В каком государстве кальвинизм стал государственной религией. Кальвинизм история начала реформации и появления кальвинизма. Как произошло разделение вер

В данном параграфе мы кратко рассмотрим историю возникновения и распространения феномена европейской Реформации. Ознакомимся с наиважнейшими ее персоналиями и краткими основами их учений. В частности будет рассмотрена история появления и развития такого протестантского направления как кальвинизм, который вслед за остальными протестантскими деноминациями также отрицал иконы в своей богослужебной практике.

XVI век оказался переломным веком для Европы. В течении буквально нескольких десятилетий европейских континент, доселе объединенный одной церковью, оказался разделен в религиозном отношении на два непримиримых лагеря. Подобные последствия оказались побочным следствием начавшейся т. н. «Реформации».

Что же это такое? Как пишет об этом В. П. Слободин Реформация (от лат. Reformatio - преобразование) – это широкое социально-политическое и идеологическое движение против католической церкви, охватившее в XVI веке большинство стран Западной и Центральной Европы. 45

Как гласит легенда, хмурым днем 30 октября 1517 года Мартин Лютер, бывший в то время священником Виттенбергской церкви, прибивает к воротам своей церкви некий текст, состоящий из 95 тезисов, направленный, якобы, против индульгенций и лично папы Римского. С этого неприметного события и ведет свою история Реформация, в будущем расколовшая европейскую цивилизацию на два враждующих лагеря. Но это всего - лишь легенда.

В действительности же у Реформации, как и у любого другого культурно значимого феномена имелась и своя длинная предыстория, и свои мыслители, предвосхитившие ее, но ныне не известные широкому кругу. Но даже, несмотря на всю предысторию, европейскую Реформацию по сложившейся традиции, продолжают отсчитывать от 1517 года и рассматривать деятельность Мартина Лютера как ее зачинателя.

Мы будем двигаться в стезе сложившегося порядка вещей, поэтому историю Реформации тоже будем начинать в XVI веке, рассмотрев деятельность основных реформаторов этого периода - Мартина Лютера, Ульриха Цвингли и Жана Кальвина.

Мартин Лютер родился в 1483 году и происходил из семьи зажиточных бюргеров, выходцев из крестьян. «Вопреки воле отца, прочившего ему карьеру адвоката, в 1505 году Лютер отказался от путей мирянина, вступив в монашеский орден августинцев. Обратившись к изучению источников христианской веры, Лютер своими изысканиями обратил на себя внимание руководителей Ордена и был направлен в университет Эрфурта и затем Виттенберга с целью более углубленного изучения теологии». 46 В 1507 году его посвящают в священники, а в 1512 году он становится доктором и профессором теологии Виттенбергского университета.

Лютер не был спокойным человеком, он во всем искал твердой опоры, твердой истины, на которую мог бы опереться всей душей, всем своим сердцем. Поступив в монастырь, он прилежно и добросовестно исполнял все возложенные на него обязательства. Однако, несмотря на ревностное исполнение монастырских правил, душа его не знала успокоения, Мартин все время ощущал свою греховность. Эта скрытая внутренняя жизнь, а точнее борьба, августинского монаха, не давали ему внутреннего покоя, к которому он так стремился, что и провоцировало его на постоянный духовный поиск. Масла в огонь подлило паломническое путешествие в Рим, совершенное в 1510 году, где Лютер увидел вовсе не образец благочестивого города и впервые столкнулся с продажностью и развращенностью клира Церкви.

Путем внутреннего озарения Мартин Лютер приходит к своим выводам, отличным от официального католического учения. «Лютер осознал, что на прежнем пути тщательного соблюдения предписаний монастырского устава, совершения «добрых дел» просто невозможно обрести душевный покой и спасение. Непременное условие спасения и оправдания – вера, она является Божьим даром, и тот, кто лишен самодовольства, правдив и требователен к себе, тот уже небезнадежен и может надеяться на спасение». 47

Открыв для себя это спасительную истину, Мартин Лютер постепенно начинает разрабатывать эту идею, которая в дальнейшем получит наименование «оправдание верой».

В тот же период в Саксонии появился монах Иоганн Тецель, который абсолютно беззастенчиво, обманом и хитростями, продавал индульгенции, доход от которых должен был идти на возведение храма Св. Петра в Риме.

В католической традиции индульгенция понимается как частичное или полное освобождение от тех временных страданий, которые душе причитается вынести для удовлетворения (сатисфакции) за те грехи, которые ей уже прощены в таинстве покаяния. Освобождение от наказания дается Церковью во имя преизобилующих заслуг Иисуса Христа, который, согласно католической сотериологии, принес большую, чем нужно было, жертву правосудию Божию.

Этот неисчислимый преизбыток заслуг Спасителя, а также заслуги Пресвятой Девы Марии и сверхдолжные заслуги святых, якобы откладываются в виде особого капитала или запаса и составляют то, что называют «Сокровищем Церкви». Церковь черпает из него и распределяет между немощными членами, восполняя недостаток их заслуг.

Акт предоставления индульгенций не был чем-то из ряда вон выходящим, потому что индульгенция не была действительна без предварительной исповеди в том или ином грехе. Но со временем выдачей индульгенций стали злоупотреблять, продавая их за деньги и утверждая, что только с помощью индульгенций и можно заслужить спасение. Именно с этим и столкнулся Мартин Лютер, наблюдая за деятельностью Тецеля.

Участились случаи игнорирования таинства исповеди прихожанами его церкви, которые мотивировали это тем, что грехи им уже отпущены при помощи индульгенций.

Как достаточно образованный и начитанный человек Мартин Лютер не мог оставаться в стороне. Он подготовил текст «95 тезисов об индульгенции» в котором разбирал с богословской точки зрению практику продажи индульгенций. В данных тезисах, предназначенных к неторопливому обдумыванию в узких кругах, нежели к прокламациям на улицах, Лютер довольно мягко критикует верхушку римской церкви, перекладывая всю ответственность за превышение на продавцов индульгенций. Несмотря на умеренный тон в данном документе уже проглядывается его будущая теология «оправдания верой». Он пишет что: «Всякий истинно раскаявшийся христианин получает полное освобождение от наказания и вины, уготованное ему даже без индульгенций». 48 В последующем этот тезис (Sola fide (лат.) - «Только верой») получит всестороннее развитие и станет одним из краеугольных камней протестантской доктрины.

Лютер отослал тезисы на теологический факультет Эрфуртского университета, однако никакого отклика не последовало. Имел ли место факт прибивания этих тезисов к воротам своей церкви, или не имел, доподлинно не известно. Но, несмотря на это «95 тезисов» внезапно получили чересчур широкое распространение. Благодаря налаженной системе книгопечатания их несколько раз переиздавали только в 1517 году. Общество услышало то, о чем раньше говорили лишь вполголоса. Лютер не ожидал подобной известности и поначалу был весьма напуган фактом моментального распространения своих измышлений по всей Европе.

«Тезисы Лютера оживи надежды самых разных сословий. Князья увидели в них подспорье в стремлении прибрать к рукам церковные имущества. <…> Бюргерство было радо избавится от начинавших казаться ему бесполезными церковных поборов». 49

Реакция римской церкви на эти тезисы была резко негативной не только из-за вопроса возможности или невозможности индульгенций, но и из-за того что материальная жизнь церкви, в то время очень сильно зависела от материальных вливаний, которые по большей части приносили именно индульгенции.

Инквизиторы обвинили Лютера в ереси, но в дело вмешался известный и уважаемый ученый того времени Эразм Роттердамский. Он написал письмо курфюрсту Фридриху III Мудрому с просьбой поддержать своего подданного. Последний, будучи сторонником реформы Священной Римской Империи в сторону увеличения прерогатив князей, решил воспользоваться «казусом» в собственных целях. В чисто церковный вопрос все больше и больше начало вливаться политических фигур, которые преследовали свои интересы.

Лютер категорически не хотел признавать свою «еретичность». Он продолжает дальнейшую разработку своей системы, которая станет основой для всего протестантизма. Усугубление разрыва Лютера с церковью стало происходить в 1519 году. На одном из диспутов между ним и его оппонентами он высказал идею что Церковь наличествует всюду, где проповедуется и исповедуется Св. Писание. Лютер отстаивал мнение, что церковные соборы могут погрешать против истины и заблуждаться, а Св. Писание стоит выше соборов и папских декретов. 50 В дальнейшем безусловный примат Св. Писания над Св. Преданием и опора именно на Библию в формировании своей системы богословских взглядов станет базисом для будущих протестантов и получит наименование Sola Scriptura (лат.) - «Только Писание». И хотя Мартин Лютер еще остается в лоне римской церкви и надеется на ее изменение изнутри, ситуация меняется. Нарастающее недопонимание с обеих сторон и откровенное нежелание прислушаться к чужой точке зрения приводит к тому, что в январе 1521 года папа римский издает буллу «Decet Pontifex Romanus» (Учит Римский Первосвященник), в которой бесповоротно отлучает Лютера от церкви.

