев сохранила множество элементов южноазиатского происхождения, например технологии рисосеяния и шелководства. Преобладает пашенное (плужное) земледелие в сочетании с пастбищным и отгонным скотоводством.

Источники информации

1. Африка. Энциклопедия // БРЭ. Т. 1, 2. М., 2010.

2. Африка и прошедший век: Материалы VIII конф. африканистов / отв. ред. В.А. Субботин. М., 2000.

3. Африка: экологический кризис и проблемы выживания / отв. ред. Ю.В. Потемкин, Н.А. Ксенофонтова. М., 2001.

4. Кайсарова Л.И. Народы мира. Люди, культуры, образы жизни. М., 2009.

5. Культуры Африки в мировом цивилизационном процессе / отв. ред. Р.Н. Исмагилова. М., 1996.

6. Львова Э.С. Этнография Африки. М., 1984.

7. Попов В.А. Этнография Африки (Цивилизации и протоцивилизации Тропической Африки). СПб., 2001.

8. Традиционные культуры африканских народов: прошлое и настоящее / отв. ред. Р.Н. Исмагилова. М., 2000.

Вопросы и задания

1. Почему Северная Африка не входит в Африканский этнокультурный регион?

2. Какие части Тропической Африки подверглись наибольшему влиянию со стороны исламской цивилизации?

3. В каких районах Африки и почему сформировались переходные расы?

4. На контурной карте Африки отметьте границы историко-этнографических областей. Какие крупные города континента располагаются в пределах каждой области?

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Культура древнего Рима. В двух томах. Том 1 автора Гаспаров Михаил Леонович

М. Штаерман Глава вторая ОТ РЕЛИГИИ ОБЩИНЫ К МИРОВОЙ

Из книги Абиссинцы [Потомки царя Соломона (litres)] автора Бакстон Дэвид

Из книги Загробный мир. Мифы разных народов автора

Аканы: культ предков в тропической Африке

Из книги История Африки с древнейших времен автора Бюттнер Теа

Из книги Загробный мир. Мифы о загробном мире автора Петрухин Владимир Яковлевич

Из книги Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей автора Резников Кирилл Юрьевич

Аканы: культ предков в тропической Африке У народов акан (ашанти, аньи, ачем и др.) существовали представления о целой иерархии сверхъестественных существ, которую возглавляли боги. Хотя творец Вселенной Ньяме, создав мир, отдалился от повседневной жизни, она целиком

Из книги Расы. Народы. Интеллект [Кто умнее] автора Линн Ричард Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Выход современных людей из Африки и расселение по планете Итак, чтобы объяснить логику распространения разносюжетных мифов по миру, необходимо пояснить, как выглядит отдаленное прошлое человечества в свете недавних исследований.Вплоть до середины XX века наше видение

Из: Мирча Элиаде, Ион Кулиано. Словарь религий, обрядов и верований (серия "Миф, религия, культура"). – М.: ВГБИЛ, "Рудомино", СПб: "Университетская книга", 1997. С. 53-67.

Классификация. Человек появился в Африке около пяти миллионов лет назад. Сегодня на африканском континенте проживает множество народов, говорящих более, чем на 800 языках (из них 730 классифицированы). Жителей Африки различают по принадлежности к определенной "расе" и "культурному ареалу", однако за последние четверть века стало ясно, что этих критериев недостаточно. Четких языковых границ не существует, но есть вполне удовлетворительная лингвистическая классификация языков.
В 1966 г. Джозеф Гринберг предложил разделить языки африканского континента на четыре большие семьи, включающие в себя многочисленные родственные языки. Основная – семья конго-кордофан, где наиболее значимой является нигероконголезская группа, к которой относится большая группа языков банту. Лингвистический ареал конго-кордофан включает в себя центр и юг Африки.
Вторая языковая семья, включающая в себя языки жителей Нила Западного Судана и среднего течения Нигера, – нилосахарская.
На севере и северо-востоке распространены языки афроазиатской семьи; в ее состав входят семитские языки, на которых говорят в западной Азии, египетские, берберские, кушитские и чадские языки; к последней группе принадлежат языки хауса.
Четвертая семья состоит из языков, называемых обычно "щелкающими" (по четырем характерным звукам языка бушменов); Гринберг дал им название койсанских языков, на них говорят преимущественно бушмены и готтентоты.

