Значение солнца в древней мифологии. Солнце в славянской мифологии. Весенний и легкомысленный бог


Издавна у разных народов Солнце было предметом поклонения. Используя очевидную роль Солнца как источника жизни на Земле, представители церкви способствовали развитию поклонения Солнцу, культу Солнца. Солнце обожествлялось различными народами, которые давали ему свои имена:

Чтобы задобрить могущественного бога Солнца, люди приносили ему в жертву богатые дары, а нередко и человеческие жизни, например, Молоху.

Бог солнца Гелиос на четверке коней, появляющийся на рассвете из моря
Мраморный барельеф из Трои

Из истории древнего мира мы знаем <...> "о статуе бога Солнца Гелиоса на острове Родос, известной под названием Колосса Родосского и считавшейся шестым чудом света.

Статую создал в 293–281 гг. до н.э. скульптор Харес. 36-метровая статуя была выполнена из листов полированной бронзы, укрепленных на железном каркасе. Лицо и венец были покрыты золотом. Статуя располагалась рядом с портом и была повернута лицом к юго-востоку, то есть так, чтобы золотое лицо постоянно освещалось солнцем и ярко блестело. Это позволяет предполагать, что в дневное время она могла служить маяком.

Статуя Зевса Олимпийского <...> имела масштаб в десять человеческих ростов, а статуя Гелиоса с острова Родос - в двадцать. Построенная по новой для своего времени технологии (полая внутри, с использованием каркаса и облицовки), она сразу привлекла к себе внимание греческого мира, превратив остров Родос в еще один объект культурного паломничества.

Однако колосс - так называли греки все крупные статуи - простоял недолго, всего 56 лет, и был разрушен большим землетрясением в 225 г. до н.э. Немалую роль в разрушении сыграли технические ошибки в расчетах при строительстве.

В разрушенном состоянии он пролежал еще свыше 900 лет, продолжая считаться достопримечательностью мирового значения. В 997 г., когда остров Родос завоевали арабы, обломки полированной бронзы, которые не поддались ржавчине, были вывезены с острова. Завоеватели, презиравшие чужую культуру, равнодушные к чужой истории, переплавили металл и сделали из него монеты и украшения". <...>


Аполлон и Диана. Джованни Тьеполо, 1757

Аполлон — бог Солнца и Музыки у древних римлян, которые приняли веру в него от греков.
Аполлон - сын Зевса и титаниды Лето, брат-близнец Артемиды, один из главнейших богов олимпийского пантеона. Златокудрый, сребролукий бог - охранитель стад, света (солнечный свет символизировался его золотыми стрелами ), наук и искусств, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз (за что его называли Мусагет), предсказатель будущего, дорог, путников и мореходов, также Аполлон очищал людей, совершавших убийство. Олицетворял Солнце (а его сестра-близнец Артемида - Луну) .

Более поздняя мифологическая традиция приписывает Аполлону качества божественного целителя, охранителя стад, основателя и строителя городов, провидца будущего. В классическом олимпийском пантеоне Аполлон - покровитель певцов и музыкантов, предводитель муз. Его образ становится все более светлым и ярким, а имя постоянно сопровождается эпитетом Феб (др.греч. Φοιβος , чистота, блеск, («лучезарный» - в греческой мифологии).

Сложный и противоречивый образ Аполлона объясняется тем, что Аполлон первоначально был божеством догреческим, вероятно, малоазийским. Его глубокая архаичность проявляется в тесной связи и даже отождествлении с растительным и животным миром. Постоянные эпитеты (эпиклессы) Аполлона - лавр, кипарис, волк, лебедь, ворон, мышь. Но значение архаического Аполлона отступает на второй план по сравнению с его значением, как солнечного бога . Культ Аполлон в классической античной мифологии поглощает культ Гелиоса и даже теснит культ Зевса.

Римский божественный пантеон чрезвычайно интересен. Культура Древнего Рима основывалась на мифологии и традициях вероисповедания народов древней империи. Основу своего пантеона римляне заимствовали у древних греков, которые имели всеобщую культурную гегемонию времен зарождения Рима.

Развив свою мифологию, принимая новых богов от завоеванных народов, римляне создали свою особую культуру, которая сочетала в себе черты всех подчиненных народов. Римское право, ставшее основой для современной юриспруденции, также создавалось под влиянием римской мифологии.


Митра, убивающий быка

В древнеперсидской и древнеиндийской мифологии бог договоров и дружбы, защитник истины. Митра являл собою свет: он мчался на запряженной четверкой белых лошадей золотой колеснице-солнце по небу.

У него было 10 000 ушей и глаз; мудрый, он отличался отвагой в бою. Этот бог мог благословлять почитавших его, даруя им победу над врагами и мудрость, к врагам же не проявлял милости. Как бог плодородия, он приносил дождь и вызывал рост растений. Согласно одному из древних преданий, Митра, являясь [к людям] солнцем , создавал связь между Ахурамаздой и Ангро-Майнью, повелителем тьмы. Это предположение основывалось на понимании роли Солнца как знака постоянного перехода состояний света и тьмы.

Древние верили, что Митра при рождении вышел из скалы, вооруженный ножом и факелом. О распространении его культа свидетельствуют росписи в подземных гробницах, почти все посвященные убийству им быка Геуш Урвана, из тела которого появились все растения и животные.

Считалось, что регулярные приношения быков в жертву Митре обеспечивали плодородие природы. Культ Митры был весьма популярен и за пределами Персии, особенно его почитали римские легионеры.

Ра, Ре, в египетской мифологии бог солнца, воплощенный в образе сокола, огромного кота или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском. Ра, бог солнца, был отцом Уаджит, кобры Севера, защищающей фараона от палящих лучей солнца. Согласно мифу, днем благодетельный Ра, освещая землю, плывет по небесному Нилу в барке Манджет, вечером пересаживается в барку Месектет и в ней продолжает путь по подземному Нилу, а утром, одолев в еженощной битве змея Апопа, вновь появляется на горизонте.