Как справедливо замечает В. П. Слободин: «Чем дальше шла интеллектуальная борьба между курией и Лютером – тем более на поверхность выплывали вопросы уже не отношения бога и человека, а вопросы церковного устройства и власти папы. Лютер доходит до идеи всеобщего священства, все миряне обладают правом на священство, каким прежде обладало только католическое духовенство. Он отвергал неприкосновенность папы и его прелатов, требовал четкого разграничения прерогативы двух властей – светской и духовной, как и сферы действия двух прав – светского и церковного. Причем светскому праву он придавал первостепенное значение. В произведении «О вавилонском пленении церкви» он подверг сокрушительной критике учение церкви о семи таинствах, признав на основе Священного Писания из семи таинство только три (позже – лишь два, крещение и причащение). Отныне компромисс между Лютером и Римом стал невозможен. Новая теология превратилась в знамя общественной оппозиции». 51

Часть дворянства, а также многочисленные плебеи поддержали Лютера. Это вылилось в Крестьянскую войну 1524 - 1525 годов. Причина ее – налоговый гнет крестьян и непомерные налоги. До этих событий крестьяне фактически не принимали участия в реформационном движении. Но последнее пропагандой идеи «всеобщего священства» и мотивацией принципов «естественного права» и особенно – «божьей справедливости» оказало влияние на пробуждение сознания и рост общественной активности крестьян. 52 Лютер призывал народ к миру, не восставать против своих господ. И хотя восставшие потерпели поражение, эта война ярко показала, что религиозные идеи теперь попали на чересчур плодородную почву политики. Противостояние между одиночкой - богословом и римским двором становится уже противостоянием между различными классами и политическими группировками. Начинается религиозный раскол Европы, который ширится не по дням, а по часам.

Несмотря на острую социально-религиозную борьбу, которая шла в немецких землях, в Швейцарии, параллельно и независимо от деятельности М. Лютера, начиналась своя Реформация, связанная с именем Ульриха Цвингли.(1484-1531). Он был священником и происходил из семьи зажиточных крестьян. Цвингли получил хорошее образование и был дружен со многими гуманистами, (в частности с Эразмом Роттердамским), уважал таких мыслителей как Марсилио Фичино и Пико дела Мирандола.

Как и Лютер, Цвингли опирался на авторитет Священного Писания и отвергал Священное Предание, резко критиковал схоластическое богословие, исповедовал принципы «оправдания верой» и «всеобщего священства», идеализировал раннехристианскую церковь. Цвингли высказывался против путешествий к святым местам, поклонения иконам, указывая что Бог всюду, рядом с человеком и к нему можно обращаться в любое время. В 1516 году он в открытую стал заявлять, что не находит в Библии рациональных оснований для существования института папства. 53 С 1519 года Цвингли приступил в Цюрихе к систематической пропаганде собственного евангельского учения, излагая и комментируя Священное Писание. За основу было взято учение об «оправдании верой», то есть отрицание необходимости посредничества католической церкви, индульгенций, икон, мощей, монашества, целибата, пышности ритуала и т.д. Свои основные идеи Цвингли высказал в программных 67 тезисах (1523) и работах «О божественной и человеческой справедливости» (1523), «Об истинной и ложной вере» (1525), а также в «Изложении христианской веры» (1531).

Цвингли стал отрицать мистический характер евхаристии, что разделило его богословие и богословие Лютера, который держался более традиционного взгляда на это таинство. Швейцарский реформатор считал что причащение - это всего лишь воспоминание об историческом событии - основании Церкви, в то время как Лютер считал, что это в таинстве пресуществления хлеб и вино действительно изменяют свою сущность.

В отличии от реформационной деятельности Мартина Лютера преобразования Цвингли не сразу стали объектом критики местных вышестоящих чинов римской церкви. Благодаря этому Ульрих добился значительных успехов в деле реформации Швейцарии.

Общество реформированной Швейцарии привыкало не только по новому верить, но и по новому жить. Обновление мышления влекло за собой изменения быта. «В Цюрихе Цвингли навел порядок. В городе был введен надзор за нравственной стороной жизни граждан. Не поощрялись танцы в парах мужчин и женщин, даже игра в шахматы и кегли. Священники носили теперь повседневную одежду». 54

Цвингли погиб в сражении с католиками в 1531 году, не успев полностью покорить Швейцарию своему учению. Но в той же Швейцарии суждено взойти новой звезде реформационного движения Европы - Жану Кальвину.

Появление кальвинизма придало новый импульс всей Реформации и в целом вывело реформационное движение на новый уровень. Вот как об этом пишет исследователь Ерохин: «В лице кальвинизма Реформация обрела доктрину, способную распространиться в любой национальной среде. В соответствии с кальвинистскими принципами община верующих могла организовываться вне зависимости от политического строя данной страны. Жан Кальвин дал Реформации доктрину, следуя которой протестантам можно было отстоять свои права во взаимоотношениях со светской властью». 55

Также кальвинизм способствовал новой трудовой дисциплине, качественно изменив категорию труда человека, освятив ее божественным постановлением. Кальвинизм исходит из того, что жизненное предназначение, иначе говоря, призвание Божие, во многом реализуется в повседневном труде. 56 В дальнейшем это положение, как справедливо подметил социолог М. Вебер, способствовало развитию европейского капитализма.

Жан Кальвин родился в 1509 году во французском городе Нуайон в обеспеченной семье. Он получил хорошее теологическое и юридическое образование. Был замкнутым и нелюдимым, но все это компенсировалось его умом. Во время учебы способный ученик часто подменял профессоров на лекциях. Нам остаются неизвестны мотивы его перехода в лагерь протестантов, лишь достоверно известно, что в 1532 году он окончательно принимает протестантизм и примыкает к радикальному крылу французских реформаторов. Впоследствии противостояний с католической властью Кальвин бежит из Франции, и в 1536 году он анонимно выпускает «Наставления в христианской вере», написанные первоначально на латинском языке и предназначавшиеся для узкой прослойки образованных людей. В этой книге была систематически представлена протестантская догматика и теория взаимоотношений между протестантскими общинами и светской властью.

Кальвин хотел уехать в Базель, но в Базель тогда ему можно было безопасно добраться только через Женеву. До Реформации это был богатый город с богатым духовенством и развитой экономикой. В городе стабильно росла преступность и падали нравы. Но постепенно в Женеву стали проникать реформаторские идеи, что привело к своему результату. В городе начинает свою деятельность протестантский проповедник Гийом Фарель. Окончательно же Женева становится протестансткой лишь благодаря политической воле ее правителей. Политические пертурбации вынуждают высший правящий орган города - Городской совет, отринуть католицизм ради сохранения независимости города. Это происходит в 1532 году.

Фарелю с этого момента оказывают чрезвычайное уважение; его представления и проекты называются «божественными». В сельских округах решительно проводится реформация <...> от всех без исключения граждан требуется посещение проповеди. 57 Однако энтузиазма Фареля не хватало и он, узнав, что в Женеве остановился по пути автор знаменитых «Наставлений» упрашивает Кальвина остаться именно в Женеве.

Встав во главе реформации, Кальвин сразу же приступает к активным действиям. В частности, ужесточается законодательство. «Прелюбодеяние начало наказываться смертной казнью, ругательства и проклятия были запрещены. Смертная казнь угрожала также за богохульство». 58

Однако через восемнадцать месяцев его вместе с Фарелем по политическим мотивам изгоняют из Женевы. Кальвин уезжает в Страсбург. Но политическая ситуация снова меняться и представители Женевы упрашивают Кальвина вернуться. И хотя по своему возвращению он избегает резких шагов, вскоре Женева сделалась образцом пуританской строгости. Под запретом оказались игры, музыка, танцы, празднества. Преступность была искоренена, возросло благосостояние граждан.

Положение Ж. Кальвина не было прочным, ибо власть в Женеве постоянно переходила от его сторонников к его противникам и поэтому его статус постоянно менялся. И хотя он не был «диктатором», его авторитет оставался велик.

К 50-60 годам XVI века Женева превратилась в самый твердый оплот европейской Реформации. В 1559 году Кальвин открыл академию для подготовки проповедников, которую возглавил Теодор Беза. В типографиях Женевы десятками тысяч экземпляров печатались протестантские книги для всей Европы. Кальвин стал признанным авторитетом и главой протестантского мира, значение Виттенберга перешло к Женеве. 59

Кальвин умер 27 мая 1546 года. Преемником Кальвина в Женеве стал Теодор Беза, который продолжил развивать основные идеи Кальвина.