Религиозные границы не совпадают с границами лингвистическими. В странах Северной Африки, среди египтян и берберов, издавна распространен ислам; у берберов также сохранились остатки домусульманских культов, например, поклонение охваченным священным безумием женщинам, которое охотно сравнивали с древним культом Диониса в Греции, и вера в магические действия африканских колдунов. В центре берберского афроисламского синкретизма стоит фигура марабута, владеющего магической силой – баракой. До появления ислама среди проживавших на этих землях берберских племен был распространен иудаизм, равно как и африканская форма христианства, породившая пуританское движение донатизма, осужденного Августином (354-430 гг.), из чего можно заключить, что берберы всегда сохраняли свою обособленность и выбирали такую форму религии, которая определенным образом отличалась от господствующей.

На западе ситуация иная. В Сенегале исповедуют христианство, ислам и местные культы. Чем дальше на юг, тем сложней становится религиозная картина. Верования в Гвинее, Либерии, Кот-Дивуаре, Сьерра-Леоне и Бенине отличаются синкретизмом. Народ манде привержен исламу, но этого нельзя сказать о бамбара, мипьянка и сенуфо. В Нигерийской федерации процветают автохтонные культы. Большинство населения в регионе придерживается традиционных верований йоруба.

Синкретизм преобладает в Экваториальной Африке, на юге же, напротив, благодаря португальским проповедникам и протестантам, миссиям британцев и голландцев получило распространение христианство. На востоке синкретическая религия народов банту сложилась на основе веры в Пророка. Наконец, племена, проживающие вокруг Великих Озер (азанде, нуэр, динка, масаи), по причине пассивности английских миссионеров продолжают исповедовать религию предков.

При подобном разнообразии верований историк религии оказывается перед весьма нелегким выбором. Он может "пройтись по верхам", нигде не задерживаясь, как это сделал Б. Холас в своей книге "Religions de l"Afrique noire", 1964; он может рассмотреть верования с точки зрения феноменологии, не обращая внимания на различия географических и исторических условий, как сделал это Бенджамен Рей в книге "African Religions" 1976; наконец, он может отобрать несколько наиболее характерных культов и описать каждый в отдельности, сопоставив их между собой, как это сделал Ноэл Кинг в работе "African Cosmos", 1986.

Каждое из этих исследований имеет свои преимущества и свои недостатки. Единственно возможное решение для справочного издания, каким является настоящая книга, – это попытаться соединить все три подхода.
Но прежде чем двинуться дальше, необходимо отметить две черты, которые, не будучи всеобщими, тем не менее характерны для многих африканских культов: это вера в Верховное Существо, которое представляет собой абстрактное "небесное" божество, деус оциозус, удалившееся от дел человеческих и поэтому непосредственно не присутствующее в ритуалах, и вера в предсказания, получаемые двумя способами (дух вещает устами одержимого, и служитель культа толкует начертанные на земле знаки; последний способ, вероятней всего, пришел от арабов).

Религии Западной Африки

Верования йоруба, пожалуй, можно отнести к наиболее распространенным среди африканцев (их исповедуют более 15 млн. человек), проживающих в Нигерии и сопредельных странах, например, в Бенине. За последнее время многие африканисты посвятили свои работы подробному исследованию этих культов.

