Риза богородицы. Частица ризы пресвятой богородицы Где хранится риза пресвятой богородицы

На Северо-Востоке Москвы в бывшем селе Леонове есть храм XVIII века, посвященный особому празднику - Ризоположению Пресвятой Богородицы . Торжеству, связанному с историей уникальной христианской реликвии, относящейся еще ко времени земной жизни Божией Матери - ее честной ризы. Перенесение этой святыни со Святой Земли в Царьград празднуется вот уже полтора тысячелетия. И в честь этого великого праздника в Русской Церкви возведено немало храмов и обителей, в числе - которых знаменитая Ризоположенская церковь в Московском Кремле и приходской храм в Леонове , не закрывавшийся даже в годы богоборческих гонений.

"Риза Богородицы была обретена в Назарете ромеями-византийцами в середине V века. Константинопольский Патриарх Геннадий I , узнав о многочисленных чудесах, происходящих от святыни, дал указание положить ее в древней Влахернской церкви Царьграда. Не раз при нашествиях врагов Пресвятая Богородица спасала Константинополь, которому даровала Свою священную Ризу. Так было во время осады Константинополя аварами, персами, арабами и русами..."

Действительно, наиболее известным чудом, связанным с Ризой Пресвятой Богородицы , стало легендарное спасение Константинополя в 860 году от набега наших предков-язычников под предводительством князя Аскольда .

Спасение Царьграда

Из истории честной ризы Пресвятой Богородицы

"Царьград едва не был поднят на копьё. Перед лицом этой грозной опасности было принято решение спасать церковные святыни и, прежде всего, святую ризу Богородицы, которая хранилась во Влахернском храме. После всенародного молебна эту великую святыню с крестным ходом обнесли вокруг городских стен и погрузили с молитвой край её в воды Босфора, а затем перенесли в центр Константинополя - храм Святой Софии. Произошло чудо: Божия Матерь Своей благодатью покрыла и усмирила яростную воинственность русских воинов..."

Вскоре после этого Аскольд принял христианство, а потому именно с Ризой Пресвятой Богородицы связывают начало Крещения Руси . В XV столетии местонахождение святыни теряется. Но ее части сохраняются и сегодня. В том числе - в Москве и грузинском Зугдиди, связывая наши православные страны благодатным покровом Небесной Владычицы. И тем не менее, многие удивляются, почему этот византийский праздник столь почитаем на Руси, и почему ему посвящено так много русских храмов.

Как отмечает протоиерей Андрей Рахновский , настоятель Ризоположенского храма в Леонове : "В посвящении храма именно этому празднику отразилось самосознание русских людей того времени, а это XVII - XVIII века, когда Русь осознавала себя правопреемницей Византийского царства. Так, широко известна идея "Москва - Третий Рим"..."

Действительно, Риза Пресвятой Богородицы и связанный с ней праздник связывают не только народы и страны православной ойкумены, но и напоминают нам о важнейшем историософском смысле Русской церковности и государственности. И сегодня каждый из нас может соприкоснуться с этой величайшей святыней в Ризоположенском храме в московском Леонове, где хранится частица Ризы Пресвятой Богородицы.

И в день Ризоположения Пресвятой Богородицы нам стоит попросить нашу Небесную Владычицу в том числе и о том, чтобы она помогла России сохранить ту благодатную преемственность, которую мы получили от первой Христианской Империи - Византии - вот уже более половины тысячелетия назад.

Пояс и Риза Божией Матери очень редкие христианские святыни, которые с особенным благоговением почитаются верующими.

