Сретенский монастырь кафе несвятые святые меню. "несвятые святые" в сретенском монастыре. — Сколько отчисляет в Патриархию ваш монастырь

В самом центре Москвы, на печально известной с советских времен улице Большая Лубянка, всего в трех километрах от Кремля находится Сретенский монастырь. Он занимает совсем небольшой участок земли, однако вмещает семинарию, издательство, большой книжный магазин и даже литературное кафе. Наместником монастыря является епископ Тихон (Шевкунов) – как считают многие, духовник президента России Владимира Путина.

Обитель основана в 1397 году в память о чудесном спасении Москвы от нашествия войска Тимура-Тамерлана в 1395 году. Согласно преданию, полководец развернул шедшие на столицу войска после крестного хода, во время которого святитель Киприан, возглавляющий шествие, встретил паломников с Владимирской иконой Божьей Матери. Паломники прошли от Владимира около 200 км. На месте их встречи (по-славянски – сретения) и был заложен монастырь.

Рассказ о современной жизни обители продолжает серию ТАСС "Прогулки по монастырям", которую открыл Новоспасский монастырь.

Оазис просвещения в центре Москвы

"Самое главное, что здесь есть, – это сам монастырь, монашеская братия. Сейчас нас 47 человек, это довольно много для Москвы. Все, за исключением двух-трех человек, проживают здесь, на этой небольшой территории, лишь некоторые – в скиту в Рязанской области", – рассказывает иеромонах Афанасий (Дерюгин). В Сретенском монастыре просветительская и интеллектуальная деятельность стала главной (после молитв) доминантой жизнедеятельности.

Резные деревянные двери одного из зданий ведут в семинарию – Хогвартс, как сами про себя шутят студенты. "Да, мы в монастыре, но мы же тоже не с Луны свалились, мы тоже из этого мира, поэтому "Гарри Поттера" мы все почти смотрели", - объясняет отец Афанасий. Здесь многое напоминает сказочную школу магии: картины в массивных рамах, атмосферная библиотека с читальным залом, особая форма одежды (семинаристы носят подрясники).

Аудитории в семинарии не пронумерованы, а различаются по тематике. Например, в аудитории "Путешествия" висят карты и стоит стеллаж с сувенирами из самых разных уголков земного шара. Есть также "Византия", "Святая Русь", "Литургика" и другие – все они не похожи друг на друга. Кабинеты оснащены проекторами, компьютерами.
По словам отца Афанасия, в семинарии подключен Wi-Fi, а многим вообще по послушанию требуется доступ к Всемирной паутине. "Отключают беспроводной интернет в полночь, чтобы семинаристы не засиживались", – улыбаясь, признается монах.

Расписание занятий можно найти в коридоре на интерактивном электронном табло с функцией touchscreen. На нем также можно просмотреть последние публикации на сайте, почитать объявления. Кроме того, сейчас идет работа по оцифровке библиотечной литературы. В будущем каждый учащийся сможет, не покидая своей комнаты, находить интересующее его издание.

Иногда люди не понимают, как может сочетаться монашеская жизнь со всеми этими устройствами. На самом деле никакого противоречия нет. Берем из этого мира все, что не приводит открыто ко греху. А все эти инструменты используются во благо

Все необходимое для учебы студентам обеспечивает монастырь. Учатся в семинарии бесплатно. Конкурс при поступлении – два человека на место. Однако в последние годы число желающих учиться в семинариях сокращается, отмечает монах.

По стенам келейных этажей развешаны специально подобранные цитаты святых отцов. Семинаристы живут в кельях, вмещающих от двух до шести человек. В коридоре на стенах - сенсорные панели, с помощью которых семинаристы могут найти необходимую информацию: расписание занятий и богослужений, историю монастыря, а рамами для сенсорных экранов служат орнаменты по мотивам византийских фресок.

Послушником Сретенского монастыря в 1925-1927 годы был будущий патриарх Пимен (1971-1990).

"Семинаристы не обязательно монахи. Они и в город ходят с девчонками гулять, в кино", – рассказал отец Афанасий. Случается, что, еще учась в семинарии, молодые люди решают посвятить свою жизнь исключительно служению Богу. Однако чаще всего решение – становиться монахом или жениться – молодые люди принимают по окончании семинарии. "Немногие семинаристы приходят к монашеству", – отмечает отец Афанасий, ставший монахом в 19 лет. "Семья хорошо отнеслась, – добавляет он, рассказывая о своем опыте. – Сложнее всего им называть меня новым именем".

По словам священнослужителя, лишь половина семинаристов – из воцерковленных семей. "Бог приводит к себе людей самыми разными путями", - отмечает монах.

"Несвятые святые"

Основной доход обители приносит издательская деятельность. "Издательство работает с момента возрождения монастырской жизни, с 1994 года. Издаем до 200 наименований в год. Чтобы содержать 50 человек монахов, 200 человек семинаристов, нужны средства. Издательство обеспечивает эти потребности", – рассказывает отец Афанасий.

В книжном магазине при монастыре даже в середине буднего дня немало покупателей. Прихожане также проводят время за чтением книг в литературном кафе "Несвятые святые". Именно такое название носит ставший бестселлером сборник рассказов наместника Сретенского монастыря епископа Тихона (Шевкунова).
Литературное кафе "Несвятые святые"

Главный хор

Рассказывая о Сретенском монастыре, нельзя обойти вниманием его хор – один из самых известных в Русской православной церкви. Коллектив гастролирует с концертами по всему миру. В семинарии можно увидеть карту выступлений, которая охватывает почти все континенты. В составе хора – исключительно профессионалы. Помимо главного хора, есть также семинарский и так называемый народный – из всех желающих. Некоторым прихожанам семинарский хор нравится даже больше профессионального, потому что "поет поспокойнее, быть может, более молитвенно".