Еще в начале века среди йоруба было сильно влияние тайного союза Огбони , избиравшего главного представителя верховной власти в обществе – короля. Будущий король, не являясь членом данного союза, оставался в неведении до самого своего избрания.
Члены этого эзотерического общества изъяснялись на непонятном для непосвященных языке и создавали величественные сакральные произведения искусства, недоступные для понимания большинства йоруба. Связанный с таинствами инициации, внутриплеменной культ Огбони до сих пор представляет собой загадку. В центре пантеона йоруба находится Онил, Великая Богиня Мать иля, изначального "мира", пребывающего в состоянии хаоса, до его упорядочения. Иль противопоставлен с одной стороны оруну, олицетворяющему небо как организованное начало, а с другой эйе, населенному миру, возникшему в результате столкновения оруна и иля. Обитатели оруна являются объектами всеобщего поклонения, ориши – объекты поклонения эзотерических культов, деус оциозус Олорун не имеет своего культа, а иль для йоруба олицетворяет таинственное женское амбивалентное начало. Богиня Йемойя, оплодотворенная собственным сыном Орунганом, породила многочисленных духов и богов. Йемойя у йоруба выступает как покровительница женщин, обладающих магическими знаниями, которые взяли ее за образец по причине ее исключительно бурной жизни. Порча, ведущая к бесплодию, находится в ведении богини Олокун, жены Одудуа.
Еще одна богиня, покровительствующая женскому чародейству, – Озун, настоящая Венера йоруба, известная своими многочисленными разводами и скандалами. Она создательница магических искусств, и колдуньи считают ее своей покровительницей.
Упорядоченный мир расположен в стороне от иля. Творцом его является Обатала, божество, формирующее эмбрион в чреве матери. Через него орун отправил в эйю бога прорицания Орунмила, чьи предметы, необходимые для предсказания, по традиции хранятся в домах йорубов. Гадание, связанное с именем божества Ифа, это разновидность геомансии, унаследованной от арабов. В нем присутствует 16 основных фигур, на основании комбинаций которых делается прогноз. Гадатель не разъясняет предсказание; он ограничивается тем, что читает традиционный для данного случая стих, что отдаленно напоминает толкования древней китайской книги гаданий И Цзин. Чем больше стихов знает гадатель, тем больше уважения оказывает ему клиент.
Важное место среди оришей занимает трикстер Эзу, маленький итифаллический божок. Он смешон, но одновременно и весьма хитер. Чтобы добиться его расположения надо приносить ему в дар жертвенных животных и пальмовое вино.
Воинственное божество Огун является покровителем кузнецов. Кузнецы в Африке повсюду находятся на особом положении, так как их работа требует уединения и сопряжена с определенной таинственностью; отсюда – наделение кузнецов амбивалентными магическими способностями. Двойственное отношение у йорубов и к близнецам. Рождение близнецов, рождающееся как аномалия, ставит перед африканскими народами дилемму: надо или устранить близнецов, ибо их существование нарушает мировое равновесие (в этом случае один из двух или же оба близнеца должны быть уничтожены), или же оказывать им специальные почести. Йорубы говорят, что в далеком прошлом они предпочитали первое решение, но некий прорицатель посоветовал им придерживаться второго. Теперь близнецы у них – предмет особых забот.
Если Обатала изготовляет тело, то Олодумар вдыхает в него душу, эми. После смерти элементы, составляющие человеческое существо, возвращаются к оришам, которые вновь распределяют их среди новорожденных. Однако в человеке имеется и бессмертный компонент, а посему духи могут возвращаться на землю, где они вселяются в танцора по имени Эгунгун. Танцор этот передает послания усопших живым.
Ритуальная церемония, сочетающая в себе элементы ужасного и веселого, – танец Желеде, устраиваемый на базарной площади в честь предков – женщин, богинь, наводящих ужас, отчего их необходимо задабривать.

Верования акан . Акан – группа народов, говорящих на языке тви подгруппы ква, которым пользуются йорубы; народы акан образовали дюжину независимых королевств на территориях Ганы и Кот-Дивуар; наиболее значимым объединением является этническая общность асанти. Основные компоненты внутренней оранизационной структуры – кланы, подразделяемые на восемь матрилинейных родов, – не совпадают с организацией политической. Как и у йоруба, у асанти есть свой небесный деус оциозус, Ньяме, сбежавший из мира людей из-за женщин, которые страшно шумели, приготовляя пюре из ямса. В каждом подворье асанти на дереве устраивают маленький алтарь для поклонения Ньяме. Ньяме – бог-демиург, к нему взывают постоянно, равно как и к богине земли Асасе Йаа.

У асанти имеется целый пантеон личных духов абосом, и безликих духов асуман, они поклоняются духам предков асаман, взывая к ним посредством подношений, возлагаемых на скамеечки, окрашенные кровью или иными красителями. В доме короля имеются специальные черные скамеечки, куда время от времени кладутся жертвенные подношения. Королевскую власть у асанти олицетворяет король Асантеене и королева Оэнеммаа, которая, не являясь ему ни женой, ни матерью, представляет матрилинейную группу, совпадающую с группой, стоящей у власти.
Главный религиозный праздник во всей королевствах акан – Апо, во время него поминают предков, проводят церемонии очищения и умилостивления.