Кальвинизм начал активно распространяться по Европе, становясь действенным фактором внутриполитической жизни ряда европейских стран. Характерная для кальвинизма склонность к участию в политической борьбе нашла выражение в том, что его берут на вооружение разного рода оппозиционные силы в обществе, в основном дворянство и буржуазия. Практически везде он был принят оппозиционными элементами в обществе как идеология. В некоторых странах, таких как Франция и Польша, он исчез с арены политической борьбы, в некоторых, таких как Швейцария, Шотландия и Нидерланды - одержал победу.

В качестве примера удачного распространения кальвинизма рассмотрим этапы его распространения и победы в Нидерландах. Кальвинизм там начал укреплять свои позиции с пятидесятых годов XVI века. Распространение кальвинизма происходило из города Эмден, что находился на северо-западе Германии. Какое-то время в конце XVI века его даже называли «Женевой севера». Эмден выполнял роль «материнской церкви» для кальвинистских общин стран северной Европы, в особенности Нидерландов. 60

В самих Нидерландах католические власти немедля стали преследовать приверженцев «ереси», в результате чего многие кальвинисты стали приходить на проповеди вооруженными, что только усиливало градус конфронтации. Приобретая последователей в среде городского населения, кальвинизм становился знаменем антииспанской оппозиции. В 1562 году на сторону кальвинистов перешла часть аристократии, во главе с принцем Вильгельмом Оранским, потребовавшая от испанского короля вывода испанских войск и отмены законов против еретиков. В 1563 году возник «Союз дворян», выдвинувший схожие требования. В ответ на это испанские власти учреждают в Нидерландах инквизицию. В обществе стала складываться взрывоопасная ситуация, которая нашла свой закономерный выход в виде массового восстания.

Нидерландская буржуазная революция началась 10 августа 1566 года в Западной Фландрии как иконоборческое восстание. Подстрекаемые кальвинистскими пасторами крестьяне, горожане и присоединившиеся к ним дворяне громили католические церкви и монастыри, уничтожали иконы и статуи святых, предметы церковного культа. В ответ на это, в восставшие провинции была послана карательная армия герцога Альбы.

Историк Виппер пишет об этом периоде: «Множество людей, разоренных или преследуемых за веру, бежало из страны; частью они бросились на родную стихию нидерландцев, море, и обратились в пиратов. Эти «морские гезы» захватили несколько прибрежных мест и оттуда жестоко обрушивались на католиков, как испанцев, так и своих единоплеменников; они вешали священников, издевались над церковными святынями; некоторые носили шляпы с полумесяцем и надписью: «лучше будем турками, чем папистами»». 61

В 1572 году наступил новый этап революции, когда вспыхнуло восстание против испанцев в северных провинциях страны. На собрании штатов Голландии, куда прибыли участники восстания, принц Оранский был назван верховным статхаудером, то есть наместником короля. Из конфискованных церковно-монастырских имуществ и других поступлений был создан фонд для оплаты военных расходов. В частности, в сфере религиозной жизни была провозглашена свобода совести. В 1576 году в г. Гента собрались Генеральные штатаы и обьявили о взятии власти в свои руки.

Однако только с принятием 23 января 1579 году Утрехтской унии борьба кальвинистов против испанской короны и ее наместников приняла необратимый характер. В 1581 году штаты, собравшиеся в Гааге, объявили Филиппа II низложенным. Новое государство стало называться Соединенными Провинциями или просто республикой Голландией – по имени самой многолюдной и богатой из семи провинций, составивших союз.

Итогом многолетней борьбы кальвинстских штатов с испанской короной стало не просто образование нового государства на карте Европы. «С достижением политической независимости республика Соединенных провинций становится, пожалуй, самой свободной для протестантов страной в Европе. В городах здесь действовали кальвинистские консистории. В Нидерландах находили убежище английские пуритане, другие протестанты из разных европейских стран. Здесь, в Лейдене, жили также и английские конгрегационалисты, которые впоследствии, в сентябре 1620 года отправились на судне «Мэйфлауэр» в Северную Америку». 62

Мы рассмотрели довольно краткий, но очень важный исторический период европейской истории, который был ознаменован появлением новой религиозной конфессии внутри христианского мира. Мы увидели что стихийно начавшаяся Реформация, возникнув вначале как внутрицерковный сухой догматический спор сразу же привлекла к себе внимание широких кругов, которые, воспользовавшись удобным поводом, включились в борьбу за свои интересы. Практически везде распространение реформационных идей не было мирным и часто приводило к политической борьбе и радикальным переворотам в обществе. С появлением протестантизма началась новая веха в общественном и политическом развитии Европы, что продолжает оказывать непосредственное влияние, в том числе и на современный мир.

КАЛЬВИНИЗМ, одно из основных течений протестантизма, названное по имени его основателя Ж. Кальвина.

История кальвинизма берёт начало в середине 16 века. Кальвин, получивший в Париже, Орлеане и Бурже хорошую подготовку в области теологии, права и литературы, под влиянием М. Лютера и других протестантских деятелей включился в борьбу за реформирование католической Церкви. Вынужденный покинуть Францию, Кальвин переехал в Базель, где в 1536 издал на латинском языке своё основное теологическое сочинение «Наставление в христианской вере», которое многократно переиздавалось с вносимыми автором изменениями и дополнениями. В этом труде, задуманном как своего рода введение к Библии, провозглашались принципы Реформации в их понимании Кальвином, давалось изложение важнейших догматических положений кальвинизма. В том же 1536 году Кальвин переехал в Женеву, где впервые были реализованы его реформаторские идеи. Во 2-й половине 16 века кальвинизм получил распространение в Южной Франции [смотри в статье Религиозные (гугенотские) войны], Швейцарии, Нидерландах (смотри в статье Нидерландская революция 16 века), ряде областей Германии (Рейнский Пфальц, Гессен, Бремен), Шотландии, Англии (смотри в статье Пуритане), Венгрии. В конце 16 - начале 17 века с кальвинизмом слилось цвинглианство, оказавшее на него значительное влияние. Доктрины кальвинизма были зафиксированы с небольшими вариациями в нескольких исповеданиях: Галликанском (1559), Бельгийском (1561), Втором Гельветическом (1566), Вестминстерском (1647), а также в Гейдельбергском катехизисе (1563) и других документах. В начале 17 века от кальвинизма откололось учение Я. Арминия (арминианство), осуждённое последователями строгого кальвинизма на Дордрехтском (Дортском) синоде 1618-19. В 17 веке в связи с гонениями на кальвинистов во Франции, Великобритании, некоторых германских землях начинается их эмиграция в другие страны Европы (прежде всего в Нидерланды и Швейцарию), а затем и за её пределы. С 1620-х годов кальвинизм распространяется в Северной Америке (смотри Новая Англия), со 2-й половины 17 века - в Африке (в Капской колонии). В 18-20 веках благодаря дальнейшей эмиграции из Европы, а также активной миссионерской деятельности значительное число последователей кальвинизма появилось в ряде стран Северной и Южной Америки, Африки, Азии и Океании.

Об истории кальвинизма в России смотри в статье Реформаты.

В основе кальвинистского вероучения лежит предложенная Кальвином интерпретация Библии. Священное Писание, слово Божие, являющееся откровением Бога человеку, записанное людьми по наитию Святого Духа, в кальвинизме, как и в других течениях протестантизма, считается единственным непогрешимым руководством в вере и жизни. Центральное место в теологии кальвинизма занимает принцип всевластия Бога над миром, в котором всё определяется только Его ничем не ограниченной волей. Она непостижима для человеческого разума, поскольку грехопадение коренным образом изменило природу человека, превратив её в сугубо греховную, лишённую свободы воли. Всё, что делает падший человек, - греховно и ведёт к неизбежной гибели, даже если внешне его поступки выглядят как добрые дела. Из этих положений в кальвинизме логически выводится доктрина абсолютного предопределения, согласно которой Бог ещё до грехопадения человека и даже до Сотворения мира определил одних к спасению, других - к вечным мукам в аду. Кальвинизму чужда характерная для некоторых других христианских конфессий (например, православия) идея синергии, соучастия Божией благодати и человеческой воли в деле спасения человека. С точки зрения кальвинистов, искупительная жертва Христа открыла путь к спасению грешникам, но не всем, а лишь избранной их части. При этом спасение возможно только через благодать, действие которой на избранных столь же неодолимо, как и действие греха на осуждённых. Таким образом, вера и благочестивая жизнь рассматриваются не как основание для спасения, а как признак избранности человека. Часто в качестве указания на предопределённость к спасению рассматривается и успех в делах (в том числе материальный).