Туринская плащаница
Негатив Туринской плащаницы

Можно выделить три святыни, хранимые в древней обители. Первая – мощи святого Илариона, архиепископа Верейского, известного непоколебимой верой и ораторским талантом. В 1923 году он был настоятелем Сретенского монастыря, но вскоре был приговорен к трем годам заключения в Соловецком лагере особого назначения.

Вторая – частица мощей преподобной Марии Египетской. Снесенный большевиками храм на территории монастыря в честь этой святой был одним из древнейших в Москве. Изъятый тогда серебряный ковчег с мощами до сих пор хранится в Государственном Историческом музее.

И третья – это, конечно, копия Туринской плащаницы. Христиане верят, что для погребения тело Иисуса Христа было завернуто в ткань, на которой "отпечатался" лик Спасителя. По этому изображению воссоздан облик Иисуса Христа, хорошо известный по произведениям культуры и искусства. Ткань эта хранится в католическом соборе в итальянском городе Турине и широко известна как Туринская плащаница. Всего в мире насчитывается пять ее копий, одна из которых с 1997 года хранится в крипте собора Сретенского монастыря. Доступ к святыне имеет любой желающий.

Крипта – особое место монастыря. Она сделана по образу первых пещерных христианских храмов. В небольшом уходящем под землю помещении, освещенном лишь несколькими лампадами, братия проводит ночные богослужения. "Это очень объединяет, дает духовную силу, – делится отец Афанасий. – Все святые молились по ночам. И так как и мы хотим стать святыми, то должны молиться по ночам".

Помимо копии Туринской плащаницы, в крипте можно увидеть ее негатив. Перед верующими предстает Иисус Христос в первые мгновения после погребения: израненный, со следами тернового венца на голове.
Копия Туринской плащаницы, хранящаяся в Сретенском монастыре "Часто люди ходят в храм, но не очень себе представляют церковную жизнь. Большинство называют себя православными, и это само по себе очень хорошо, но людей, которые стремятся действительно к духовной жизни, не очень много. И вот одной из наших целей является именно служение этому делу, приводить людей к Богу", – заключает отец Афанасий.

Кафе - уютное заведение общественного питания, в котором можно выпить кружечку кофе, провести приятно время с друзьями и родными, почитать понравившуюся книгу. В Москве есть кафе "Несвятые святые". Многие посетители приходят сюда, чтобы найти книгу по душе, чтобы прочесть ее в приятной обстановке. Давайте познакомимся с данным заведением.

Описание

В Москве много необычных и интересных мест. Одним из них является кафе "Несвятые святые", с которым мы сейчас вас познакомим. Уже само название говорит нам о некоторой духовности данного заведения. Его месторасположение полностью это оправдывает. Кафе "Несвятые святые" находится в подвале Самое интересное, что здесь не только можно вкусно и сытно поесть, но и духовно обогатиться, прочитав великолепные книги.

Чтобы попасть в основное помещение кафе, необходимо спуститься по лесенке вниз. В заведении очень стильно и уютно. На стенах висят фотографии на религиозную тематику, на столах стоят свечи и лампы. Для посетителей приготовлены удобные столы и стулья, белые скатерти и салфетки. Здесь все продумано до самых мелочей. Стоят стеллажи с книгами, которые можно свободно брать и читать. Обстановка в кафе помогает расслабиться и провести приятно время. Кормят здесь очень вкусно и сытно. В меню есть комплексные обеды, которые стоят всего двести рублей.

Кафе "Несвятые святые": меню

Так как сюда приходят не только для того, чтобы книги почитать, но и перекусить, для посетителей готовят отличные кушанья. Самые популярные приведены ниже:

  • Суп-пюре из шампиньонов.
  • Солянка с грибами.
  • Суп-пюре из рыбы и креветок.
  • Котлеты из трески.
  • Самса с тыквой.
  • Пельмени с рыбой.
  • Блинчики с мясом и рыбой.
  • Рис с грибами.
  • Овощное рагу в горшочке.
  • Пирог с повидлом.
  • Монастырский хлеб (с крапивой, гречишный и другие).

В меню, наряду с традиционными блюдами, есть также постные.

Достоинства и недостатки

В Интернете можно найти большое количество различных отзывов о посещении кафе "Несвятые святые". Давайте посмотрим, что в них пишут. К числу достоинств данного заведения многие посетители относят:

  • необычную, приятную атмосферу;
  • интересное оформление интерьеров;
  • возможность бесплатно читать понравившиеся книги;
  • вполне доступные цены;
  • звучание приятной, классической музыки;
  • вкусную и разнообразную выпечку;
  • наличие Wi-Fi;
  • разнообразие в меню вегетарианских блюд;
  • вкусную еду и многое другое.

К сожалению, в отзывах которые оставляют посетители, можно найти и отрицательные высказывания о кафе "Несвятые святые". К недостаткам данного заведения можно отнести следующее:

  • долгое ожидание заказываемых блюд;
  • отсутствие туалета;
  • небольшое помещение.

Все-таки отрицательных высказываний гораздо меньше, что несомненно радует. Надеемся, что работники заведения сделают со временем все возможное, чтобы посетители уходили от них только в приятном расположении духа.

Я очень хорошо помню, откуда я впервые услышала о книге "Несвятые святые". Это было во время нашего посещения в 2012 году . Тогда экскурсовод ей восхитилась, я запомнила и чуть позже купила себе книгу, которая после прочтения произвела на меня колоссальное впечатление: увлекла, поразила, заразила. Вы читали?
И когда я в увидела приглашение на экскурсию по Сретенскому мужскому монастырю, организованную монастырской паломнической службой, то, конечно, очень захотела на неё попасть.
Если, кто-то ещё не в курсе или забыл, то епископ Тихон (Шевкунов), написавший ту самую книгу "Несвятые святые", является наместником Сретенского монастыря. Да, теперь он уже епископ!