реконсруированное
изображение Ра

Ряд мифов о Ра связан с представлениями египтян о смене времен года.
Весенний расцвет природы возвещал возвращение богини влаги Тефнут, огненным Оком сияющей на лбу Ра, и ее вступление в брак с Шу.
Летний зной объяснялся гневом Ра на людей. Согласно мифу, когда Ра состарился, а люди перестали его почитать и даже "замыслили против него злые дела", Ра немедленно собрал совет богов во главе с Нуном (или Атумом), на котором было решено наказать род человеческий. Богиня Сехмет (Хатхор) в образе львицы убивала и пожирала людей до тех пор, пока ее хитростью не удалось напоить красным, как кровь, ячменным пивом. Опьянев, богиня уснула и забыла о мести, а Ра, провозгласив своим наместником на земле Геба, поднялся на спину небесной коровы и оттуда продолжал править миром. <...>

Ежегодно, апрель у славян начинался весенними праздниками возрождения жизни. В селениях славян появлялся молодой рыжеволосый всадник на белом коне. Он был одет в белую мантию, с венком из весенних цветов на голове, в левой руке он держал ржаные колосья, босыми ногами понукал своего коня. Это - Ярило. Его имя, образованное от слова «яр», имеет несколько значений:
1) пронзительный весенний свет и тепло;
2) юная, стремительная и неуправляемая сила;
3) страсть и плодородие.

Тонатиу (науатль - букв. «Солнышко») в мифологии ацтеков бог неба и Солнца, бог воинов.
Управляет 5-й, нынешней, мировой эпохой.
Изображался в виде юноши с лицом красного цвета и пламенными волосами, чаще всего в сидячей позе, с солнечным диском или полудиском за спиной. Для поддержания сил и сохранения молодости Тонатиу должен каждый день получать кровь жертв, иначе во время путешествия ночью по подземному миру он может умереть. Поэтому каждый день его путь до зенита сопровождался душами (см. душа-кровь) принесённых в жертву и воинов, павших в боях.

МБОУ СОШ №22 с углубленным

изучением французского языка

город Дзержинск,

учитель русского языка и

литературы, учитель

высшей категории

Романова Алла Александровна

Интегрированный урок

« »

Интегрирование знаний из различных областей науки и искусства способствует постижению учащимися целостной картины мира. Интерес учителя и учеников к художественной и духовной культуре народа, его истории и языку побудил нас обратиться к данной теме.

Цели урока:

    обучающие: исследовать отражение культа солнца в языке и обычаях русского народа.

    развивающие: развивать познавательный интерес, связную речь, навыки работы с лингвистическими словарями и научной литературой, формировать навыки исследовательской работы.

    воспитывающие: воспитывать бережное отношение к языку и уважение к культуре русского народа.

Методы и приёмы: метод исследовательских проектов, эвристический (эвристическая беседа)

Задачи:

    Изучить особенности образа солнца в славянской мифологии и найти отражение понятий солнечного годового цикла в словаре В.И.Даля.

    Исследовать особенности славянской мифологемы «солнце». Раскрыть отражение культа солнца в народных обычаях славян (по роману П.И.Мельникова - Печерского «В лесах».).

    Рассмотреть особенности концепта солнца» в русском языковом сознании .

    Проанализировать произведения устного народного творчества, в которых создаётся образ солнца.

Опережающие задания по группам были направлены на решение поставленных задач.

Учащиеся обращались к литературе по языкознанию, к различным словарям, в том числе «Словарю символов», «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И.Даля. Особое внимание уделялось анализу фольклорных и художественных произведений, изучению монографии Панасовой Е.П. «Концепт СОЛНЦЕ в русском языке и речи», исследованию Семёновой М.Н. «Быт и верования древних славян».

Слово учителя: Как известно, СОЛНЦЕ является уникальным объектом, значимым для всех живущих на Земле людей, поэтому так или иначе образ СОЛНЦА представлен в культуре разных народов. Сегодня на уроке мы выясним особенности образа солнца в славянской мифологии, рассмотрим, как отразились вехи солнечного годового цикла в словаре В.И.Даля, определим особенности славянской мифологемы «солнце» и концепта «солнце» в русском языковом сознании. Каждой группе предстоит выступить с защитой своего проекта и задать классу 1-2 вопроса по своему выступлению.

    Актуализация опорных знаний. «Понятие о солнце в культуре народов мира. Солярные мифы разных народов мира»

Как известно, СОЛНЦЕ является уникальным объектом, значимым для всех живущих на Земле, поэтому так или иначе образ СОЛНЦА представлен в культуре разных народов. В курсе МХК мы знакомились с солярными мифами древности.

Давайте вспомним, как представлен образ Солнца у тех или иных народов мира?

Обобщение:

    У разных народов Солнце может соотноситься как с мужским (славяне, шумеры, египтяне), так и с женским (эвенки, сибирские народы) началом.

    Представление о Солнце как живом существе в метафорическом виде: сохраняется в языке, например, солнце встало/село/... // sun rose/set/...(англ.) Die Sonne geht auf/ geht unter/... (нем .) II el sol se ha levantado/se ha puesto/.. ( исп .) .

    Почти у всех народов СОЛНЦУ сопутствуют эпитеты «золотое», «златокудрое», а в испанском языке слово «sol» - «солнце» ранее употреблялось также в значении «золото».

II . Образ солнца в культуре и языке русского народа – содержание центральной части урока.

Тема выступления 1 группы : Культ солнца в жизни древних славян Славянская мифологема Солнца. Образ солнца в русской культуре.

Задания для 1 группы:

    Объяснить значение понятий «культ», «культ солнца ».

    Раскрыть роль мифологических персонажей Даждьбог и Ярила в культе солнца славян.

    Охарактеризовать мифологему солнце как составной элемент мифологического сюжета и общекультурную идею русского фольклора.

Словарная работа. Слово «культ» происходит от латинского cultus – почитание, поклонение. В европейских языках мы находим близкие по написанию и звучанию слова: англ. cult, немец. Kult, франц. culte, итал. culto, исп. culto.

Слово культ является многозначным:

а) форма общественного поклонения, почитания богам; б) форма богослужения.