В догматическом учении о Едином в трёх Лицах Боге кальвинизм унаследовал западнохристианский принцип filioque (латинский - «и от Сына»), согласно которому Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына. Большинство кальвинистов признаёт Апостольский, Афанасьевский и Никейский (Никео-Константинопольский с filioque) Символы веры, а также выработанное на Халкидонском соборе (смотри в статье Вселенские соборы) понимание Иисуса Христа как истинного Бога и истинного человека в одном Лице.

В соответствии с учением о предопределении к спасению трактуются в кальвинизме и церковные таинства как не имеющие сами по себе спасительной силы. Таинств в кальвинизме два - крещение и Вечеря Господня (причащение). Крещение считается инициационным знаком членства человека в Церкви и его освобождения от грехов, которое даёт веру в Христа. Допускается крещение младенцев верующих родителей как членов «общины спасённых». Своеобразно понимается кальвинистами и причащение. Кальвин, в отличие от Лютера, считал, что во время Евхаристии Тело и Кровь Христа присутствуют в элементах причастия не физически, а духовно. В настоящее время многие кальвинисты приняли несколько отличную от точки зрения Кальвина трактовку причащения, предложенную У. Цвингли, согласно которой причащение рассматривается лишь как увековечивание памяти о Вечере Господней, воспоминание об искупительной жертве Христа.

Церковная иерархия в кальвинизме практически отсутствует. На основе идеи о всеобщем священстве верующих в кальвинизме признаются как установленные Богом 4 чина церковных служителей: пасторы (священники), доктора (учители), старейшины (пресвитеры) и диаконы. Пасторы проповедуют и являются служителями таинств, доктора преподают богословие, старейшины заботятся о дисциплине, диаконы ведают благотворительностью. Часто доктора и диаконы рассматриваются как вспомогательные служители, а пасторы и старейшины - как основные. В некоторых кальвинистских церквах (например, в Венгрии) имеются епископы, но только как должности церковных руководителей, а не как особая степень священства. В каждой общине (конгрегации) присутствуют пастор и несколько старейшин, образующие сессию, или консисторию. Церкви управляются либо пресвитериями (церковными советами), куда входят пасторы и старейшины из нескольких соседних общин, либо непосредственно собраниями конгрегаций. Подобно другим протестантским деноминациям, кальвинизм отвергает принятый в католичестве целибат духовенства, а также монашество. В некоторых церквах к пасторскому служению допускаются женщины.

Современный кальвинизм существует в 3 формах: реформатство, пресвитерианство (смотри Пресвитериане) и конгрегационализм (смотри Конгрегационалисты). Первые две мало отличаются друг от друга: реформатство возникло в континентальной Европе (Франции, Швейцарии, Германии), пресвитерианство - на Британских островах. Конгрегационализм отличается от реформатства и пресвитерианства тем, что в нём отсутствуют пресвитерии и каждая конгрегация вполне самостоятельна. Термин «кальвинизм» сами кальвинисты, как правило, не используют, отказываясь связывать себя с каким-либо другим именем, кроме Христа. Иногда термин «кальвинистский» понимается расширительно: его относят не только к кальвинистскому течению протестантизма, но и ко всем другим церквам, принимающим кальвинистскую доктрину об абсолютном предопределении, например к большинству баптистских церквей (смотри Баптизм).

В целом для кальвинистских церквей характерны открытость к развитию, постоянное обновление, отсутствие привязанности к строгой конфессиональной идентичности. Большую часть кальвинистов объединяет Всемирный альянс реформатских церквей (пресвитериан и конгрегационалистов), созданный в 1970 году в результате слияния Всемирного союза реформатских церквей (пресвитерианского устройства) и Международного конгрегационалистского совета. В начале 21 века в альянс входило более 200 церквей. Руководящие органы - в Женеве. Многие кальвинистские церкви активно участвуют в деятельности Всемирного совета церквей.

Культовая практика в разных кальвинистских церквах несколько различается, но в целом для неё характерно существенное упрощение богослужения не только по сравнению с православием, католицизмом, англиканством, но даже по сравнению с лютеранством. Важное место в литургии отводится проповеди, которая, как и Слово Божие, считается основным средством получения благодати. Как и лютеране, кальвинисты отказались от почитания святых, реликвий и мощей; но если лютеране, удалив из церквей иконы, допускают там настенную живопись, то кальвинисты отвергли любые изображения, считая их идолопоклонством. Церковные помещения отличаются непритязательностью, отсутствуют какие-либо специальные облачения для духовенства, во время богослужений не зажигаются свечи. В храмах нет алтаря, крест не считается обязательным церковным символом. Церковные службы совершаются на языках верующих.

Согласно доктрине Кальвина, культовая музыка может быть только вокальной и одноголосной. В 1539 в Страсбурге под наблюдением Кальвина были изданы «Некоторые псалмы и гимны для пения» («Aulcuns pseaulmes et cantiques mys en chant»). В 1562 в Женеве была опубликована полная Псалтирь, так называемая Женевская, или Гугенотская, содержащая 125 простых мелодий, написанных малоизвестными композиторами (в отношении многих мелодий авторство не установлено); в дальнейшем она была переведена на другие европейские языки. Вскоре после смерти Кальвина в богослужение проникло многоголосие. Композиторы сочиняли мотеты на тексты и мелодии Женевской Псалтири (а также и на свои собственные мелодии) не только в простом гомофонном, но и в развитом полифоническом стиле; среди авторов - К. Гудимель, Я. П. Свелинк. В современном кальвинизме исполняются как традиционные одноголосные, так и многоголосные песнопения (главным образом композиторов 16-17 века).

Кальвинизм не ограничивается богословием. Это также религиозно-философская система, включающая определённые взгляды на общество, науку, культуру и государственность. Сам Ж. Кальвин настаивал на автономии Церкви от светской власти, но на практике создал в Женеве своеобразную модель теократического государства. Кальвинистские церкви являлись государственными в ряде стран (Нидерланды, большая часть швейцарских кантонов, американские штаты Новой Англии и др.), но ныне они утратили прежний статус, лишь Церковь Шотландии сохранила положение «национальной» Церкви, хотя и она является официально отделённой от государства. В современном кальвинизме признаётся необходимость полной свободы вероисповедания (за исключением антигосударственных по своей сути учений) и равенства всех конфессий перед государством.

Общая численность последователей кальвинизма в мире около 75 миллионов человек (2008). В Европе они представлены в Нидерландах (2,97 миллионов человек, около 20% всего населения, часть голландцев и фризы), Швейцарии (2,5 миллионов человек, 36% населения, причём доля кальвинистов велика как среди германо-швейцарцев, так и франко-швейцарцев), Германии (около 2 миллионов человек), Венгрии (1,6 миллионов человек), Великобритании (1,4 миллионов человек, преимущественно шотландцы и ольстерцы). Имеются кальвинисты в Румынии (696 тысяч человек, главным образом венгры), Франции (469 тысяч человек), Украине (130 тысяч человек, в подавляющем большинстве венгры), Чехии (125 тысяч человек), Словакии (120 тысяч человек, в основном венгры) и других странах.

Значительные группы сторонников кальвинизма существуют в Америке: в США (6,9 миллионов человек, лица голландского, шотландо-ирландского, шотландского, швейцарского, венгерского, корейского и другого происхождения), Канаде (3,3 миллиона человек), Мексике (1,2 миллиона человек), Бразилии (769 тысяч человек) и других странах.

В Азии кальвинисты имеются в Южной Корее (свыше 6 миллионов человек), Индонезии (5,7 миллионов человек, преимущественно в восточных районах страны), Индии (свыше 1 миллиона человек, главным образом на северо-востоке: кхаси, мизо и др.), Республике Филиппины (свыше 1 миллиона человек), в Пакистане (свыше 0,5 миллионов человек) и других странах.

В Африке последователей кальвинизма много в ЮАР (свыше 6 миллионов человек, 15% населения, большинство африканеров и многие банту), Нигерии (5,6 миллионов человек, игбо и др.), Кении (около 3 миллионов человек), Республике Мадагаскар (свыше 2,5 миллионов человек), в Камеруне (около 2,5 миллионов человек), Демократической Республике Конго (свыше 2 миллионов человек), Эфиопии (свыше 2 миллионов человек), Замбии (около 1,5 миллионов человек) и других странах.

Кальвинисты составляют высокий процент населения в ряде стран Океании: Новой Зеландии (613 тысяч человек, свыше 16% населения, в основном лица шотландского происхождения), Французской Полинезии (97 тысяч человек, 39% населения), Западной Самоа (70 тысяч человек, 40%), Вануату (66 тысяч человек, 31%), Кирибати (28,3 тысяч человек, 34%), в Республике Маршалловы Острова (42,5 тысяч человек, 70%) и других странах. Имеются кальвинисты также в Австралии (около 600 тысяч человек).

