Литература возрождения. Эпоха Возрождения (кратко). Краткая характеристика эпохи Возрождения Эпоха возрождения литература писатели

Интенсивный расцвет литературы в значительной степени связан в этот период с особым отношением к античному наследию. Отсюда и само название эпохи, ставящей перед собой задачу воссоздать, «возродить» якобы утраченные в средние века культурные идеалы и ценности. На самом деле подъем западноевропейской культуры возникает совсем не на фоне предшествующего упадка. Но в жизни культуры позднего средневековья столь многое меняется, что она ощущает себя принадлежащей к другому времени и чувствует неудовлетворенность прежним состоянием искусств и литературы. Прошлое кажется человеку Возрождения забвением замечательных достижений античности, и он берется за их восстановление. Это выражается и в творчестве писателей данной эпохи, и в самом их образе жизни: некоторые люди того времени прославились не тем, что создавали какие-либо живописные, литературные шедевры, а тем, что умели «жить на античный манер», подражая древним грекам или римлянам в быту. Античное наследие не просто изучается в это время, а «восстанавливается», и поэтому деятели Возрождения придают большое значение открытию, собиранию, сбережению и публикации древних рукописей.. Любителям древних литературных
памятников эпохи Ренессанса мы обязаны тем, что имеем возможность читать сегодня письма Цицерона или поэму Лукреция «О природе вещей», комедии Плавта или роман Лонга «Дафнис и Хлоя». Эрудиты Возрождения стремятся не просто к знанию, а к совершенствованию владения латинским, а затем и греческим языками. Они основывают библиотеки, создают музеи, учреждают школы для изучения классической древности, предпринимают специальные путешествия.

Что же послужило основой тех культурных изменений, которые возникли в Западной Европе во второй половине XV-XVI вв. (а в Италии - родине Возрождения - на век раньше, в XIV столетии)? Историки справедливо связывают эти изменения с общей эволюцией экономической, политической жизни Западной Европы, ступившей на путь буржуазного развития. Возрождение - время великих географических открытий - прежде всего Америки, время развития мореплавания, торговли, зарождения крупной промышленности. Этот период, когда на основе складывающихся европейских наций формируются национальные государства, уже лишенные средневековой замкнутости. В это время возникает стремление не только укреплять власть монарха внутри каждого из государств, но и развивать отношения между государствами, образовывать политические союзы, вести переговоры. Так возникает дипломатия - тот вид политической межгосударственной деятельности, без которой невозможно представить современную международную жизнь.

Возрождение - это время, когда интенсивно развивается наука и светское мировоззрение начинает в определенной степени теснить мировоззрение религиозное, или же существенно изменяет его, подготавливает церковную реформацию. Но самое главное - этот период, когда человек начинает по-новому ощущать себя и окружающий его мир, часто совсем по-другому отвечать на те вопросы, которые его всегда волновали, или ставить перед собой иные, сложные вопросы. Человек эпохи Возрождения чувствует себя живущим в особом времени, близком к понятию золотого века благодаря своим «золотым дарованиям», как пишет один из итальянских гуманистов XV в. Человек видит себя центром мироздания, устремленного не вверх, к потустороннему, божественному (как в средние века), а широко открытого разнообразию земного существования. Люди новой эпохи с жадным любопытством вглядываются в окружающую их реальность не как в бледные тени и знаки небесного мира, а как в полнокровное и красочное проявление бытия, имеющего собственную ценность и достоинство. Средневековому аскетизму не находится места в новой духовной атмосфере, наслаждающейся свободой и мощью человека как земного, природного существа. Из оптимистической убежденности в могуществе человека, его способности к совершенствованию возникает желание и даже необходимость соотносить поведение отдельного индивида, свое собственное поведение со своеобразным образцом «идеальной личности», рождается жажда самосовершенствования. Так формируется в западноевропейской культуре Возрождения очень важное, центральное движение этой культуры, которое получило название «гуманизма».

Не стоит думать, что значение этого понятия совпадает с общеупотребительными сегодня словами «гуманизм», «гуманный» (означающими «человеколюбие», «милосердие» и т. п.), хотя несомненно, что их современное значение в конечном счете восходит к ренессансным временам. Гуманизм в эпоху Возрождения был особым комплексом нравственно-философских представлений. Он имел непосредственное отношение к воспитанию, образованию человека на основе преимущественного внимания не к прежним, схоластическим знаниям, или знаниям религиозным, «божественным», а к гуманитарным дисциплинам: филологии, истории, морали. Особенно важно, что гуманитарные науки в это время стали цениться как самые универсальные, что в процессе формирования духовного облика личности главное значение придавали «словесности», а не какой-либо другой, может быть более «практической», отрасли знания. Как писал замечательный итальянский поэт Возрождения Франческо Петрарка, именно «через слово человеческое лицо становится прекрасным». Престиж гуманистических познаний был в эпоху Возрождения чрезвычайно высок.

В Западной Европе этого времени появляется гуманистическая интеллигенция - круг людей, общение которых друг с другом основано не на общности их происхождения, имущественного положения или профессиональных интересов, а на близости духовных и нравственных исканий. Порой такие объединения единомышленников-гуманистов получали наименование Академий - в духе античной традиции. Иногда дружеское общение гуманистов осуществлялось в письмах, очень важной части литературного наследия эпохи Возрождения. Латинский язык, ставший в своем обновленном виде универсальным языком культуры разных западноевропейских стран, способствовал тому, что, несмотря на определенные исторические, политические, религиозные и прочие различия, деятели эпохи Возрождения Италии и Франции, Германии и Нидерландов чувствовали себя причастными к единому духовному миру. Чувство культурного единства усиливалось и благодаря тому, что в этот период начинается интенсивное развитие, с одной стороны, гуманистического образования, а с другой - книгопечатания: благодаря изобретению немца Гутенберга с середины XV в. по всей Западной Европе распространяются типографии и к книгам получает возможность приобщиться более значительное число людей, чем прежде.

В эпоху Возрождения меняется и сам способ мышления человека. Не средневековый схоластический диспут, а гуманистический диалог, включающий разные точки зрения, демонстрирующий единство и противоположность, сложную многоликость истин о мире и человеке, становится способом мышления и формой общения людей этого времени. Не случайно диалог - один из популярных литературных жанров эпохи Возрождения. Расцвет этого жанра, как и расцвет трагедии, комедии, - одно из проявлений внимания литературы Возрождения к а^ тичной жанровой традиции. Но Возрождение знает и новые жанровые образования: сонет - в поэзии, новелла, эссе - в прозе. Писатели этой эпохи не повторяют античных авторов, а на основе их художественного опыта создают, по существу, другой и новый мир литературных образов, сюжетов, проблем.

Понятно поэтому, что стилевой облик эпохи Возрождения обладает новизной и своеобразием. Хотя деятели культуры этого времени изначально стремились возродить античный принцип искусства как «подражания природе», в своем творческом соревновании с древними они открыли новые пути и способы такого «подражания», а позднее и вступили в полемику с этим принципом. Известно, что именно в период Возрождения в живописи была открыта перспектива, заменившая бытовавшее прежде плоскостное изображение. В литературе же, помимо того стилевого направления, которое носит наименование «ренессансного классицизма» и которое ставит своей задачей творить «по правилам» древних авторов, развивается и опирающийся на наследие смеховой народной культуры «гротескный реализм», и ясный, свободный, образно-стилистически гибкий стиль ренессанс, и - на поздних этапах Возрождения - прихотливый, изощренный, нарочито усложненный и подчеркнуто манерный «маньеризм». Такое стилевое многообразие естественно углубляется по мере эволюции культуры Ренессанса от истоков к завершению.

В процессе исторического развития действительность позднего Возрождения становится все более бурной, неспокойной. Растет экономическое и политическое соперничество европейских стран, ширится движение религиозной Реформации, приводящее все чаще к прямым военным столкновениям между католиками и протестантами. Все это заставляет современников эпохи Возрождения острее чувствовать утопичность оптимистических упований ренессансных мыслителей. Недаром само слово «утопия» (его можно перевести с греческого как «место, которого нет нигде») родилось в эпоху Ренессанса - в названии известного романа английского писателя Томаса Мора. Растущее ощущение дисгармоничности жизни, ее противоречивости, понимание трудностей воплощения в ней идеалов гармонии, свободы, разума приводит в конце концов к кризису ренессансной культуры. Предчувствие этого кризиса проступает уже в творчестве писателей позднего Возрождения.