Сам монастырь был основан в 1397 году в память об избавлении Москвы от нашествия Тамерлана. Как гласят летописи, в 1395 году крестный ход, возглавляемый святителем Киприаном, встретил чудотворный образ Владимирской иконы Божией Матери, принесённый из Владимира-на-Клязьме. После этого, через день Тимур-Тамерлан повернул на юг. Москва была спасена. Через 2 года на месте появления образа Богородицы и был основан Сретенский монастырь.

Список той самой Владимирской иконы. Оригинал, если не ошибаюсь, находится в Третьяковке.

Конечно, первоначальные постройки не сохранились. В 1930 году почти всё было разрушено большевиками, в том числе и самый древний на то время храм Марии Египетской. В уцелевших помещениях находились учреждения НКВД. Сегодня самое древнее здание - это собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери 17 века. Лишь в 1991 году монастырь был снова открыт для верующих, здесь возродилось монашеское братство. Сегодня монастырь действующий, здесь живет около 40 монахов.

Старый собор.

Редкая икона "Царственные мученики"

Икона Владимирской Божией Матери, принадлежавшая Иоанну Крестьянкину, привезенная из Псково-Печерского монастыря.

Экскурсовод повел нас по лестнице вниз, как оказалось, в нижний храм. Здесь словно чудо предстала перед нами копия Туринской плащаницы, материи, в которую был обёрнут Христос после распятия.

Единственная копия в натуральную величину, привезенная из Ватикана, в России.

На полу мозаичные рыбы - символ христианства.

На территории монастыря по настоянию епископа Тихона в 2013 году было начато строительство нового храма - Храма Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Говорят, что доходы от продажи книги "Несвятые святые" в том числе идут на обустройство монастыря.

В мае 2017 года Храм был освящен Патриархом Кириллом.

Белый владимирский известняк. Высота храма - 61 метр.

Храм открыт, но зайти можно только по стеночке, посмотреть. Ещё идут работы и дальше не пускают.

Жены-миpоносицы

В этот новый храм были перенесены чудотворные мощи Святого Иллариона Троицкого из собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери. К ним в настоящее время есть доступ.

Невероятно красивые люстры и потолки. Да, вообще, всё потрясающее.

Фрески на лестнице.

Территория монастыря ещё обустраивается, например, строят новую трапезную.

А это знаете что? Сретенская духовная семинария - высшее учебное заведение Русской Православной Церкви. Ректор здесь сам настоятель монастыря епископ Тихон.

Здание сооружено на основе пятиэтажной школы.
С двух сторон майоликовые панно: Святой Пророк Иоанн Предтеча - Ангел пустыни и сцены из жития Иллариона Троицкого, покровителя монахов и семинарии.

Экскурсовод неожиданно провела нас внутрь семинарии.

При входе герб семинарии - Ангел, ведущий отрока к Христу.

Холл первого этажа.
В здании три этажа учебные, остальные - жилые (кельи). Жаль, что нам не показали аудитории. Но я после нашла в Инете фото - это невероятно красиво, со вкусом и очень современно. А какая там библиотека! А кельи! Не поленитесь, посмотрите виртуальную экскурсию по семинарии http://sdsmp.ru/excursion/ . Вы, думаю, поразитесь:).

Хоть классы мы не посмотрели, зато подивились огромному панно первого этажа "Христос и ученики".

Перед фреской большой интерактивный экран - нажимаешь и смотришь, кто изображен.

"Несвятые святые". Узнаёте?

Удивились найдя Гоголя и Достоевского. Экскурсовод объяснила это тем, что настоятель особо почитает этих писателей.

Очень, конечно, хотелось во время экскурсии встретить самого отца Тихона, но не случилось. Говорят, он, бывает, служит службы и даже исполняет послушания.

После экскурсии вышли на улицу Большая Лубянка и обнаружили двери "церковной лавки". Здесь достаточно большой книжный магазин, магазин продуктов (регулярно привозят свежее молоко, творог) и даже тематическое кафе...

В этот раз у нас не было время отобедать здесь. Но я думаю, что обязательно ещё раз приду в Сретенский монастырь и тогда может быть посижу и в литературном кафе со столь тёплым для меня названием.

Спасибо огромное за экскурсию сообществу

«Журналистские догадки мне за пятнадцать лет изрядно надоели»

— Я в вашем книжном шкафу заметила книгу Михаила Зыгаря «Вся кремлевская рать». Читаете ее?

— Мне эту книгу принесли несколько месяцев назад, да я никак не соберусь открыть. Видите, закладки? Мне сказали, это в тех местах, где обо мне написано.

— Теперь я просто обязана спросить: почему СМИ называют епископа Тихона (Шевкунова) духовником Путина?

— Такие вещи в американской юриспруденции называются «attorney client privilege» — право адвоката на неразглашение информации, полученной от клиента.


— Подобного рода журналистские вопросы и догадки мне за пятнадцать лет изрядно надоели.

— Давайте перейдем к другой сложной теме — как настоятель, вы понимаете устройство экономики Русской Православной Церкви?

— Как настоятель, я понимаю, как устроена экономика нашего монастыря. Что касается бюджета Патриархии, то, насколько мне известно, он состоит из отчислений епархий и пожертвований христиан.

— Сколько отчисляет в Патриархию ваш монастырь?

— Сретенский монастырь перечисляет в Патриархию ежегодный взнос — он год от года меняется, но порядок — от 3 до 5 млн руб. в год. Если ситуация сложная, и все средства уходят на поддержание жизнедеятельности монастыря, то Патриарх освобождает от взносов на общецерковные нужды. Такое бывает повсеместно с возрождающимися и строящимися храмами; первые особо сложные годы и мы не перечисляли средства в Патриархию.

— Ежегодный взнос переводите на счет Патриархии?

— В какой банк?

— Если не ошибаюсь, в Сбербанк.

«Мы можем зарабатывать и зарабатываем сами»

— Как финансируется Сретенский монастырь?

