Житие татианы. Икона святой мученицы татьяны. Святая мученица Татиана. Иконы

Ирмос: Грядите, людие, поим песнь Христу Бог у, раздельшему море и наставльшему люди, яже изведе из работы египетския, яко прославися.

Мученическими озарена светлостьми, чистому предстоиши, мученице, Жениху твоему, душетленных прегрешений просящи избавится хвалящим тя.

Богатство тленное, мученице, совершенно пренебрегла еси, на Небесех нетленное и пребывающее ищущи усердно, и, радующися, прошла еси мученическое страдание.

К ранам, к болезнем и биением многовидным безбоязненно, мученице, отлучилася еси: споспешествующую бо имела еси благодать Спасову и укрепляющую тя.

Богородичен: Источник безстрастия рождшая, уязвеннаго страстьми, Отроковице, исцели и огня вечнаго исхити мя, Едина Богоблагодатная.

Песнь 3

Ирмос: На камени мя веры утвердив, разширил еси уста моя на враги моя, возвесели бо ся дух мой, внегда пети: несть свят, якоже Бог наш, и несть праведен, паче Тебе, Господи.

Не поколеба столпа твоего сердца стекшее мук треволнение, утвердися бо на камени любве Христовы, всехвальная, к Немуже взывала еси: яко несть свят, паче Тебе, Господи.

Человеческую немощь Понесый, впери силою немощь твою на некрепкаго змия. Тем, мученице, на землю низвергла еси, верно зовущи: яко несть свят, паче Тебе, Господи.

Потоки изсушила еси беззакония струями кровей твоих, блаженная, сладости же потока ныне наслаждаешися и во Свете Невечернем обитаеши, зовущи: яко несть свят, паче Тебе, Господи.

Богородичен: Зачатие и рождество Твое паче слова, веки бо Создавшаго словом родила еси, Избавльшаго безсловесия мира концы, Отроковице Неискусомужная, Егоже моли всегда, еже спасти нас.

Седален, глас 4

Сугуб совершивши, мученице, подвиг на земли, сугуб и венец сподобилася еси прияти от руки Жениха твоего: постилася бо еси, страсти плотския обуздающи, пострадавши же законно, врага низложила еси. Темже мольбами твоими спаси ны от напастей.

Песнь 4

Ирмос: Пою Тя, слухом бо, Господи, услышах и ужасохся: до мене бо идеши, мене ища, заблуждшаго. Тем многое Твое снизхождение, еже на мя, прославляю, Многомилостиве.

Красно душевное устроение благолепием благочестия Татиана носящи, еще же мучения светом преславно сияющи, к чистому Жениху вселяется.

Железом твое лице стружущия пребеззаконныя невидением Небеснии Ангели мучаху, посланнии к твоей от Бога, мученице, помощи, иже твоему терпению удивишася.

Законно Христа проповедающи, победила еси пребеззаконнующия, жертва же непорочна благоприятна совершеннейшая Тому принеслася еси, взывающи: Тебе любящи, Спасе, закалаюся.

Богородичен: Ко пристанищу тихому мя направи, Богоневесто Всесвятая: буря бо мя волнует и смущение греха люте, ветры колеблемь лукавых духов, оскорбляющих мя.

Песнь 5

Ирмос: Просвещение во тьме лежащих, спасение отчаянных, Христе Спасе мой, к Тебе утренюю, Царю мира, просвети мя сиянием Твоим: иного бо, разве Тебе, бога не знаю.

Твою честную и блаженную страсть подражающи, безстрастием Тебе сочтавшаяся страждет преусердно, на уды ссекаемая, Жизнодавче Христе, зовущи: иного, разве Тебе, бога не знаю.

Страх Божий во утробе мыслию приемши, дух спасительнаго исповедания и мучения родила еси преславно, доблемудрая, твердым страданием и сопротивная начала посрамила еси.

Светлыми сияеши зарями, уясняема Духа Святаго светолитием, и озаряеши верных сердца, греховный мрак разоряющи, мученице, страстотерпице Христова досточудная.

Богородичен: Светлый Солнца Облаче, осияй ми зарю, решащу мрак моих прегрешений, даждь ми руку, впадшему в тину греховную, воздвигни мя, лежащаго, Едина падшаго Адама исправление.

Песнь 6

Ирмос: В бездне греховней валяяся, неизследную милосердия Твоего призываю бездну: от тли, Боже, мя возведи.

На древе яко позна простерта Тя мученица честная, терпит повешение и строгания телесная за любовь Твою, Всемощне.

Сверепейший зверие устыдешася посреде тризнища мужески страждущия тя, Феклы первее первомученицы, еяже ревность стяжала еси, приснопамятная.

Представше Небеснии Ангели посреде темницы, тя светом осияша, от болезней изымающе и яко Божию агницу прославляюще.

Богородичен: От всех родов избра Тя, доброту Иаковлю, Юже возлюби Творец, Всенепорочная, и из Тебе, возсияв, явися.

Песнь 7

Ирмос: Богопротивное веление беззаконнующаго мучителя высок пламень вознесло есть. Христос же простре Богочестивым отроком росу духовную, Сый благословен и препрославлен.

Благомощно непобедимая, сечема, сосцев отъятие претерпела еси терпеливейше, огнем же Небесным, мученице, попалила еси чтити не хотящия Бога, Егоже вся тварь поет, славящи.

В сердцы носящи огнь Божественныя любве, непорочная, пламень попра, огня подоборабнаго не ужасеся, отроков образующи древних и мужество и крепость.

Зверей сверепство тебе повинеся, львов зияния невредно преминула еси, Богу тя прославльшу, Того прославившую, Егоже страдания твоею исполняющи плотию, всехвальная.

Богородичен: Жизнь Ипостасную нам рождши, смертию смерть яве потребльшую, страсти умертви плоти нашея верою чтущих Тя, Чистая, яко Богородицу и Всеславную.

Песнь 8

Ирмос: В пещь огненную ко отроком еврейским снизшедшаго и пламень в росу преложшаго Бога, пойте, дела, яко Господа, и превозносите во вся веки.

Удобрившися добродетельми, украсилася еси добротами мучения и Жениху обручилася еси, паче всех человеков краснейшему, добротою сияющему безсмертия, Татиано Богомудрая.

С безплотными слугами в темнице Творца славословила еси, сияющи славою Божественнаго блистания и всем неприступна пребывающи, держимым тьмою прелести.

Сокрушение твоих удес истни врагов коварства, кровей течение нечестия лютыя потоки, честная, изсуши, пучина чудес нам явльшися.

Богородичен: Спаси, ущедри ны, щедраго Бога нам Спаса рождшая паче слова, огнепальных помышлений и страстей изымаюши зноя Твоими молитвами, Чистая, Препрославленная.

Песнь 9

Ирмос: От Бога Бога Слова, неизреченною мудростию пришедшаго обновити Адама, ядию в тление падшаго люте, от Святыя Девы неизреченно воплотившагося нас ради, вернии, единомудренно песньми величаем.

По многих муках мечным тя судом лютый осуждает судия, еяже восхождению восплескаша Небеснии чини. Христос же всесильною десницею венча тя, мученице, законно пострадавшую.

Сочтася с мученическими светлейшими стады, яснейши приближившися Богу, видиши, яже видят Ангели, яко дева в чертозе водворяешися, Жениха твоего, честная, молящи, спастися любовию тя почитающим.