Видение мира народами бамбара и догон (Мали), Жермен Дьетерлан в своей книге "Essai sur la religion bambara", 1951, писал: "По крайней мере девять народностей, численно отличающихся друг от друга (догон, бамбара, форжерон, курумба, бозо, мандинго, самого, мосси, куле), имеют одну и ту же метафизическую, или, говоря иначе, культовую основу своих верований. Тема сотворения раскрывается сходным образом: сотворение осуществлялось при помощи слова, сначала неподвижного, а затем начавшего вибрировать; вибрация эта породила сущность вещей, а потом и сами вещи; то же происходило с землей, первоначально перемещавшейся в вихревом движении по спирали. С помощью вибрации были созданы люди; изначально это были близнецы, воплощавшие в себе совершенное единство. Признается вмешательство божественной силы в акт творения; иногда эта сила материализуется в облик какого-либо божества, господствующего над миром; подобные представления повсюду идентичны. Все верят в необходимость упорядочения космоса, а так как человек пребывает в тесной с ним связи, то и в упорядоченность собственного внутреннего мира. Одним из неизбежных следствий таких представлений является детальная разработка устройства хаоса, именуемого нами, за неимением лучшего термина, нечастотой; борьба с хаосом осуществляется посредством сложных ритуалов очищения".
В космологии догонов архетипы пространства и времени вписаны в виде чисел в грудь небесного божества Амма. Творцом пространства и реального времени является трикстер, шакал Йуругу. По другой версии, вселенная и человек произошли посредством изначальных колебаний, винтообразно расходившихся из одного центра и осуществляемых семью сегментами различной длины. Космизация человека и антропоморфизация космоса – два процесса, определяющие миропонимание догонов. Как утверждает Ж. Калам-Гриоль в работе "Ethnologie et langage", догон "ищет свое отражение во всех зеркалах антропоморфной вселенной, где каждая былинка, каждый муравей является носителем "слова". Столь же велико значение слова у бамбара; Доминик Заан в работе "Dialectique du verbe chez Bambara" отмечает: "Слово устанавливает {...} связь между человеком и его Божеством, а также между конкретным миром объектов и субъективным миром представлений". Произнесенное слово – словно ребенок, родившийся на свет. Имеется множество способов и средств, цель которых – упростить устам рождение слова: трубка и табак, употребление ореха колы, спиливание зубов, обычай натирать зубы красящими веществами, татуировка рта. Ведь рождение слова сопряжено со значительным риском, ибо оно нарушает гармонию молчания. Молчание, тайна обладают инициационной значимостью, так как изначально мир существовал без слов.
Изначально не было нужды в речи, ибо все, что существовало, понимало "неслышимое слово", беспрерывный шелест воздуха, который грубое, воплотившееся в дерево фаллическое божество Пемба передает небесному демиургу, утонченному и растекающемуся водой Фаро. Мусо Корони, жена Пембы, породившего растения и животных, ревнует мужа, совокупляющегося со всеми женщинами, созданными Фаро. Она тоже изменяет ему, и Пемба преследует ее, хватает за горло и сдавливает его. От столь бурного выяснения отношений между неверными супругами в беспрерывном шелесте дыхания возникли паузы, необходимые для порождения слов и возникновения речи.
Как и догон, бамбара верят в упадок человечества, и возникновение речи одно из его предзнаменований. В личном плане упадок определяется как вандзо, женское распутство и порочность, свойственные человеческому существу, являющемуся в совершенном своем состоянии андрогином. Зримое выражение вандзо – крайняя плоть. Обрезание устраняет у андрогина его женское начало. Избавленный от женского начала, мужчина отправляется на поиски супруга, и таким образом возникает сообщество людей. Физическое обрезание осуществляется во время первой детской инициации, называемой н"домо; последняя же из шести последовательных инициаций, называемых диоу, – обряд коре – преследует цель восстановить у мужчины его духовную женственность, превратив его снова в андрогина, то есть в совершенное существо. Обряд н"домо означает для личности приобщение ее к жизни сообщества; обряд коре означает уход из этой жизни для достижения безграничности и беспредельности божественного существования. На фундаменте своих мифов и ритуалов догон и бамбара возвели целую "архитектонику познания", сложную и детально разработанную.

Религии Восточной Африки

Восточно-африканский регион насчитывает 100 000 жителей. принадлежащих к четырем большим вышеназванным языковым семьям и образующих более двухсот различных объединений. Языком посредником в регионе выступает упрощенный вариант суахили, однако большинство населения говорит на языках банту: ганда, ньоро, нкоре, сога и джизу в Уганде, кикуйю и камба в Кении, и кагуру и гого в Танзании. Верования народов банту имеют много общего, например, наличие демиурга (деус оциозус), который всеми, кроме народов кикуйю, воспринимается как некое существо, пребывающее где-то далеко и не вмешивающееся в повседневную жизнь. Поэтому в ритуалах оно также присутствует опосредованно. Активные божества – это герои и предки, чьи души пребывают в святилищах; там к ним взывают медиумы, которые в состоянии транса вступают с ними в прямое общение. Души умерших также могут переселиться в медиума. Вот почему духов надо ублажать и периодически приносить жертвы. Множество ритуалов имеет целью избавить общество от нечистоты, случившейся из-за вольного или невольного нарушения порядка.