Развитие культуры Возрождения протекает в различных странах Западной Европы по-разному. Остановимся на краткой характеристике ее этапов в отдельных странах.

Возрождение в Италии. Именно Италия оказалась первой страной, в которой зародилась классическая культура Ренессанса, оказавшая большое влияние на другие европейские страны. Этому причиной были и общественно-экономические факторы (существование независимых, экономически мощных городов-государств, бурное развитие торговли на перекрестке между Западом и Востоком), и национальная культурная традиция: Италия была исторически и географически особенно тесно связана с древнеримской античностью. Культура Возрождения в Италии прошла несколько этапов: раннее Возрождение XIV в. - это период творчества Петрарки - ученого, гуманиста, но прежде всего в сознании широкого читателя замечательного лирического поэта, и Боккаччо - поэта и знаменитого новеллиста. Зрелое и высокое Возрождение XV ъ. - это преимущественно стадия «ученого» гуманизма, развитие ренессансной философии, этики, педагогики. Созданные в этот период художественные сочинения известны сейчас более всего специалистам, но это время широкого распространения по Европе идей и книг итальянских гуманистов. Позднее Возрождение - XVI в. - отмечено процессом кризиса гуманистических идей. Это время осознания трагизма человеческой жизни, конфликта между чаяниями и способностями человека и реальными трудностями их воплощения, время смены стилей, явного усиления маньеристических тенденций. Среди наиболее значительных сочинений этого времени - поэма Ариосто «Неистовый Орландо».

Возрождение во Франции. Гуманистические идеи стали проникать во Францию из Италии еще на рубеже XIV-XV вв. Но Возрождение было во Франции и естественным, внутренним процессом. Для этой страны античное наследие было органичной частью ее собственной культуры. И все же ренессансные черты французская литература приобретает лишь во второй половине XV столетия, когда возникают общественно-исторические условия для развития Возрождения. Раннее Возрождение во Франции - 70-е гг. XV в. - 20-е гг. XVI в. Это время становления во Франции новой системы образования, создания гуманистических кружков, издания и изучения книг античных авторов. Зрелое Возрождение - 20-60-е гг. XVI в. - период создания сборника новелл Маргариты Наваррской «Геп-тамерон» (по образцу «Декамерона» Боккаччо), выхода в свет знаменитого романа Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Позднее Возрождение - конец XVI в. - это, как и в Италии, время кризиса Возрождения, распространения маньеризма, но это и пора творчества замечательных писателей позднего Ренессанса - поэтов П. Ронсара, Ж. дю Белле, философа и эссеиста М. Монтеня.

Возрождение в Германии и Нидерландах. В этих странах Возрождение не только отличается более поздним моментом рождения, чем в Италии, но и особым характером: «северных» гуманистов (так обычно называют деятелей Возрождения в странах к северу от Италии) отличает больший интерес к религиозным проблемам, стремление к непосредственному участию в церковной реформаторской деятельности. Очень важную роль в развитии ренессансной культуры в этих странах играло книгопечатание и развитие «университетской реформации». С другой стороны, не меньшее значение имели религиозные дискуссии и сформировавшееся в ходе этих дискуссий движение «христианского гуманизма». И немецкая литература, и литература Нидерландов стремились соединять в своем художественном облике сатиру и назидательность, публицистичность и аллегоризм. Обе литературы объединяет также и фигура замечательного писателя-гуманиста Эразма Роттердамского.
Возрождение в Англии. Английское Возрождение началось позднее, чем в других европейских странах, но оно было чрезвычайно интенсивным. Это было для Англии временем и политического, и экономического подъема, важных военных побед и укрепления национального самосознания. Английская культура активно впитывала достижения ренессансной литературы других стран: здесь очень много переводят - и античных авторов, и произведения итальянских, французских, английских писателей, увлеченно развивают и преображают национальную поэзию, драматургию. Особенный подъем английская культура Возрождения переживает в так называемый елизаветинский период - годы царствования королевы Елизаветы (1558-1603). В этот период появляется целое созвездие замечательных имей английских писателей - поэтов Спенсера и Сидни, прозаиков Лили, Делони и Нэша, драматургов Кида, Грина, Марло. Но главное» ярчайшее явление театра этой эпохи - творчество Уильяма Шекспира, одновременно и кульминация английского Возрождения и начало кризиса гуманизма, предвестье новой эпохи.

Итальянское «Предвозрождение» (треченто) исторически подготовило Возрождение, формируя его эстетические и этические идеалы. В Болонье и Флоренции в конце XIII в. развивается так называемая поэзия «сладостного нового стиля» – «стильновизма», объединившего разные творческие индивидуальности, создавшего новую поэтику и художественный стиль, новый поэтический язык, подготовивший итальянский язык «Божественной комедии».

В характерном для Возрождения жанре канцоны Гвидо Гвиницелли (1230–1274гг.), автора «эстетического манифеста» стильновистов – «В честных сердцах любовь приют находит…», оформляется поэтическое представление о любви как высоком, но человеческом чувстве; это одна из важнейших показательных тем литературы Возрождения. Образ возлюбленной идеализируется, как в поэзии трубадуров (Она была подобна/ Созданиям ангельским обители небесной / Не осуди, что я ее любил) но сохраняется и представление о земном характере, хотя возвышенном и благородном. В любовной поэзии стильновизма пока нет стремления проникнуть во внутренний мир героя, создать характер но очевиден процесс секуляризации поэзии. В отношении формы стиха для стильновистов характерны элегантная строгость синтаксиса, философичность, мелодичность, отсутствие дидактики.

Другой Гвидо – Кавальканти (1260–1300 гг.) – возглавил школу «стильновистов» во Флоренции. Любовь (канцона «Дама меня просила…») для Кавальканти обитает «в той части души, где находится память», т.е. связана с эмоциями и страстями, а не сферой интеллекта. Радость любви представляется пагубной иллюзией, разрушение которой влечет за собой смятение и гибель. Трагизм темы любви и смерти (связанный с атеистическими представлениями о смерти как окончательной гибели личности), смятение чувств облагораживается стилем, рафинированностью языка, отвлеченностью ситуаций, символизмом. Лирика Кавальканти ориентирована на круг избранных. Это связано с представлением, что человек с низменной душой не способен постичь сущности любви и нового стиля, а низменность связывалась с неприобщенностью к философско-литературной культуре.

Стильновизм подготовил темы, сюжеты, приемы ренессансной поэзии Петрарки и Данте. Самым значительным произведением, вышедшим из школы «сладостного нового стиля», стала дантовская «Новая жизнь». В «Новой жизни» Данте рассказал о своей великой любви к Беатриче Портинари, юной флорентийской даме, бывшей замужем за Симоне деи Барди и умершей в июне 1290 г., когда ей не исполнилось и двадцати пяти лет. Данте написал «Новую жизнь» либо в 1292 г., либо в начале 1293 г. Эпоха напряженно искала новые пути в общественной жизни, поэзии, искусстве, философии. Говоря о «новой жизни», Данте имел в виду свою любовь, но любовь эта трактовалась им и как огромная объективная сила, обновляющая мир и все человечество. Основное ядро «Новой жизни» образуют стихотворения. Из своей юношеской лирики Данте отобрал для «Новой жизни» 25 сонетов, 3 канцоны, 1 баллату и 2 стихотворных фрагмента. «Новая жизнь» – произведение композиционно продуманное и внутренне чрезвычайно целостное. В нем есть четкий план, «сюжет» и даже движение «сюжета». Построение книги определенным образом связано с числом 9, которое будет играть большую организующую роль также в «Божественной Комедии». Симметрия и «магия числа» унаследованы «Новой жизнью» от средневековых представлений об уравновешенности и замкнутости художественного произведения. Но в основном книга Данте построена по-новому, и ее внутренняя структура не статична, а динамична.

Стихотворное ядро «Новой жизни» плотно окружено прозаическими кусками. Данте рассказывает в них о жизненных обстоятельствах, побудивших его написать то

или иное стихотворение, и объясняет связи, существующие между отобранными им сонетами и канцонами, последовательностью событий, якобы происходивших в его собственном прошлом. Сюжетная схема «Новой жизни» проста, хотя трудно выделяема из внефабульного материала. В начале книги сказано, что поэт впервые увидел Беатриче, когда ему было девять лет, а ей около девяти. Потом о зарождении любви говорится также в терминах позднесредневековой натурфилософии. Демонстрируются специфические черты поэтического мышления и мощь преобразующей мир фантазии поэта.

