Что такое епископ в древнем риме. Кто такой архиерей и как к нему можно обращаться. А судьи кто

Что означает слово епископ и какую роль этот чин выполняет в церкви? Это высшая степень священства. К православной церкви принадлежит народ божий, которы...

От Masterweb

15.04.2018 02:00

Что означает слово "епископ" и какую роль этот чин выполняет в церкви? В переводе с греческого это слово означает «надзиратель», «блюститель». В православии епископ – это высшая степень священства.

К православной церкви (в общем смысле) принадлежит народ божий, который можно по возрастанию чинов разделить на 3 категории:

  • миряне (обычный народ, из которого выбирают служителей);
  • церковнослужители (чтецы и сторожа, трудники, старосты и прочие);
  • священнослужители (диаконы, священники и епископы, которые главенствуют в этой категории).

Рангом ниже епископа находятся священники, еще ниже – диаконы. Священнослужителей называют также клиром или духовенством. Диаконы и священники подразделяются на белых и черных. Белым разрешено жениться, черным же предписано строгое воздержание от брака, монашество, полное погружение в служение и отречение от мирского. У таких людей нет собственности, нет воли, нет жены. Только черное духовенство допущено до управления церковью.

Вот какое определение слова «епископ» дается нам в словаре: в античной Греции так называли эмиссаров, которые направлялись правящими лидерами государства в союзные Афинам страны, для обеспечения контроля соблюдения взаимных договоренностей. Иными словами – это были надзиратели.

Хранитель земли и носитель апостольской благодати

Епископ является правопреемником по апостольской благодати. Он рукополагается несколькими епископами на Литургии, перед чтением Апостола, на голову назначаемого возлагается Евангелие письменами вниз (как бы передавая информацию Священного Писания в мозг возводимого в чин епископа).

Епископ – это сан, существующий в церквях, в которых сохраняется апостольское преемство, в том числе католических и протестантских, где признается епископское служение.

Многие привыкли думать, что епископ является высшим духовным лицом, к которому все относятся с великим почтением, и это правильно. Но рассматривать его стоит все же не как человека, а как носителя благодати Святого Духа. Бог возлагает на епископа большую ответственность за «благоустройство» церковной жизни на вверенной ему земле, за соблюдение на этой территории всех правил и канонов Божьих. Он отвечает за все хорошее и плохое, что происходит в зоне его ответственности, за все блага и разрушения. Епископ – это своего рода «ангел-хранитель». Если его нет, ни о какой Церкви (в духовном смысле), речи идти не может.


Заслуженные епископы носят звания архиепископов. В столицах мы слышим про митрополитов - именно так называют этих священнослужителей в главных городах мира. Случаются ситуации, когда один епископ не может справиться, и ему назначается в помощь другой, наместник, которого называют викарием. Обычно он не имеет своего прихода.

Иерархия

Епископ - это лицо, которому подчиняются священники (иереи), потому такого священника называют архиереем (начальником иереев). Подчиненные епископа могут совершать большинство святых таинств, в их функции входят исповеди людей, проведение Божественной литургии, обряды венчания и т. д. Они руководят религиозной жизнью местных приходов, где могут занимать посты настоятелей.

Функции епископа


Значение слова «епископ» в переводе с греческого – «надзиратель». По сути это руководитель церкви, «топ-менеджер», управленец высшего уровня. Он занимается администрированием, распределением должностей и финансовых потоков. Это его «мирские» функции.

В духовном смысле православный епископ символизирует собой высшую благодать священства и вбирает в себя всю полноту власти апостола, являясь главным учителем местной церкви и мирян, церковнослужителей и священнослужителей.

Христос дал людям закон – «Евангелие», подарил семь церковных Таинств:

  • Евхаристию.
  • Крещение.
  • Таинство Брака.
  • Елеоосвящение.
  • Миропомазание.
  • Покаяние.
  • Священства.

Этот священнослужитель исполняет все эти таинства.

Только православный епископ может освящать миро. Вступление в Церковь, происходящее через Крещение и Миропомазание, невозможно без епископа, при этом Миропомазание может совершать либо епископ, либо священник, назначенный им.


Наконец, епископ является не только надзорным, но и судебным органом над местным духовенством, кроме того, он управляет имуществом церкви. Без его участия или благословения ничто не может совершаться в местной церкви.