Упрощенное гадание геомансического типа встречается у большинства народов Восточной Африки. Гадают, когда необходимо принять полярное решение – "да" или "нет", отыскать виновного или предсказать будущее. Так как причиной смерти, болезни или неудачи может быть порча, с помощью гадания возможно выявить повинного в колдовстве и покарать его. В исследовании Э.Э. Эванс-Притчард о народе азанде объясняется разница между колдовством и гаданием.

У всех народов Восточной Африки имеется обряд инициации, связанный с наступлением половой зрелости; у юношей этот обряд более сложный, чем у девушек. Инициационные обряды, связанные с превращением юноши в воина, более сложные, они направлены на укрепление единства членов тайных союзов, таких как Мау Мау у народа кикуйю в Кении; этот союз сыграл значительную роль в освобождении страны.

Группа народов Восточной Африки, именуемая нилотами , включает в себя народы шиллук, нуэр и динка, проживающие в Судане, ачоли в Уганде и ино в Кении. Верования нуэр и динка благодаря прекрасным работам Э.Э. Эванс-Притчарда и Годфри Линхардта известны достаточно хорошо. Как и многие другие жители региона Великих Озер (например, масаи), нуэр и динка – кочевники-скотоводы. Это занятие отражается в их верованиях. Первые человеческие существа и первые животные были созданы одновременно. Бог-творец больше не участвует в жизнедеятельности людей, и те взывают к различным духам и душам предков. Духи сочувствуют людям.

У обоих народов имеются специалисты по сакральным ритуалам, вступающие в контакт с невидимыми силами : жрецы-леопарды у нуэр и Повелители гарпуна у динка; они совершают обряд заклания быка, дабы избавить племя от нечистоты или человека от поразившей его болезни. Прорицатели нуэр и динка – это лица, приобщенные к религиозным культам. в них вселяются духи.

Верования Центральной Африки

Верования банту
. В Центральной Африке живет около десяти миллионов банту; народы банту расселены по берегам реки Конго и на территории, расположенной между границами Танзании на востоке и Конго на западе. Благодаря работам Виктора Тернера (Victor Turner "The Forest of Symbols", 1967; "The Drums of Afflictions", 1968) и Мэри Дуглас (Mary Douglas "The Lele of the Kasai", 1963) наиболее изученными являются народности ндембу и леле.
В основе верований банту – культ духов и магические обряды, цель которых – заслужить милость духов. С культом духов связано создание тайных союзов; особенно много подобных союзов у некоторых народностей ндембу; также повсеместное распространение имеет институт королевских предсказателей и "куль скорбящих", суть которого состоит в изгнании из людей "скорбных" духов, вселившихся в них. исполняя требования вселившихся в них духов, люди эти, вне зависимости от своей этнической принадлежности, селятся отдельно, но общаясь с медиумом, требуют, чтобы тот говорил на их языке. У многих народов банту носителями магических знаний большей частью являются женщины.
Божественный творец откровенно асексуален, это в основном деус оциозус; он не имеет особого культа, но когда клянутся, призывают его в свидетели.

Пигмеи тропического леса подразделяются на три большие группы: ака, бака и мбути д"итури, проживающие в Заире; изучению жизни пигмеев посвящены работы известного исследователя Колина Тернбола, чья книга "The Forest People", 1961, получила широкую известность. Начиная с отца Вильгельма Шмидта (1868-1954), стремившегося отыскать у бесписьменных народов первобытные монотеистические верования. многие католические миссионеры, равно как и этнографы, подтвержиди существование у всех трех вышеуказанных групп веры в создателя, постепенно превратившегося в небесное божество. Однако Колин Тернбол отрицает наличие единого бога-создателя у мбути: этот народ обожествляет жилище и заросли кустарника, где он проживает. У них мало ритуалов, нет жрецов, и они не занимаются гаданием. У них имеются определенные традиции, сопровождающие ритуалы обрезания у мальчиков и изоляции девочек во время первых месячных.