Великая любовь становится доминирующим впечатлением юности, которое предопределяет характер дальнейшего творчества Данте. Новая встреча поэта и прекрасной дамы происходит через девять лет. Число девять и его кратная основа – число три – во всех произведениях Данте неизменно сопровождает появление Беатриче. На этот раз поэт встретил ее на одной из узких улиц Флоренции. Поклон дамы и впечатление, которое он производит на влюбленного, – один из характерных мотивов поэзии «сладостного нового стиля». Главная тема сонетов второго цикла (гл. XIII – XVI) – мучительные противоречия безответной любви. Смерть Беатриче переживается как вселенская катастрофа, но любовь к земной женщине перерастает почти в религиозное чувство, обожествляющее человека, преображающее поэта.

Главным произведением Данте является «Божественная комедия». Комедией называли во времена Данте любое поэтическое произведение «с устрашающим началом и благополучным концом», написанное на народном языке. Поэт назвал свою поэму комедией, поскольку текст был написан на итальянском. По своей форме «Божественная комедия» напоминает «видения», распространенные в средневековой религиозной традиции. Поэту представляются картины Ада, Чистилища и Рая, где находят свое место души умерших. Композиция комедии соответственно включает в себя три части: первая часть («Ад») состоит из 34 песен, вторая («Чистилище») и третья («Рай») – по 33 песни. Поэма написана строфами, состоящими из трёх строк. Числовая символика и вообще символика чрезвычайно важна для Данте. Аллегоричность – одна из основных характеристик текста, возможно множество толкований аллегорий – от политического до личного. Используя традиционную христианскую символику, Данте, однако, переосмысливает многие представления христианского мировоззрения, такие как представления о грехе. Путешествуя вместе с Данте по кругам ада, читатель выстраивает систему представлений поэта о мире, отличную от традиционной средневековой. Так, самым страшным грехом Данте считает предательство, в чем с очевидностью отразились и политические события эпохи, участником которых был поэт. Чувство личной симпатии и сострадания грешникам противопоставляется средневековому учению о грехе.


«Комедия» – последнее и самое зрелое произведение Данте.

Петрарка – великий гуманист эпохи Возрождения, знаток античной культуры, автор латинских «Стихотворных посланий» и двенадцати эклог в духе Вергилиевых «Буколик», поэмы «Африка» и многого другого достиг огромной славы. Перед ним заискивали городские республики, духовные и светские владыки, которым было ясно, что с Петраркой в жизнь Италии входила новая культура с великим будущим. Однако самую большую громкую славу принесла ему написанная на итальянском языке «Книга песен», посвященная Лауре. Книга эта принадлежит к числу замечательных образцов европейской лирики эпохи Возрождения, это своего рода лирическая исповедь поэта. Петрарка постоянно возвращался к тексту, совершенствуя его, пока в 1373 г. не сложилась окончательная редакция книги, содержавшая 317 сонетов, 29 канцон, 9 секстин, 7 баллад и 4 мадригала. Это книга о любви поэта к красивой замужней женщине, происходившей из знатной авиньонской семьи. Она родилась около 1307 г. и умерла в страшный 1348 г., когда во многих странах Европы свирепствовала чума.

Встреча с Лаурой наполнила Петрарку большим чувством, заставившим зазвучать самые нежные, самые мелодические струны его души. Несмотря на очевидное влияние лирики средневековых провансальцев и стильновизма, твердя о целомудрии и добродетели, благородстве и душевной красоте Лауры, Петрарка видит Лауру как земную женщину. Она не ангел, не отвлеченное понятие. Петрарка с восторгом говорит о ее земной красоте, он слышит ее чарующий голос. Но у Петрарки любовь неразлучна со страданием. Он то страдает от холодности дамы, от того, что она не снисходит к его желаниям, то призраки средневековья сжимают его сердце, и он страдает от мысли, что любовь к земной женщине греховна. Тогда он пытается себя уверить, что любит не столько тело, сколько душу Лауры, что любовь к ней побуждает его «любить Бога». Исследователь Б.Пуришев считает «Книгу песен» прежде всего картиной различных душевных состояний Петрарки. Петрарка любил чеканные, упругие поэтические формы. Особое пристрастие питал он к сонету, требующему безупречного мастерства, строгой, логически ясной архитектоники.

Еще одним великим итальянским писателем раннего Возрождения был Джованни Боккаччо (1313–1375 гг.), друг Петрарки, автор знаменитого «Декамерона» (греч.»Десятидневник»). Место действия в «Декамероне» – Флоренция XIV в., с ее социальным укладом, с ее людьми, с событиями, оставившими по себе добрую и недобрую память, к числу которых относится эпидемия чумы, обрушившаяся «на лучший город в Италии» в 1348 г. и унесшая огромное количество человеческих жизней. С описания чумы Боккаччо и начинает свою книгу, пишет о том, как на переполненных кладбищах «рыли преогромные ямы и туда спускали целыми сотнями трупы, которые только успевали подносить к храмам. Клали их в ряд, словно тюки с товаром в корабельном трюме, потом посыпали землей. Потом клали в другой ряд – и так до тех пор, пока яма не заполнялась доверху». Никто еще не писал подобным образом до Боккаччо, нарушившего все требования литературного этикета.

Но самым горестным следствием моровой язвы стал тот нравственный хаос, который на время воцарился во Флоренции. Врачи и служители церкви бессильны были перед грозной стихией. Чума разрывала и извращала естественные человеческие отношения. Одни запирались в своих домах, другие проводили свое время в оргиях. Никто не занимался полезным трудом. «Бедствие вселило в сердца мужчин и женщин столь великий страх, что брат покидал брата, дядя племянника, сестра брата, а бывали случаи, что и жена мужа, и, что может показаться совсем уже невероятным, родители избегали навещать детей своих и ходить за ними, как если бы то не были родные их дети».

Этому миру страха, душевной опустошенности и нравственного распада Боккаччо противопоставил семерых молодых женщин и троих молодых людей, встретившихся в храме Санта Мария. По словам писателя, были они связаны между собой «дружбой, соседством, родством», «рассудительные, родовитые, красивые, благонравные, пленительные в своей скромности». Были они образованными, отлично владевшими словом, наделены художественным чутьем. Приняв решение покинуть зачумленный город, они удаляются в принадлежащие им загородные имения и там проводят время среди благопристойных развлечений, окруженные цветущей природой. Под звуки лютни и виолы юноши и девушки рассказывают по одной истории на протяжении десяти дней, так возникает книга, состоящая из ста новелл, антиклерикальных, на любовную тему, о человеческой энергии, о превратностях судьбы, хитроумии и др. Следует добавить, что в новеллах Боккаччо то и дело возникают переодевания, узнавания и неузнавания, резкие сюжетные повороты и прочие приемы и мотивы, позднее широко использовавшиеся в итальянской ученой комедии. Многие из этих мотивов (в том числе бури на море, нападения пиратов, экзотические страны) восходят к позднегреческому роману, привлекавшему внимание Боккаччо.

В «Декамероне» объектом изображения впервые становится современный городской быт, в круговорот которого включены дела и дни представителей различных общественных кругов, от «тощего» до «жирного» народа: ремесленников, проходимцев, купцов, клириков. Деталь, подробность становится важнейшим стилевым компонентом эффективного реалистического письма.

Ренессансный театр начал свой путь значительно позднее, чем литература и изобразительное искусство. Уже были созданы произведения великих поэтов, писателей, художников Ренессанса и Высокого Возрождения, а на городских площадях все еще ставились средневековые мистерии, «чудеса», «фарсы». В середине XVI века в Италии родился первый профессиональный европейский театр эпохи Возрождения – Комедия дель арте (комедия масок). Спектакли этого театра представляли актерские импровизации со вставными музыкальными и танцевальными номерами. Из спектакля в спектакль переходили маски-типы: «слуги» – Бригелла, Арлекин, Пульчинелла, Коломбино, глупый и жадный купец Панталоне, фанфарон и трус Капитан, болтун и тупица Доктор и др. Постановки нового театра, полные острой сатиры и юмора, жизнерадостные, гротескные, развлекающие и поучающие, были выражением здравого смысла и насмешливости, они получили широкое распространение и вытеснили религиозные мистерии. Но глубоко понять свою эпоху, выразить ее идеалы и противоречия, комедии масок было не по силам. Расцвет театрального искусства наступил в конце XVI – начале XVII вв., но уже не в Италии, а в Испании и Англии.