Лит.: Виппер Р. Ю. Влияние Кальвина и кальвинизма на политические учения и движения XVI в. М., 1894; Meeter Н. Н. Calvinism; an interpretation of its basic ideas. Grand Rapids, 1939; McNeill J. Т. The history and character of Calvinism. 2nd ed. L.; Oxf., 1967; Leith J. Introduction to the reformed tradition. Atlanta, 1981; International Calvinism 1541-1715 / Ed. М. Prestwich. Oxf., 1985; Encyclopedia of the Reformed faith / Ed. D. К. McKim. Louisville; Edinburgh, 1992; Маграт А. Богословская мысль Реформации. Од., 1994; Митер Х. Г. Основные идеи кальвинизма. [М.], 1995; Busch Е. Der Freiheit zugetan: christlicher Gla ube heute - im Gespräch mit dem Heidelberger Katechismus. Neukirchen-Vluyn, 1998; idem. Reformiert. Profil einer Konfession. Z., 2007; Wolgast Е. Reformierte Konfession und Politik im 16. Jahrhundert. Studien zur Geschichte der Kurpfalz im Reformationszeitalter. Heidelberg, 1998; Reformierte Bekenntnisschriften / Hrsg. G. Plasger. Gött., 2004; Rauhaus А. Kleine Kirchenkunde. Reformierte Kirchen von innen und außen. Gött., 2007.

Кальвини́зм - направление протестантизма , наиболее чётко сформулированное французским теологом и проповедником Жаном Кальвином .
Основными конфессиями, исповедующими кальвинистское богословие, являются пресвитерианская , реформатская и конгрегационалистская церкви. Вместе с тем, кальвинистские взгляды имеют распространение и в иных протестантских конфессиях, включая баптистов , методистов , пятидесятников и евангельских христиан .

История

Доктрина, вероучение

Среди других отличий кальвинизма от иных христианских конфессий можно отметить следующие:

  • Признание богодухновенности только Священного Писания - Библии (см. sola scriptura), откуда следует признание погрешимости любых церковных соборов:

«31.4. Все синоды и соборы, созываемые с апостольских времен, будь то общие или поместные, могут ошибаться и многие ошибались, поэтому их решения не являются сами по себе правилами веры или практической деятельности, но принимаются в помощь им (Ефесянам 2:20; Деяния 17:11; 1 Коринфянам 2:5; 2 Коринфянам 1:24)» (Вестминстерском исповедании веры , Глава 31. О Синодах и Соборах, пункт 4)

  • Отсутствие монашества. Потому что, по мнению кальвинистов, Бог создал мужчин и женщин для создания семьи и рождения детей:

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Библия, Бытие 1:28)
«утешайся женой юности твоей, груди её да упоявают тебя во всякое время, любовью её услаждайся постоянно» (Библия, Притчи 5:18-19)

  • Отрицание необходимости помощи духовенства в спасении людей, ликвидация церковной обрядности (во время богослужения не звучит протяжная духовная музыка, не возжигаются свечи, в церквях отсутствуют настенные изображения).
  • Принятие доктрины предопределения (исходящая от Божьей воли предустановленность жизни человека и всего мира, его спасения или осуждения) (главы 3, 5, 9-11, 17 Вестминстерского исповедания веры):

«Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей… верующих по действию державной силы Его» (Библия, Ефесянам 1:4-5,11,19; 2:4-10)
«уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни» (Деяния 13:48)
«Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Иоанна 15:16)
«Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; Ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение» (Мф. 11:25-26)

  • Признавая доктрину о двойном предопределении, кальвинисты тем не менее говорят, что спасение подается только по вере во Христа и дела веры для спасения не нужны, но по ним определяется истинна твоя вера или нет. Есть дела, значит есть вера.

Спасённый человек имеет другую природу. Как гусеница изменилась и превратилась в бабочку, и уже больше физически не может быть гусеницей, также и истинно спасенный Христом грешник в принципе имеет другую природу - он ненавидит грех (то есть нарушение Закона Моисеева), хочет творить добро, и не хочет возвращаться ко злу. Говоря кратко, в кальвинистском богословии спасённым называется человек, который: 1. познал свои грехи через проповедь и внимательное изучение Закона Моисеева (первые 5 книг Библии и их толкование в остальных книгах Библии) ("ибо законом познается грех" (Римлянам 3:20)) 2. опять-таки через проповедь и изучение Библии он познал святость Бога, Который не терпит даже один грех, ибо Адаму и Еве было достаточно одного греха, чтобы навсегда быть изгнанными из рая (они съели запретный плод, вместо того, чтобы заниматься любовью и рожать детей, выполняя заповедь Божью "плодитесь и размножаётесь" (Бытие 1:28) 3. он познал суд Божий – что всякий грех несовместим со святостью Бога, а потому проклят Богом и поэтому за свои грехи каждый грешник по Закону Божьему достоин смерти и ада (Бытие 2:17; 3:17-19) 4. он осознавший милость Божью во Христе – что безгрешный Спаситель Иисус Христос умер на кресте вместо него за его грехи, в чём заключается абсолютно незаслуженный им дар Божий прощения его грехов только по благодати Божией.

Примечания

Ссылки

  • Соломенская Пресвитерианская Реформатская Церковь Киева

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Кальвинистская Церковь" в других словарях:

    - [от греч. kyriake (oikía) божий дом], 1) особый тип религиозной организации, объединение последователей того или иного религиозного направления на основе общности вероучения и культа; главные отличительные признаки Ц.: наличие более или… … Большая советская энциклопедия

    Церковь в Уэльсе - Церковь в Уэльсе, одна из автокефальных англиканских церквей.Существует в качестве самостоятельного образования с 1920, когда четыре епархии Церкви Англии, действующие на терр. Уэльса, потеряли статус епархий государственной церкви и были… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

    Церковь - 1) Орг ция духовенства и верующих христ. религии (по отношению к др. религиям используется крайне редко). Осн. признаками Ц. являются иерархич. структура духовенства, его эмансипация от мирян, наличие общей догматич. системы верования, канонич.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь - (нидерл. Nederlandse Hervormde Kerk) кальвинистская деноминация. Распространена в Нидерландах (14% верующих), Намибии, ЮАР. В 2004 году прекратила свое существование, влившись в Протестантскую церковь Нидерландов. На момент… … Википедия

    - (Reformed Church of England, Established Church, Anglican Church), епископальная церковь, гос. церковь в Англии, одна из протестантских церквей; ее культ и организац. принципы ближе к католич. церкви, чем у др. протестантских церквей.… … Советская историческая энциклопедия

    Реформация 95 тезисов Формула согласия Контрреформация Движения и деноминации … Википедия

    Реформация Реформация 95 тезисов Формула согласия Контрреформация Движения и деноминации Протестантизм Реформация в Германии Лютеранство Анабаптизм … Википедия

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

КАЛЬВИНИЗМ

протестантское вероучение, основателем к-рого был Кальвин, возникшее в 16 в. в результате Реформации. К. отвечал требованиям нарождающейся буржуазии и явился религ. выражением ее интересов. Основу богословия Кальвина составляло учение об "абсолютном предопределении", согласно к-рому еще до "сотворения мира" предопределил одних людей к "спасению", других к "погибели", и этот приговор бога абсолютно неизменен. Однако учение об "абсолютном предопределении" не имело фаталистич. характера. Согласно К., каждая профессия – "божье предначертание", и предизбранность отд. человека к спасению выражается в успешном осуществлении этого призвания. В К., т.о., получили религ. оправдание бурж. накопление и бурж. деятельность вообще. К., как буржуазии, оправдывал ростовщич. проценты и считал, что вполне допустимо с религиозной точки зрения. Учение Кальвина обосновывало принципы т.н. мирского аскетизма, к-рый выражался в простоте жизни и скопидомстве, в уничтожении многочисленных католических праздников, и "... весь секрет которого состоит в буржуазной б е р е ж л и в о с т и" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 378).

К. явился религ. оболочкой для выступления буржуазии в двух ранних бурж. революциях – нидерландской 16 в. и английской 17 в. "В кальвинизме нашло себе готовую боевую теорию второе крупное восстание буржуазии. Это восстание произошло в Англии" (Энгельс Φ., Развитие социализма от утопии к науке, 1953, с. 17).

К. являлся орудием борьбы не только с католич. церковью, освящавшей феод. отношения, но и с нар. движениями. В отличие от народных "еретических" учений, отрицавших " " церкви, К. проповедовал, что " " возможно исключительно через церковь, но не католическую, а кальвинистскую; всем верующим вменялось в строжайшую исполнение всех ее предписаний. К. требовал жесточайшего истребления "еретиков", нисколько не уступая в этом католицизму. Как догматика, так и церк. К. с самого начала были враждебны нар. массам. К. имеет широкое распространение в совр. Англии и США. Гл. идеи К. являются основой догматики многочисл. протестантских сект США.