Запечатанный источник тя, заключен же оград, возложение честно и священно, невесту Христову нетленную, заколение и жертву, агницу и добрую голубицу Владыки всяческих, Татиано, проповедуем.

Богородичен: Гласы прекланяема тепле Тя молящих, Едина верных Прибежище, спаси, ущедри, Владычице, соблюди от вреда и всякаго языков нашествия верою и любовию присно Тя величающия.

Аудио:

Кондак 1

Избранней невесте Христа, Вседержителя твари, похвальная пения восписуем, чистоту жития твоего девственнаго восхваляюще и лобызающе честная страдания Твоя; ты бо ныне ликуеши в чертоге небеснем твоего Жениха Христа. Поминай прославляющих тя пении сими, да зовем ти:

Икос 1

Ангелов Творец избра тя из древняго Рима, да песнопоеши житием твоим святое имя Божие, от лет детства твоего воспитана бысть в страсе Божии и добродетелех, сего ради зовем ти:

Радуйся, юнице сладкоблагоуханная;

радуйся, Божественное Писание возлюбившая.

Радуйся, благочестие в себе воспитавшая;

радуйся, богобоязненному родителю внимавшая.

Радуйся, от него семена веры приявшая;

радуйся, в страсе Божии воспитанная.

Радуйся, паче всех благ вечная блага возлюбившая.

Радуйся, благоуханный цвете девства, славная мученице Татиано.

Кондак 2

Видящи богобоязненный родитель твой житие твое, всечестная, насладися дарований Божественных в тебе, паче бо знатности своея и власти консульския любляше Христа, всяк день хвалу Ему поя: Аллилуиа.

Икос 2

Разум небесный тебе даровася, егда достигла еси юности твоея и восхоте тогда житие твое проводити в девстве и целомудрии. Христос же Бог, укрепляя тя в сих добродетелех, прият тя в небесная селения. Сего ради приими от нас пения сия:

Радуйся, птице, парящая в Небеса;

радуйся, девство и целомудрие бысть твои криле.

Радуйся, Бога предпочетшая миру;

радуйся, юность свою Христу посвятившая.

Радуйся, ластовице Божественнаго сада;

радуйся, токмо ко Христу любовию пламенеющая.

Радуйся, служившая Ему день и нощь.

Радуйся, благоуханный цвете девства, славная мученице Татиано.

Кондак 3

Сила Божественныя любве в тебе содела тя служительницей Христу, бысть бо избрана и поставлена на славное служение диакониссы, и оттоле, служащи Церкви в радости велией, возглашаше непрестанно: Аллилуиа.

Икос 3

Имеющи ревность о Церкви Божией, в новом звании подвизалася еси, труды и подвиги усугубляя и подобно безтелесным Ангелом служа ближним во Христе. Мы же, отягченнии грехми, сице глаголем ти:

Радуйся, молитвою услаждавшая житие твое;

радуйся, в звании диакониссы послужившая.

Радуйся, в темницах узников посещавшая;

радуйся, им узы врачевавшая и украшавшая.

Радуйся, добропобедное постничества правило;

радуйся, ко крещению жен приуготовлявшая.

Радуйся, благодати крещения споспешнице;

радуйся, бедных и вдовиц окормлявшая.

Радуйся, в беде и несчастии отраду носящая

Радуйся, благоуханный цвете девства, славная мученице Татиано.

Кондак 4

Бурю злых напастей претерпе нечестивый царь Антонин Илиогабал, егда тело его, влекомо по граду, с поруганием ввержено бысть в реку Тибр, воином же возведшим на царство Римское Александра Севира. Ты же, всеславная мученице, пострадала за Христа во дни его царствия, песнопоя Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаще и видяще яко млад есть царь Александр Севир, нечестивии консулы притесняху христиан, злочестивый и зверонравный епарх Ульпиан убийство галилеян помысля, повеле кланятися римским богам. Бысть бо страх велий тогда и потече яко вода кровь мучеников. Ты же, всеблагая Татиано, не убоялася еси страха человеческаго; сего ради мы с любовию восклицаем ти:

Радуйся, заблуждению царя Александра Севира посмеявшаяся;

радуйся, Христа и идолов не сочетавшая в поклонении.

Радуйся, токмо единому Христу послужившая;

радуйся, идолы яко сатану вменившая.

Радуйся, Ульпианова страха не убоявшаяся;

радуйся, сочетанию со Христом себе приуготовлявшая.

Радуйся, правоверия цевнице;

радуйся, страха смертнаго низложительнице.

Радуйся, благоуханный цвете девства, славная мученице Татиано.

Кондак 5

Божественный свет осия житие твое, святая мученице, егда приспе время страданий твоих. Ты бо, облеченная светом, взошла еси в горнило страданий и бысть радостны раны твоя смертныя. Ангели бо служаху тебе и восклицаху непрестанно Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видя чистое житие твое, вожди язычестии яша тя яко христианку и ведоша в языческий храм на поклонение. Ты же вознесе молитву Христу Богу, и паде Аполлон, бог языческий, обвалися капище идольское, и мнози идолопоклонницы смерть прияша. Мы же, чтуще силу молитвы твоея, глаголем:

Радуйся, Аполлону не поклонившаяся;

радуйся, силу молитвы стяжавшая.

Радуйся, молитвой идолы сокрушившая;

радуйся, тобою бо капище проседеся.

Радуйся, тобою бо идолопоклонницы посрамишася;

радуйся, тобою бо научишася поклонятися Единому Богу.

Радуйся, страх поколебавшая; радуйся из Аполлона беса изгнавшая.

Радуйся, тень беса и рыдание диавольское показавшая.

Радуйся, благоуханный цвете девства, славная мученице Татиано.

Кондак 6

Проповедует житие твое велию любовь ко Христу и подвиги. Ты бо подвигами и молитвою низложила еси идольское зломыслие. Ты бо молитвою посрамила мучители, когтьми железными терзающих тело твое, изнемогоша бо мучители и возопиша: Терпим бо сами жестокая мучения за праведницу сию. Ты же ликующе пояше: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия свет Христов в воинех, мучивших тя, егда увероваша в истиннаго Бога возопиша ти: Прости ны, служительнице истиннаго Бога, прости, ибо несть нашея воли на страдание твое. И от того часа бысть чада Божия. Мы же, восхваляюще чудеса милости Божия, зовем:

Радуйся, страданием ко Христу возводящая;

радуйся, Ангелами охраняемая.

Радуйся, за своих мучителей молившаяся;

радуйся, светом Христовым озарившая воины.

Радуйся, приведшая их в воинство небесное;

радуйся, осмь воинов страданием за Христа венчавшая

Радуйся, молитвою твоею им очи отверзшая,

радуйся, мучения своя на мучителей перенесшая.

Радуйся, благоуханный цвете девства, славная мученице Татиано.