— Главный источник — наше монастырское издательство. Мы издаем до четырехсот наименований книг: это духовная, историческая, научная и художественная литература. Второе: у нас есть сельскохозяйственное производство — кооператив «Воскресение» в Рязанской области, мы его в 2001 году взяли в совершенно разоренном виде.


— Кажется, у вас еще есть кафе «Несвятые святые».

— Это позиция, скорее, затратная. Небольшое кафе, куда люди ходят после воскресной службы пообщаться, для этого мы его и создали. Да, еще поступают деньги от храма — но с тарелкой во время служб у нас никто не ходит, прихожане сами оставляют на содержание храма столько, сколько считают нужным.

— Есть еще свечи.

— Свечи у нас можно взять бесплатно или положить какую-то небольшую сумму. Дорогие чисто восковые и большие свечи имеют некую стоимость.

— Во сколько вам обходится содержание монастыря?

— Это большие средства, не вижу нужды их оглашать. На нашем содержании высшее духовное заведение, созданное в монастыре, — семинария. В прошлом году в ней обучались 250 человек. Семинаристы — шесть лет на полном пансионе.

— Бывший бухгалтер патриархии Наталья Дерюжкина оценивала ежегодное содержание двух семинарий — Москвы и Санкт-Петербурга — в 60 млн руб. Сколько из этой суммы вы тратите на содержание семинарии? Половину?

— Примерно. Братия монастыря сама зарабатывает средства на семинарию, на содержание и текущий ремонт всего монастыря, на помощь детскому дому, в котором воспитываются 100 детей, на сайт, на многие наши просветительские проекты, на благотворительность. На все это мы можем зарабатывать и зарабатываем сами.


— Есть ведь жертвователи…

— Да, конечно. Помощь благотворителей очень важна, и мы искренне им всем благодарны. Когда-то, в течение нескольких самых сложных лет возрождения разрушенного монастыря, нам очень помогал Сергей Пугачев (бывший сенатор и экс-владелец Межпромбанка, приговоренный в феврале 2016 года Высоким судом Лондона к двум годам лишения свободы; в данный момент находится во Франции. — РБК). Чтобы было понятно соотношение заработанного самими монахами и полученного от пожертвований на монастырь, то и в лучшие годы благотворительные средства составляли не больше 15% от бюджета на содержание монастыря. Но в случае нового строительства необходима помощь. Так произошло, когда мы поняли, что размеры нашего храма для прихода уже безнадежно малы, и взяли благословения святейшего патриарха Кирилла на строительство нового храма.

— Я знаю, вам «Роснефть» помогает.

— Да, без нее и без помощи иных благотворителей мы бы не построили новый храм. Но и братия монастыря не остается в стороне: 370 млн руб., все средства, полученные от реализации почти двухмиллионного тиража моей книги «Несвятые святые» мы направили на строительство.


— Вам действительно много помогает бизнесмен Константин Малофеев?

— Фонд «Святителя Василия Великого» (учредитель фонда — Малофеев. — РБК) дважды участвовал в частичном финансировании наших исторических выставок в Манеже, а один раз перечислил на содержание семинарии 50% необходимого бюджета. Вообще, благотворительная помощь — это ведь не нечто постоянное. За семнадцать лет существования семинарии мы получали такую помощь от благотворителей лишь трижды, в остальные годы обходились сами.

— Вас вопросы о деньгах раздражают?

— Скорее, удивляют. Мне, честно говоря, всегда казалось, что такие вопросы, мягко говоря, неэтичны. На всякий случай предупрежу: если где-нибудь в Германии, или в Англии, или во Франции вы будете вести беседу на подобные темы, разговор моментально будет прекращен. Но, повторюсь, если вам и вашим читателям это столь интересно, я готов ответить. Если еще о помощи — однажды мы, например, провели акцию по раздаче бесплатных Евангелий. Их издали на средства Олега Дерипаски. Это не относится собственно к Сретенскому монастырю, но наш совместный проект «Исторического парка» на ВДНХ был подготовлен общими трудами правительства Москвы, Патриаршего совета и компании «Норникель».

«Мне приходится взаимодействовать с широким кругом лиц»


— У вас, если я не ошибаюсь, большое число влиятельных знакомых.

— Я председатель Патриаршего совета по культуре, и мне действительно приходится взаимодействовать с широким кругом лиц, в том числе известных в обществе.

— Я о другом, скорее. Вам с представителями государства легко общаться? Вы меня простите, пожалуйста, но я постоянно ловлю себя на мысли, что сотрудники ФСБ — оно у вас тут как раз под боком — фигурально выражаясь, яблоки от той яблони, которая расстреливала священников в советские времена.

— Я понимаю, что вы, как журналист, обостряете вопрос. Но ставить знак равенства между зверствами чекистов, репрессировавших и уничтожавших собственный народ, и нынешними военными, служащими в правоохранительной сфере, можно только в неизлечимом сознании ультралиберала. При таком подходе я должен отказаться и от разговора с вами, заявив: «Поскольку ваши предшественники, журналисты прежних информационных агентств и изданий, много лет нагло лгали всему миру и своему собственному народу, я с вами общаться не намерен!»

— Когда лгали? Тогда? Сейчас?

— Насчет того, что происходит сейчас, вам виднее. Но я в данном случае говорю о советских временах, когда журналисты порой лгали так, что краснели все кругом, кроме них. Есть многочисленные ныне действующие ведомства, работавшие не только в СССР, но и в прежние весьма далекие времена. Мы должны понять — изменился сегодня даже в карательных органах вектор отношения к народу, к отдельному человеку, к Церкви, или же нет? Есть сейчас команда от государства репрессировать Церковь? Нет.


— А в этой позиции нет противоречия? Сейчас нет гонений на РПЦ, но вступится ли Церковь за тех, кого подвергают репрессиям?

— Если будут несправедливые гонения — обязательно вступится.