Контрольные вопросы и задания

Данте «Божественная комедия».

Боккаччо «Декамерон».

Литературой эпохи Возрождения (середина XV - начало XVII в., для Италии - с XIV в.) вписана одна из самых блестящих страниц в историю художественного и духовного развития человечества. Необычайные ее успехи объясняются особенностями исторического периода XIV-XVII вв., когда в недрах старого феодального строя вызревал новый капиталистический уклад. Классическая характеристика Возрождения дана Ф. Энгельсом во введении в "Диалектику природы": "Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Люди, основавшие современное господство буржуазии, были всем чем угодно, но только не людьми буржуазно-ограниченными. Наоборот, они были более или менее овеяны характерным для того времени духом смелых искателей приключений".

Литературу эпохи Возрождения отличает новое гуманистическое мировоззрение, главное в котором - выдвижение на первый план человека (homo) с его раскрепощенным, освобожденным от средневековых догм разумом и сферой чувств, признанной достойной самого пристального внимания. Борьба за то, чтобы человек стал человечнее, т.е. разумнее и добрее, стала основной темой в произведениях титанов литературы Возрождения. Большую помощь в этой благородной борьбе оказывало им обращение к поэтическому творчеству своих народов, где издавна вырабатывался идеал человека, и к античной культуре времени ее расцвета, которая тоже давала образцы высокой человечности.

Для литературы Возрождения характерен реализм, преодолевающий средневековый аллегоризм, который не был полностью изжит в городской литературе. При этом ренессансному (возрожденческому) реализму присущи такие соответствующие эпохе черты, как титанизм характеров героев, широта показа действительности с воспроизведением ее противоречий, введение в картину действительности элементов фантастики и приключений, имеющих фольклорную основу, оптимизм, порожденный верой в человека. Все названные черты ренессансного реализма с большой силой проявились в творчестве титанов художественной мысли Шекспира, Сервантеса, Рабле и других.

Литература Возрождения не была однородной. Если на раннем этапе Возрождения в той или иной литературе ясно ощущалось присущее гуманистам "жизнерадостное свободомыслие" (Ф. Энгельс), вера в торжество добрых начал, то в произведениях позднейшего времени заметно ощущение кризиса гуманистических взглядов, чувствуется ущербность, трагизм. Так как эпоха европейского Возрождения была временем формирования наций и национальных языков, то литература эпохи рассматривается в связи с историей страны, национальным характером народа и т.д.

Итальянская литература Возрождения

Итальянская литература Возрождения - наиболее ранняя из всех европейских ренессансных литератур. Данный факт объясняется сравнительно ранним вступлением Италии на путь буржуазного развития. Уже к концу XIII в. в Италии заметно интенсивное развитие городов и торговли, впереди которых идут Флоренция, Болонья, Падуя, ставшие колыбелью новой, гуманистической итальянской культуры и литературы. Важную роль сыграло и то, что на территории Италии лучше, чем в других странах, сохранилось античное культурное наследие, ставшее одной из опор гуманистического мировоззрения.

В развитии итальянской литературы Возрождения различаются четыре этапа. Первый из них (конец XIII - начало XIV в.) - Предвозрождение, лишь подготовка Возрождения. Второй (XIV в.) знаменует собой раннее Возрождение и характеризуется особенно бурным его развитием. На третьем (XV в.) - в зрелом Возрождении - уже ощущается начало кризиса гуманизма, определенная утрата литературой ее прежних характерных для XIV в. демократических тенденций, связанных с изменениями во внутриполитической жизни итальянских городов (замена свободных коммун синьориями, представляющими собой зародыш абсолютистского государства). Четвертый этап (конец XV - XVI в.), позднее Возрождение, характеризуется его постепенным закатом, оскудением его литературы, вызванными общим упадком Италии с усилением феодально-католической реакции и в связи с ухудшением ее международного положения после открытия Америки и перемещения мировых торговых путей.

Наибольшие художественные ценности мирового значения созданы в итальянской литературе Предвозрождения, когда творил Данте, и в раннем Возрождении, ознаменованном творчеством Петрарки и Боккаччо.

Данте Алигьери (1265-1321) - "колоссальная фигура", "последний поэт Средневековья и вместе с тем первый поэт Нового времени" (Ф. Энгельс). Не лишенный еще ряда средневековых представлений, Данте одновременно нес миру свежее гуманистическое видение окружающего, высказывая свои мысли со всей страстностью, присущей пролагателю новых путей, и в этом его величие.

Поразительны у Данте его политическая страстность, глубокое понимание им перспектив общественного развития. Именно данное понимание заставило его, выходца из старинного дворянского рода Флоренции, связать себя с городской флорентийской коммуной, стать членом одного из его цехов (аптекарей и врачей), а затем сделаться настолько видной политической фигурой, что в 1300 г. он был избран членом коллегии семи приоров, управляющих Флоренцией. Активная натура, он усиленно боролся против тех, кто угрожал свободе родного города (местные ростовщики и предатели, римский папа Бонифаций VIII). Изгнанный вскоре (в конце 1301) из Флоренции в связи с победой там враждебной ему партии черных гвельфов, сторонников папы, приговоренный в случае самовольного возвращения во Флоренцию к сожжению на костре, Данте и в этой трудной ситуации не сложил оружия, не был духовно сломлен. Наоборот, именно в годы изгнания он сформировался в деятеля нового времени, который стал говорить от имени не только разъединенной Италии того периода, но и от имени всего человечества, которое он хотел видеть живущим в таком обществе, где было бы покончено с несправедливостью, когда "одни правят, а другие страдают".

Новое в литературной деятельности Данте дало о себе знать в раннем произведении - "Новая жизнь" (1291), своеобразном соединении прозы со стихами, посвященными искренне любимой Беатриче. Книга прославляет и воспевает любовь, которая в средневековой клерикальной литературе третировалась как греховное чувство, а в рыцарской лирике не всегда была искренной.

Немало нового, предвосхищающего мысли гуманистов последующего поколения, содержится в научных трактатах Данте, созданных уже в изгнании (1303-1312), не лишенные подчас серьезных противоречий, эти трактаты в целом были прогрессивны для своего времени. Это относится и к "Пиру", написанному вопреки традиции не на латыни, а на народном языке, где автор приглашает простолюдинов вкусить от научных знаний (отсюда название "Пир"). Еще более это касается трактата "О народном красноречии", где утверждается право народного итальянского языка стать вместо обветшалой латыни языком науки и литературы. Третий из трактатов - "О монархии", находившийся до 1896 г. в списке запрещенных Ватиканом книг, выражает протест против претензий римско-католической церкви на политическую власть и вместе с тем мечту о прекращении войн в едином всемирном государстве.

В изгнании Данте создает и венец своей поэзии - "Божественную комедию" (1313-1321), состоящую из трех частей - "Ад", "Чистилище" и "Рай", названия которых соответствуют представлениям средневекового человека католической Западной Европы о загробном мире. Однако фантастические картины загробного мира лишь отдаленно напоминают те, с которыми встречаются в средневековых "видениях". У Данте они превращены в средство отклика на сугубо земные дела, вызывающие критику и осуждение ("Чистилище", "Ад") или возвеличивание ("Рай"). Поэт нового времени чувствуется в Данте при изображении двух противоположных полюсов загробного мира - ада и рая - в том, кого и за что он туда помещает. Видно, что принцип определения преступности для находящихся в аду у него гуманистический: строжайшего наказания, по мнению Данте, достоин лишь тот, кто причинил людям большое зло.

Страшная казнь - погружение живым в кровавый кипяток - придумана поэтом для тех, "кто жаждал золота и крови", ввергал народы в кровопролитные войны. Именно этой казни подвергнут находящийся в седьмом круге ада "бич земли" Аттила и другие завоеватели чужих территорий. Не догмами католицизма, а соображениями гуманизма руководствовался Данте, помещая в ад римского папу Николая III и намечая поместить рядом с ним его преемника Бонифация VIII. Требовался колоссальный разрыв с католическим средневековым представлением о святости пап, чтобы двух из них поместить в один из самых страшных (восьмой) кругов ада. К тем же, кого Данте как "последний поэт Средневековья" в силу до конца не преодоленных им отдельных средневековых представлений решает поместить в не столь мучительные круги ада, поэт относится скорее с сочувствием, чем с осуждением. Это подтверждается отношением Данте к своим собратьям по таланту - античным поэтам, которые хотя и не попадают в рай (поскольку - язычники), но и не мучаются, находясь в Лимбе (первом немучительном круге ада), и встречей с которыми он, избравший себе в проводники по аду Вергилия, гордится. Не следованием церковным и феодальным догмам во взгляде на земную любовь, а глубоким сомнением в их правильности продиктовано поэту глубокое сострадание к Франческе да Римини и Паоло - жертвам любовной страсти.