Только тот может стать епископом, кто принял монашеский постриг.

Евхаристия

Епископ - это прежде всего то лицо, кто совершает Евхаристию, проведение которой также может быть поручено епископом священнику.

Евхаристия – главное Таинство Церкви, в его процессе реализуется призвание христианина – единение с Господом, благодарение Всевышнего через молитвы и вкушение хлеба и вина как символов истинных Тела и Крови Иисуса. Молясь и вкушая, христианин становится единым целым с Христом.

Все церковные праздники знаменуются совершением Евхаристии, которая лежит в основе главного церковного богослужения – Божественной Литургии.

Древняя православная церковь

В первые века, в страшное время гонений христиан, епископы становились мучениками за их веру и служение, их пытали и уничтожали самым жестоким образом.

Древняя церковь характеризовалась присутствием в ней сана хор-епископа, то есть сельского главы церкви. В каждом населенном пункте назначался свой епископ, которому помогали священники. С течением времени и развитием жизни наблюдался рост числа прихожан, епископ, не справляясь с объемом работы, начинал постепенно передавать часть работы священникам через антиминс – это специальный плат для священнодействия. Таким образом, он разгружал себя, делегируя свои полномочия.

Епископ - это ответственное лицо за благоустроение жизни церковной, а священник - его помощник в несении этого служения.

Только безбрачные

В самом начале становления епископства на христианской земле епископ мог быть как безбрачным, так и женатым. С течением времени стало понятно, что эта деятельность требует от людей полной самоотдачи и отречения от всего земного, то есть епископ должен стать полноценным монахом.

По сути монах - это «воин Христов», приносящий великую духовную присягу. Он дает Всевышнему обет безбрачия, послушания, то есть полного отречения от своей воли, и обет нестяжания – то есть монах не должен иметь своего имущества. В таком формате и служит монах Господу на этой земле либо в отшельничестве, либо в монастырях.

Церковные общины именно таких людей призывали на епископское служение, это духовно опытные, крепкие, сильные духом и ничем мирским не обремененные, не имеющие забот о своей семье и близких. Только такой человек может искренне, целиком и полностью отдаваясь, служить Господу. Так сформировался институт монаха-епископа.

20-й век: попытки разрушить традиции


В двадцатом веке в 20-30-е годы началось движение, приверженцы которого пытались повлиять на власть и разрушить сложившиеся устои церковной жизни. Возникла так называемая параллельная иерархия "обновленцев" - появились митрополиты и епископы в кожаных одеждах поверх ряс и в красных штанах с лампасами, они женились и создавали семьи, разводились и опять вступали в брак. При этом они действовали, как они считали, от имени Церкви, а по сути с церковной точки зрения это было беззаконием. Вскоре это движение было ликвидировано, и устои вернулись на круги своя.

Ответственность

Епископ - это ответственное лицо за всю паству вверенного ему региона, значит, он несет большую ответственность, чем священник. И само собой, имеет больше полномочий.

А судьи кто?


Весь церковный народ обязан жить по закону Божьему и не нарушать его. А епископ тем более. Одно то, что обозначает слово «епископ» - «блюститель», предписывает для этого чина соблюдение людьми всех законов, предписанных Всевышним, и сам он также обязан их соблюдать.

Если епископ в церкви ведет себя ненадлежащим образом, его по церковной традиции могут лишить сана. Если дела епископа приводят к разрушению, в епархии епископа творятся мерзости и царит беззаконие, собор епископов с благословения Святейшего Патриарха выносит решение, что своими делами епископ разрушает апостольское служение, и полагает низвергнуть его из сана. После этого экс-епископ становится монахом или мирянином.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

Кто такой митрополит? Какое место он занимает в церковной иерархии? Какую роль митрополиты сыграли в истории Русской Православной Церкви?

Разобраться в Церковной иерархии непросто. Тем более, что многое в Церкви постоянно менялось. Изначально в христианстве, маленькой иудейской секте, не было никаких церковных званий. Когда-то существовал только Христос и Его ученики. Мы попробуем разобраться в том, чем занимаются в современной Церкви митрополиты.