— Согласитесь, тем не менее, происходят парадоксальные вещи — в школах предлагают ввести единый учебник истории, в котором Иосиф Сталин выглядит едва ли не эффективным менеджером. И есть клирики, придерживающиеся той же позиции (в частности, священник Евстафий Жаков, настоятель Храма Святой равноапостольной княгини Ольги в Стрельне, открыто выражал свое уважение к Сталину и даже повесил в храме икону с изображением генералиссимуса. — РБК).

— В том варианте будущего учебника, который я видел, оценка сталинского периода представлена весьма сбалансированно. Если у вас есть вариант учебника с иной интерпретацией, пришлите его мне, пожалуйста. Среди сегодняшнего духовенства есть самые разные взгляды на личность Сталина, но при этом я ни разу не видел священника, который бы сказал: «Сталин — мой идеал!» и тем более оправдывал бы репрессии или хотя бы снимал личную ответственность Сталина за них.

— Вам не кажется, что Церковь во взаимоотношениях с государством проходит маятниковые периоды? Любовь — ненависть. Сейчас, например, любовь. Значит, должна вернуться ненависть.


— Больше девятисот лет — со времени Крещения Руси — любовь. Потом несколько десятилетий — ненависть. Так, по-вашему? Скорее, здесь все сложнее. Что касается сути вашего вопроса — о взаимодействии Церкви и государства — у нас сегодня доминирует позиция о несомненной разумности и обоюдной пользе от отделения Церкви от государства. Ни о каком объединении двух институтов — государства и Церкви — речи быть не может. Это принесет только вред.

— Почему же складывается ощущение, что Русская Церковь и власть идут рука об руку?

— Ну и пусть идут рука в руку там, где это нельзя не приветствовать. Вместе Церковь и государственные институты занимаются благотворительностью, помощью нуждающимся, сохранением древних памятников культуры, имеющим отношение к Церкви и ее истории. А еще проектами в области культуры, исторической науки, некоторыми общими дипломатическими программами. Но вы, конечно же, говорите о политике?

— Да.

— Могу вас успокоить: в Русской Церкви давно принят закон о том, что священники и епископы не должны участвовать в политической жизни страны.

— Тем не менее представители Церкви довольно активно высказываются на политические темы.


— Представители многих общественных организаций высказывают свое мнение относительно широкого спектра общественных, культурных и политических явлений, но это не означает их реальное участие в политике государства.

— Отец Всеволод Чаплин активно высказывался в поддержку жителей Донбасса.

— Отец Всеволод Чаплин — это отдельный разговор.

— Да, но Чаплин не одинок. Например, настоятель церкви под Петербургом открыто освящает бронежилеты для ополченцев ДНР.

— Ну и в чем криминал? Бронежилет позволяет сохранить жизнь.

— Если говорить об отце Чаплине, он в последнее время требует раскрыть статьи доходов и расходов РПЦ.

— Так вот в чем дело: ваше интервью о церковных финансах — это такой своеобразный привет нам от отца Всеволода?! Что ж, есть специальные органы финмониторинга, пусть они компетентно и ответственно все проверяют.

«Я слышу и знаю, что встречаются и злоупотребления со стороны церковных властей в каких-то епархиях»

— Как вы относитесь к закону о возвращении религиозного имущества? У вас, кстати, монастырь не в собственности?

— Нет. Бессрочное и безвозмездное пользование. Все в монастыре — собственность государства.

— Почему? Вам так удобнее?


— Так сложилось.

— А вам давали деньги по федеральной программе «Культура России»?

— Один раз десять лет назад — на восстановление фресок в храме. Но давали не нам, а реставрационной организации, которая эти фрески замечательным образом восстановила. В чем еще отчитаться? Городские власти выделили средства на брусчатку для древней части монастырского двора.

— Насколько я знаю, вы возглавляете общественный совет при Росалкогольрегулировании. Зачем вам это нужно?

— Очень нужно. Семь лет назад по благословению Патриарха Кирилла был создан Церковно-Общественный совет по защите от алкогольной угрозы. Сопредседателями стали писатель Валентин Распутин и я. Через несколько лет меня позвали возглавить общественный совет при Росалкогольрегулировании. Для меня главная задача работы — снижение потребления алкогольной продукции в стране, в первую очередь среди подростков и молодежи. Кое-что мы сделали: по последним данным, за шесть лет употребление алкоголя в России упало на 18%.

— Вашими молитвами?

— Молитвами и общими трудами многих людей.

— Насколько я поняла, священникам в Москве живется легче, чем в провинции — на периферии выше процент епархиальных отчислений, прихожан в разы меньше, да и люди беднее. Священники жалуются.

— Насчет того, что выше процент отчислений — здесь я не в курсе.


в основном знаю приходскую жизнь лишь Псковской епархии, которую сам описал в книге «Несвятые святые». У меня друзья из весьма бедных священников, которые со своей зарплаты еще и бабушкам помогали. Вот покойный отец Никита и отец Виктор вообще ничего в Псковскую епархию не платили, потому что нечем было — совершенно нищие приходы. Но это мое знание епархии лет десять назад. Конечно же, я слышу и знаю, что встречаются и злоупотребления со стороны церковных властей в каких-то епархиях. Что ж, если так, то это — беда.

— Я ведь вам не первая о таких проблемах говорю.

— Нет-нет.

— Тем не менее на последнем Архиерейском соборе об этом речи не было.

— Финансовые темы не были предметом обсуждения на Архиерейском соборе.