В "Чистилище" и "Рае" также немало доказательств гуманизма поэта, можно заметить вполне земное намерение его выразить мечту о таком миропорядке, который во всем противостоял бы миру алчности и насилия, царившему в жизни Италии. В облике одного из обитателей "Рая", "старца в ризе белоснежной", видится гуманистический идеал человеческой доброты. Поэт нового времени дает о себе знать в Данте при изображении "Рая" и тогда, когда, еще в большей мере преодолевая средневековые догмы, он помещает там двух добродетельных язычников (Траяна и Рифея) и намекает на пересмотр участи некоторых находящихся в аду, в нарушение рокового "Оставь надежду...", полностью устами апостола Петра осуждает папство.

Глубоко прогрессивные для своего времени мысли облечены Данте в "Божественной комедии" в высокохудожественную форму. Поэт проявил себя большим мастером стройной композиции, обрисовки пейзажа, мудрой краткости речи.

Франческо Петрарка (1304-1374) - младший современник Данте, яркий представитель итальянской литературы раннего Возрождения. Вместе с тем и он подчас не чужд противоречий, порожденных воздействием Средневековья, что заметно в его трактатах. По-ренессансному многосторонняя и активная натура, большой знаток античности, основатель классической филологии, мыслитель, политик, распространитель идей гуманизма далеко за пределы Италии - вплоть до далекой Чехии, где он побывал в 1356 г., Петрарка вошел в историю мировой литературы прежде всего как великий поэт.

Хотя при жизни ему наибольшую славу доставила латинская поэма "Африка", за которую он в 1341 г. был увенчан лаврами, последующие поколения справедливо оценили его как автора сборника стихов на итальянском языке "Канцоньере" ("Книга песен"). Главное место в них принадлежит стихам о любви к Лауре. Непроходящая ценность этих стихов - в пристальном, гуманистическом внимании поэта к внутреннему миру человека, в прославлении в отточенной форме сонета чувства любви, полного красоты, драматизма, облагораживающей силы.

Замечательны помещенные в этом сборнике канцоны, посвященные судьбе Италии: "Италия моя...", "Высокий дух..." и др. Они пронизаны глубоким патриотическим чувством, жаждой мира. Чувство негодования характерно для стихов Петрарки, как и для его публицистического труда "Письма без адреса", обличающего папскую курию за царящие в ней пороки. Патриотическая и гневная лирика Петрарки сыграла значительную роль в освободительном движении в Италии XIX в. Бессмертна и его любовная лирика, породившая множество подражаний и сохраняющая сама по себе немеркнущую свежесть и славу.

Джованни Боккаччо (1313-1375), в отличие от своих предшественников и учителей Данте и Петрарки, по преимуществу поэтов, проявил себя более всего в художественной прозе. Он стал, по существу, ее родоначальником в Италии и одним из ее зачинателей в Европе. Будучи личностью активной и всесторонней, он много сделал и в других областях общественной и научной деятельности. Он был знатоком не только римской, но и греческой античной культуры, выполнял дипломатические поручения Флорентийской республики, являлся сторонником республиканского образа правления и ненавидел тиранов: "Нет жертвы, более угодной Богу, чем кровь тирана". Он стал первым биографом Данте и комментатором его "Божественной комедии", о которой читал лекции флорентийцам.

Как художник Боккаччо в лучших своих произведениях - яркий выразитель характерных для Возрождения "жизнерадостного свободомыслия" и реализма в литературе. Данный факт был заметен уже в его психологической повести "Фьяметта" (1343), в поэме "Фьезоланские нимфы" (1345) и особенно проявилось в знаменитом сборнике новелл "Декамерон" (1353). В нем исключительно выпукло выражено и утверждение новой гуманистической морали, и прославление активного, жизнерадостного человека, и отрицание показного аскетизма и в то же время лицемерия, характерных для служителей церкви. Утверждение оптимизма чувствуется уже в обрамлении сборника - в предшествующем самим новеллам авторском рассказе о десяти жизнерадостных молодых людях - семи женщинах и трех юношах, удалившихся во время чумы 1348 г. за город, чтобы в течение десяти дней (отсюда и название сборника, означающее по-гречески "десятидневие") укреплять свой дух рассказами о победе разумного и светлого над глупым и темным, отжившим, которое подчас приводит к трагедиям. Защита нового и критика старого, средневекового, осуществлена в самих новеллах, будто бы "рассказанных" десятью собеседниками, в действительности созданных автором на основе народного творчества и вложенных в уста десяти молодых людей. Разнообразные в тематическом отношении, новеллы больше всего разрабатывают тему обличения пороков духовенства, монахов, тему любви и тему приключений, в которых выявляется ум человека, его находчивость, выдержка, остроумие. Причину разврата и лицемерия духовенства автор-гуманист видит в таком неразумном, противоестественном установлении католической церкви, как безбрачие духовенства, издавна вызывавшее нападки со стороны средневековых "еретиков".

Тема любви и семейной жизни трактуется в "Декамероне" тоже в плане гуманистического отрицания сословного неравенства, защиты прав женщины на свободный выбор в любви и т.д. Автор осуждает суровые нормы феодального быта, приводящие к трагедиям. Он раскрывает красоту любовного чувства, пробуждающего в человеке все лучшее. Примечательно, что носителями наибольшей красоты чувств - верности в любви, способности в борьбе за торжество любви переносить всевозможные испытания - оказываются у Боккаччо чаще всего люди из простого народа, а не из знати. В этом проявляется демократизм Боккаччо. Демократизм автора заметен и в стиле этого произведения с его живостью повествования, подчас фривольным юмором - во всем, чему писатель учился у народа. Иногда в стиле Боккаччо чувствуется и влияние античных авторов.

В творчестве Боккаччо осуществлен значительный шаг вперед в укреплении позиций гуманизма в итальянской литературе. Как мастер новеллы он проложил путь для позднейших новеллистов, произведения которых, как и его самого, становились источником сюжетов для великих драматургов Возрождения, в том числе для Лопе де Вега и Шекспира.

В XV-XVI вв. в итальянской литературе Возрождения все более нарастают кризисные явления. Хотя количество писателей, выступающих в различных жанрах, увеличивается по сравнению с ранним Возрождением, их творчество уже не достигает той идейной и реалистической силы, которая была присуща Данте, Петрарке, Боккаччо. Даже наиболее яркие и талантливые поэты Л. Ариосто (1474-1533), автор поэмы "Неистовый Роланд", и Т. Тассо (1544-1595), поэма "Освобожденный Иерусалим", не избежали противоречий.

Введение

Литература эпохи Возрождения - крупное направление в литературе, составная часть всей культуры эпохи Возрождения. Занимает период с XIV по XVI век. От средневековой литературы отличается тем, что базируется на новых, прогрессивных идеях гуманизма. Синонимом Возрождения является термин «Ренессанс», французского происхождения. Идеи гуманизма зарождаются впервые в Италии, а затем распространяются по всей Европе. Также и литература Возрождения распространилась по всей Европе, но приобрела в каждой отдельной стране свой национальный характер. Термин Возрождение означает обновление, обращение художников, писателей, мыслителей к культуре и искусству античности, подражание ее высоким идеалам.

1. Понятие гуманизма

Понятие «гуманизм» было введено в употребление учеными XIX века. Оно происходит от латинского humanitas (человеческая природа, духовная культура) и humanus (человеческий), и обозначает идеологию, направленную к человеку. В Средневековье бытовала религиозная и феодальная идеология. В философии господствовала схоластика. Средневековое направление мысли принижало роль человека в природе, в качестве высшего идеала представляя бога. Церковь насаждала страх перед богом, призывала к смирению, покорности, внушала мысль о беспомощности и ничтожности человека. Гуманисты начали рассматривать человека иначе, приподняли его роль его самого, и роль его ума и творческих способностей.