Верования Южной Африки

Переселение народов банту на юг происходило двумя большими волнами: между 1000 и 1600 гг. н.э. (сото, твана, нгини, а также зулу, ловенду и венда) и в XIX в. (тсонга). По данным африканиста Лео Фробениуса (1873-1938), основание ныне несуществующего королевства Зимбабве связано с приходом с севера предков народа хумбе. Согласно одному из мифов каранга, правитель, наделенный божественной властью, должен поддерживать равновесие между противоположными состояниями: засухой и сыростью, символами которых выступают принцессы с сырой вагиной и сухой вагиной. Принцессы с сырой вагиной предназначались для совокупления с большим водным змеем, которого иногда именуют Радужным Змеем; это сверхъестественное существо имеется в пантеоне многих народов Западной и Южной Африки. Принцессы с сухой вагиной были весталками и поддерживали ритуальный огонь. Во время засухи принцесс с сырой вагиной приносили в жертву, даюы вызвать дождь.
Обряд инициации у мальчиков, достигших половой зрелости, более сложен, нежели аналогичный обряд у девочек. У мальчиков обрезание не является обязательным, у девочек не практикуется клитороэктомия, хотя в процессе обряда и имитируется отрезание клитора. Символическое значение обряда иниицации – переход из ночи в день, из тьмы к солнечному свету.

Верования афроамериканцев зародились на островах Карибского архипелага, восточном побережье Южной Америки (Суринам, Бразилия) и в Северной Америке среди рабов – выходцев из Западной Африки.
Афрокарибские культы , за исключением афро-гвианских, наиболее близки исконно африканскими верованиями, хотя они и позаимствовали у католицизма некоторые имена и понятия. Культ вуду на Гаити, роль которого в завоевании независимости страны хорошо известна, – это культ поклонения духам, божественным лоа, происходящим из пантеона фон и йоруба; в культах сантериа на Кубе и шанго (на Тринидаде) культовые духи относятся к оришам йоруба. Однако на всех трех островах приносят кровавые журтвы и устраивают экстатические танцы, чтобы впасть в транс и получить возможность общаться с богами, носящими как африканские имена, так и имена святых римской церкви, хотя по происхождению божества эти являются исконно африканскими. Культ вуду, с его белой и черной магией, с его загадками и оккультными тайнами, имеет своих почитателей во всех слоях гаитянского общества.
Многие синкретические культы основаны на почитании предков; к них относятся культы кумина, конвинс и танец кроманти беглых рабов на Ямайке, танец Биг Друм Данс на островах Гренада и Каррьяку, келе на острове Святой Люсии и т.д.
В некоторых других культах, как например, среди миалистов Ямайки и баптистов, называемых Shouters (крикунами) на Тринидаде и Shakers (трясунами) на Сент-Винсенте, – элементы христианства имеют большее значение, нежели африканские верования.
Растафарийцы Ямайки в основном являются приверженцами миллентаризма. Для среднего западного человека они ассоциируются с прической dreadlock и музыкой регги; их философия и музыка имеют множество адептов как на Западе, так и в Африке.
Идентификация Эфиопии с землей обетованной афроямайцев на основании толкования Псалма 68, 31 вызвала к жизни политическое движение, оформившееся после коронования эфиопского принца ("рас") Тафари (откуда название Растафарийский) императором Абиссинии в 1930 г. под именем Хайле Селассия. Со временем, особенно после смерти императора, движение раскололось на несколько группировок, не имеющих ни общей идеологии, ни общих политических устремлений.
Афробразильские культы возникли около 1850 г. как синкретические верования; из исконно африканских черт в них сохранилась вера в переселение духов орикса и экстатические танцы. На северо-востоке культ получил название кандомбле, на юго-востоке – макумба, а с 1925-1930 гг. большое распространение получил зародившийся в Рио-де-Жанейро культ умбанда. Изначально запрещенные, сегодня культы поклонения духам существенным образом определяют картину религиозной жизни Бразилии.
Афрогвианские верования возникли в Суринаме (бывшей нидерландской Гвиане) среди креольского населения побережья и получили распространение среди беглых рабов, укрывавшихся в глубине страны. Религия креолов побережья называется винти или афкодре (от голландск. afgoderij – "идолопоклонство", "обожание"). В обоих культах сохраняются элементы древних африканских и исконных верований.
Религиозная жизнь африканцев Соединенных Штатов Америки славится своей насыщенностью; особенность ее состоит в том, что американские негры, в большинстве своем успешно подвергшиеся евангелизации, не сохранили в неприкосновенности африканские культы и ритуалы. Идея возвращения в Африку, пропагандировавшаяся Американским Обществом Колонизации (American Colonization Society) с 1816 г. и, в несколько видоизмененном виде, различными негритянскими церкями на рубеже нашего века, успеха не имела. некоторые афроамериканцы, разочаровавшись в христианской церкви, оказавшейся не в состоянии удовлетворить их социальные чаяния, приняли иудаизм, а многие – ислам. На сегодняшний день существует два объединения афроамериканских мусульман, и оба восходят к организации Народ Ислама , основанной Элией Мухаммадом (Элия Пул, 1897-1975) в 1934 г. на базе сообщества, созданного мусульманином Уоллесом Д. Фардом, и вобравшего в себя элементы учения параллельной организации Мавританский Храм Науки (Moorish Science Temple) Ноубла Дрю Али (Тимоти Дрю, 1886-1920) и учения индийских миссионеров из группы Ахмадья, основанной в 1920 г. В 1964 г. от Народа Ислама отделилась группа Мусульманская мечеть, возглавляемая Малькольмом Икс (Малькольм Литтл, 1925-1965). После смерти Элии Мухаммеда в 1975 г., его сын Варитхуддин Мухаммед (Уоллес Дин) превратил Народ Ислама в организацию, придерживающуюся идей ортодоксального ислама (суннитов), дав ей название Американская мусульманская миссия. Народ Ислама является сегодня организацией, во главе которой стоит пастор Льюис Фарракан из Чикаго, продолжающий следовать по пути, указанному Элией Мухаммедом.