Я очень хорошо помню, откуда я впервые услышала о книге «Несвятые святые». Это было во время нашего посещения в 2012 году Музея Гоголя. Тогда экскурсовод ей восхитилась, я запомнила и чуть позже купила себе книгу, которая после прочтения произвела на меня колоссальное впечатление: увлекла, поразила, заразила. Вы читали?
И когда я в увидела приглашение на экскурсию по Сретенскому мужскому монастырю, организованную монастырской паломнической службой, то, конечно, очень захотела на неё попасть.
Если, кто-то ещё не в курсе или забыл, то епископ Тихон (Шевкунов), написавший ту самую книгу «Несвятые святые», является наместником Сретенского монастыря. Да, теперь он уже епископ![ Нажмите, чтобы прочитать ]

Сам монастырь был основан в 1397 году в память об избавлении Москвы от нашествия Тамерлана. Как гласят летописи, в 1395 году крестный ход, возглавляемый святителем Киприаном, встретил чудотворный образ Владимирской иконы Божией Матери, принесённый из Владимира-на-Клязьме. После этого, через день Тимур-Тамерлан повернул на юг. Москва была спасена. Через 2 года на месте появления образа Богородицы и был основан Сретенский монастырь.

Список той самой Владимирской иконы. Оригинал, если не ошибаюсь, находится в Третьяковке.

Конечно, первоначальные постройки не сохранились. В 1930 году почти всё было разрушено большевиками, в том числе и самый древний на то время храм Марии Египетской. В уцелевших помещениях находились учреждения НКВД. Сегодня самое древнее здание — это собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери 17 века. Лишь в 1991 году монастырь был снова открыт для верующих, здесь возродилось монашеское братство. Сегодня монастырь действующий, здесь живет около 40 монахов.

Старый собор.

Редкая икона «Царственные мученики»

Икона Владимирской Божией Матери, принадлежавшая Иоанну Крестьянкину, привезенная из Псково-Печерского монастыря.

Экскурсовод повел нас по лестнице вниз, как оказалось, в нижний храм. Здесь словно чудо предстала перед нами копия Туринской плащаницы, материи, в которую был обёрнут Христос после распятия.

Единственная копия в натуральную величину, привезенная из Ватикана, в России.

На полу мозаичные рыбы — символ христианства.

На территории монастыря по настоянию епископа Тихона в 2013 году было начато строительство нового храма — Храма Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Говорят, что доходы от продажи книги «Несвятые святые» в том числе идут на обустройство монастыря.

В мае 2017 года Храм был освящен Патриархом Кириллом.

Белый владимирский известняк. Высота храма — 61 метр.

Храм открыт, но зайти можно только по стеночке, посмотреть. Ещё идут работы и дальше не пускают.

Жены-миpоносицы

В этот новый храм были перенесены чудотворные мощи Святого Иллариона Троицкого из собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери. К ним в настоящее время есть доступ.

Невероятно красивые люстры и потолки. Да, вообще, всё потрясающее.

Фрески на лестнице.

Территория монастыря ещё обустраивается, например, строят новую трапезную.

А это знаете что? Сретенская духовная семинария — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви. Ректор здесь сам настоятель монастыря епископ Тихон.

Здание сооружено на основе пятиэтажной школы.
С двух сторон майоликовые панно: Святой Пророк Иоанн Предтеча — Ангел пустыни и сцены из жития Иллариона Троицкого, покровителя монахов и семинарии.

Экскурсовод неожиданно провела нас внутрь семинарии.

При входе герб семинарии — Ангел, ведущий отрока к Христу.

Холл первого этажа.
В здании три этажа учебные, остальные — жилые (кельи). Жаль, что нам не показали аудитории. Но я после нашла в Инете фото — это невероятно красиво, со вкусом и очень современно. А какая там библиотека! А кельи! Не поленитесь, посмотрите виртуальную экскурсию по семинарии http://sdsmp.ru/excursion/. Вы, думаю, поразитесь:).

Хоть классы мы не посмотрели, зато подивились огромному панно первого этажа «Христос и ученики».

Перед фреской большой интерактивный экран — нажимаешь и смотришь, кто изображен.

«Несвятые святые». Узнаёте?

Удивились найдя Гоголя и Достоевского. Экскурсовод объяснила это тем, что настоятель особо почитает этих писателей.

Очень, конечно, хотелось во время экскурсии встретить самого отца Тихона, но не случилось. Говорят, он, бывает, служит службы и даже исполняет послушания.

После экскурсии вышли на улицу Большая Лубянка и обнаружили двери «церковной лавки». Здесь достаточно большой книжный магазин, магазин продуктов (регулярно привозят свежее молоко, творог) и даже тематическое кафе…

В этот раз у нас не было время отобедать здесь. Но я думаю, что обязательно ещё раз приду в Сретенский монастырь и тогда может быть посижу и в литературном кафе со столь тёплым для меня названием.

Спасибо огромное за экскурсию сообществу mosblog , паломнической службе Сретенского монастыря и лично Юлии rijaya_koshka !

Кафе «Несвятые святые» в Москве: меню, график рботы

«Журналистские догадки мне за пятнадцать лет изрядно надоели»

— Я в вашем книжном шкафу заметила книгу Михаила Зыгаря «Вся кремлевская рать». Читаете ее?

— Мне эту книгу принесли несколько месяцев назад, да я никак не соберусь открыть. Видите, закладки? Мне сказали, это в тех местах, где обо мне написано.

— Теперь я просто обязана спросить: почему СМИ называют епископа Тихона (Шевкунова) духовником Путина?

— Такие вещи в американской юриспруденции называются «attorney client privilege» — право адвоката на неразглашение информации, полученной от клиента.

— Подобного рода журналистские вопросы и догадки мне за пятнадцать лет изрядно надоели.

— Давайте перейдем к другой сложной теме — как настоятель, вы понимаете устройство экономики Русской Православной Церкви?

— Как настоятель, я понимаю, как устроена экономика нашего монастыря. Что касается бюджета Патриархии, то, насколько мне известно, он состоит из отчислений епархий и пожертвований христиан.

— Сколько отчисляет в Патриархию ваш монастырь?

— Сретенский монастырь перечисляет в Патриархию ежегодный взнос — он год от года меняется, но порядок — от 3 до 5 млн руб. в год. Если ситуация сложная, и все средства уходят на поддержание жизнедеятельности монастыря, то Патриарх освобождает от взносов на общецерковные нужды. Такое бывает повсеместно с возрождающимися и строящимися храмами; первые особо сложные годы и мы не перечисляли средства в Патриархию.