Культ солнца - форма религиозного действия, представляющая собой совокупность специфических действий (ритуалов, обрядов, церемоний), вызванных соответствующим вероучением: славяне одухотворяли солнце, наделяя его функциями высшего божества.

Вывод 1.

    Солнце – небесное светило, почитавшееся древними славянами как источник жизни, тепла и света. Солнце называли ясным и красным, светлым и святым, божьим и праведным, добрым и чистым.

    Славяне считали солнце Всевидящим оком, которое строго следит за нравственностью и соблюдением законов.

    Мифологема солнце - это некая первичная сюжетная схема, общекультурная идея, встречающаяся в фольклоре, перешедшая из мифа в эпос и волшебную сказку, затем в художественную литературу. Солнце – доброе и справедливое божество, которое даёт жизнь всему живому на земле, это творец; к солнцу обращаются за помощью в трудных ситуациях Солнце – источник жизни на земле, залог урожая, символ мирной жизни; представитель истины и блага: солнце правды ; «кормилец или благодетель, радость и надежда», «Солнце – князь земли » . Такова суть мифологемы солнце.

    Многие древнеславянские боги имели солнечную природу: Дажьбог – бог Солнца и творец всего сущего. Сварог – отец бога Солнца и создатель огня. Слово Даждьбог (или Дажьбог),что значит «дающий бог», «податель всех благ», образовано от старославянского «даждь» - дай. Это Солнце –бог, подающий все блага и саму жизнь.

    Ярила - Бог плодородия. По своему значению он близок египетскому богу Осирису. Оба служили идее плодородия, оба умирали поздней осенью, а весной возрождались к новой жизни, как и зерно, похороненное в земле, воскресает стеблем, колосом и новым, яровым, зерном.

. Вопрос классу: В опере Римского –Корсакова «Снегурочка» хор поёт о том, что Ярила – бог Солнца. Прав ли создатель либретто, называя Ярилу богом солнца? Кто такой Ярила и что связывает его с Даждьбогом?

Работа с толковыми словарями. Ярила – отнюдь не бог солнца, это совсем иной мифический персонаж. Имя «Ярила» восходит к словам «ярость», «ярый». Задание: найдите в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля значение слова «ярый». По Далю, оно означает «огненный, пылкий; сердитый, злой, лютый; горячий, запальчивый; крепкий, сильный, жестокий, резкий; скорый, бойкий, безудержный, быстрый; крайне ретивый, рьяный; весьма горючий; белый, блестящий, яркий; горячий». Какие из перечисленных определений отражают характер Ярилы - солнца?

Обратимся к «Толковому словарю» С.И.Ожегова, чтобы выяснить значение слова «ярость». Так называют «порыв слепой, стихийной, зачастую бессмысленной силы, неистовство». Яростный – значит неукротимый, озверелый. Найдите в толковом словаре слова, которые имеют общий корень со словом Ярила:

    яровать – неистовствовать, забываясь,

    «ярун» - глухарь во время тока, охваченный любовным порывом,

    «яровые» - зерновые культуры, которые сеют весной,

    «ярилки » - праздник, посвящённый культу плодородия земли.

Вопрос классу: Во время проведения праздника Ярилки появлялся ряженый в костюме Ярилы, с колосьями и черепом в руках. Что символизировали эти предметы?

2. О связи культа солнца с народными обычаями можно узнать из романа П.И.Мельникова - Печерского «В лесах», с которым учащиеся познакомились самостоятельно.

Тема выступления 2 группы : Миф о Солнце в изложении П.И. Мельникова-Печерского . Задания для 2 группы: Исследовать отражение культа солнца в народных обычаях славян (по роману П.И.Мельникова - Печерского «В лесах».). Найдите элементы русской обрядности, связанные с культом Ярилы. Какими средствами создаётся всеохватывающий образ веселого бога Ярилы? Почему в сказании о Яриле и Земле автор не использует слово «солнце»?

Вывод 2. В романе П.И.Мельникова - Печерского «В лесах» изображается всеохватывающая панорама культа Ярилы:

    элементы русской обрядности; гулянья на Ярилином поле в Нижнем,

    похороны чучела Ярилы в Муроме и Костроме,

    изображения Ярилы актёрами на игрищах в Кинешме и Галиче.

    С именем Ярилы связывает писатель название озера Светлояр: «То озеро по имени старорусского бога Светлым Яром зовется».

    В романе создается яркий и праздничный образ бога весны, любви, плодородия: «...на головушке у него венок из алого мака, в руках спелые колосья всякой яри» (т. е. злаков яровых: пшеницы, овса, ячменя). Для создания образа Ярилы автор использует эпитеты: «вечно юный, вечно радостный светлый», метафоры:«пламень взора светлого Яра», « волны лучезарного Ярилина света».

    В роман включены тексты нижегородского песенного фольклора:„Нет меня, Ярилушки, краше, нет меня, Хмеля, веселее - без меня, веселого, песен не играют, без меня, молодого, свадеб не бывает».

    Кульминацией романа является утверждение жизнетворящей силы любви Земли-матушки и Ярилы-солнца : «Любы Земле Ярилины речи, возлюбила она бога светлого и от жарких его поцелуев разукрасилась злаками, цветами»;

    В тексте нигде не названо слово «Солнце», это даёт нам возможность предположить, что писатель отчётливо понимал различие между богом плодородия Ярилой и собственно богом Солнца (Даждьбогом).

Вопрос классу: Докажите, что воссоздавая мифологический образ солнца, автор имеет в виду не Даждьбога(главу славянского пантеона богов), а именно Ярилу?

Тема выступления 3 группы: Отражение понятий солнечного годового цикла в словаре В.И.Даля

Задания для 3 группы: В календаре присутствуют особые дни, связанные с положением солнца на небосклоне - дни зимнего и летнего солнцестояния, осеннего и весеннего равноденствия. Расскажите, как понятия солнечного годового цикла закрепились в русском языке и нашли отражение в словаре В.И.Даля

Вывод 3. Языческие народные праздники солнца связаны с днями зимнего и летнего солнцестояния, осеннего и весеннего равноденствия.