Кондак 7

Хотя воврещи на поклонение идолом, тя ведоша в судилище и мучением предаша беззаконнии язычницы. Ты же явилася здрава и цела, лице же твое бысть светло и радостно, и страхом объят бысть судия нечестивый, повеле паки и паки предати тя горьким мучениим. Тя же охраняше Ангели, служители Бога, поюще: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго чуда бысть свидетели, яко сосца твоя урезанная источиста вместо крове млеко и тело твое обнаженное мучений ради и ножем секомое, источи благоухание. Разъярився нечестивый мучитель и повеле крестообразно на земли распрострети тя и бити жезлы железными. Мы же, чудящеся страданием твоим, рцем ти похвалы таковыя:

Радуйся, Христу сораспятая доблественне;

радуйся, мучителей устрашившая и удивившая.

Радуйся, к изнеможению их приведшая;

радуйся, цевнице мужества веры.

Радуйся, яко тело твое источи благоухание неба;

радуйся, урезанными сосцы воскормившая сонмы мучеников за Христа.

Радуйся, яко и ныне благоухаеши молитвою к Богу;

радуйся, не оставляющая нас своею помощию.

Радуйся, благоуханный цвете девства, славная мученице Татиано.

Кондак 8

Странное чудо видим на тебе, всеблаженная, како в темнице нощию молящеся и воспевающе Христу хвалы, небеснаго света сподобися озарения и Ангелов Божиих купно славословление приимаше. Тако и ныне в райских селениих со Ангелы песнопоеши: Аллилуиа.

Икос 8

Весь рачитель злобы бысть епарх, егда паки узре тя здраву и светлу, изведену из темницы на судилище, хотеша ласкою соблазнити тя на поклонение идолом. Ты же, ведая силу молитвы твоея, в храм Дианы направи нозе твоя, устремися же бес из богини злочестивыя и возопиша: Горе мне, горе! камо бегу; огнь бо снедает мя. Сего ради, победительнице бесов, вопием ти радостно:

Радуйся, лести епарха не внявшая;

радуйся, в храм Дианы вошедшая.

Радуйся, молитвою низведшая с неба огнь и капище Дианы разрушившая;

радуйся, молитвы великий пламеню.

Радуйся, яко бесы присутствия твоего трепетаху и бежаху;

радуйся, крестным знамением безстрашно себе осенявшая.

Радуйся, в молитве очи к небу возводившая;

радуйся, лучи благодати от неба испросившая.

Радуйся, благоуханный цвете девства, славная мученице Татиано.

Кондак 9

Все естество ангельское удивися силе молитвы твоея, егда множество не ведящих Бога падоша и смертный страх прияша, опаленнии огнем, и восхвалиша Бога, дивнаго во святых своих, песнею: Аллилуиа.

Икос 9

Витии многоглаголивии не могут восхвалити тя по достоянию, славная мученице Христова. Кто бо возможет величие страданий твоих изрещи? Кто подвиги твоя воспоет достойно? Токмо надеясь на неизреченную милость твою, дерзаем принести ти сия похвалы:

Радуйся, сладость христианских сердец;

радуйся, нам приносящая милость от Бога.

Радуйся, молитве научающая нас усердно;

радуйся, прошением нашим внемлющая.

Радуйся, яко скоро прошения приносиши Богу;

радуйся, яко горьких мучений избавляеши.

Радуйся, благоуханная ветве райская;

радуйся, чертогов Отчих жительнице.

Радуйся, Царствия Небеснаго наследнице.

Радуйся, благоуханный цвете девства, славная мученице Татиано.

Кондак 10

Спасительнаго твоего подвига зряще течение, восхваляем страдания твоя, ты бо претерпе бичевания, крестообразное к полу пригвождение, тела изсечение, сосцов вырывание, биение и осмеяние, в темнице заключение и иныя злострадания. Ныне же, венцем Царствия Небеснаго венчавшися, со всеми святыми взываеши: Аллилуиа.

Икос 10

Стена и адамант тверд была еси, егда на растерзание зверем ведена являешися, лев бо у ног твоих ласкашеся и не растерзаша тя, но егда хотяху отъяти льва, сей абие разсвирепе и разтерза сановника Евмениа, указуя силу христианскую. Сего ради глаголем в страсе:

Радуйся, зверей в агнцев претворяющая;

радуйся, молитвою их умягчающая.

Радуйся, за смерть Евмениеву мучимая;

радуйся, на древе повешенная.

Радуйся, железными когтьми стружаемая;

радуйся, в волхвовании оклеветанная.

Радуйся, нас клеветы избавляющая;

радуйся, от злаго волхвования нас сохраняющая.

Радуйся, благоуханный цвете девства, славная мученице Татиано.

Кондак 11

Пение непрестанное вознося ко Господу, была еси вместилищем силы и славы Божия. Сего ради молим тя: умоли Господа за нас грешных, святая мученице Татиано, да ниспослет и нам чудеса милости Своея, песнопоющим ныне: Аллилуиа.

Икос 11

Светоподательная свеща бысть во страдании твоем, святая мученице, озаряя светом сердца языческия, да обрящут тобою истиннаго Бога, да водворятся их души в селениих райских. Сего ради умильно восклицаем ти:

Радуйся, носительнице света благодатнаго;

радуйся, солнце лежащих во зле.

Радуйся, ты бо нас светом озаряеши;

радуйся, ты бо нас к блаженству ведеши.

Радуйся, в капище Зевса заключенная;

радуйся, его низложившая и разсыпавшая.

Радуйся, власов лишившаяся;

радуйся, яко язычницы мысляху, яко во власех твоих чары обретаются.

Радуйся, и по острижении власов чудотворящая силою Христовою.

Радуйся, благоуханный цвете девства, славная мученице Татиано.

Кондак 12

Благодать от Бога получивши, к смертному часу пришла еси, егда бысть в капище Зевса заключена, и поутру, егда приидоша язычестии жрецы, видевше Зевса повержена, а тя ликующу, паки ведоша тя на судилище, и бысть смерть твоя от усечения мечнаго. Ты же, славная мученице, готовящися к селением небесным, взывала еси: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще твое усечение мечное, восхваляем отшествие твое в вожделенное отечество, идеже ныне ты ликуеши со Ангелы и со всеми святыми во славе невечерней. Сего ради приими от нас словеса сия:

Радуйся, мечем усеченная за Христа;

радуйся, с родителем твоим пострадавшая.

Радуйся, венцев мученических сподобившаяся;

радуйся, со Христом сочетавшаяся.

Радуйся, со Апостолы ликующая;

радуйся, со святыми мученики хвалу Богу возносящая.

Радуйся, не лишившая нас радости твоея;

радуйся, наши сердца зажигающая Божественным огнем.

Радуйся, идолов наших попирающая;

радуйся, начертавшая нам славу Христа.

Радуйся, благоуханный цвете девства, славная мученице Татиано.

Кондак 13

О, всеславная и великоименитая мученице Христова Татиано, девства и чистоты сосуд златый! Ныне милостивно призри на молящияся ти и прилежно просящия твоего молитвеннаго у Бога предстательства. Даруй нам чистоту тела и души, избави нас мучений греховных, да выну Господу зовем: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангелов Творец...» и 1-й кондак «Избранней невесте...».