Кто такой митрополит

Митрополит — это епископский титул в Русской Православной Церкви. Такой духовный сан относится к высшему рангу. Слово «митрополит» происходит от слова «метрополия», митрополит в переводе с греческого — столичный человек. Первое официальное упоминание этого звания относится к документа I Вселенского Собора (325 год). В конце 4-го правила написано: «Утверждати же таковыя действия в каждой области подобает ея митрополиту».

Митрополит не только имел право созывать поместные Соборы, но и оказался наделен другими важными церковными полномочиями.

  • право надзора за церковными делами всей области. Это значило, что без разрешения митрополита епископы не принимали значимые решения.
  • право давать общительные грамоты лицам из клира, отлучающимся из своих епархий (litters formatas);
  • право принимать апелляции на епископов от пресвитеров и клириков;
  • право утверждать и посвящать, при участии других двух или трех епископов, вновь избранных на епископство.

Митрополитами считали городских епископов, но возглавлять он мог и большую провинцию или целую область. Это — почетное звание. Главой митрополита в Русской Церкви считается только Патриарх. На митрополите лежит большая ответственность. Конечно, этот титул существовал не всегда.

Церковная иерархия

Вся Церковная иерархия появилась не сразу. Церковь — это живой организм, и все развивалось по своим законам. В «младенчестве» Церкви не было никаких званий. Это не удивительно. Все ждали скорого Пришествия Христа. О Нем говорили так, словно Он скоро явится снова, и это точно известно.

В те далекие времена в христианской Церкви существовали только миряне и апостолы. Вопрос о Церковной иерархии не стоял остро, потому что христиан преследовали, их было мало, и все они подвергались гонениям. Апостолы были учениками Христа, но апостол — это не епископ и звание апостола не имеет отношения к иерархии в Церкви. Позже появились ученики учеников Христа, и.т.д. Это заняло некоторое время. Назрела необходимость изменений в устройстве Церкви. Число последователей Христа росло и множилось. Церковь тоже менялась.

Книга Деяний говорит о том, что раздав свое имущество (а так делали многие в те времена), несколько вдовиц стали презираемы. Так впервые внутри Церкви, а не от внешних гонителей, возник беспорядок. Именно тогда Церкви понадобились диаконы — посвященные богобоязненные люди, которые должны были навести порядок, объяснить пастве, как должна сосуществовать община. Именно так зародилась Церковная иерархия. В дальнейшем она претерпевала многие изменения и в современном мире кажется очень сложной.

Иерархия в Церкви сейчас выглядит так:

  1. Патриарх
  2. Митрополит
  3. Епископ
  4. Священник
  5. Диакон

Сразу стать митрополитом или епископом нельзя. Необходимо пройти весь путь, начиная с диакона. Звание митрополита получают за особые заслуги. Это — не только большая честь, но и серьезные обязательства.

Первый митрополит на Руси

Изначально в Русской Православной Церкви звание митрополита присваивали только Предстоятелю.

Точных данных о том, кто был первым Киевским митрополитом не сохранилось. С XVI века принято считать, что им стал Михаил I Сириянин (возможно, он был родом из Сирии или из Болгарии). Его прислали для крещения князя Владимира. В Киеве он крестил местных жителей. Мощи митрополита Михаила хранились в Десятинной Церкви, но потом были перенесены в Великую Церковь Лавры.

Среди наших соотечественников первым митрополитом в 1051 году стал митрополит Илларион (Русин). Церковь прославила его как святителя. Он стал автором знаменитой книги «Слова о Законе и Благодати».

Митрополиты сегодня

Сегодня митрополиты продолжают решать важные вопросы Церкви. Выше митрополита в церковной иерархии стоит только Патриарх. Митрополит носит голубую мантию и белый клобук с крестом, духовенство менее высокого ранга носит черные клобуки.

Митрополиты возглавляют митрополии, это звание также носят архиереи самоуправляемых Церквей.

Среди современных митрополитов одним из самых известных иерархов стал митрополит Иларион (Алфеев) — богослов, церковный историк, композитор и педагог, Председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, постоянный член Священного синода, автор труда «Иисус Христос. Жизнь и Учение».

ἱερεύς - «священник »).