Лит.: Энгельс Ф., Крестьянская в Германии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7; его же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21; Виппер Р. Ю., Влияние Кальвина и кальвинизма на политические учения и движения XVI века. Церковь и в Женеве XVI века в эпоху кальвинизма, М., 1894; Капелюш Ф. Д., Религия раннего капитализма, М., 1931.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

КАЛЬВИНИЗМ

КАЛЬВИНИЗМ (реформатская церковь) - одно из главных направлений Реформации, основанное Ж Кальвином. Вероучение кальвинизма последовательно развивает принципы протестантизма: священной (богодухновенной) книгой признается только Библия, отвергается католическая церковная и ее посредничество в деле спасения; отрицается человека; признается явлением неизбежным; спасает только личная (sola fide); из семи таинств сохраняются крещение и причащение, но как символические обряды (Христос лишь воображаемо присутствует в евхаристии), упраздняются монашество, почитание святых, икон, пышный католический . Отличительной чертой кальвинизма является абсолютного предопределения, согласно которой Бог еще до сотворения мира в силу непостижимого решения “избрал” одних людей к спасению, других - к вечной погибели и никакие усилия не могут спасти тех, кто обречен на погибель.

Основу кальвинистской церкви составляют автономные сообщества (конгрегации), управляемые консисториями в составе пастора, диакона и старейшин, выбранных из числа мирян. Конгрегация полностью независима в решении духовных вопросов. Наибольшее воздействие на не только протестантизма, но и западного общества в целом оказало учение Кальвина о взаимоотношении светской власти и церкви. В отличие от лютеранства, резко разграничивавшего сферу Евангелия и мирского закона, кальвинизм утверждал обязанность государства не только сотрудничать с церковью в управлении обществом, но и следовать ее предписаниям, неуклонно добиваясь божественной справедливости. Эту установку Кальвин проводил на практике во время своего правления в Женеве, постепенно сосредоточив всю религиозную и светскую власть в руках послушной ему консистории.

Предельно сблизивший церковную и мирскую сферы деятельности, кальвинизм представлял собой не только церковь, но и монолитное религиозно-политическое , игравшее заметную роль в социальных битвах своей эпохи. Согласно кальвинизму, Бог время от времени посылает на землю “небесных мстителей”, чтобы сокрушить “кровавые скипетры тиранов”, т. е. противников Реформации. Эта давала кальвинистским деятелям веру в собственное провиденциальное призвание, неиссякаемую силу и энергию в борьбе с монархами и католическими иерархами. Примером может служить деятельность “железного канцлера” О. Кромвеля и шотландского проповедника Дж. Нокса. Существенную роль в становлении капитализма сыграла развитая последователями Кальвина профессиональной трудовой деятельности как наилучшей формы служения Богу, а ее успехов - как косвенного свидетельства “избранности”. Поскольку, согласно доктрине кальвинизма, вне церкви нет спасения, то любое диссидентство является преступлением против закона и оно должно быть устранено. Но становление буржуазного строя, идеалов индивидуализма и свободы совести все очевиднее вступало в с религиозным деспотизмом. Так было в Англии начала 17 в., когда в борьбе с кальвинизмом, получившим здесь название пресвитерианства, стали возникать разновидности сектантства (баптисты , квакеры, методисты и др.), выступавшие за веротерпимость и полное разграничение светской и церковной власти. Ключевую роль при этом играла относительно свободы воли человека. История повторилась в Северной Америке: там первые пресвитериане-колонизаторы попытались установить теократический режим в Новой Англии, чтовызвало активное сопротивление других протестантских конфессий. В 20 в. влияние кальвинизма на протестантскую теологию заметно возрастает (неоортодоксия , евангелическое христианство, религиозные правые). Сейчас наиболее сильные кальвинистские церкви (реформаторские, пресвитерианские, конгреционалистские) действуют в Нидерландах, США, ФРГ, Франции, Шотландии, ЮАР См. лит. к ст. Кальвин.

Л. Н. Митрохин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "КАЛЬВИНИЗМ" в других словарях:

    Учение Кальвина. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. КАЛЬВИНИЗМ Учение Кальвина. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

    кальвинизм - а, м. calvinisme m. Одно из протестантских вероучений, основанное в Швейцарии в 16 в. Кальвином. БАС 1. Камизарды. Мятежные Севенские жители, подъявшие в начале прошедшего столетия оружие против римско католиков для защищения кальвинизма и… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    КАЛЬВИНИЗМ, направление протестантизма, основан Ж. Кальвином. Из Женевы кальвинизм распространился на Францию (гугеноты), Нидерланды, Шотландию и Англию (пуритане). Под влиянием кальвинизма проходили нидерландская (16 в.) и английская (17 в.)… … Современная энциклопедия

    Одно из основных течений протестантизма. Возник в 1630 х гг. в Женеве. В конце 16 начале 17 вв. с ним слилось близкое к нему течение цвинглианства, основанное швейцарским реформатором У. Цвингли. Библия в кальвинизме считается единственным… … Исторический словарь

    Протестантизм, вероучение Словарь русских синонимов. кальвинизм сущ., кол во синонимов: 2 вероучение (9) … Словарь синонимов

Вождем Реформации в Швейцарии в середине XVI в. стал француз Жан (Иоанн) Кальвин. В вероучении и в учении о нравственности, в учении о Церкви и церковных обрядах Кальвин пошел гораздо дальше Лютера. Главной особенностью его учения является учение о безусловном предопределении, согласно которому Бог от вечности предопределил одних людей ко спасению, а других к погибели. Это учение легло в основу второй после лютеранства ветви протестантизма - кальвинизма.

Кальвинисты называют себя реформатами, а свое общество Реформатской или Евангелическо-реформатской церковью.

Однако за последователями учения Кальвина, которое распространилось на многие страны Европы, исторически закрепились и другие названия, характерные для национальных исповеданий этого учения (см. раздел "Распространение и развитие кальвинизма. Гугеноты. Пуритане").

Жан Кальвин

Жан Кальвин (1509–1564) родился на севере Франции в семье податного чиновника, состоящего также должностным лицом при епископе.
Отец готовил сына к духовной карьере. Юноша получил тонзуру, то есть был причислен к клиру Римско-католической Церкви, но имел ли он сан католического пресвитера - неизвестно. В молодые годы Кальвин изучал юридические науки, римско-католическое богословие и философию. Помимо латинского языка, хорошо знал греческий, немного еврейский.
В 30-х гг. XVI в., проникшись сочувствием к протестантизму, Кальвин порвал с Римско-католической Церковью и вынужден был бежать из Франции, где новое учение жестоко преследовалось. Кальвин поселяется в Женевском кантоне, который незадолго до этого вступил на путь Реформации, и возглавил реформационное движение в Швейцарии.

В 1536 г. он опубликовал свой основной труд - "Наставление в христианской вере" ("Institutio religionis christianae") на латинском и французском языках, где изложил основы нового богословия. Учение о пассивности человека в деле спасения и о безусловном предопределении, изложенное в "Наставлении", стало отличительной чертой его богословия. В своем учении Кальвин показал себя еще большим рационалистом, чем Лютер и Цвингли. В том же году он издал так называемый "Первый катехизис" и в дополнение к нему - "Исповедание веры". В "Исповедании", написанном по-французски, излагалось реформатское вероучение, которое предписывалось Кальвином "гражданам и жителям Женевы" как обязательное. Не желающие принимать его должны были покинуть пределы Женевы.

Женева приняла Кальвина в качестве своего духовного руководителя. В этом качестве он проявил себя человеком чрезвычайно требовательным, строгим и суровым до жестокости. Характерно, что, заявив себя непримиримым врагом Римско-католической церкви, Кальвин не только не осуждал средневековых инквизиционных методов борьбы с инакомыслящими, но сам первым в протестантизме применял в своей теократической общине пытки и кару смертью за ересь. Кальвин был сторонником слияния Церкви с государством и осуществлял эту идею на практике в Женевском кантоне, абсолютным повелителем которого он стал. Религиозно-нравственная жизнь женевцев была поставлена под наблюдение особого трибунала - "консистории". Были запрещены танцы, песни, развлечения, яркие наряды. Из храмов вместе с живописью и другими видами искусства была изъята всякая пышность ритуала и обстановки.

Личность Кальвина резко отличается от большинства реформаторов: это ученый, теоретик - и в то же время организатор, политик, умело направлявший массы. Обладая слабым здоровьем, он тем не менее всю жизнь вел исключительно активную деятельность по формированию догматических основ нового вероучения, защите своего учения и распространению его в европейских державах - Англии, Шотландии, Нидерландах, Германии, Польше. Он отстаивал свое учение в борьбе с германскими лютеранами и французскими протестантами, положив начало эпохе кровавых столкновений за веру. Кальвин является признанным авторитетом в вопросах богословия и деятельным участником во всех делах, связанных с общеевропейской Реформацией. При Кальвине Женева становится центром подготовки образованного протестантского духовенства и проповедников для романских земель, издателем и распространителем Библии во Франции и приобретает репутацию "святого города".