Молитва

О, святая мученице Татиано, невесто Сладчайшаго Жениха твоего Христа, агнице Агнца Божественнаго, голубице целомудрия, страданьми, яко одеждами царскими одеянная, к ликом небесным сопричтенная, ликующая ныне во славе вечней, от дней младых Богу обещавшаяся святая служительнице Церкве, целомудрие соблюдшая и паче всех благ Господа возлюбившая! Тебе мы молимся и тебе мы просим: внемли прошением нашим сердечным и не отвергай молений наших. Даруй чистоту тела и души, вдохни любовь к Божественным истинам, на путь добродетельный введи нас, ангельское охранение испроси у Бога нам, наши раны и язвы телесныя исцели, в злострадании терпение даруй, греховныя язвы уврачуй, юность нашу огради, старость безболезненну и безбедну даруй, в смертнем часе помози. Поминай наши скорби и отраду даруй. Посети нас, сущих в темнице греха, на покаяние настави скоро, возжжи пламень молитвы, не оставь нас, сирых, да славяще страдания твоя, возсылаем хвалу Господу сил, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Святая Татьяна: великомученица и покровительница студентов

25 января - день памяти святой мученицы Татьяны. Кто такая святая Татьяна, как прошла ее жизнь, за что ее так почитают православные верующие и о чем ей молиться.

Святая мученица Татьяна (Татиана) родилась в древнем Риме в семье богатых и знатных родителей. Отец ее, трижды бывший консулом, являлся тайным христианином и воспитывал дочь в благочестии, преданной Богу и Церкви.

Достигнув совершеннолетия, Татьяна отвергла все радости обеспеченной жизни и полностью посвятила себя церкви. Осознанно она отказалась от замужества и избрала путь «невесты Христовой», приняв обет целомудрия. За свою добродетельную жизнь Татьяна была поставлена диакониссой, таким образом став первой женщиной, которая могла участвовать в богослужении. До нее сан диаконисы могли принимать только священники мужчины.

Трудно приходилось христианам в те времена в Риме. Город был языческим и очень религиозным. Ни одно важное событие не обходилось без жертвоприношения идолам - будь то вступление на трон нового императора или военные победы римских легионеров, наступление нового года или рождение ребенка. Христиан в Риме было мало и практически все скрывались, опасаясь расправы со стороны властей.

Святая Татьяна великомученица

Во время очередного гонения на христиан при императоре Александре Севере (царствовал с 222 по 235 годы) Татьану схватили и привели в храм Аполлона, где пытались заставить поклониться статуе этого языческого бога. Девушка вознесла молитву Иисусу Христу, после чего вдруг началось землетрясение, часть храма вместе со статуей Аполлона обрушилась, придавив под собой жрецов и многих язычников.

Несколько дней Татьяну истязали: били, пытали, жгли в костре, но Бог ее оберёг, и даже следы жестоких пыток исчезали с ее тела. В гневе мучители снова заточили ее в темницу, а на следующий день Татьяну бросили на арену Колизея на растерзание льву, но он склонился пред ней и лизал ей руки.

Судьи, решив, что девушка занимается волхвованием с помощью своих волос, остригли их и заперли ее на два дня в храме Зевса. На третий день жрецы, придя в храм, чтобы принести жертву Зевсу, обнаружили его статую разбитой, а Татьяну живой.

После этого ей был вынесен смертный приговор, и 12 января 226 года Татьяна была обезглавлена.

Вместе с Татьяной был казнен и ее отец. Видя страдания дочери, он не пожелал оставаться тайным христианином и решил открыться и разделить страдания вместе с ней.

Почитание святой мученицы Татьяны

За такие мучения ради веры Татьяна была причислена к лику святых, а ее день принято чтить 25 января. Традиционно в храмах читаются молитвы. А простые прихожане просят Татьяну дать им счастья, терпения, и успехов в учебе.

Святая Татьяна почитается и в Православной, и в Католической церквях, однако широко ее почитание распространилось только среди восточных христиан.

В России святая Татьяна считается покровительницей просвещения, студентов, образования. Многие современные студенты считают своей небесной покровительницей и помощницей святую мученицу Татьяну. Они молятся ей накануне важных событий, перед экзаменами. У нее просят помощи в освоении наук, защиты от злых сил.

Святая Татьяна - покровительница студентов

После того, как 12 (23) января 1755 года императрицей Елизаветой Петровной был подписан указ об открытии Московского университета, Татьянин день стал праздноваться ежегодно (ныне это 25 января по новому стилю) сначала как день рождения Университета, а позднее и как праздник всех студентов.

О чем молятся Святой Татьяне

Святая Татьяна прежде всего покровительница образования и студенчества.

Святая Татьяна первая помощница тем, кто получает высшее образование. Обращайтесь к мученице перед сессией, зачетом. Это подкрепит не только вашу уверенность, но и удачу. Обратиться к святой Татьяне за помощью может даже абитуриент перед сдачей вступительных экзаменов.

Также святая Татьяна является покровительницей и заступницей всех Татьян, поэтому если вы являетесь обладательницей такого же имени - не помешает иметь свою именную икону в красном уголочке.

Молитва святой Татьяне

О святая мученице Татиано, приими ныне нас, молящихся и припадающих к святой иконе твоей. Молися о нас, рабех Божиих (имена), да избавимся всяких скорбей и болезней душевных и телесных и благочестне поживем в настоящем житии, и в будущем веке сподоби нас со всеми святыми поклонятися в Троице славимому Богу, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Святая мученица Татиана

В конце II – начале Ш века Рим был полон величественных храмов, где поклонялись языческим богам. Жители Рима верили, что от них зависит судьба и благополучие, здоровье и богатый урожай. Поэтому молились Юпитеру, Аполлону, Геркулесу, Марсу, Орфею, охотнице Диане и другим и приносили им жертвы. Христиане, которые появились в это время в Риме, собирались тайно, потому что подвергались гонениям. Будущая святая мученица Татиана родилась в знатной семье римского консула, который исповедовал христианство. Когда у него родилась дочь, он принял решение назвать ее Татианой – «устроительницей». «Пусть устроит свою жизнь по-новому, с Христом», – подумал он и воспитал дочь в христианских традициях.

Часто, ещё будучи маленькой девочкой, св. Татьяна, проснувшись среди ночи, поднимала руки и приносила Богу свои детские молитвы:

– Я хочу быть святой, – шептала она. – Научи меня, Господи, не любить ничего и никого так крепко, как Тебя! Научи меня, Господи, делать только то, что Тебе угодно; сделай меня Твоей служительницей!
Татиана была очень хороша собой. У нее было нежное белое лицо, которое обрамляли густые каштановые волосы, стройная фигура, добрый нрав и редкая для ее возраста рассудительность. Она совсем не походила на избалованных римлянок своего круга. Напротив, была нетребовательной и очень послушной девушкой, почитающей старших.

К Татиане сватались многие молодые люди из знатных и состоятельных семей. И несмотря на то, что даже отец уговаривал ее выйти замуж, она ему отвечала: «Отец, мое сердце давно отдано Господу, и никакие силы не заставят меня отречься от этой любви!» После чего отец решительно отказал всем женихам и оставил девушку в покое. Татиана вела уединенный и тихий образ жизни. Ее не интересовала богемная мирская суета и интриги. Всему этому она предпочитала молитву.

В это время Римом правил император Гелиогабал, который поклонялся солнечному богу Эмезу. Культ Эмеза, символ которого - привезенный из Сирии черный камень аэролит - красовался посредине дворца, превратился в пьяные оргии, которые устраивал император, что вызывало недовольство народа и особенно солдат. А когда император, которого и так считали кровавым тираном, задумал лишить жизни своего двоюродного брата Александра Севера, это переполнило чашу народного терпения.