История и значение термина

С появлением различных епископских званий - поначалу почётных - архиепископа , митрополита , патриарха , папы , термин в русском языке также стал обозначением младшего из них, хотя не потерял и более общего значения, для которого также используют термин архиере́й (др.-греч. ἀρχιερεύς ). В греческом православии общим термином обычно является ιεράρχης’ ([иера́рх ] «священнонача́льник»).

Епископ в Новозаветное время

В оригинальном греческом тексте Нового Завета находим 5 упоминаний слова «епископ» (др.-греч. ἐπίσκοπος ):

  • Деяния (Деян. )
  • Послание к Филиппийцам (Фил. )
  • Первое послание к Тимофею (1Тим. )
  • Послание к Титу (Тит. )
  • Первое послание Петра (1Пет. )

Как первосвященник епископ может совершать в своей епархии все священнодействия: исключительно ему принадлежит право рукоположения пресвитеров , диаконов , иподиаконов , и хиротесии низших клириков , освящения антиминсов . Имя епископа возносится за богослужением во всех храмах его епархии . Всякий священник может совершать богослужение только с благословения своего правящего епископа. В византийской традиции православия видимый знак такого благословения - выданный епископом антиминс , возлежащий на престоле храма .

Епископу подчиняются также все монастыри , находящиеся на территории его епархии (кроме ставропигиальных , подчиняющихся непосредственно Патриарху - Предстоятелю поместной Церкви).

Наиболее острый конфликт случился между Новгородскими архиепископами и Великими князьями Московскими в XIV -XV века .

Избрание в Москве Рязанского епископа Ионы Митрополитом Киевским и всея Руси в ознаменовало фактическую автокефализацию Московской Церкви (северо-восточной части Русской Церкви). Западнорусские епископы сохранили организационную самостоятельность от Москвы, оставаясь под юрисдикцией Константинополя.

Касательно возрастного ценза для поставляемого в епископы, имевший на Руси применение «Номоканон » (Титул I. Гл. 23) предусматривает минимальным 35-летний возраст для ставленника (кандидата), а в исключительных случаях - 25-летний.

В настоящее время в Русской православной церкви наблюдается процесс деления епархий и увеличения количества епископов для активизации церковной деятельности.

Епископ в Римско-католической церкви

В соответствии с догматической конституцией II Ватиканского собора Lumen gentium (провозглашена Павлом VI 21 ноября ) был создан институт коллегиального участия епископов в управлении Церковью. Римский Папа служит президентом Коллегии епископов. Папа, согласно учению Римской Церкви, «имеет над Церковью, в силу своей должности наместника Христа и пастыря всей Церкви, полную, верховную и вселенскую власть, которую он вправе всегда свободно осуществлять. Коллегия Епископов обладает властью не иначе, как в единении с Римским Первосвященником в качестве главы» .

Епископ в протестантизме

С началом эпохи Реформации , служение стало рассматриваться не как «sacerdotium» - жертвенное служение, но как «ministerium» - обслуживающее служение, которое должно обслуживать общину Словом Божиим и Таинствами. Поэтому в

Каждый православный человек встречается с лицами духовенства, которые выступают публично или ведут службу в церкви. При первом взгляде на можно понять, что каждый из них носит какой-то особый чин, ведь не зря же они имеют различия в одежде: разного цвета мантии, головные уборы, у кого-то есть украшения из драгоценных камней, а другие более аскетичны. Но не каждому дано разбираться в чинах. Чтобы узнать основные саны священнослужителей и монахов, рассмотрим чины православной церкви по возрастанию.

Следует сразу сказать, что все чины делятся на две категории:

  1. Белое духовенство. К ним относятся служители, которые могут иметь семью, жену и детей.
  2. Чёрное духовенство. Это те, кто принял монашество и отказался от мирской жизни.

Белое духовенство

Описание людей, которые служат Церкви и Господу, идет еще из Ветхого Завета. В писании говорится, что до Рождества Христова пророком Моисеем были назначены люди, которые должны были общаться с Богом. Именно с этими людьми связана сегодняшняя иерархия чинов.

Алтарник (послушник)

Этот человек является мирским помощником священнослужителя. В его обязанности входит:

При необходимости послушник может звонить в колокола и читать молитвы, но ему строго возбраняется касаться престола и ходить между алтарем и Царскими вратами. Одежду алтарник носит самую обычную, наверх накидывает стихарь.

Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из писания, растолковывать их простым людям и объяснять детям основные правила жизни христианина. За особое усердие священнослужитель может посвятить псаломщика в иподиакона. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью (бархатную шапочку).

Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Если архиерей благословит его, то иподиакону можно касаться престола и заходить через Царские врата в алтарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Он обмывает ему руки во время богослужений, подает необходимые предметы (трикирий, рипиды).

Церковные саны православной церкви

Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями. Это простые мирные люди, которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу. На свои должности они принимаются только по благословению батюшки. Рассматривать церковные саны православной церквиначнем с самого низшего.

Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе. Его главная обязанность - чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается.

Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе. Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение. Если на нем надет орарь со словами «Свят! Свят! Свят», значит перед вами именно он. Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15–20 лет.

Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях.

Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями:

  • совершать богослужения и другие таинства;
  • нести учение людям;
  • проводить причащение.

Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой.

Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств протоиереи надевают ризу и епитрахиль. В одном богослужебном заведении могут служить сразу несколько протоиереев.

Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси в награду за самые добрые и полезные дела, которые совершил человек в пользу Русской православной церкви. Это высший сан в белом духовенстве. Заслужить чин выше уже не получится, так как далее идут чины, которым запрещено создавать семью.

Тем не менее многие, чтобы получить повышение, бросают мирскую жизнь, семью, детей и навсегда уходят в монашескую жизнь. В таких семьях супруга чаще всего поддерживает мужа и так же отправляется в монастырь, чтобы принять монашеский обет.

Черное духовенство

К нему относятся только те, кто принял монашеский постриг. Эта иерархия чинов более подробная, чем у тех, кто предпочел семейную жизнь монашеской.

Это монах, который является диаконом. Он помогает священнослужителям проводить таинства и совершать службы. Например, выносит необходимые для ритуалов сосуды или произносит молитвенные просьбы. Самый старший иеродиакон называется "архидиакон".

Это человек, который является священником. Ему дозволяется проводить различные священные таинства. Этот сан могут получить священники из белого духовенства, которые решили перейти в монахи, и те, кто прошел хиротонию (наделение человека правом совершать таинства).

Это настоятель или настоятельница русского православного монастыря или храма. Раньше, чаще всего, этот сан давался в качестве награды за заслуги перед Русской православной церковью. Но с 2011 года патриархом было принято решение наделять этим чином любого настоятеля монастыря. При посвящении игумену вручается посох, с которым он должен обходить свои владения.

Это один из самых высоких санов в православии. При его получении священнослужитель также награждается митрой. Архимандрит носит черное монашеское одеяние, которое отличает его от других монахов тем, что на нем есть красные скрижали. Если к тому же архимандрит является настоятелем какого-либо храма или монастыря, у него есть право ношения жезла – посоха. К нему положено обращаться «Ваше высокопреподобие».

Этот сан принадлежит к разряду архиереев. При рукоположении они получили самую Высшую благодать Господа и поэтому могут совершать любые священнодействия, даже рукополагать диаконов. По церковным законам они имеют равные права, самым старшим считается архиепископ. По древней традиции только епископ может благословить службу с помощью антимиса. Это четырехугольный платок, в который зашита часть мощей какого-либо святого.

Также это духовное лицо контролирует и опекает все монастыри и храмы, которые расположены на территории его епархии. Общепринятое обращение к епископу «Владыка» или «Ваше преосвященство».

Это духовный сан высокого ранга или высший титул епископа, самый древний на земле. Подчиняется он только патриарху. Отличается от других санов следующими деталями в одежде:

  • имеет голубую мантию (у епископов красные);
  • клобук белого цвета с крестом, отделанным драгоценными камнями (у остальных клобук черного цвета).

Этот сан дается за очень высокие заслуги и является знаком отличия.

Самый высокий сан в православной церкви, главный священник страны. Само слово объединяет в себе два корня «отец» и «власть». Его избирают на Архиерейском Соборе. Этот сан является пожизненным, только в самых редких случаях возможно его низложение и отлучение от . Когда место патриарха пустует, временным исполняющим назначается местоблюститель, который выполняет всё, что должен делать патриарх.

Эта должность несет в себе ответственность не только за себя, но и за весь православный народ страны.