Пояс Пресвятой Богородицы, как и Ее Риза, были одними из главных святынь Константинополя. Согласно преданию, записанному в X веке (в Менологии Василия II), Пресвятая Богородица перед блаженным успением подарила одну из своих одежд (ризу) благочестивой девице, завещав передавать ее перед смертью также девице. В этой семье и сохранялась святыня из поколения в поколение. В годы правления византийского имп. Льва Великого (457-474) приближенные царя братья Галвин и Кандид отправились в Палестину на поклонение св. местам. В селении близ Назарета они остановились на ночлегу одной иудеянки. В ее доме внимание паломников привлекли зажженные свечи, курящийся фимиам и множество больных, ожидающих исцеления. После неотступных просьб хозяйка дома рассказала о том, как ей досталась дорогая святыня - риза Богоматери, сокрушаясь, что в роде ее уже нет девицы, которой она могла бы доверить это служение. Благочестивые братья возгорелись одним пламенным желанием - дабы бесценное сокровище досталось христианам царствующего града - и в горячей молитве просили Пречистую Деву не возбранять им взять ризу в Константинополь. Заказав копию ковчега, в котором хранились одежды Пречистой, они тайно подменили его и благоговейно, с несказанной радостью отправились со святыней в Царьград. От поставленного в их домовой церкви ковчега тут же начали проистекать чудотворения, и святыня торжественно была положена в храме Пресвятой Богородицы, построенном на берегу Влахернского залива (458 г.).

Не раз при нашествии врагов Пресвятая Богородица спасала город, которому даровала Свою священную ризу. В 626 году чудотворную силу ризы Богоматери испытали персы и авары, в 673 и 716 годах сарацины, а в 866 году русские князья Аскольд и Дир. Во время осады Царьграда чудотворную ризу Богородицы при молитвах многочисленного народа погружали в тихие воды Босфора, и буря, в этом случае всякий раз поднимавшаяся, сокрушала флот осаждавших неприятелей. Аскольд и Дир, стремившиеся покорить Византию, приняли христианскую веру. В1434 г. Влахернский храм сгорел, части одежд Богоматери были переданы в разные места; частицы ризы хранились в Москве в Успенском и Благовещенском соборах. Сейчас раз в году, в праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (15 июля), Святейший Патриарх Алексий II совершает Божественную литургию и молебен перед частицей Ризы Богородицы в Ризположенском храме Московского Кремля.

Кроме ризы сохранился между христианами и честный пояс Богоматери. Греческий император Аркадий (395-408) принес его из Иерусалима в Константинополь, с 408 г. пояс хранился в построенном для него храме в драгоценном ковчеге, запечатанном царской печатью. Празднество Положения честного пояса установлено было в воспоминание чуда, бывшего от пояса над больною греческой царицей Зоей, супругой имп. Льва Мудрого (886-911). Царица Зоя получила однажды во сне откровение, что она немедленно исцелится от продолжительной болезни, если на нее будет возложен пояс Пресвятой Богородицы. Тогда пояс, ничуть не поврежденный временем, был вынут из ковчега, возложен на больную, и она выздоровела. После этого пояс с торжеством опять положили в ковчег. В конце X века он был разделен на три части, хранившиеся в Болгарии и в Грузии. В начале XIX столетия эта святыня была преподнесена дочерью последнего грузинского царя Георгия XII Ниной в дар русскому императору Александру I при вхождении Мингрельского царства, которым она управляла, в состав Российской империи. Александр I повелел украсить дар драгоценными камнями и с признательностью возвратить в Грузию. Ковчег, в котором находился пояс, был положен в специально сооруженном для этого каменном храме в Зугдиди. На верхней части пояса был виден лик Божией Матери. Другая часть пояса Пресвятой Богородицы была пожертвована в 1151 году князем Сербским Лазарем на Афон Ватопедскому монастырю. Пояс состоит из трех частей, которые для большей безопасности хранятся в трех ящичках, сделанных из золота и серебра.