В эпоху Возрождения наметился отход от феодально-церковной идеологии, появились идеи раскрепощения личности, утверждения высокого достоинства человека, как свободного творца земного счастья. Идеи стали определяющими в развитии культуры в целом, повлияли на развитие искусства, литературы, музыки, науки, отразились в политике. Гуманизм - это мировоззрение светского характера, антидогматическое и антисхоластическое. Развитие гуманизма начинается в XIV в., в творчестве гуманистов, как великих, так и малоизвестных: Данте, Боккаччо, Петрарки, Пико делла Мирандола и др. В XVI веке процесс развития нового мировоззрения замедляется в виду воздействия феодально-католической реакции. Ему на смену приходит Реформация.

Литература Возрождения в целом

Для литературы Возрождения характерны уже вышеизложенные гуманистические идеалы. Эта эпоха связана с появлением новых жанров и с формированием раннего реализма, который так и назван, «реализм Возрождения» (или ренессансный), в отличие от более поздних этапов, просветительского, критического. социалистического.

В творчестве таких авторов, как Петрарка, Рабле, Шекспир, Сервантес выражено новое понимание жизни человеком, отвергающим рабскую покорность, которую проповедует церковь. Человека они представляют, как высшее создание природы, стараясь раскрыть красоту его физического облика и богатство души и ума. Для реализма Возрождения характерна масштабность образов (Гамлет, король Лир), поэтизация образа, способность к большому чувству и одновременно высокий накал трагического конфликта («Ромео и Джульетта»), отражающего столкновение человека с враждебными ему силами.

Для литературы Возрождения характерны различные жанры. Но определенные литературные формы преобладали. Наиболее популярным был жанр новеллы, который так и именуется новеллой Возрождения . В поэзии становится наиболее характерной формой сонет (строфа из 14 строк с определенной рифмовкой). Большое развитие получает драматургия. Наиболее выдающимися драматургами Возрождения являются Лопе де Вега в Испании и Шекспир в Англии.

Широко распространена публицистика и философская проза. В Италии Джордано Бруно в своих работах обличает церковь, создает свои новые философские концепции. В Англии Томас Мор высказывает идеи утопического коммунизма в книге «Утопия». Широко известны и такие авторы, как Мишель де Монтень («Опыты») и Эразм Роттердамский («Похвала глупости»).

В числе писателей того времени оказываются и коронованные особы. Стихи пишет герцог Лоренцо Медичи, а Маргарита Наваррская, сестра короля Франции Франциска I, известна как автор сборника «Гептамерон».

Литература Возрождения в отдельных странах

3.1. Италия

Черты идей гуманизма в итальянской литературе проявляются уже у Данте Алигьери, предшественника Возрождения, жившего на рубеже XIII и XIV веков. Наиболее полно новое движение проявилось в середине XIV века. Италия является родиной всего европейского Возрождения, т.к. для этого здесь раньше всего созрели социально-экономические предпосылки. В Италии рано начали формироваться капиталистические отношения, и люди, которые были заинтересованы в их развитии, должны были выйти из-под гнета феодализма и опеки церкви. Это были буржуа, но это не были буржуазно-ограниченные люди, как в последующие века. Это были люди с широким кругозором, совершавшие путешествия, говорящие на нескольких языках и активные участники любых политических событий.

Культурные деятели того времени вели борьбу со схоластикой, аскетизмом, мистикой, с подчинением литературы и искусства религии, называли себя гуманистами. Писатели Средневековья брали у античных авторов «букву», т.е. отдельные сведения, отрывки, сентенции, вырванные из контекста. Писатели Возрождения читали и изучали целые произведения, обращая внимание на существо произведений. Они также обращались и к фольклору, народному творчеству, народной мудрости. Первыми гуманистами считаются Джованни Боккаччо, автор «Декамерона», сборника новелл, и Франческо Петрарка, автор цикла сонетов в честь Лауры.

Характерные черты литературы того нового времени следующие. Основным предметом изображения в литературе становится человек. Его наделяют сильным характером. Другой особенностью ренессансного реализма является широкий показ жизни с полным воспроизведением ее противоречий. По-другому авторы начинают воспринимать и природу. Если у Данте она еще символизирует психологическую гамму настроений, то у более поздних авторов природа доставляет радость своей реальной прелестью.

В последующие века дают еще целую плеяду крупных представителей литературы: Лодовико Ариосто, Пьетро Аретино, Торквато Тассо, Саннадзаро, Маккиавелли, группа поэтов-петраркистов.

3.2. Франция

Во Франции предпосылки для развития новых идей были в общем те же, что в Италии. Но были и различия. Если в Италии буржуазия была более передовой, Северная Италия состояла из отдельных республик, то во Франции была монархия, развивался абсолютизм. Буржуазия не играла такой большой роли. Кроме того, здесь распространилась новая религия, протестантизм, или иначе кальвинизм, по имени ее основателя, Жана Кальвина. Будучи сперва прогрессивным, в последующие годы протестантизм вступил во вторую фазу развития, реакционную.

Во французской литературе того периода заметно сильное влияние итальянской культуры, особенно в 1-ой половине XVI века. Король Франциск I, правивший в те годы, хотел сделать свой двор образцовым, блестящим, и привлекал многих знаменитых итальянских писателей и художников к себе на службу. Леонардо да Винчи, переехавший во Францию в 1516 г., умер на руках у Франциска.

Для писателей французского Возрождения по сравнению со средневековыми характерно чрезвычайное расширение кругозора, большой охват умственных интересов, реалистический подход к действительности.

В развитии литературы того периода выделяется два этапа. Ранний, когда преобладали гуманистические идеи, оптимизм, и поздний, когда, в силу политической обстановки, религиозного раскола, проявились разочарование и сомнение. Наиболее яркими представителями французского Возрождения являются Франсуа Рабле (автор «Гаргантюа и Пантагрюэля») и Пьер де Ронсар, возглавивший группу поэтов под названием «Плеяда».

3.3. Англия

В Англии развитие капиталистических отношений происходит быстрее, чем во Франции. Происходит рост городов, развитие торговли. Формируется сильная буржуазия, появляется новое дворянство, противостоящее старой, нормандской верхушке, которая в те годы еще сохраняют свою руководящую роль. Особенность английской культуры того времени - отсутствие единого литературного языка. Знать (потомки норманнов) говорила по-французски, на многочисленных англо-саксонских диалектах говорили крестьяне и горожане, а в церкви официальным языком была латынь. Многие произведения тогда выходили на французском языке. Не было и единой национальной культуры. К середине XIV в. начинает складываться литературный английский язык на основе лондонского диалекта.

В конце XIV века только у одного Джефри Чосера чувствуются влияния итальянского ренессанса. Современник Петрарки, он все-таки остается писателем средневековья. И только в конце XV в. идеи гуманизма занимают в английской культуре прочное положение. Возрождение в Англии практически совпадает с периодом правления Тюдоров (1485-1603). Литература Англии, конечно, испытывает влияние и других стран. В XVI рвеке Англия переживает расцвет во всех областях мысли и творчества.

Наиболее крупные представители литературы английского Возрождения - Шекспир в драматургии, Эдмунд Спенсер в поэзии, в области романа - Джон Лили, Томас Нэш.

3.4. Германия

В 15-16 вв. Германия испытывала экономический подъем, хотя от передовых стран Европы - Италии, Франции, Нидерландов - она отстает. Особенность Германии в том, что развитие на ее территории шло неравномерно. Разные города находились на разных торговых путях, и торговали с разными партнерами. Некоторые города вообще находились в стороне от торговых путей, и сохраняли свой средневековый уровень развития. Сильны были и классовые противоречия. Крупная знать укрепляла свою власть за счет императора, а мелкое дворянство разорялось. В городах шла борьба между имеющим власть патрициатом и мастерами-ремесленниками. Наиболее развитыми были южные города: Страсбург, Аугсбург, Нюрнберг и др., те, что находились ближе к Италии и имели с ней торговые связи.

Литература Германии тогда была разнородна. Гуманисты писали в основном на латинском языке. Это объяснялось культом классической древности и обособленностью гуманистов от жизни и потребностей народа. Крупнейшие представители ученого гуманизма - Иоганн Рейхлин (1455-1522), Ульрих фон Гуттен (1488-1523). Но кроме этого направления были и другие, была реформаторская литература. Ее представляют Мартин Лютер (1483-1546) и Томас Мюнцер (1490-1525). Лютер, выступавший против римской церкви, поддерживавший сперва народные массы, впоследствии перешел на сторону князей, из страха перед крестьянским революционным движением. Мюнцер же, напротив, поддерживал крестьянское движение до конца, призывал разрушать монастыри и замки, конфисковывать и делить имущество. «Люди голодны, - писал он, - они хотят и должны есть».