    С ночи 24-го декабря на 25-е декабря – первый годовой праздник Солнца – солнцеворот или Корочун . По Далю это древнерусское слово означает «капут, конец, сметь, гибель, извод». Корочун символизирует минимальную силу огня, тепла, света. Это день смерти солнечного божества Ярилы.

    Второй праздник Солнца – день возрождения солнечного божества - приходится на 24 марта и называется Комоедицы. Смысл названия этого главного праздника восходит к древним славянским словам «комо» - и - «едиц(а) », т.е. « поедающая комо».

Словарная работа с раздаточным материалом. Чтобы выяснить лексическое значение слова «комо», обратимся к однокоренным словам, представленным в словаре В.И.Даля: комуха – трясучка, лихоманка, лихорадка, гнетучка; комаха, комоха, кумаха, комошица (она гнёт человека в ком).

Определите лексическое значение слова «комо»?

    Можно предположить, что «комо» это болезнь, смерть, а слово Комоедицы означает уничтожение смерти-зимы и прославление огня, тепла, солнца – Ярилы.

    Утверждение сил жизни и уничтожение смерти – таков смысл этого праздника, который в более поздние времена был вытеснен близким по смыслу праздником Масленицы.

    Третий праздник Солнца - Купало - отмечается в разгар лета, в ночь с 22 на 23-е июня. Этот древний народный религиозно-магический земледельческий праздник был распространён у славян на Руси и в Европе. В этот день разводили костры и прыгали через них, КУПАЯСЬ в огне (пале) костра, КУПАЯСЬ в реке. Молодёжь водила хороводы, делала из травы чучело КУПАЛЫ.

Работа с информационной карточкой:

    Значение слова «Купало» принято связывать со словом «купать», которое означает «окунать с погружением во что-либо».

    По Далю, «купа» – «костёр», а также « большой чан».

    Синонимом к слову «купаться» является слово «лить», поэтому, очевидно, купать(ся) можно не только в воде, но и в огне, в лучах солнца, вообще в каком-либо льющемся потоке.

    Вторая часть слова – «пал» - созвучна со славянским словом «пал», обозначающим огонь, а также полевой, степной, лесной пожар

    Во время праздника Купалы максимален день, и наиболее ярко/jарко/жарко солнце (Ярило), поэтому в этот праздник славяне купались в лучах солнца – днём, а ночью – в огне костра.

4). Четвёртый праздник Солнца - день осеннего равноденствия - Радогощь (Радогост) отмечали 24 сентября.

    Считалось, что в этот день Солнце-муж Дажьбог становится мудрым Солнцем-стариком Световитом. О Яриле речь уже не шла.

    К этому дню пекли огромный, в рост человека, медовый пирог, за который прятался славянский жрец, который произносил пожелания и предсказания на следующий год, Затем начинался пир в честь солнца, которое дарит людям радость и щедрый урожай.

Вопросы классу:

    Чем, по-вашему, объясняется второе название этого праздника - «поедание солнца»?

(это название связано с праздником урожая, когда люди могла насладиться дарами солнца и земли)

    Как этимологическая сущность славянского праздника Радогощь (Радогост) отражается в фонетическом строе его названия? (Радогощь - «радость гостям», «угощение»)

    Так как у славян было немало врагов, то в контексте праздника была и настороженность к тем «гостям», которые могут прийти с войной, чтобы отобрать не только урожай, но и жизнь. Не случайно в этот день проходили смотры воинского мастерства, устраивались потешные поединки. Т.о., семантика праздника Радогощь связана, с одной стороны, с урожаем, а с другой – с подготовкой к войне и смерти.

    Тема выступления 4 группы: Образ солнца в фольклоре и русском языковом сознании. Динамика концепта «солнце».

Задания для 4 группы:

1.Определить значение образа солнца в произведениях русского фольклора.

2.Изучить монографию Панасовой Евгении Петровны «Концепт СОЛНЦЕ в русском языке и речи».

3. Раскрыть особенности концепта «солнце»

Вывод 4.

Общеславянское слово «солнце» ассоциируется с понятиями «рождать», «творить», «оживлять Бытие мира зависит от плодоносящей силы солнца.

    Солнце обозначалось кругом или кругом с расходящимися лучами, прямыми и косыми крестами, кругом с крестом внутри, концентрическими кругами с крестом внутри, розеткой и свастикой. Изображениями солнца украшались предметы обихода: прялки, полотенца и т.п.

    В песнях и загадках Солнце изображается в девичьем образе: «Красная девица в зеркало глядится», «Красная девушка в окошко глядит».

    В сказках оно живет там, где земля сходится с небом. Солнце опускается на ночь под землю или в море. Ладья, запряженная утками или лебедями, доставляет его к стороне восхода.

    В былинах с Солнцем образно сравнивали Великого князя (Владимир Красное Солнышко) или богатыря.

    В песнях «светлое» или «красное солнышко» - это родной человек, например, родимая матушка. Мать сравнивают с солнцем, потому что она, как и Солнце, дарит нам жизнь и тепло своей души.

    В пословицах используется слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом – солнышко, что указывает на любовно-уважительное отношение к объекту, используется неделимое сочетание - постоянный эпитет «красное солнышко».

    Ряд пословиц и поговорок утверждает восприятие солнца как духовно значимого объекта, например, « И на солнце есть пятна» (солнце как образец добродетели, чистоты); «За ушко да на солнышко» (солнце как что-то высвечивающее, выявляющее всё в истинном свете),

    В русском языке существуют устойчивые выражения, связанные с образом солнца: «солнце правды», «солнце истины» (об Иисусе Христе), «солнце русской поэзии» (о Пушкине).

Работа с информационной карточкой

    Концепт - это сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека.

    Концепт - это то, посредством чего обычный человек входит в культуру, а иногда и влияет на неё.

    Концепт отправляет читателя к миру духовных ценностей, смысл которых может быть явлен лишь через символ - знак, предполагающий использование своего образного предметного содержания для выражения содержания абстрактного

    Понятийные признаки концепта СОЛНЦЕ в русской языковой картине мира составляют признаки: «свет», «тепло», «шар» (в наивном сознании форма светила скорее представляется как «круг»), «цвет - красное», «огромное».