Нечестивый царь Антонин Гелиогабал был убит своими же поддаными, и тело его, влекомое по граду с поруганием, было брошено в реку Тибр. На царский престол был возведен Александр, шестнадцатилетний отрок. Матерью его была христианка по имени Маммея. От нее он научился почитать Христа, но в то же время он продолжал служить идолам и поклоняться им как древним богам римским. В его дворце были изображения Христа и почитаемого язычниками Аполлона, ветхозаветного Авраама и языческого Орфея… После того, как к власти пришел Александр Север, жизнь в городе сильно изменилась. Теперь христианам разрешили владеть недвижимым имуществом и свободно избирать своих епископов.

Новый император подумывал о том, чтобы построить храм Христу. Но он сам не был христианином, а продолжал верить во многих богов. Иисус Христос был для него одним из них. Однако теперь христиане вышли из подполья, и многие вступили в христианскую общину Рима, в том числе и Татиана.

Она отличалась большим усердием, трудолюбием, добротой и терпением. И вскоре епископ назначил ее диаконисой. Теперь она почти не бывала дома - целыми днями ухаживала за больными и убогими, готовила верующих к обряду крещения и выполняла другие обязанности. Иногда в заботах своих девушка сутками была вынуждена не спать и не есть. Нуждающиеся в помощи шли к ней со всего города толпами.

Молва о ее доброте быстро распространилась по Риму. Не зря отец назвал ее Татианой – «устроительницей». Рядом с ней все действительно волшебным образом устраивалось. Находились необходимые лекарства и врачи для больных, жилища для убогих, одежда и пища для нищих и сирот. Словно кто-то невидимый сверху передавал свои небесные дары через нее людям. Татьяна так и говорила, когда ее пытались благодарить: «Не меня благодарите – Господа! Столь велико Его милосердие, что не оставит Он без ответа самую малую просьбу, самую скромную нужду!». Татиана редко теперь виделась с отцом, но она была по-настоящему счастлива, так как, помогая нуждающимся, служила Господу!

Сам Александр не преследовал христиан, но наместники его, правители областей и консулы, сильно их притесняли. Ввиду молодости Александра управление государством было поручено некоторым из членов государственного совета. Многие приближенные императора фактически управляли государством и продвигали желательные для них решения и законы. Некоторые не одобряли свободу, данную христианам. Главным среди них был городской епарх Ульпиан, жестокий нравом и великий враг христиан. Им был составлен сборник законов, преследующих последователей Христа. Советники разослали повсюду повеление, чтобы галилеян (так они называли христиан) всюду принуждали поклоняться римским богам, угрожая им в случае неповиновения лютыми мучениями и даже смертью. Наблюдать же за тем, исполняется ли это повеление, были избраны следующие лютейшие враги христиан и верные слуги диавола: комит (приближенный императора) Виталий, кувикулярий (царский постельничий) Васе, доместик (охранник) Кай. Тогда и в Риме, и во всех областях римского государства полилась кровь христиан, подобно воде. Их не щадили, подвергая мучениям и предавая смерти.

И опять полилась кровь христианских мучеников, которые не желали поклоняться римским богам. Трудно тогда было быть христианином. Рим был полон языческих храмов, и общественная жизнь была тесно связана с религией. Возвращавшиеся после очередной победы римские легионы должны были приносить жертвы богам, в церемонии должны были участвовать все жители Рима. Во время вступления на престол нового правителя все шли в храмы и воскуряли фимиам перед «гением императора». При наступлении нового года всем следовало умилостивить богов жертвоприношениями. А сколько было других случаев в жизни, когда нужно было на виду у всех показать, что ты не безбожник, что ты чтишь богов и исполняешь все обряды народной религии!

Казалось бы, велика ли важность - бросить щепотку фимиама на жертвенник или поклясться гением императора, но христиане и это считали изменой Христу, актом отречения от Него и потому под разными предлогами старались уклониться от участия в общенародных праздниках, им приходилось таиться и скрывать свою веру в истинного Бога. Когда же вспыхивало очередное гонение на христиан, когда их принуждали при всех похулить Христа и принести жертвы идолам, тогда даже и тайные христиане объявляли о своей вере, терпели страдания и лишались жизни. Через несколько месяцев после начала новых гонений Татиану схватили. От нее потребовали поклониться богу Аполлону. На что Татиана ответила, что для нее существует только один Бог – Иисус Христос, и отказалась. Тогда Ульпиан велел силой привести ее в храм Аполлона и склонить перед идолом. Татиана молила Господа не оставить ее в этот трудный час и дать силы, чтобы выстоять. Еще она просила Господа простить ее мучителей, ибо не ведают они, что творят. В то время, когда Татиану подвели к языческому храму, земля содрогнулась. Идол Аполлона упал и разбился на части, обрушилась также часть храма и придавила многих язычников и жрецов, дьявол, обитавший в статуе с громким криком и рыданием бежал от того места, причем все слышали вопли его и видели тень, пронесшуюся по воздуху.

Тогда нечестивые повлекли святую деву на суд и мучения. Сначала они стали бить ее по лицу и терзать железными крючьями. В результате долгого истязания сами мучители изнемогли, ибо тело Христовой страдалицы для наносивших раны было твердо, как наковальня, и больше приняли муки сами мучители, чем святая мученица. И Ангелы невидимо стояли возле святой и наносили удары тем, кто мучил святую Татиану. Мучители взывали к беззаконному судье и просили его, чтобы он приказал прекратить мучения. Они говорили, что сами больше страдают, чем святая невинная дева. Татиана же, мужественно претерпевая страдания, молилась за мучителей и просила Господа, чтобы Он открыл им свет истины. И молитва ее была услышана. Небесный свет озарил мучителей, и духовные очи их отверзлись. Они увидели четырех Ангелов, окружающих святую, услышали глас с Небес, обращенный к святой деве, пали перед нею на колени и стали молить: «Прости нас, служительница Истинного Бога, прости! Ибо не по нашей воле мы причиняли тебе мучения».

Все они, а их было восемь человек, уверовали во Христа и приняли крещение в своей собственной крови, ибо их за исповедание Христа жестоко мучили и в конце концов обезглавили.

На другой день неправедный судья опять приказал привести на мучение святую Татиану. Она же предстала пред своим мучителем совершенно здоровой. Лицо ее было спокойно и радостно. Судья стал убеждать святую деву, чтобы она принесла жертву идолам, но старания его оставались тщетными. Тогда он приказал обнажить святую и бритвами резать ее. Девственное тело ее было бело, как снег, и когда стали резать его, то из ран вместо крови истекало молоко, причем распространилось великое благоухание, как бы от сосуда с ароматами. Святая же, воззрев на небо, молилась среди этих мучений. Затем ее крестообразно распростерли на земле и долгое время били жезлами, так что мучители изнемогали и часто сменялись. Ибо, как и прежде, Ангелы Божии невидимо стояли около святой и наносили раны тем, кто причинял удары святой мученице. Слуги мучителя изнемогали, заявляя, что им кто-то наносит удары железными палками. Наконец девять из них умерло, пораженные десницей ангельской, а остальные упали на землю еле живыми. Святая же обличала судью и его служителей и говорила, что боги их – бездушные идолы.