Африка, подобно другим частям света, является «глубоко верующим» континентом. Но в отличие от Азии, Европы, Северной и Южной Америки и Австралии, где преобладают мировые религии (в Азии - ислам, буддизм, а на остальных континентах - христианство), в Африке, особенно в её тропическом и южном регионах, господствуют так называемые традиционные африканские религии.

Что же представляют собой традиционные африканские религии? В широком смысле так принято именовать религиозные представления, верования и культы африканских народов, формировавшиеся на протяжении долгого времени. Они продолжают существовать и сегодня, меняясь вместе с африканским обществом.

Традиционные африканские религии распространены преимущественно южнее Сахары. Хотя точных статистических данных нет, можно утверждать, что их приверженцами является свыше половины населения этого огромного региона, т. е. десятки миллионов человек. Надо также учесть, что и среди тех, кто официально причисляет себя к последователям других верований, немало «скрытых» последователей традиционных африканских религий. Сторонний наблюдатель чаще всего воспринимает традиционные африканские религии через колоритную, далеко не каждому понятную, а иногда и устрашающую религиозную символику: ритуальные маски и ваяния, обряды жертвоприношений, пляски колдунов в причудливых одеяниях и головных уборах, впадающих в транс мужчин и женщин… Между тем всё это хотя и имеет экзотическую, самобытную форму, по сути своей не является чем-то исклюй тельным, выходящим из общего религиозного развития народов. Огромный фактический материал, собранный исследователями разных стран, говорит о том, что начиная с древнейших времён религиозная жизнь африканцев проходила этапы, общие для всего человечества.

В наше время в Африке многие лю сохраняют глубоко религиозное восприятие окружающего мира, унаследованное от предков. И оно при ближайшем рассмотрении далеко не примитивно, в нём присутствуют же образы и понятия, что и у других народов мира.

Одним из ключевых положений религиозного мировоззрения африканцев является вера в то, что в земной и неземной жизни всё взаимосвязано, что после смерти тела продолжается «неземная» жизнь и душа человека даже способна вернуться обратно в земной мир, но уже в ином виде, в ином качестве.

В 1946 г. деревенские старейшины догонов - небольшого народа, живущего в излучине реки Нигер территории современного государства Мали, - решили открыть французскому этнографу Марселю Гриолю, которого они уважали как серьёзного искателя истины, тайные аспекты спвоей религии. Один из старейшин провёл с Гриолем 33 дня, воссоздав, для него космологию догонов - представления о происхождении и развитии вселенной, о богах, о месте человека в земной и потусторонней жизни.

Гриоль и ранее знал, что у догонов существует сложная иерархия божеств и духов, что они чтут бога-первосоздателя Амма и других богов. его поразило, что религиозные обряды догонов обнаруживают очень тонкое и глубокое содержание. Даже незначительный предмет повседневной жизни может выражать самые сложные космологические представления. Космология догонов символически отображается и в деревенской архитектуре, и в методах ведения хозяйства. Например, зернохранилища, построенные в форме ящиков с острым шпилем наверху, «изображают мировую систему и её устройство». Главные части зернохранилища соответствуют главным органам Нуммо, той «жизненной силы», которая некогда заключалась в Воде и Слове и затем стала источником всего живого и неживого на земле, в том числе и первых людей. Зернохранилища в сознании догонов ассоциировались также с лежащей на спине женщиной - она лицетворяет солнце; её поднятые п ги и руки - это четыре стойки, опирающие крышу, которая символизирует небо.