    Образный слой концепта включает традиционные признаки, свойственные народному сознанию: «бог», «живое», «на небе», «красивое», «яркое», «любимый, значимый человек», «золото», «труд», «благо», «власть», «ценное», «истина», «непогрешимое», «мудрое», «справедливое», «ласковое», «огонь».

    Ядро концепта «солнце» представляют следующие смыслы:

    Центральное тело Солнечной системы, звезда, представляющая собой гигантский раскаленный газовый шар, излучающий свет и тепло за счет протекающих в его недрах термоядерных реакций. С этим смыслом связаны следующие примеры: «Восход Солнца». «Солнце – звезда-карлик». «Вращение Земли вокруг Солнца».

    . Свет, тепло, излучаемые этим телом. С этим смыслом связаны выражения: « Греться на солнц». «Подойти к солнцу» (т. е. «к свету»).

    (переносное значение) О ком-(чём) - нибудь очень дорогом, ценном, являющимся источником, средоточием чего-нибудь ценного, высокого, жизненно необходимого. Примерами могут служить выражения: « Солнце моё, не плачь ». « Солнце правды » - о том, кто прославился в какой-либо области искусства, науки. Так, например, солнцем драматургии принято считать Шекспира, солнцем математики – Лобачевского. Солнцем русской поэзии назвал Достоевский Пушкина.

    Солнце (мн., солнца, солнц). Это центральное тело среди других планетарных систем, играющее роль, подобную Солнцу в солнечной системе. Точно неизвестно, сколько солнц в нашей Вселенной.

    Динамика формирования концепта «Солнце» в русском языковом сознании схематично может быть представлена следующим образом: энергия – божество – планета – тепло – жизнь – радость – красота – жизнь – ласка – любовь.

III . Заключительная часть урока. Солнце - основа жизни на земле. Обобщение. Каким предстаёт образ солнца в языке и культуре русского народа?

    Понятие «солнце» имеет многослойную структуру, включающую широкий культурный фон.

    Образный слой понятия солнце включает традиционные признаки, свойственные народному сознанию: «бог», «живое», «на небе», «Красивое», «Яркое», «любимый, значимый человек», «золото», «благо», «власть», «истина», «непогрешимое», «мудрое», «Огонь», «справедливое», «ласковое».

    Солнце является вечным идеалом, средоточием добра и добродетели, а удаленность солнца и восприятие его как постоянного, неизменного («солнце – вечность»; «солнце – даль») позволяет ему сохранять положение божества.

« О великий бог-светоносец! Тебя славили в храмах Египта и Эллады, на берегах Ганга и в стране Восходящего Солнца, и на далеком Западе, на плоскогорьях Анд. Мы любим тебя все, и злые, и добрые, мудрые и темные, верующие по-разному и неверующие, - те, кто чувствует твое сердце, неизмеримое в своей благости, и те, кто просто радуется свету твоему и теплу»

(Д. Андреев «Роза мира»)

IV . Домашнее задание (по выбору учащихся):

    1. Сочинение-рассуждение: «Почему русские писатели на протяжении веков обращаются к образу солнца?»

      Образ солнца в «Слове о полку Игореве».

      Солнце как символ поэтического творчества в поэзии А.С.Пушкина..

Данный урок, рассчитанный на 2 часа, может быть проведён в VIII IX классах. Работа основывается на проектной деятельности учащихся, которые овладевают навыками работы с научной литературой, словарями. В ходе урока, опираясь на знания по русскому языку, литературе, мировой художественной культуре, учащиеся приходят к выводу, что Солнце неизменно предстает как величайшая ценность и в нравственном, и в материальном смысле, так как с солнцем связан урожай – основа жизни. Солнце является неким идеалом, средоточием добра и добродетели. Память о культе солнца жива в русском языке.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

" С редняя общеобразовательная школа № 2 2

с углубленным изучением французского языка "

г. Дзержинска Нижегородской области

Методическая разработка интегрированного урока

« Образ солнца в языке и культуре русского народа »

Выполнила:

у читель русского языка и литературы

МБОУ СОШ 2 2

г.Дзержинска Нижегородской области

Романова Алла Александровна

г. Дзержинск

2016 -2017 учебный год

До наших дней сохранилось несколько летописных и народных преданий о том, что солнце было почитаемо славянами.

Солнце - источник жизни на земле. В славянской мифологии оно вместе с месяцем и отдельными планетами персонифицируется, наделяется эпитетами «красное», «ясное», «жаркое» и т. п. Каждые сутки солнце окунается в море или уходит за край земли (под землю), чтобы немного остыть и затем появиться вновь. В определенные дни оно «брачуется» с землей («играет»); его годовому циклу подчинен год славянского земледельца.


В летописях встречаются выражения, косвенно указывающие на старинные верования наших предков в участие солнца в делах человеческих: «сего не потерпя солнце лучи скры» - «погибе солнце и бысть яко месяц, его же глаголют невегласи: снедаем солнце».

Солнце было почитаемо с одной стороны, как небесное светило, находящееся в середине света, всё освещающее, и как Бог, как Царь-Солнце. Царство его славяне представляли где-то за морем, в стране вечного лета и вечной жизни, откуда семена жизни залетают и к нам, а чертоги (хоромы, дворец, палата) его находились на высоких, священных горах. Существует предание: когда Солнце готово выйти из своих чертогов, чтобы совершить дневную прогулку по белу свету, вся нечистая сила собирается и выжидает его появления, надеясь захватить божество небесного огня и умертвить его. Но при одном приближении Солнца нечисть разбегается, чувствуя свое бессилие.

Бог солнца у славян имеет 4 лица или ипостаси соответствующих временам года. Каждый сезон солнце олицетворяет отдельный бог.

Каждый имеет свой характер и конкретный образ:

  • зима - Хорс;
  • весна - Ярило;
  • лето - Даждьбог;
  • осень – Сварог.

Древние славяне с уважением относились к заповедям каждого бога солнца и в честь каждого из них был свой день чествования (празднования).