Чины в православной церкви по возрастанию имеют свою четкую иерархию. Несмотря на то, что многих священнослужителей мы именуем «батюшка», каждый православный христианин должен знать основные отличия санов и должностей.

Что такое "Епископ"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

Епископ (греч. episcopus - надзиратель, смотритель, блюститель), в епископальных христианских церквах, высший ранг церковной иерархии, обычно глава диоцеза (епархии). В разных церквах господствовали всевозможные теории происхождения епископата, что и побудило многие протестантские деноминации отказаться от должности и титула епископа. В новозаветных посланиях и Деяниях апостолов термины "епископ" и "пресвитер" ("старейший") взаимозаменимы, и это было истолковано большинством протестантских теологов как доказательство того, что первоначальное христианство не рассматривало епископат как отдельную иерархическую степень, более высокую чем простое священство. С другой стороны, апостолы изображены в Новом Завете как обладающие уникальным и высшим достоинством; они избирают некоторых помощников для особого попечения за отдельными церквами: так, например, св. Тимофей - за Эфесской церковью, св. Тит - за Критской. Послания св. Игнатия Антиохийского, написанные ок. 107, описывают диаконов, священников и епископов как три различные иерархические степени возрастающего духовного достоинства. Такие элементы исторических документальных свидетельств все истолковывались в Римско-католической церкви, в Восточно-православных церквах и многими англиканами как описание передачи самого апостольского служения, в соответствии с распоряжениями самого Христа, преемникам, избранным из первых христианских миссионерских помощников. Согласно такой интерпретации, почти не изменившейся до эпохи Реформации, с первого века церкви существовали три особые степени - апостолы и их преемники, большая группа помощников, из которых и избирались эти преемники, и диаконы, описанные в Деян 6. Прошло некоторое время до того, как титул епископа стал повсеместно признанным и вполне определенным высшим церковным рангом. Исторические документы свидетельствуют об интересной и важной эволюции епископского служения. Распространение христианства в отдаленные сельские местности привело к образованию института хорепископов, "сельских епископов". Это были делегаты с частичными полномочиями, которых городские епископы посылали в сельские общины. Деление епархий на приходы, начавшееся в 4 в., привело к постепенному исчезновению хорепископов к 12 в. Однако модифицированная форма этого института сохранилась среди маронитов. Предоставление Константином светской власти епископам в 4 в. и все большая власть, которая сосредоточивалась у них после нашествий варваров, частично среди германских племен, привела к появлению князей-епископов, сочетавших светскую и церковную власть. Такое положение еще сохранялось до 19 в. Титул архиепископа или митрополита, в своей современной форме восходящий к 5 и 6 вв., принадлежит епископу главного диоцеза среди группы диоцезов, образующих церковную провинцию. В Римско-католической церкви и протестантских епископальных церквах епископы подчиненных диоцезов называются суфраганами. Католические суфраганы обладают всей полнотой епископской власти в пределах своих диоцезов, но подчиняются своему архиепископу в межепархиальных делах. Коадьютор и вспомогательный (викарный) епископ - это титулярные епископы, посвященные для помощи правящим диоцезальным епископам. Епископу-коадьютору обычно предоставляется право преемства. Доказательством древности института коадьюторского епископата является утверждение некоторых историков, что св. Лин (впоследствии папа Римский) был епископом-коадьютором, помогавшим св. Петру. ЛИТЕРАТУРА Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Лебедев А.П. Духовенство древней вселенской церкви от времен апостольских до X века. СПб, 1997

Епископ - ЕПИСКОП м. греч. священноначальник всей епархии, архиерей. Епископия ж. епархия, область епископ... Толковый словарь Даля

Епископ - ЕПИСКОП, Ца, м. Высшее духовное лицо в православной, англиканской, католической церквах, глава церко... Толковый словарь Ожегова

Епископ - (????????? - буквально надзиратель, блюститель) - в древней Греции это имя носили политические аген... Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Епископ - (греческое episkopos, буквально- наблюдатель) в православной, католической и англиканской ц... Большая Советская энциклопедия

Епископ - ЕПИСКОП, епископа, м. (греч. episkopos) (церк.). В православной церкви - Лицо, имеющее третью т. наз... Толковый словарь Ушакова

Епископ - м. 1. Лицо, имеющее в православной церкви третью степень священства, высшую после диакона и иерея. ...