Наряду с латинской литературой ученых гуманистов и агитационно-политической литературой реформаторов развивалась и народно-бюргерская литература. Но она еще сохраняет средневековые черты и несет оттенок провинциализма. Представителем и родоначальником одного из направлений бюргерской литературы(сатиры) является Себастьян Брант (1457-1521). Его «Корабль дураков» по характеру близок «Похвале глупости» Эразма Роттердамского. Он имел последователей. Другой крупнейший представитель бюргерской литературы - Ганс Сакс (1494-1576), поэт. Его наследие велико. Это стихи, песни, басни, шванки, фастнахшпили (масленичные фарсы).

3.5. Испания и Португалия

Литература в этих странах развивалась своеобразно. Социально-политическая обстановка в них была сложной. В первую очередь, здесь проходила Реконкиста, отвоевание земель у мавров. Испания не была единой страной, а состояла из отдельных государств. Каждая провинция развивалась поначалу обособленно. Абсолютизм (при Изабелле и Фердинанде) сложился поздно. Во вторую очередь, Испания в это время вывозила из колоний огромное количество золота, в ней накапливались огромные богатства, и все это тормозило развитие промышленности и формирование буржуазии. Однако, литература испанского и португальского Возрождения богата, и представлена довольно крупными именами. Например, Мигель Сервантес де Сааведра, оставивший серьезное наследие, как прозу, так и поэзию. В Португалии крупнейшим представителем Возрождения является Луис де Камоэнс, автор «Лузиад», исторического эпоса португальцев. Развивались, как поэзия, так и жанры романа и новеллы. Тогда появился типично испанский жанр плутовского романа. Образцы: «Жизнь Ласарильо с Тормеса» (без автора), «Жизнь и похождения Гусмана де Альфараче» (автор - Матео Алеман).

4. Использованная литература

    История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. М.:Высшая школа", 1987.

    Краткий словарь литературоведческих терминов.Редакторы-составители Л.И.Тимофеев, С.В. Тураев, М.,1978.

    Л.М.Брагина. Итальянский гуманизм.М., 1977.

    Зарубежная литература. Эпоха Возрождения (хрестоматия), составитель Б.И. Пуришев, М.,1976.

2. Идеология эпохи.

3. Особенности искусства Возрождения.

1. Эпоха Возрождения — одна из самых ярких в истории человечества.

Она не только дала толчок к развитию изобразительного искусства, но заложила основы дальнейшего развития европейской культуры Нового времени.

Возрождение — новый этап в истории мировойкультуры, приходится на период кризиса феодальных отношений и зарождения новых буржуазных отношений. С 14 века в европейских странах — перемены в экономике, политике, культуре. Бурно развиваются города, зарождается мануфактура и мировая торговля. Это время великих географических открытий: 1492 год — путешествие Колумба, открытие Америки, путешествия Васко да Гаммы. Это эпоха крестьянских восстаний и религиозных войн. Распространившееся в это время движение Реформации и возникновение протестантизма привело к отпадению целого ряда стран от католичества. В 1519 году монах-августинец Мартин Лютер вывешивает на дверях собора в Виттенберге свои 95 тезисов, направленных против злоупотребления индульгенциями. Это стало началом движения реформации, началом церковного раскола. Поиски истинной веры, истинной церкви взамен погрязшего в грехах, разгуле и разврате Рима. Протестантизм противопоставил католицизму простоту богослужений, отказавшись от пышных обрядов, аскетизм своих служителей, утраченный представителями высших церковных должностей католического Рима. Реформаторы требовали религии, доходящей до сердца и разума, говорящей в каждой стране на своем национальном языке, а не на латыни.


В экономике начинается переход к капитализму, аграрный переворот, эпоха первоначального накопления. Из среды третьего сословия выделяется буржуазия, которая начинает создавать капиталы для развития промышленности. Капиталы создавались любым путем: нещадной эксплуатацией, в колониях, пиратством. В политике ведется борьба с феодальной раздробленностью, создание абсолютных монархий (вся власть в руках одного). Абсолютная монархия способствовала созданию крепкого государства, развитию торговли и промышленности.

Происходит широкое обновление культуры, расцвет естественных и точных наук, создание литературы на национальных языках, расцвет изобразительного искусства. Наука из служанки богословия становится самостоятельной областью, основывается на опыте. Достижения науки получили философское осмысление и обоснование, появляется и развивается книгопечатание. Одно из главных достижений — философия природы (натурфилософия), она была пантеистической. Пантеизм — религиозно-философское учение, отождествляющее Бога с природой, рассматривающее природу как воплощение божества. Считалось, что Бог растворен в природе и руководит жизнью изнутри.

Происходит открытие мира. Ученые пытались создать целостную и универсальную картину мира без вмешательства Бога извне. Это стремление наталкивалось на недостаток реальных знаний о мире, часто прибегали к поэтическим домыслам. Типичным был полуученый, полуфантаст, тип доктора Фауста. Люди были полны стремления познать себя и мир. Католическая церковь становится предметом насмешек и критики, этому был ряд причин: ученые-филологи исследуют Библию. В средневековой Европе пользовались латинским текстом Библии, который назывался Вульгатой. Перевод Священного Писания на латынь сделал в III веке святой Иероним. В начале XVI в. появляется интерес к оригинальному тексту Библии. Нидерландский ученый Эразм Роттердамский сделал новый перевод Нового завета. Немецкий знаток древних языков Иоганн Рейхлин сделал филологический комментарий к еврейским текстам Ветхого Завета, в результате обнаружилось множество переводческих ошибок, а неверно переведенные места послужили основой для многих католических догматов и обрядов.

Открытия филологов совпали с общим недовольством церковью, что спровоцировало явление Реформации (от лат. “преобразование, исправление”) — широкое общественно-политическое и идеологическое движение, которое требовало преобразовать церковь в демократическом духе. Сторонники Реформации, выступая за возвращение к первоначальному тексту Библии, считали, что при общении с Богом люди не нуждаются в посредниках — церкви и ее служителях.

Термин Ренессанс (французское), Ринашименто (итал.), Возрождение (русская калька с франц.) появился в XVI веке. Его впервые использовал по отношению к изобразительному искусству итальянский художник Джорджо Вазари в своем сочинении “Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих” (1550 г.). Он писал о возрождении искусства в Италии после долгих лет упадка в период средневековья. Позже это понятие приобрело широкий смысл.

Хронологические рамки В. для разных стран различны. Движение это начиналось с юга на север. Италия XIV -XVI в., другие страны Европы —XV -XVI вв., иногда — начало XVII в. Классическую характеристику дал Ф. Энгельс: “Величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством. Эпоха, которая нуждалась в титанах и породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености”.

2. Основа культуры Возрождения — идеологическая борьба с феодализмом и его пережитками. Культурные деятели эпохи вели борьбу с теологией, схоластикой, аскетизмом, мистикой, с главенствующим положением религии. Они стремились создать новую культуру, основанную на принципе свободного развития автономной человеческой личности, ее освобождения от опеки религии и церкви. Главной мыслью эпохи стало убеждение в достоинстве человека, по имени которого получила свое название философия Возрождения — гуманизм (от лат. homo — человек). Идеологической базой Возрождения стал гуманизм — течение общественной мысли, которое зародилось в 14 веке в Италии, а затем на протяжении второй половины 15-16 века распространилось в других европейских странах, провозгласившее высшей ценностью человека и его благо. Гуманисты считали, что каждый человек имеет право свободно развиваться как личность, реализуя свои способности. Наиболее ярко и полно воплотились идеи гуманизма в изобразительном искусстве, главной темой которого стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями.

Источником знаний и образцом художественного творчества для гуманистов была античность. Несмотря на декларируемое гуманистами возвращение к классической древности в противопоставлении “варварству” средневековой культуры, искусство Ренессанса во многом сохранило преемственность по отношению к предшествовавшей художественной традиции. На смену подчинению личности феодальным и церковным авторитетам пришел принцип свободного развития индивидуальности. Человек — центр мироздания, высшее творение природы, мир создан для него. Отсюда проистекал оптимизм, жизнеутверждающий характер культуры В., вера во всемогущество разума и возможность гармонического и беспристрастного развития человеческой личности.