Представление древних славян о Солнце и Земле связаны и неразрывны. Солнце было почитаемо как святой Владыка неба, земли и людей. Верили, что от него зависят звёзды и ветры, урожай и погода; верили, что людям добрым солнце помогает, оступившихся наказывает. Солнце также считали защитником сирот и покровителем семейного покоя и счастья, поэтому каждая семья должна была иметь его образ. И самое интересное, что к Солнцу, как владыке всего, обращались с молитвой не только в беде или болезни, но и постоянно, каждый день.

Самый популярный славянский символ Солнца – это Коловрат. Славяне верили, что этот оберег помогает им, дарит силу и энергию самого Солнца, здоровье тела и крепость духа, защиту от всего плохого, удачу в добрых делах и начинаниях, а также плодородие земель и богатый урожай.

Так как славяне замечали зависимость фазы небесного светила от смены времени года, то за каждый сезон нес ответственность определенный Бог, в общем, их было четыре:

  • Хорс – его время было с зимнего солнцестояния и до весеннего.
  • Ярило – отвечал он за период, начиная с весеннего солнцестояния и до летнего.
  • Даждьбог – входил он во власть, начиная с летнего и до осеннего солнцестояния.
  • Сварог – почитали его, начиная с осеннего солнцестояния и до зимнего. Сварог – Бог огня и неба.

Хотя по некоторым исследованиям, славянский бог солнца - это сын Сварога. Считается, что верховное божество Сварог порождало двоих сыновей: Солнце и Огонь.

В любой древней религии солнце занимало важной место в жизни человека. Оно символизирует будущее и настоящее, с ним связана жизнь и тепло, оно неиссякаемый источник силы и добра.



Благодаря наблюдению за солнцем люди научились предсказывать будущее, составили календарь, научились прогнозировать погоду и разгул стихий.

Обереги с символами солнца наделены колоссальной защитной энергией и доступны в ношении каждому.

Изображение солнца присутствует в наскальной живописи, нанесено на орудия труда, оружие, одежду, украшения. Изображения имеют разнообразие в начертании, однако сакральный смысл всегда един.

Символ солнца олицетворяет естественность и непрерывность течения времени во всех культурах мира. Помимо общего смысла каждая культура имеет свое сакральное значение солярных знаков.

Религия Солнца

По мнению атлантологов, поклонение Солнцу как главному божеству было одной из основных черт атлантской культуры, которая перешла ко всем народам, подпавшим под влияние атлантов.

В Египте, например, культ Солнца был самым древним и самым длительным из всех культов. Ссылаясь на то, что в Туринском папирусе воспоминание о боге Солнца - Ра - соединяется с каким-то смутным преданием о потопе, пожарах и большом бедствии, атлантологи предполагают, что культ Солнца занесён в Египет из Атлантиды. К тому же центром солнечного культа в доисторическом Египте до его объединения был город Иуну в дельте Нила, в царстве Севера, куда прежде всего могли проникнуть атланты. Этот город позднее греки назвали Гелиополис - Город Солнца.

Здесь строились трапециевидные храмы, украшенные солнечными дисками, и здесь совершался особый, солнечный культ.

Египтяне верили, что бог Солнца ежедневно, совершив свой круг по небу, спускается под Землю, в преисподнюю, где плывёт на своей ладье всю ночь, чтобы утром снова плыть по небосводу. В последней части преисподней живёт огромный змей, через тело которого должна пройти солнечная ладья.

Кроме египтян, по свидетельству Геродота, в Северной Африке поклонялись Солнцу берберские племена марокского Атласа, почитавшие женщин. Их высшими божествами были Солнце и Луна.

Кроме того, они поклонялись богу Посейдону - божеству океана и озера Тритониды.

К северо-востоку от Мёртвого моря в местности Телейлат-Гхассуль найдены памятники старины, относящиеся к V тысячелетию до нашей эры. Дома построены из кирпичей неправильной формы, часто на каменном фундаменте. Стены домов изнутри были покрыты настоящей росписью. Рисунки посвящены культу Солнца. Например, один рисунок изображает поклонение княжеской семьи солнечному диску. Другие рисунки, до сих пор не объяснённые, по-видимому изображают всемогущую силу Солнца, которое победоносно прогоняет и уничтожает все злые силы природы. Главный рисунок изображает ежедневный путь Солнца с восемью лучами, красными и чёрными, от его выхода из ворот солнечного дворца вплоть до его возвращения.

Культ Солнца процветал и в древней Палестине. По-видимому, здесь первоначально солнечным божеством был Самсон. Имя этого легендарного героя означает «Солнечный муж» или «Солнце».

Сила Самсона заключалась в его длинных волосах, которые символизировали солнечные лучи. В борьбе с врагами он унёс ворота города, что связано с обычным эпизодом солнечных мифов: Солнце проходит через ворота, чтобы попасть на небосвод. Как солнечное божество, Самсон боролся против тёмных сил природы.

У древних хеттов в Малой Азии царя называли «моё солнце», и царь изображался с посохом солнечного бога. В древних могилах Ирана встречаются солнечные диски и стилизованные изображения Солнца. Судя по их обилию, в центре религиозных верований здесь также стоял образ божества Солнца.

У шумеров в древней Месопотамии солнце называлось богом Баббар, у вавилонян - Шамаш или Мардук - олицетворение молодого Солнца, или Нергал - владыка солнечного зноя.

На цилиндрах-печатях постоянно встречается изображение солнечного бога. Он стоит поставив ногу на гору, а служители отворяют ему ворота, украшенные фигурами львов. На других печатях солнечный бог изображён сидящим в лодке или побеждающим чудовищ - полубыков и полульвов.

Цари города Ур, подчёркивая божественность своей власти, иной раз прямо называли себя «сынами солнечного бога».

Царь Хаммураби принимает законы из рук бога Солнца.