— Ежегодный взнос переводите на счет Патриархии?

— В какой банк?

— Если не ошибаюсь, в Сбербанк.

«Мы можем зарабатывать и зарабатываем сами»

— Как финансируется Сретенский монастырь?

— Главный источник — наше монастырское издательство. Мы издаем до четырехсот наименований книг: это духовная, историческая, научная и художественная литература. Второе: у нас есть сельскохозяйственное производство — кооператив «Воскресение» в Рязанской области, мы его в 2001 году взяли в совершенно разоренном виде.

— Кажется, у вас еще есть кафе «Несвятые святые».

— Это позиция, скорее, затратная. Небольшое кафе, куда люди ходят после воскресной службы пообщаться, для этого мы его и создали. Да, еще поступают деньги от храма — но с тарелкой во время служб у нас никто не ходит, прихожане сами оставляют на содержание храма столько, сколько считают нужным.

— Есть еще свечи.

— Свечи у нас можно взять бесплатно или положить какую-то небольшую сумму. Дорогие чисто восковые и большие свечи имеют некую стоимость.

— Во сколько вам обходится содержание монастыря?

— Это большие средства, не вижу нужды их оглашать. На нашем содержании высшее духовное заведение, созданное в монастыре, — семинария. В прошлом году в ней обучались 250 человек. Семинаристы — шесть лет на полном пансионе.

— Бывший бухгалтер патриархии Наталья Дерюжкина оценивала ежегодное содержание двух семинарий — Москвы и Санкт-Петербурга — в 60 млн руб. Сколько из этой суммы вы тратите на содержание семинарии? Половину?

— Примерно. Братия монастыря сама зарабатывает средства на семинарию, на содержание и текущий ремонт всего монастыря, на помощь детскому дому, в котором воспитываются 100 детей, на сайт, на многие наши просветительские проекты, на благотворительность. На все это мы можем зарабатывать и зарабатываем сами.

— Есть ведь жертвователи…

— Да, конечно. Помощь благотворителей очень важна, и мы искренне им всем благодарны. Когда-то, в течение нескольких самых сложных лет возрождения разрушенного монастыря, нам очень помогал Сергей Пугачев (бывший сенатор и экс-владелец Межпромбанка, приговоренный в феврале 2016 года Высоким судом Лондона к двум годам лишения свободы; в данный момент находится во Франции. — РБК). Чтобы было понятно соотношение заработанного самими монахами и полученного от пожертвований на монастырь, то и в лучшие годы благотворительные средства составляли не больше 15% от бюджета на содержание монастыря. Но в случае нового строительства необходима помощь. Так произошло, когда мы поняли, что размеры нашего храма для прихода уже безнадежно малы, и взяли благословения святейшего патриарха Кирилла на строительство нового храма.

— Я знаю, вам «Роснефть» помогает.

— Да, без нее и без помощи иных благотворителей мы бы не построили новый храм. Но и братия монастыря не остается в стороне: 370 млн руб., все средства, полученные от реализации почти двухмиллионного тиража моей книги «Несвятые святые» мы направили на строительство.

— Вам действительно много помогает бизнесмен Константин Малофеев?

— Фонд «Святителя Василия Великого» (учредитель фонда — Малофеев. — РБК) дважды участвовал в частичном финансировании наших исторических выставок в Манеже, а один раз перечислил на содержание семинарии 50% необходимого бюджета. Вообще, благотворительная помощь — это ведь не нечто постоянное. За семнадцать лет существования семинарии мы получали такую помощь от благотворителей лишь трижды, в остальные годы обходились сами.

— Вас вопросы о деньгах раздражают?

— Скорее, удивляют. Мне, честно говоря, всегда казалось, что такие вопросы, мягко говоря, неэтичны. На всякий случай предупрежу: если где-нибудь в Германии, или в Англии, или во Франции вы будете вести беседу на подобные темы, разговор моментально будет прекращен. Но, повторюсь, если вам и вашим читателям это столь интересно, я готов ответить. Если еще о помощи — однажды мы, например, провели акцию по раздаче бесплатных Евангелий. Их издали на средства Олега Дерипаски. Это не относится собственно к Сретенскому монастырю, но наш совместный проект «Исторического парка» на ВДНХ был подготовлен общими трудами правительства Москвы, Патриаршего совета и компании «Норникель».

«Мне приходится взаимодействовать с широким кругом лиц»

— У вас, если я не ошибаюсь, большое число влиятельных знакомых.

— Я председатель Патриаршего совета по культуре, и мне действительно приходится взаимодействовать с широким кругом лиц, в том числе известных в обществе.

— Я о другом, скорее. Вам с представителями государства легко общаться? Вы меня простите, пожалуйста, но я постоянно ловлю себя на мысли, что сотрудники ФСБ — оно у вас тут как раз под боком — фигурально выражаясь, яблоки от той яблони, которая расстреливала священников в советские времена.

— Я понимаю, что вы, как журналист, обостряете вопрос. Но ставить знак равенства между зверствами чекистов, репрессировавших и уничтожавших собственный народ, и нынешними военными, служащими в правоохранительной сфере, можно только в неизлечимом сознании ультралиберала. При таком подходе я должен отказаться и от разговора с вами, заявив: «Поскольку ваши предшественники, журналисты прежних информационных агентств и изданий, много лет нагло лгали всему миру и своему собственному народу, я с вами общаться не намерен!»

— Когда лгали? Тогда? Сейчас?

— Насчет того, что происходит сейчас, вам виднее. Но я в данном случае говорю о советских временах, когда журналисты порой лгали так, что краснели все кругом, кроме них. Есть многочисленные ныне действующие ведомства, работавшие не только в СССР, но и в прежние весьма далекие времена. Мы должны понять — изменился сегодня даже в карательных органах вектор отношения к народу, к отдельному человеку, к Церкви, или же нет? Есть сейчас команда от государства репрессировать Церковь? Нет.