Так как уже приближался вечер, то святую отвели в темницу. Здесь она провела всю ночь, молясь Господу и воспевая Ему хвалы. Небесный свет озарил ее, и Ангелы Божии славословили вместе с нею. Утром ее снова привели на суд. Увидев святую мученицу вполне здоровой, с лицом еще более прекрасным, чем прежде, все были изумлены. Сначала ее стали ласково и льстиво уговаривать, чтобы она принесла жертву их великой богине Диане. Святая дева сделала вид, что согласна последовать их совету. Ее повели в храм Дианы. Бес, обитавший в идоле Дианы, почувствовал приближение святой девы и стал громогласно взывать: «Горе мне, горе мне! Куда бежать мне от Твоего Духа, Боже Небесный, ибо огонь, возгорающийся со всех углов сего храма, гонит меня?».

Святая, приблизившись к храму, ознаменовала себя крестным знамением и, возведя очи к небу, стала молиться. Вдруг раздался страшный удар грома и заблистала молния: огонь, упавший с неба, попалил храм с идолом, жертвы, жрецов; множество из неверующих, опаленные молнией, замертво упали на землю. Тогда повели святую Татиану в претор, подвесили ее там и терзали железными крючьями и даже вырвали ей сосцы. После этого святую заключили в темницу, и снова светозарные Ангелы небесные явились к святой страстотерпице, совершенно исцелили ее от ран и восхваляли ее мужественное страдание. На утро святую Татиану привели в цирк и выпустили на нее страшного льва, чтобы он растерзал ее. Но свирепое животное не коснулось святой. Лев ласкался к ней и покорно лизал ноги. Когда же льва хотели было увести обратно в клетку, он внезапно устремился на одного знатного сановника по имени Евмений и растерзал его.

Святую Татиану снова повесили и снова начали строгать ее тело, но снова Ангелы невидимо наносили удары ее мучителям и те падали мертвыми. Тогда святую ввергли в огонь, но и огонь не вредил ей: сила огненного пламени стихала, как бы почитая рабу Христову. Нечестивцы же все эти дивные знамения приписывали не силе Христовой, а волхвованию. Они остригли святой волосы, надеясь, что ее чары будут теперь недействительны. Они думали, что в волосах святая имеет некоторую волшебную силу, так что ничем нельзя повредить ей. Поэтому они остригли ей волосы и заключили ее в храм Зевса. Безбожные думали, что святая никак не может более повредить их божеству, потому что с потерей волос она лишилась и силы волхвования. Два дня провела святая заключенной в том храме. Небесный свет, который всегда ее осиявал, разливался и в храме, и Ангелы ободряли и утешали ее. На третий день пришли жрецы с народом, чтобы принести жертву Зевсу. Отворив храм, они увидели, что идол их упал и разбился, а святая Татиана пребывала в радости о имени Господа Бога.

Тогда ее привели в судилище. Судья, не зная, что еще сделать с ней, изрек ей смертный приговор, и святая Татиана была усечена мечом. Вместе с ней казнили и отца ее, ибо узнали, что и он христианин. Сначала мучители лишили его почетного звания, отняли у него все его имение. Осужденный на смерть, он умер от меча вместе со своей дочерью за имя Христово. Оба они сподобились получить венцы мученические от Христа Бога, Ему же слава во веки. Аминь. Произошло все это в 225 году.

Молитва Св. мученице Татиане

О, святая мученице Татиано, невесто Сладчайшего Жениха Твоего Христа! Агнице Агнца Божественнаго! Голубице целомудрия, благоуханное тело страданьми яко одеждами царскими одеявшая, к ликом небесным сопричтенная, ликующая ныне во славе вечной, от дней юности служительнице Церкви Божия, целомудрие соблюдшая и паче всех благ Господа возлюбившая! Тебе мы молимся и тебе мы просим: внемли прошениям нашим сердечным и не отвергай молений наших, даруй чистоту тела и души, вдохни любовь к Божественным истинам, на путь добродетельный введи нас, ангельское охранение испроси у Бога нам, наши раны и язвы уврачуй, юность огради, старость безболезненну и безбедну даруй, в смертнем часе помози, поминай наши скорби и отраду даруй, посети нас сущих в темнице греха, на покаяние настави скоро, возжи пламень молитвы, не остави нас сирых, да славяще страдания твоя, возсылаем хвалу Господу, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 8 (перенесение мощей):

Всечестная благочестия учредительнице, прехвальная и всеблаженная мученице Татиано, сосудом девства и чистоты явившаяся и невестой Христовой нарекшаяся, страданий кровьми украсившеся, возлетела еси в небе в небесный чертог. Темже чтущия тя поминай.

Кондак, глас 4:

Светло во страдании твоем возсияла еси, страстотерпице, от кровей твоих преиспещрена, и яко красная голубица к небеси возлетела еси, Татиано: темже моли присно за чтущия тя.

12 января (25 января по новому стилю) 1724 года Петром Великим была основана Российская Академия Наук в Санкт-Петербурге. А через год при Академии открылся Санкт-Петербургский Академический Университет. Деятельность этих первых российских "кузниц" научных кадров протекала при активном участии Л.В.Ломоносова и графа И.И.Шувалова, известного мецената, покровителя наук и искусств. Отношения этих двух разных людей знали разные периоды, но в одном великий ученый и умелый царедворец были едины: оба считали необходимым открытие в России второго Университета – Московского.

12 января (25 по новому стилю) 1755 года граф И.И. Шувалов подал прошение об учреждении нового учебного заведения именно в Москве. Иван Иванович помнил и то, что в этот день было совершено Петром Великим (а Императрица Елизавета Петровна всячески подчеркивала свое желание следовать путем отца), и то, что этот день является именинами его матери, Татианы Шуваловой.

Императрица Елизавета Петровна подписала Указ об основании Московского Университета "для общей Отечеству славы", дабы "возрастала в нашей пространной Империи всякое полезное знание". Так дважды в российской истории была закреплена связь нашей отечественной науки с днем памяти святой мученицы Татианы. И неудивительно, что когда встал вопрос о устроении в Московском Университет своей домовой церкви, этот храм был освящен во имя этой святой мученицы.

Отдельное здание храма во имя святой мученицы Татианы при Московском Университете было выстроено известнейшим архитектором Матвеем Казаковым и входило в общий комплекс зданий главного университетского корпуса на Маховой улице, что идет от Тверской мимо Манежной площади. 5 апреля 1791 года митрополит Платон (Левшин) освятил церковь. В своей проповеди по поводу этого знаменательного события святитель сказал слова, которые прекрасно выражают истинное взаимоотношения Святого Православия и светской науки: «Училище наук и училище Христово стали быть соединены: мудрость мирская, внесенная во святилище Господне, становится освященною: одно другому спомоществует, но при том одно другому утверждается».

Только трагическое незнание собственной истории заставило многих из нас поверить, что наука противостоит Вере. Наши самые образованные предки отлично сочетали одно и другое, и в молитве, в Вере, в Таинствах черпали силы для своих научных дерзаний. Без домового храма не обходилось ни одно университетское торжество, ни одно событие в университетской жизни, будь то открытие лаборатории или новой учебной аудитории, научные чтения или посещения почетных гостей.