Возрождение имеет общие (типологические) черты во всех странах: 1) интерес к Античности, стремление возродить культурное наследие прошлого. В Античности привлекало внимание к красоте человеческого тела, прославление радостей бытия, культ красоты; 2) борьба с феодализмом и его пережитками, с засильем церковной идеологии; 3) возникновение и распространение гуманизма (широкое идеологическое движение, создавшее новую концепцию человека); 4) сосуществование двух культурных традиций: ученой (философской) и народной (демократической), в лучших произведениях эпохи они переплетаются.

Характерная особенность эпохи В. — связь искусства и науки. Познавательное начало играло большую роль, художники искали опору в науке, что вызвало к жизни целую плеяду художников-ученых. Искусство В. использовало опыт средневековья. Христианство, перенесшее внимание на духовные ценности, приучило видеть во внутреннем мире человека большую глубину, чем та, которую знала Античность. Человек новой эпохи постигал себя, открывая в себе способность любить и потребность в любви. Средневековая рыцарская поэзия избирает объектом любви и поклонения не Бога, а человека — женщину, предопределив основную тему ренессансной лирики с ее культом любви и дружбы.

Мощным было наследие народной культуры. Народный смех имел двойственную (амбивалентную) природу, так как он не только обличал пороки, но утверждал ценность самой жизни, право человека наслаждаться ею. На Севере Европы особенно сильным был взлет сатирической литературы, что связано с мощным и успешным реформаторским движением народных низов против католической церкви.

Искусство В. было светским. Это следствие социального утверждения набирающей силу буржуазии. Искусство В. проникнуто идеалами гуманизма, оно создало образ прекрасного, гармонически развитого человека. Типичными чертами были героика, титанизм характеров и страстей (ревность Отелло, любовь Ромео и Джульетты, стремление Гамлета восстановить справедливость). Гуманисты считали, что человек должен быть развит всесторонне: умственно, физически, должен быть образован, иметь разносторонние интересы, должен быть совершенным нравственно и физически. Концепция гуманистов отличалась от средневековых представлений.

Средние века

Возрождение

1. Человек — творение Бога, создан во славу Бога. Культура теоцентрична.

1. Человек — часть природы, самое совершенное ее творение, центр мироздания. Культура антропоцентрична.

2. Человек — часть общественной группы. Ощущает свое место в ячейках общества.

2. Человек порывает с сословно-иерархическими ограничениями, осознает себя как личность, развивается индивидуализм (сложное явление: человек осознает ценность личности, развивается чувство собственного достоинства, высокая самооценка, раскрываются таланты; но, освободившись от сословных ограничений личность проявляла аморализм, развивался эгоизм, буржуазное хищничество).

3. Благородство — знатность, врожденное качество крови.

3. Благородство — приобретенные качества: благороден тот, чьи поступки благородны, это не зависит от происхождения.

4. Аскетизм: человек — существо духовное, он устремлен к Богу, земная жизнь — грязь, разврат, грех.

4. Отказ от аскетизма. Прекрасно все естественное: любовь к земным наслаждениям, физическое совершенство. В произведениях В.— торжество плотского начала.

3. В новую эпоху на первое место выступает творческая индивидуальность художника, деятельность которого в то время была на редкость многообразной. Поражает разносторонняя одаренность мастеров Ренессанса — они часто работали в различных областях, совмещая занятия живописью, скульптурой, архитектурой с увлечением литературой, поэзией и философией, с занятиями точными науками. Выражение “человек Возрождения”, “ренессансная личность”, обозначающее разносторонне одаренную личность, стало впоследствии нарицательным.

Сами деятели В. — разносторонние личности: Леонардо да Винчи, незаконнорожденный сын нотариуса и крестьянки. Талантливый математик, изобретатель, скульптор, живописец, писатель, он одним из первых произвел вскрытие трупа, чтобы узнать строение человеческого организма, ведь он стремился использовать научные знания при создании картин. Художник был необыкновенно силен, внешне красив.

В эпоху В. развивается жанр портрета, зарождается историческая и пейзажная живопись. Были открыты линейная и воздушная перспективы. Религиозные темы облекаются в земные образы: “Мадонна Литта”, “Мадонна Бенуа” Леонардо да Винчи, “Сикстинская мадонна” Рафаэля. Многие художники обращаются к античным темам и сюжетам: “Рождение Венеры”, “Весна” С. Боттичелли, “Сотворение Адама” Микеланджело.

В литературе раннего В. ведущим жанром была авантюрная новелла и лирическая поэзия, высокое и позднее В. разрабатывает жанры трагедии и романа. Возникает жанр авантюрного (пикарескного, плутовского романа), в котором появляется новый тип героя — авантюрист, полный сил и жажды жизни, плут, мошенник, ищущий счастья. Часто такими чертами обладают служители церкви, нарушающие нормы аскетизма — это следствие утверждения нового гуманистического взгляда на мир и критика церковнослужителей.

В конце эпохи осознается трагедия индивидуализма: люди понимают невозможности действовать и изменять мир в одиночку, невозможность исправить свое время (Гамлет У. Шекспира страдает именно из-за этого). Раннее В. было оптимистично: люди верили, что старый мир разрушается и уходит в прошлое, верили, что новый мир будет прекрасным, человек в нем будет счастлив, идеалы гуманизма воплотятся в реальности. Поэтому в литературе раннего Ренессанса изображается человек, противостоящий бедам и невзгодам, активно борющийся за свое счастье: Ландольфо Руффоло из “Декамерона” Боккаччо, многие героини У. Шекспира: Оливия, Катарина, Джульетта и др.

В период позднего В. новые буржуазные отношения выявляют свою антигуманную сущность. Новый мир оказался не таким, как ожидалось, он не дал людям счастья и справедливости. Действительность осмысливалась трагически, гуманисты одновременно ведут борьбу с феодализмом и его пережитками и с недостатками нового капиталистического общества; они понимают, что мечты о свободе и счастье невозможно реализовать в условиях реального мира, это свидетельство кризиса гуманизма. Писателями В., особенно английскими — Кристофером Марло и У. Шекспиром — были созданы персонажи, исторические, легендарны, современные, чей необузданный индивидуализм переходит в злодейство: короли Шекспира (реальные английские Иоанн, Ричард III , полулегендарные Клавдий и Макбет), частные лица Эдмунд, Яго, Шейлок — воплощают жестокость времени, проявляя черты злодейства. Зло первоначального накопления было в этот период двойником исторического прогресса. Осуждение злодеев у писателей В. достигается во всем ходе действий. И Шейлок, и Яго Шекспира хотя и остаются к финалу пьес в живых, но их жизненниые принципы посрамлены и уничтожены. Их опыт показан неистребимым, но жалким, неприемлемым для человека В.

Художники В. преобразовывали в своем творчестве народное искусство: так многие средневековые фаблио вошли в стройный ансамбль “Декамерорна” Боккаччо, “хроники” и “народные книги” французского средневековья послужили основой романа французского писателя-гуманиста Франсуа рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль”, многие пьесы народных театров и бродячих трупп XVI века были преобразованы У. Шекспиром и Лопе де Вега в авторские драмы, в составе романа М. де Сервантеса “Дон-Кихот” можно обнаружить сюжеты многих устных повестей.

По-новому воспринимается в эпоху В. история, что связано с понятием “ренессансный реализм”. Его общим моментом является рассмотрение человека в пространственной и временной связи с изменяющимся миром. Изображался новый человек, освобожденный от сословных рамок, порой в разгуле эгоистических страстей, в способности достичь гармонии с природой и обществом или отдать жизнь за достижение своего идеала. Эгоистичным героям противопоставлялся человек разносторонний. В западноевропейском В. преобладала тенденция изображения энергичного, стремящегося воздействовать на мир человека. Герои представали гиперболизированными, но гиперболизм проявлялся в стремлении к идеалу, в пафосе речей, в заостренном изображении стяжательства, хищничества, жестокости и других пороков, а также в предельном возвышении человеческого и героического.

Отличительная черта реализма эпохи В. — смелое, динамичное, красочное изображение полнокровных положительных образов, создание гуманистических характеров, реабилитация чувственного начала и одновременно возвышение героической духовности, изображение гармонии этих двух начал.

Возрождение — это сложная, яркая, трудная эпоха, когда окончательно оформляются буржуазные нации, выявляется национальное своеобразие культур. Е. Исаева.