Вероучение кальвинистов. Символические книги кальвинистов

В кальвинизме вероучительных книг очень много. Собственные символические книги имеют не только разные ветви кальвинизма, но даже и отдельные поместные толки одного и того же исповедания.

Главнейшими символическими книгами кальвинистов являются следующие:
"Первый катехизис" Кальвина (1536) является переработкой основного богословского труда Кальвина "Наставления в христианской вере"; положен также в основу упоминавшегося выше "Исповедания веры".
Целью написания "Наставления" было систематизировать изложение уже определившихся идей протестантизма и положить конец беспорядочности учения и строя среди единомышленников. В этом Кальвин далеко превзошел попытки своих предшественников по ясности, сжатости, силе изложения. В его учении протестантизм принимает сухой, рационалистический характер с четкими логическими рассуждениями и ссылками на текст Писания.
"Наставление" несколько раз переделывалось и расширялось автором и в наиболее известном последнем издании 1559 г. явилось суммой всего догматического и церковного учения кальвинизма.

"Женевский катехизис" Кальвина (1545) отличается от "Первого катехизиса" вопросе-ответной формой изложения.

"Женевское соглашение" (1551) составлено Кальвином, содержит особо заостренную редакцию учения о предопределении. Принято кантональным советом Женевы.

"Галликанское исповедание", иначе "Исповедание веры французских Церквей" (1559) принято кальвинистами Франции. В основе своей оно тоже является произведением самого Кальвина.

Перечисленные вероопределения публиковались на французском и латинском языках.

Большим уважением у реформатов пользуется также "Гейдельбергский катехизис" (1563), составленный кальвинистами Германии на немецком языке.

Учение кальвинизма о Церкви и таинствах

Кальвинизм, как и лютеранство, является плодом реформационных движений XVI в. Так же, как лютеране, кальвинисты представляют собой религиозное общество, лишенное непрерывной апостольской преемственности в историческом и сакраментальном смысле, поэтому в учении кальвинистов о Церкви тоже не может быть твердой веры в непрерывное пребывание Церкви на земле и в непрерывное стояние исторической Церкви в истине.

Согласно учению Кальвина, всякое соединение людей, в котором раздается проповедь слова Бытия и совершаются таинства (Крещение и Причащение), есть Церковь.

Несмотря на непримиримую вражду с католицизмом учение Кальвина о Церкви приближается к средневековому и заключает в себе много элементов теократии.

В то же время Кальвин принял основные положения лютеранской экклезиологии. Но картина анархии, в которую повергло протестантизм учение Лютера о всеобщем пастырстве, заставила Кальвина подумать о необходимости поднять авторитет и значение пастырей и церковной организации. Кальвин даже стремился государство втянуть в орбиту Церкви (Лютер скорее готов был допустить обратное: подчинить Церковь государству).

"Галликанское исповедание" всячески старается поднять авторитет новообразовавшейся Церкви и укрепить церковную дисциплину.
Таким образом, в ответе на вопрос, что же такое Церковь, Кальвин не поднимается выше Лютера. "Следуя слову Божию, мы говорим, что она есть общество верующих, согласившихся следовать этому слову" (ст. 27).
О таинствах кальвинисты учат, подобно лютеранам, в туманных выражениях, как о "знаках", "печатях" и "свидетельствах".

В учении о Евхаристии Кальвин занимает среднее, колеблющееся, положение между Лютером, который признавал телесное присутствие Христа в Евхаристии, и Цвингли, который такое присутствие отвергал. Кальвин учил, что хлеб и вино - лишь знаки нашего духовного общения с Телом и Кровью Христа, но что в действительности вкушает их лишь избранник, благословенный истинной верой.
Покаяние не имеет в кальвинизме сакраментального значения. Пренебрегая вместе с лютеранами учительной ролью Церкви, Кальвин считал библейские книги единственным правилом веры. "Ни указы, ни декреты, ни видения, ни чудеса не должны быть противопоставлены этому Священному Писанию" ("Галликанское исповедание", ст. 5)

Впрочем, кальвинисты придают некое значение и церковной традиции: древним символам веры (в частности, Никео-Цареградскому). Соборам и отцам Церкви. "Признаем то, что было определено древними Соборами и отвращаемся от всех сект и ересей, отвергнутых святыми учителями, как-то св. Иларием, св. Афанасием, св. Амвросием, св. Кириллом" (там же, ст. 6).

Учение Кальвина о спасении и безусловном предопределении

В основе учения Кальвина о предопределении (предестина-ции) лежит идея безусловного господства воли Божией, избирающей людей лишь орудиями своими. Это полностью исключает мысль о человеческих заслугах, даже само представление о возможности свободы выбора в решениях людей. Сама по себе эта идея не нова и была развита еще блаженным Августином в начале V - конце IV в. и в основном разделялась всеми реформаторами XVI в., но в учении Кальвина она получила наиболее четкое и глубокое выражение. По его учению, предназначенные к вечному спасению составляют небольшую группу, избранную Богом в силу непостижимого решения, помимо всякой их заслуги. С другой стороны, никакие усилия не могут спасти тех, кто осужден на вечную гибель.

Здесь небезынтересно проследить ход рассуждений, приведших Кальвина к его учению о безусловном предопределении.

В вопросах сотериологии Кальвин согласен с Лютером в том, что природа падшего человека совершенно искажена грехом. Все дела человека, даже лучшие, внутренне являются злом. "Все, что исходит от него, совершенно справедливо осуждается (Богом) и вменяется в грех ("Наставление"). Человек потерял свободу воли. После падения он творит зло не свободно, а по необходимости.

Последовательно развивая таким образом эти положения, Кальвин дошел до учения о безусловном предопределении Богом - одних людей к вечному спасению, других к вечной гибели - главному положению своей сотериологии. Учение о предопределении носит на себе печать особенного духовного склада самого Кальвина, его сурового и жестокого характера, холодного и рационалистического подхода к богословским вопросам.

Сотериологическое учение Православной Церкви коренным образом отличается от взглядов Кальвина и Лютера. Оно исходит из изложенного в Священном Писании Божественного предопределения, вытекающего из Божественного предведения (Их же предуведе, тех и предустави. - Рим. 8, 29).

Кальвин же учит о предопределении безусловном, которое совершается независимо от духовного состояния человека и его образа жизни, и говорит о нем в самых решительных выражениях. Отвергнув свободу человека, он доходит до утверждения, что зло совершается по воле Божией, и в своих высказываниях на эту тему иногда производит впечатление одержимого.

"Когда мы не понимаем, как это Бог хочет, чтобы происходило то, что Он же запрещает, вспомним о своем бессилии и ничтожестве, а также о том, что свет, в котором живет Бог, не напрасно назван неприступным, ибо он окружен тьмою" ("Наставление", кн. I). И далее: "Что бы ни предпринимали люди и даже диавол, Бог всегда держит в руках руль".

Закон Бога предписывает безвольному человеку "непосильное для него, чтобы убедить человека в его собственном бессилии" ("Наставление").

Кальвин сожалеет, что святые отцы (исключая Августина) не учат о потере человеком свободы воли. Кальвин недоволен, в частности, тем, что Иоанн Златоуст "возвеличивает силы человеческие".

По природе человек способен только на зло. Добро - дело благодати. Не от нашего усмотрения, по словам Кальвина, зависит повиноваться действию благодати или противиться.

Так же, как Лютер, Кальвин отвергает участие человека в деле своего спасения (синергизм). Так же, как Лютер, он учит, что человек оправдывается верой в свое спасение.

О добрых делах в "Наставлении" говорится следующее:
"Хотя Бог, совершая наше спасение, возрождает нас для благотворения, мы исповедуем, что добрые дела, которые мы совершаем под водительством Св. Духа, не играют роли в нашем оправдании".

Верующий, по учению Кальвина, должен быть безусловно уверен в своем спасении, ибо спасение совершается Богом независимо от дел человеческих.
Кальвин возражает святым отцам, которые "держали людей в страхе и неуверенности", так как ставили спасение в зависимость от дел.
"Бог однажды в Своем вечном и неизменном совете решил, кого Он желает привести к спасению, а кого желает предать погибели". "Когда спрашивают, почему Бог так делает, надо отвечать: потому, что Ему так угодно".
Вот как далеко заходит Кальвин в развитии мысли Лютера о том, что человек - это соляной столб. Кальвин как бы совсем забывает, что, по словам Священного Писания, Бог всем человеком хощет спастися (1 Тим. 2, 4), и как бы не замечает того, в каком резком противоречии находится все его учение с духом Евангелия.