Вселенная, космос представлялись догонам «в форме остроконечной корзины с квадратным основанием», на каждой стороне которой. расположено по десять ступенек, ведущих к вершине. На этих ступеньках помещались символы всех живых су-ществ и растений.

Из подобных представлений, более или менее сложных, тысячелетиями складывались образы вселенной и у других африканских народов. Происхождение неба, солнца, луны, звезд, суши, воды, наконец, растений, кивотных и человека отразилось в шогочисленных мифах, легендах, греданиях.

Мировые религии также представлены в Африке, но утвердились они там, если сравнивать с традиционными религиями, недавно. На северо-востоке континента (главным образом на территории современной Эфиопии с VI в. получило распространение монофизитство - одно из еретических направлений в раннем христианстве. В Северной Африке, Египте, Судане, на Восточно-Африканском побережье и частично в Западной Африке с VII-VIII вв. активно утверждался ислам. И наконец, в XV-XVI вв. с началом европейских колониальных завоеваний вместе с христианскими церковными миссиями стали активно развиваться различные направления христианства. Хотя первые ростки христианства появились в Африке значительно раньше: уже в I-II вв. н. э.

Восточно-африканский регион насчитывает 100 000 жителей, принадлежащих к четырем большим вышеназванным (см. 5.0) языковым семьям и образующих более двухсот различных объединений. Языком посредником в регионе выступает упрощенный вариант суахили, однако большинство населения говорит на языках банту: ганда, ньоро, нкоре, сога и джизу в Уганде, кикуйю и камба в Кении, и кагуру и гого в Танзании. Верования народов банту имеют много общего, например, наличие демиурга (деус оциозус ), который всеми, кроме народов кикуйю, воспринимается как некое существо, пребывающее где-то далеко и не вмешивающееся в повседневную жизнь. Поэтому в ритуалах оно также присутствует опосредованно. Активные божества - это герои и предки, чьи души пребывают в святилищах; там к ним взывают медиумы, которые в состоянии транса вступают с ними в прямое общение. Души умерших также могут переселиться в медиума. Вот почему духов надо ублажать и периодически приносить им жертвы. Множество ритуалов имеет целью избавить общество от нечистоты, случившейся из-за вольного или невольного нарушения порядка.

Упрощенное гадание геомантического типа встречается у большинства народов Восточной Африки. Гадают, когда необходимо принять полярное решение - «да» или «нет», отыскать виновного или предсказать будущее. Т.к. причиной смерти, болезни или неудачи может быть порча, с помощью гадания возможно выявить повинного в колдовстве и покарать его. В исследовании Э.Э.Эванс-Притчард о народе азанде объясняется разница между колдовством и гаданием.

У всех народов Восточной Африки имеется обряд инициации, связанный с наступлением половой зрелости; у юношей этот обряд более сложный, нежели у девушек. У большинства народов банту практикуется обрезание, а также эксцизия клитора и половых губ. Инициационные обряды, связанные с превращением юноши в воина, более сложные, они направлены на укрепление единства членов тайных союзов, таких как May May у народа кикуйю в Кении; этот союз сыграл значительную роль в освобождении страны.

Группа народов Восточной Африки, именуемая нилотами, включает в себя народы шиллук, нуэр и динка, проживающие в Судане, ачоли в Уганде и ино в Кении. Верования нуэр и динка благодаря прекрасным работам Э.Э.Эванс-Притчарда и Годфри Линхардта известны достаточно хорошо. Как и многие другие жители региона Великих Озер (например, масаи), нуэр и динка - кочевники-скотоводы. Это занятие отражается в их верованиях. Первые человеческие существа и первые животные были созданы одновременно. Бог-творец больше не участвует в жизнедеятельности людей, и те взывают к различным духам и душам предков. Духи сочувствуют людям.

У обоих народов имеются специалисты по сакральным ритуалам, вступающие в контакт с невидимыми силами: жрецы-леопарды у нуэр и Повелители гарпуна у динка; они совершают обряд заклания быка, дабы избавить племя от нечистоты или человека от поразившей его болезни. Прорицатели нуэр и динка - это лица, приобщенные к религиозным культам, в них вселяются духи.