Здесь с разрешения университетского начальства венчали студентов и по желанию преподавателей и служителей Университета крестили их детей. В частности, здесь крестили старшую дочь профессора Московского Университета И.В. Цветаева, основателя музея изящных искусств, – Марину Цветаеву, будущую известную поэтессу.

Достаточно часто именно университетский храм во имя святой мученицы Татианы был местом прощания с выдающимися деятелями российской культуры. Именно здесь отпевали Николая Васильевича Гоголя. Гроб с телом великого писателя несли на руках его друзья и университетские профессора. Отсюда хоронили известнейших историков Т.Н. Грановского, С.М. Соловьева, О.В. Ключевского. Здесь проходило отпевание А.А. Фета.

Но особенно был торжественным день престольного праздника университетского храма. Каждый год 12 (25) января в церкви торжественно служили молебен с акафистом святой мученице Татиане – небесной покровительнице Московского Университета. После обедни все шли в актовый зал, где проходила официальная церемония. Только потом уже начиналась студенческая вольница, шутки, банкеты и все прочее, о чем так подробно рассказывают ныне средства массовой информации в канун Татьянина дня. А вот о духовной стороне праздника – тоже, кстати, традиций не одного века! – почему-то забывают.

Уже в 1918 году университетская церковь была закрыта, а осенью 1919 года она была практически разграблена. Татьянин день праздновали тайком в близлежащей Георгиевской церкви в 1920 году, во время 165-летнего юбилея Московского Университета.

Только в конце 1993 года домовая церковь Московского Университета была восстановлена. Однако, Богослужения удалось начать только 22 января 1995 года. Теперь студенты Университета и гости Москвы могут побывать в этом храме на Манежной площади, в самом центре столицы.

Мощи Мученицы Татианы

У правого и левого клиросов университетской домовой церкви установлены благоукрашенные ковчежцы с частицами мощей святой мученицы Татианы и святителя Филарета Московского, которые в разное время были переданы храму.

Частицы мощей св. мц. Татианы

29 декабря 1995 года две частицы мощей от десницы св. Татианы, почивающей в Михайловском соборе Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, были привезены в Университетскую домовую церковь: одна частица была вставлена в икону святой мученицы, а другая – положена в ковчежец.

В самом ковчежце по сказанному выше хранятся святые мощи мученицы Татианы, правая часть руки без указательного перста, в ладони же святых мощей довольно отнято. Оные мощи сверху в кисти и между пальцев украшены разным жемчугом, двумя изумрудами и двумя лаликами. Около раки в клеймах изображено живописью страдание мученицы Татианы от царя Тертуллиана.

По свидетельству архимандрита Тихона, наместника Псково-Печерского монастыря, до революции десница св. мц. Татианы пребывала в домовой церкви Зимнего дворца. Потом была перевезена в Крым и сохранялась монахинями. 30 января 1977 года нетленная десница св. мц. Татианы прибыла в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, где находится и поныне в Михайловском соборе.

Святая мученица охраняет правою рукою своею нашу правую веру. Утверждает Православие и ограждает нас от ересей и расколов, испрашивая нам у Праведного Судии твердого стояния в правде Божией и сил для исповедания Христа.

Святую мученицу Татиану Римскую (+226 г.) вспоминает Православная Церковь 25 января. Большинству людей святая Татьяна известна исключительно как покровительница российских студентов. Но чем на самом деле прославилась христианка из Рима первых веков?

1. Татиана была из знатной семьи, тайно исповедовавшей христианство

Семья закладывает фундамент личности, и история Татьяны − не исключение. Девушка была дочерью римского консула, облеченного властью, но тайно исповедовавшего христианскую веру. Детство и юность Татьяны проходили в римских катакомбных храмах, среди домашнего благочестия и лицезрения гонений на верующих.

Сердце ребенка отчетливо видело и чистоту христианства, и тотальную несправедливость преследований, что предопределило формирование нравственных ценностей и характера. Житие Татьяны описывает ее детские молитвы, в которых она обращалась к Богу с просьбами о возможности служить Ему и приносить пользу окружающим людям. Так и произошло.

2. Татиана предпочла безбрачие и служила диакониссой в храме

Достигнув совершеннолетия, Татьяна предпочла безбрачие, а не выгодное замужество. Девушку поставили в диакониссы в одном из городских храмов. Кроме участия в богослужениях Татьяна трудилась приходским катехизатором, вела огласительные беседы, ухаживала за больными и заключенными, помогала нуждающимся.

Спокойные времена закончились для девушки во времена правления империей Александра Севера. Мэр Рима Ульпиан решил раз и навсегда покончить с христианами, обрушив на верующих тяжелый молот жестоких гонений.

3. Первым испытанием Татианы стал арест и сокрушение идола

Диакониссу Татьяну схватили, как и многих других христиан. Первым испытанием для верующих всегда становилось подлое, но внешне безобидное действие: исполнение обряда приношения жертвы богам. От человека требовалось всего лишь бросить щепотку фимиама на жертвенник – и он мог быть свободен. Но для христианина подобное действие было настоящим отречением от веры.

Татьяну привели в храм Аполлона и приказали принести жертву перед идолом. Девушка начала читать про себя молитву, после чего статуя божества рассыпалась на куски, рухнули храмовые стены, раздавив некоторых жрецов и язычников. Присутствовавшие при этом люди слышали дикий вопль, который принадлежал сидящему в идоле бесу. Другим христианам, приведённым в храм с Татьяной, все было предельно ясно. Но римских язычников странное событие не вразумило, а разозлило еще сильнее.

4. Истязатели Татианы раскаялись и приняли мученическую смерть за Христа

Святую отвели в пыточную и начали силой принуждать к отречению от веры. Татьяну избили и выкололи ей глаза. Хрупкая девушка ничего не могла противопоставить крепким мучителям, кроме молитвы к Богу. И Господь услышал плач Татьяны: внезапно ее окружили 4 ангела, не позволяя палачам приблизиться к израненной диакониссе. С неба был слышен голос, обращенный к девушке. 8 палачей, потрясенные увиденным, упали на колени и принялись просить прощения у Татьяны за свои жестокость и неверие. Этим мужчинам также было суждено принять мученическую смерть за Христа.

5. Святую защищали ангелы, всякий раз после пыток Татиана чудесно исцелялась

На следующий день с диакониссы сорвали всю одежду и вновь начали пытать. Девушку снова били, резали голое тело острыми бритвами. Но вместо крови из ран лилось молоко, а в воздухе витали благовонные ароматы. Палачи говорили, что стоило им нанести удар по телу Татьяны, их словно кто-то бил в ответ невидимым железным прутом. 9 человек из числа палачей умерли внезапной смертью в тот же день. Было принято решение бросить диакониссу в тюрьму до утра. Всю ночь святая провела в усиленной молитве перед новым днем испытаний.

Утром Татьяну обнаружили совершенно здоровой и еще более красивой, чем она была. У девушки восстановилось зрение, на ее теле не было обнаружено и намека на вчерашние пытки. Удивленные язычники предложили диакониссе принести жертву богине Диане. Пережитые испытания, явная поддержка Бога и восстановленное чудесным образом здоровье вернули девушке уверенность и даже каплю иронии. Татьяна сделала вид, что согласна преклониться перед языческим божеством и направилась в храм с делегацией палачей.