Часть пояса Богородицы хранится в древнем, основанном еще в XI в. кипрском монастыре Троодитисса, расположенном на западном склоне горы Олимпус. Частица пояса, сплетенного руками Богородицы, находится в сирийском городе Хомс, в православной церкви «Умм Зуннар» (храм Пояса Богородицы). По преданию, ап. Фома, опоздавший на погребение Пречистой, нашел этот пояс среди погребальных пелен Пресвятой Девы. Святой апостол взял святыню в Индию, где проповедовал Евангелие. Дальнейшая судьба Хомской святыни была неизвестна до 1953 г., когда весной в монастыре Мардина, в древнейшем центре восточного монашества, был найден старинный манускрипт на арамейском языке. Переплетом этой находки служили еще более древние листы с записями, в которых сообщалось, что под алтарем хомской церкви хранится пояс Богородицы. Тотчас начали раскопки, и в алтаре обнаружили каменную плиту с надписью, что храм основан в 58 году, а под ней - мраморный куб с круглой выемкой внутри, в которой покоился серебряный ковчежец с поясом из верблюжьей шерсти и золотых нитей длиной около 60 см. Ученые, исследовавшие находку, выяснили, что ковчег пролежал в земле около 1000 лет. Предполагают, что он был закопан в алтаре храма во время нападения арабов на Хомс в 636 г. или же во время нашествия крестоносцев. После того как святыня была выставлена для поклонения в храме, к ней потянулись паломники. Возле ниши, где в особом звездообразном сосуде из серебра, богато украшенном драгоценностями, хранится пояс Богородицы, находится кувшин, в который верующие опускают записки, адресованные Пресвятой Деве. Кувшин всегда полон.


(2 / 15 июля)

Часто люди, впервые попадающие в наш храм, интересуются, почему он называется так странно и необычно — «Ризоположения Пресвятой Богородицы во Влахерне». Был на языческой Руси князь Аскольд. В то время как Рюрик (первый из известных нам правителей Руси) княжил в Новгороде, Аскольд и Дир (тоже варяги) утвердились в Киеве. Дружина Аскольда и Дира была настолько могущественна, что дерзнула идти морским походом на саму Византию. Император Византийский в то время был с войском в Азии, и защищать Константинополь было некому. Ужас охватил всех, поскольку язычники истребляли вокруг себя всё живое, не жалея ни женщин, ни детей. 200 ладей завоевателей вошли в бухту Золотой Рог и готовились напасть и разорить богатый, могущественный город. В предместье Константинополя, Влахерне, хранилась Риза Пресвятой Богородицы. Святой патриарх Фотий приказал вынуть Ризу из ковчега и омочить её край в море. После чего на море разыгралась сильнейшая буря, она-то и потопила ладьи иноземцев. Этот чудо так поразило языческого князя, что он захотел принять христианство. И кстати именно Аскольд был первым русским князем, крестившимся во Христа. Сохранилась грамота святого патриарха Фотия от 866 года, где говорится, что недавние злейшие враги стали исповедовать христианство и приняли от византийцев епископа и священника. По повелению Аскольда, в крещении Николая, в Киеве была выстроена первая христианская церковь - пророка Илии… Историческая справка В годы правления византийского императора Льва Великого, Македонянина (457-474), братья Гальбий и Кандид, приближенные царя, отправились из Константинополя в Палестину на поклонение святым местам. В небольшом селении вблизи Назарета они остановились на ночлег у одной престарелой еврейки. В ее доме внимание паломников привлекли зажженные свечи и курящийся фимиам. На вопрос, что за святыня находится в доме, благочестивая женщина долго не хотела отвечать, но после неотступных просьб поведала, что хранит дорогую святыню - Ризу Богородицы, от которой происходят многие чудеса и исцеления. Пресвятая Дева пред Успением подарила одну из Своих одежд благочестивой девице-еврейке из этого рода, завещав ей передать ее перед смертью также девице. Так, от поколения к поколению, Риза Богоматери сохранялась в этой семье. Драгоценный ковчег, содержавший священную Ризу, был перевезен в Константинополь. Святой Геннадий, Патриарх Цареградский († 471; память 31 августа), и император Лев, узнав о священной находке, убедились в нетленности святой Ризы Богородицы и с трепетом приложились к ней. Во Влахерне, близ берега моря, был воздвигнут новый храм в честь Богоматери. 2 июля 458 года святитель Геннадий с подобающим торжеством перенес священную Ризу во Влахернский храм, вложив ее в новый ковчег. Впоследствии в ковчег с Ризой Богородицы положены были Ее святой омофор и часть Ее пояса. Это обстоятельство и запечатлено в православной иконографии праздника, объединяющей два события: положение Ризы и положение пояса Богоматери во Влахерне.