Подводя краткий итог православной оценке кальвинистской доктрины о безусловном предопределении, можно сказать следующее: Священное Писание ясно свидетельствует об условности предопределения Божия. Об этом говорят, например, представления будущего Страшного Суда в Евангелии (Мф. 25, 34–36, 41–43). О благодати как силе Божией, спасительной для всех людей, а не для некоторых только, читаем у того же апостола Павла, на которого ссылался Кальвин: Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков... (Тим. 2, 11–12).

Обойти текст Священного Писания, сохранив при этом убедительность суждения, нельзя, поэтому кальвинисты и толкуют те или иные места Священного Писания аллегорически: что момент благодатного попечения рассматривается как попечение о мире в целом, которое Спаситель дал для всех человеков в том плане, что спасительно для человечества. А для рода человеческого спасительно и полезно, чтобы одни погибли, а другие спаслись. Поэтому путем такого рода истолковательной экзегезы можно принять и такое место.

Еще одно известное место из Первого Послания к Тимофею (2, 4): Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Таким образом, предопределение Божие имеет в виду лишь спасаемых. Нигде в Священном Писании не говорится о предопределении к погибели. Предопределение к спасению следует понимать как выражение непреклонной воли Божией сделать все необходимое для спасения тех, кто хорошо пользуется своей свободной волей: "...Со страхом и трепетом совершайте свое спасение" (Фил. 2, 12); "Кто ищет благодати и свободно покоряется ей" (Окружное послание восточных патриархов, 1848 г.). Еще одна цитата из "Точного изложения православной веры" преподобного Иоанна Дамаскина: "Предопределение Божие есть предвидящее, но не принудительное". И в завершение этого раздела - цитата богослова XX в. Николая Никаноровича Глубоковского. В своем известном труде о Посланиях апостола Павла он писал:
"Предопределение говорит единственно то, что есть в мире греховное человечество, не окончательно погибшее и поэтому удостаиваемое Божеского милосердия".

Что же касается учения Кальвина о безусловном предопределении, то оно было осуждено Иерусалимским Собором восточных патриархов (1672) и его проповедники преданы анафеме. И никто ее пока не отменял. Однако нельзя не учесть то, что нынешние кальвинисты и реформаты не делают особого акцента на учении о предопределении, то есть оно не выдвигается ныне как основной момент доктрины. Но и никакого авторитетного отказа от него ни одной из ветвей нынешнего кальвинизма декларировано не было. Поэтому, хотя на практике того акцентирования (прямо-таки упивания у Кальвина этой жестокостью Божией) на делении на спасаемых и погубляемых ныне, конечно, в реформатстве нет, однако и осуждения или отказа от этой доктрины также не было.

Распространение и развитие кальвинизма. Гугеноты. Пуритане

Деятельность Кальвина проходила в середине XVI в., когда Католическая Церковь стала вновь возрождаться и организовала сильную реакцию. В этих условиях основной задачей протестантизма было принять четкие церковные формы и организоваться для решительного отпора, поднявшись над разрозненными усилиями реформы в отдельных странах.

Продолжатели дела Кальвина действовали в иной исторической обстановке, где царил дух церковной реакции и Церковь искала сближения с народными, антимонархическими силами. Кальвинисты выводят теорию сопротивления нечестивой и тиранической власти, учение о скрепленном Богом договоре между народом и королем; республиканские формы церковного устройства переносятся на церковную жизнь.

Помимо небольшого уголка романской Швейцарии, где зародилось учение Кальвина, оно распространяется на Германию, преимущественно на западе, под названием Реформатской Церкви, в Нидерландах, во Франции, где они были известны как гугеноты, в Шотландии и Англии - под общим названием пуритан и в Польше.

В Германии кальвинизм не играл первенствующей роли и до середины XVI в. условия терпимости на него не распространялись.

В Нидерландах (Бельгии и Голландии) он получил распространение преимущественно среди низших классов, особенно в городах, и носил революционный характер. Значительную политическую роль сыграли нидерландские кальвинисты в борьбе против господства Испании во второй половине XVI в. Дальнейший раскол на религиозной и политической почве существенно ослабил кальвинизм в Нидерландах.

Французские кальвинисты (гугеноты) в учении о строе Церкви стояли ближе других к родоначальнику направления. В середине XVI в. во Франции насчитывалось до двух тысяч кальвинистских общин, а в 1559 г. собрался первый церковный синод гугенотов. Особенно охотно принимало кальвинизм дворянство, в среде которого чисто религиозные стремления переплетались с политико-социальными и кальвинистский идеал народовластия оказывался удобным предлогом для возвращения дворянству политических прав. Поэтому, начав свою деятельность как церковная организация, гугеноты в скором времени превратились в политическую партию, во главе которой стояли Бурбоны. Вражда с католической партией Гизов и политические интриги светских монархов привели к ряду религиозных войн, принесших гугенотам некоторые льготы. Тем не менее вторая половина XVI в. характеризуется наиболее ожесточенным столкновением гугенотов с правительством и католическим большинством после так называемой Варфоломеевской ночи, когда в ночь на 24 августа 1572 г. Екатериной Медичи, регентшей при малолетнем сыне - короле Карле IX, было организовано массовое избиение гугенотов. В конце XVI в. гугеноты получили официально признание как политическая организация, действующая под контролем французского короля. С развитием среди гугенотов веротерпимого и свободомыслящего направления они постепенно теряют силу как политическая организация и в 1629 г. полностью теряют политические права.

В Шотландии кальвинизм стал распространяться в середине XVI в. и имел тесную связь с политической оппозицией против династии Стюартов. Вождем его стал Джон Нокс, ученик Кальвина, сочетавший черты его сурового характера с качествами политического агитатора и народного трибуна. Он сумел поднять религиозное восстание, добился низложения династии "нечестивых государей" и введения в Шотландии кальвинизма, получившего название Пресвитерианской Церкви. Эта Церковь имела синодальную организацию и предоставляла значительные права священникам, избиравшимся церковными советами.

Кальвинизму в Шотландии пришлось еще раз выдержать борьбу в правление Марии Стюарт, желавшей восстановить католические богослужения. После ее низложения пресвитерианство достигло в Шотландии полного торжества.
В Англии кальвинизм развивается после введения Реформации государственной властью и вследствие этого в оппозиции не к католицизму, а к официальной Протестантской Церкви - англиканству.

Еще при Елизавете и даже раньше - при архиепископе Кранмере в английском протестантизме наметилось радикальное направление, представители которого были недовольны сохранением в англиканской Церкви епископата и римо-католического обряда. Они добивались полного "очищения" Церкви от папистических традиций и полной ее кальвинизации.

Все считавшие необходимым дальнейшее очищение Церкви получили название "пуритан" (от латинского слова purus - чистый). С точки зрения официальной Церкви они были "нонконформисты", то есть отвергавшие единообразие учения и культа (они назывались также диссентеры - разногласные). Пуритане составили сильную оппозицию королевской власти.

Движение пуритан не было однородным. Отделившись от господствующей Епископальной Церкви (1567), одни из пуритан учредили церковную организацию, управляемую выборными пресвитерами, отчего стали называться пресвитерианами, другие пошли еще дальше. Считая пресвитерианство недостаточно радикальным, представители крайнего пуританства - конгрегационалисты, или индепенденты, отвергли пресвитерианское устройство и провозгласили полную самостоятельность отдельных общин (конгрегации) не только в вопросах управления, но и в вопросах веры. За пределами общины не должно быть для верующего никаких авторитетов, никакой власти.

До XVII в., при Елизавете Тюдор, оппозиция пуритан носила чисто религиозный характер. Положение изменилось в XVII в. при Стюартах, когда религиозная оппозиция соединилась с политической. Пуритане стали борцами за политическую свободу. Церковные представления их были перенесены на политическую почву и обратились в конституционные и республиканские теории; не допуская королевского верховенства в церковных делах, они боролись против абсолютизма в государстве.

Тяжелые испытания в начале этой борьбы заставили многих пуритан выселиться во вновь основанные колонии в Северной Америке, здесь английский кальвинизм, распавшись на многие секты, затихает и утрачивает свое влияние и внутреннюю силу.

В Польше кальвинизм сыграл переходящую роль. Ранее него здесь распространялись лютеранство и учение Чешских братьев. Кальвинизм с его республиканско-аристократической организацией был особенно близок к стремлениям шляхты, которая в борьбе за политическую реформу сильно враждовала с духовенством. Кальвинистская церковь под названием "гельветического исповедания" была организована в Польше Яном Ласким в 1556–1560 гг. Но просуществовала она недолго, и под давлением сильной католической реакции влияние кальвинизма было полностью разрушено.


© Все права защищены