Стоило святой перекреститься перед статуей божества, как молния с неба уничтожила и идола, и стоявших рядом жрецов. Римляне не способны были учиться на своих ошибках и принимать повторяющиеся факты Божественного вмешательства. Потому Татьяну вновь подвергли жестоким пыткам. И вновь после ночи в камере она была обнаружена целой и невредимой.

Икона святой мученицы Татианы

6. Татиана укротила льва, который должен был ее растерзать

«Хлеба и зрелищ» − знаменитая римская фраза, за которой скрывалось отвратительное по степени низменности человеческих качеств развлечение. На арене Колизея в Риме проводились чудовищные «реалити-шоу», в которых увечили или убивали людей. Жертвами римских «развлечений» часто становились и христиане, против которых могли поставить в поединок хорошо подготовленных гладиаторов или выпустить свирепых хищников.

Так поступили и с Татьяной: на арену вместе с ней выгнали голодного льва. На удивление толпы, лев не растерзал девушку, а словно домашний кот, начал проявлять ласку. Когда льва попробовали загнать обратно в клетку, он разорвал одного из палачей.

В тот же день Татьяну попытались сжечь заживо, но огонь в печи не причинял ей вреда. Девушку посчитали колдуньей, и по суеверному мнению остригли ей волосы. После этого Татьяну на три дня закрыли в храме Зевса, надеясь, что языческий бог «образумит» святую.

7. Татиану казнили вместе с ее отцом

Но этого не произошло. Раскрыв в назначенный день врата капища, жрецы и палачи обнаружили обломки статуи Зевса у ног Татьяны. Диаконисса усиленно молилась и в очередной раз сокрушила идола с помощью невидимой силы Бога. Римлянам не оставалось ничего, кроме как подвергнуть девушку смертной казни. Среди прочих мучеников, идущих на смерть за Христа, с Татьяной был и ее отец. Святую и других христиан обезглавили. Эта страшная смерть стала для мучеников последней ступенью на пути к Небесному Царству.


Казнь св. мученицы Татианы

8. Мученица Татиана почитается и православными, и католиками

Святая Татьяна, как мученица первых веков христианства, почитается и в Православной, и в Католической церквях, однако широко ее почитание распространилось только среди восточных христиан. На западе имя Татьяна считается русским. День ее памяти – 25 января – приходится на праздничные крещенские дни, которые начинаются 19 января. Отдание праздника Крещения совершается только 27 января. Поэтому в народе Татьяну и прозвали Крещенской.

9. Татьяна считается покровительницей студентов

Наверняка, прочитав о подвигах и чудесах веры, у Вас возник вопрос: почему же святая Татьяна считается покровительницей студентов?

Икона святой мученицы Татианы

В 1755 году русская императрица Елизавета Петровна подписала указ о создании Московского университета именно в день памяти мученицы. Учебное заведение было первым в стране, и его создание положило начало всей системе высшего образования России. Уже в 1784 году ректор университета попросил предстоятеля Церкви митрополита Платона благословить строительство при учреждении домового храма. Он был посвящен святой Татьяне. Так римская мученица стала покровительницей всего российского студенчества.

Мощи святой (ее правая рука – десница) хранились в царскосельском государевом дворце под Санкт–Петербургом. При разграблении дворца именитая благочестивая супружеская чета спасла мощи от поругания, выкупив их за золотые монеты. По жестокости тогдашних лет святыня хранилась втайне. И какое-то время находилась в селе Спасском Клинского района Московской области.

Впоследствии супруги приняли монашеский постриг. А мощи были переданы в Псково-Печерский монастырь. Это произошло 30 января 1977 г. В обители десную руку мученицы Татьяны переоблачили и положили в ковчежце, в коем она покоится и поныне в храме Архистратига Божия Михаила, с правой стороны царских врат. С верой приходящих, святая мученица не отпускает без чудодейственной помощи!

10. Святая отвечает на молитвы и являет чудеса

Чудесное жизнеописание Татьяны свидетельствуют о том, что у этой сильной девушки, как и у любого святого, можно просить обо всем. Святой − наш сомолитвенник перед Богом, наставник и советник в непростых жизненных ситуациях. Поэтому Татьяне в наши дни люди молятся о самых разных насущных проблемах, таких как благополучие детей, принятие правильного решения или исцеление от недугов. Конечно же, святую просят и о помощи в успешной сдаче экзаменов, поступлении в вуз и усвоении нового учебного материала.

-), диаконисса , мученица

На другой день святую вновь предали мучениям: ее обнажили, били, стали резать бритвами ее тело, и тогда из ран вместо крови истекло молоко и в воздухе разлилось благоухание. При этом мучители изнемогли и заявили, что кто-то невидимый бьет их самих железными палками, а девять из них тут же умерли. Святую бросили в темницу, где она молилась всю ночь и с ангелами воспевала хвалы Господу.

Когда святую вновь привели на суд, пораженные мучители увидели, что после стольких страшных мучений она явилась совершенно здоровой и еще более сияющей и прекрасной, чем прежде. Ее стали уговаривать принести жертву богине Диане . Святая сделала вид, что согласна, и ее привели к капищу. Тогда Татиана перекрестилась и стала молиться - и вдруг раздался оглушительный удар грома, и молния испепелила идола, жертвы и жрецов.

Мученицу снова жестоко истязали, а на ночь опять бросили в темницу, и снова к ней явились ангелы Божии и исцелили ее раны. На следующий день святую Татиану привели в цирк - Колизей - и выпустили на нее голодного льва; зверь не коснулся святой и стал кротко лизать ее ноги. Льва хотели загнать обратно в клетку, и тут он растерзал одного из мучителей.

Затем Татиану бросили в огонь, но и огонь не повредил мученице. Язычники, думая, что она чародейка, остригли ей волосы, чтобы лишить ее волшебной силы, и заперли в храме Зевса . На третий день пришли жрецы в окружении толпы, готовясь принести жертвы. Отворив храм, они увидели поверженного в прах идола и святую мученицу Татиану, радостно призывающую Имя Господа Иисуса Христа. Все пытки были истощены, ей вынесли смертный приговор, и мужественная страдалица была усечена мечом. Вместе с ней, как христианин, был казнен и отец святой Татианы, открывший ей истины веры Христовой. Святая Татиана и другие пострадавшие с ней в Риме были замучены около года или несколько позднее, в период с по год .

Почитание

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Всечестна́я благоче́стия учреди́тельнице,/ прехва́льная и всеблаже́нная му́ченице Татиа́но,/ сосу́дом де́вства и чистоты́ яви́вшаяся/ и неве́стою Христо́вою наре́кшаяся,/ страда́ний кровьми́ украси́вшеся,/ возлете́ла еси́ в небе́сный чертог.// Те́мже чту́щия тя́ помина́й.

Кондак, глас 4

Све́тло во страда́нии твое́м возсия́ла еси́, страстоте́рпице,/ от крове́й твои́х преиспещре́на,/ и, я́ко кра́сная голуби́ца/ к Небеси́ возлете́ла еси́, Татиа́но.// Те́мже моли́ при́сно за чту́щия тя́.

Использованные материалы

  • Страницы официального календаря Русской Православной Церкви издательства Московской Патриархии на 2015 год:
    • http://calendar.rop.ru/svyat1/jan12-tatiana.html - "Святая мученица Татиана"