Молитвы Пред иконой Пресвятой Богородицы «Ризоположения» молятся о заступлении при нашествии врагов. Тропарь, глас 8 Богородице Приснодево, человеков покрове, ризу и пояс пречистаго Твоего телесе, державное граду Твоему обложение даровала еси, безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи, о Тебе бо и естество обновляется и время. Темже молим Тя мир граду Твоему даровати и душам нашим велию милость. Кондак, глас 4 Одеяние всем верным нетления, Богоблагодатная Чистая, даровала еси, священную ризу Твою, еюже священное тело Твое покрывала еси, покрове всех человеков, еяже положение празднуем любовию и вопием со страхом Ти, Чистая: радуйся, Дево, христиан Похвало. Величание Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим святыя ризы Твоея честное положение.

Положение Ризы Богоматери

Согласно преданию, риза Богородицы была обретена двумя византийскими аристократами, родными братьями Галвином и Кандидом, которые в царствование императора Льва I (457-474 годы) совершали паломничество к палестинским святыням. В Назарете они остановились на ночлег в доме пожилой женщины-еврейки, где увидели комнату со множеством горящих свечей, непрерывно воскуряемым фимиамом и множеством больных, жаждущих исцеления. На вопрос с чем связано такое почитание этого места они услышали следующую историю:

Здесь мною хранится риза родившей Христа Бога Пречистой Девы Марии. Когда Она преставлялась от земли к небесам, при Её погребении находилась одна из моих прародительниц - вдовица; ей по завещанию самой Пречистой Богородицы, была отдана та честная риза; она же, получивши ту ризу, сохраняла её у себя с благоговением во все дни жизни своей; умирая, она отдала ризу для хранения одной девице из своего рода, заповедавши ей с клятвою сохранять в чистоте ради чести самой Богородицы не только ту честную ризу Пресвятой Богородицы, но и самое девство своё.

Получив возможность провести ночь рядом со святыней, братья измерили ковчег, в котором она хранилась, а затем в Иерусалиме заказали изготовить его копию и златотканый покров на него. На обратном пути в Назарете они подменили ковчег с Ризой и привезли реликвию в Константинополь.

Братья поместили Ризу в своей домовой церкви и тайно хранили её, но, согласно преданию, многочисленные чудеса, происходившие от неё, заставили их сообщить о реликвии византийскому императору и константинопольскому патриарху. После чего, в 458 году, Риза была положена во храме Божией Матери, построенном на берегу Влахернского залива (Влахернская церковь). В честь этого события было установлено ежегодное празднование <Положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне>.

Позднее в ковчег с Ризой были помещены омофор и часть пояса Богородицы, обнаруженные в гробнице Богородицы, вскрытой по решению Шестого вселенского собора. Это обстоятельство отразилось на православной иконографии праздника, объединяющей два события: положение Ризы и положение пояса Богоматери во Влахерне.

О нахождении Ризы Богородицы в Влахерне свидетельствует русский паломник XIV века Стефан Новгородец:

Пошли мы во Влахерну, в церковь святой Богородицы, где находятся риза, и пояс, и головной покров, который на голове ее был. А лежит это в алтаре на престоле, спрятанным в ковчеге, так же как и Страсти Господни, и даже еще крепче бережется: приковано железными цепями, а сам ковчег сделан из камня очень искусно.

О своём поклонении в 1387 году Ризе пишет и митрополит Киевский и всея Руси Пимен, сообщая, что он в день положения Ризы Богоматери был во Влахерне и целовал там раку, в которой лежат риза и пояс Богородицы.

После пожара 1434 года, уничтожившего Влахернскую церковь, местонахождение Ризы теряется. Известно о нахождении её частиц в разных местах: в России в Ковчеге Дионисия, в Латеранской базилике Рима и ряде других мест.