В древней Индии Солнце считалось высшим божеством. При раскопках в Мохенджо-Даро (город IV тысячелетия до н. э.) найдено много амулетов с эмблемами Солнца. В середине нарисован круг - Солнце, а кругом расположены, наподобие лучей, головы четырёх животных, подчинённых Солнцу богов. Позднее в индийской мифологии Солнце называется то Митра - владыка дня, то Сурья - Солнце-светило, то Савитар. Каждое утро богиня утренней зари отворяет небесные ворота, и Сурья в колеснице, запряжённой рыжими конями, отправляется в путь. Савитар тоже изображается едущим в золотой колеснице по небу. Его зовут «златоруким» и «широкоруким», потому что лучи Солнца - это его руки.

А по самым древним преданиям о Геракле, оказывается, что «Столбы Геракла» действительно были двумя высокими каменными колоннами. Они стояли рядом со статуей героя Геракла у Гибралтарского пролива, и на них горели неугасимые огни. Один был посвящён богу Солнца, а другой - богу Ветра и Бурь, который последовал за колесницей Солнца до Антильских островов.

Храмы Солнца, обелиски и солнечные диски из чистого золота повторяются в Мексике и в Перу. Солнечные диски найдены в Иране, Индии и Скандинавии.

Колесницы и лодки Солнца из бронзы и золота найдены во время раскопок в Трундхольме (Скандинавия), в Ютландии, Исландии, Англии и на Эгейских островах.

Считая, что Солнцу поклонялись только народы атлантской культуры, атлантологи подчёркивают, что по обе стороны океана, у народов Перу в Америке и у египтян в Африке, Солнце считалось могущественным воплощением единого божества, и правление народов было настоящей солнечной иерархией. Во главе стоял царь-жрец, называемый Солнцем, братом или сыном Солнца - неограниченный властитель. Рядом с ним занимала место его жена, сестра или ближайшая родственница, единственная женщина, которая имела право наравне с царём входить в храм Солнца.

И хотя многие народы древности верили в бессмертие души, только египтяне и перуанцы были убеждены, что человеческая душа продолжает жить в потустороннем мире в своей телесной оболочке, для чего они и бальзамировали трупы. Обычай бальзамирования трупов был ещё у йорубов, этрусков, гуанчей, потому что они, по мнению атлантологов, были потомками атлантов.

В Египте мумии переносились в священных ладьях из дома к усыпальнице, что было символом перехода в другой мир. Египтяне верили, что существует мир умерших где-то на далёком западе, куда бог Солнце сходит каждую ночь, и что существуют «поля блаженных», «поля яств», куда не всякому удавалось попасть, так как эти поля окружены водой. Иногда умерший уговаривал ястреба или ибиса перенести его через воду, иногда дружественные духи доставляли ему судно, на котором он мог переехать; иногда бог Солнце переправлял его на своей ладье. Но это зависело от перевозчика, который не всех принимал в ладью, а только тех, о которых было сказано в «Книге мёртвых»: «Он праведный перед небом и землёй и перед островом». В этом упоминании острова атлантологи видели смутное воспоминание об Атлантиде, так же как в древнем представлении индийцев о том, что благой бог Вишну живёт где-то за Гималаями «на белом острове», и в легенде шумеров о боге воды, устроителе земли и отце всех богов - Эа, который жил посреди моря на острове Дильмун, где не было ни болезней, ни смерти, ни старости.

Египетский корабль Солнца.

В древнеиндийской и древнегреческой мифологиях путь в страну мёртвых преграждает река, через которую умерший переправляется в священной ладье, а у древних мексиканцев умерший должен был пересечь глубокие воды Хиухнахуапан, чтобы достичь страны мёртвых Миктлан.

Атлантологи полагают, что в течение тысячелетий религии народов хранили, таким образом, древнейшие воспоминания человечества об Атлантиде - цветущей стране на острове среди воды: это был Аменти (поля блаженных) египтян, Миктлан мексиканцев, орошаемый четырьмя реками Эдем евреев, Елисейские поля греков и т. д., - куда все народы надеялись вернуться после смерти на священных ладьях.

В наскальных рисунках Америки, Европы и Африки найдены почти одинаковые изображения священной ладьи с солнечным диском, как символом таинственного перехода после смерти в потусторонний мир.

Эти изображения сделаны почти за четыре - пять тысяч лет до нашей эры. Они найдены в Скандинавии, Ирландии, Нормандии, Испании. Изображения путешествия мертвецов на ладье Солнца имеются в Египте додинастического периода, на скалах в Новой Гвинее и в Нубии, на всём протяжении от берегов Красного моря до верхнего Нила, по берегам Персидского залива и на цилиндрических печатях шумеров в Месопотамии. Они встречаются также на островах Суматра и Борнео. А в Америке священные ладьи выцарапаны на скалах в Калифорнии, Британской Колумбии и Мексике. Эти рисунки имеются главным образом в прибрежных районах, то есть там, говорят атлантологи, куда могли проникать представители морского народа, люди одной культуры.

Это было изображением корабля богов, - вернее, бога Солнца и корабля мёртвых. Как Солнце возрождается каждый день, так и мёртвый должен был родиться вторично и продолжать жить в потустороннем мире.

Наскальные изображения ладьи Солнца.

Смольникова Дарья 5 класс

Работа выполнена ученицей 5 класса. В работе анализируется отношение древних людей к солнцу, рассматриваются Боги Солнца в разных религиях.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОУ средняя общеобразовательная школа пгт АТАМАНОВКА

УО МР Читинский район Забайкальский край

Исследовательская работа

Образ солнца в ранних религиях.

Руководитель: Чугунова Ольга Павловна, 13 разряд

Атамановка, 2013г.

Введение

Так прекрасно светишь ты, Солнце,

На светлой поверхности неба, полное живой жизни,

Положившее вначале начало самой жизни…

Аменхотеп 4, 14 век до н.э.

Как грустно в холодный дождливый день без солнышка! И как мы радуемся, когда оно, наконец, проглядывает из-за туч.

Значение Солнца для жизни на Земле человек чувствовал уже в далекие времена. Древним людям оно представлялось могучим существом, от которого зависело все: не будь Солнца, не было бы ни растений, ни животных, ни человека.

Тысячи лет назад люди видели, как и мы сегодня, что каждое утро Солнце восходит, проходит свой дневной путь по небу и заходят за горизонт. Но почему так происходит, они не знали. Вот и придумывали разные легенды.