— А в этой позиции нет противоречия? Сейчас нет гонений на РПЦ, но вступится ли Церковь за тех, кого подвергают репрессиям?

— Если будут несправедливые гонения — обязательно вступится.

— Согласитесь, тем не менее, происходят парадоксальные вещи — в школах предлагают ввести единый учебник истории, в котором Иосиф Сталин выглядит едва ли не эффективным менеджером. И есть клирики, придерживающиеся той же позиции (в частности, священник Евстафий Жаков, настоятель Храма Святой равноапостольной княгини Ольги в Стрельне, открыто выражал свое уважение к Сталину и даже повесил в храме икону с изображением генералиссимуса. — РБК).

— В том варианте будущего учебника, который я видел, оценка сталинского периода представлена весьма сбалансированно. Если у вас есть вариант учебника с иной интерпретацией, пришлите его мне, пожалуйста. Среди сегодняшнего духовенства есть самые разные взгляды на личность Сталина, но при этом я ни разу не видел священника, который бы сказал: «Сталин — мой идеал!» и тем более оправдывал бы репрессии или хотя бы снимал личную ответственность Сталина за них.

— Вам не кажется, что Церковь во взаимоотношениях с государством проходит маятниковые периоды? Любовь — ненависть. Сейчас, например, любовь. Значит, должна вернуться ненависть.

— Больше девятисот лет — со времени Крещения Руси — любовь. Потом несколько десятилетий — ненависть. Так, по-вашему? Скорее, здесь все сложнее. Что касается сути вашего вопроса — о взаимодействии Церкви и государства — у нас сегодня доминирует позиция о несомненной разумности и обоюдной пользе от отделения Церкви от государства. Ни о каком объединении двух институтов — государства и Церкви — речи быть не может. Это принесет только вред.

— Почему же складывается ощущение, что Русская Церковь и власть идут рука об руку?

— Ну и пусть идут рука в руку там, где это нельзя не приветствовать. Вместе Церковь и государственные институты занимаются благотворительностью, помощью нуждающимся, сохранением древних памятников культуры, имеющим отношение к Церкви и ее истории. А еще проектами в области культуры, исторической науки, некоторыми общими дипломатическими программами. Но вы, конечно же, говорите о политике?

— Да.

— Могу вас успокоить: в Русской Церкви давно принят закон о том, что священники и епископы не должны участвовать в политической жизни страны.

— Тем не менее представители Церкви довольно активно высказываются на политические темы.

— Представители многих общественных организаций высказывают свое мнение относительно широкого спектра общественных, культурных и политических явлений, но это не означает их реальное участие в политике государства.

— Отец Всеволод Чаплин активно высказывался в поддержку жителей Донбасса.

— Отец Всеволод Чаплин — это отдельный разговор.

— Да, но Чаплин не одинок. Например, настоятель церкви под Петербургом открыто освящает бронежилеты для ополченцев ДНР.

— Ну и в чем криминал? Бронежилет позволяет сохранить жизнь.

— Если говорить об отце Чаплине, он в последнее время требует раскрыть статьи доходов и расходов РПЦ.

— Так вот в чем дело: ваше интервью о церковных финансах — это такой своеобразный привет нам от отца Всеволода?! Что ж, есть специальные органы финмониторинга, пусть они компетентно и ответственно все проверяют.

«Я слышу и знаю, что встречаются и злоупотребления со стороны церковных властей в каких-то епархиях»

— Как вы относитесь к закону о возвращении религиозного имущества? У вас, кстати, монастырь не в собственности?

— Нет. Бессрочное и безвозмездное пользование. Все в монастыре — собственность государства.

— Почему? Вам так удобнее?

— Так сложилось.

— А вам давали деньги по федеральной программе «Культура России»?

— Один раз десять лет назад — на восстановление фресок в храме. Но давали не нам, а реставрационной организации, которая эти фрески замечательным образом восстановила. В чем еще отчитаться? Городские власти выделили средства на брусчатку для древней части монастырского двора.

— Насколько я знаю, вы возглавляете общественный совет при Росалкогольрегулировании. Зачем вам это нужно?

— Очень нужно. Семь лет назад по благословению Патриарха Кирилла был создан Церковно-Общественный совет по защите от алкогольной угрозы. Сопредседателями стали писатель Валентин Распутин и я. Через несколько лет меня позвали возглавить общественный совет при Росалкогольрегулировании. Для меня главная задача работы — снижение потребления алкогольной продукции в стране, в первую очередь среди подростков и молодежи. Кое-что мы сделали: по последним данным, за шесть лет употребление алкоголя в России упало на 18%.

— Вашими молитвами?

— Молитвами и общими трудами многих людей.

— Насколько я поняла, священникам в Москве живется легче, чем в провинции — на периферии выше процент епархиальных отчислений, прихожан в разы меньше, да и люди беднее. Священники жалуются.

— Насчет того, что выше процент отчислений — здесь я не в курсе. Я в основном знаю приходскую жизнь лишь Псковской епархии, которую сам описал в книге «Несвятые святые». У меня друзья из весьма бедных священников, которые со своей зарплаты еще и бабушкам помогали. Вот покойный отец Никита и отец Виктор вообще ничего в Псковскую епархию не платили, потому что нечем было — совершенно нищие приходы. Но это мое знание епархии лет десять назад. Конечно же, я слышу и знаю, что встречаются и злоупотребления со стороны церковных властей в каких-то епархиях. Что ж, если так, то это — беда.

— Я ведь вам не первая о таких проблемах говорю.

— Нет-нет.

— Тем не менее на последнем Архиерейском соборе об этом речи не было.

— Финансовые темы не были предметом обсуждения на Архиерейском соборе.