Древние люди все, что видели на небе, сравнивали с собой, с частями человеческого тела. Так, жители древней Африки считали, что Солнце - это человек, у которого светятся подмышки. Поднимет он руку - становится светло, наступает день, опускает руку, ложится спать - наступает ночь. Древние китайцы думали, что Вселенная - это тело великана, который рос почти 17 тыс. лет, до тех пор, пока небо не отделилось от Земли. И когда великан умер, его левый глаз стал Солнцем, правый - Луной, а голос - громом.

Эти легенды могут кому-то показаться наивными, но в каждой из них имеется попытка объяснить загадочные явления природы. Прошло еще очень много лет, прежде чем люди получили достоверные сведения о Солнце, звездах и планетах.

Возможно, ли опираясь на мифы и легенды описать мировоззрение древнего человека, место небесного светила в представлениях древних людей? Именно это я постараюсь объяснить в своей работе.

Цель моей работы: показать роль солнца в древних религиях, выяснить насколько правдоподобны были эти мифы.

Моя работа состоит из частей:

  1. Актуальность темы.
  2. Молох – библейский бог Солнца
  3. Ярило – славянский бог Солнца.
  4. Амон-Ра – древнеегипетский бог Солнца.
  5. Заключение.

Аполлон

Аполлон – бог Солнца и Музыки у древних римлян, которые приняли веру в него от греков. Аполлон-сын Зевса и титаниды Лето, брат-близнец Артемиды, один из главнейших богов олимпийского пантеона. Златокудрый, сребролукий бог-охранитель стад, света (солнечный свет символизировался его золотыми стрелами), наук и искусств, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз (за что его называли Мусагет), предсказатель будущего, дорог, путников и мореходов, также Аполлон очищал людей, совершавших убийство. Олицетворял Солнце (а его сестра-близнец Артемида-Луну).

Более поздняя мифологическая традиция приписывает Аполлону качества божественного целителя, охранителя стад, основателя и строителя городов, провидца будущего. В классическом олимпийском пантеоне Аполлон-покровитель певцов и музыкантов, предводитель муз. Его образ становится все более светлым и ярким, а имя постоянно сопровождается эпитетом Феб (др. греч. Фойбос, чистота, блеск, («лучезарный»- в греческой мифологии). Сложный и противоречивый образ Аполлона объясняется тем, что Аполлон первоначально был божеством догреческим, вероятно, малоазийским. Его глубокая архаичность проявляется в тесной связи и даже отождествлении с растительным и животным миром. Постоянные эпитеты Аполлона-лавр, кипарис, волк, лебедь, ворон, мышь. Но значение архаического Аполлона отступает на второй план по сравнению с его значением, как солнечного бога. Культ Аполлона в классической античной мифологии поглощает культ Гелиоса и даже теснит культ Зевса.

Митра

Митра, в древнеперсидской и древнеиндийской мифологии бог договоров и дружбы, защитник истины. Митра являл собою свет: он мчался на запряжённой четвёркой белых лошадей золотой колеснице-солнце по небу.

У него было 10 000 ушей и глаз; мудрый, он отличался отвагой в бою. Этот бог мог благословлять почитавших его, даруя им победу над врагами и мудрость, к врагам же не проявлял милости. Как бог плодородия, он приносил дождь и вызывал рост растений. Согласно одному из древних преданий, Митра, являясь к людям солнцем, создавал связь между Ахурамаздой и Ангро-Майнью, повелителем тьмы. Это предположение основывалось на понимании роли Солнца как знака постоянного перехода состояний света и тьмы.

Древние верили, что Митра при рождении вышел из скалы, вооружённый ножом и факелом. О распространении его культа свидетельствуют росписи в подземных гробницах, почти все посвящённые убийству им быка Геуш Урвана, из тела которого появились все растения и животные.

Считалось, что регулярные приношения быков в жертву Митре обеспечивали плодородие природы. Культ Митры был весьма популярен и за пределами Персии, особенно его почитали римские легион

Тонатиу

Тонатиу в мифологии ацтеков бог неба и Солнца, бог воинов. Управляет 5-й, нынешней, мировой эпохой. Изображался в виде юноши с лицом красного цвета и пламенными волосами, чаще всего в сидячей позе, с солнечным диском или полудиском за спиной. Для поддержания сил и сохранения молодости Тонатиу должен каждый день получать кровь жертв, иначе во время путешествия ночью по подземному миру он может умереть. Поэтому каждый день его путь до зенита сопровождался душами принесённых в жертву животных и воинов, павших в боях. По представлениям ацтеков, вселенная пережила несколько эр, во время которых Солнцем были различные боги. В текущей, пятой, эре им стал Тонатиу под календарным именем Науи Олин.

В Антропологическом музее в Мексике хранится знаменитый ацтекский календарный «Камень Солнца»- огромный базальтовый монолит диаметром 3,5 метра и весом 24,5 тонны. Раньше он был цветной. Он отражает представления древних о далёком прошлом. В центре камня изображён Тонатиу Майя – бог Солнца нынешней эпохи. По сторонам расположены символы четырёх предшествующих эпох.

Камень Солнца - «Ацтекский календарь», монумент ацтекской скульптуры 15 века, представляет собой базальтовый диск с резными изображениями, обозначающими годы и дни.

В центральной части диска изображён лик бога Солнца Тонатиу. В камне Солнца нашли символическое скульптурное воплощение представления ацтеков о времени. Камень Солнца найден в 1790 в г. Мехико, а сейчас хранится в музее антропологии.

Культура ацтеков была последним звеном в длинной цепи развитых цивилизаций, процветавших и приходивших в упадок в доколумбовой Месоамерике. Самая старая из них, культура ольмеков, развивалась на побережье Мексиканского залива в 14-3 вв. до н.э.

Молох

Молох - нередко встречающееся в Библии имя семитического божества. Будучи нарицательным, оно прилагалось к различным божествам, главным образом – покровителям города или племени, например у аммонитян (Мильком –«их царь»,3 Цар. 11, 7) и жителей Тира (Мелькарт-«царь города). Молохом называли верховного бога и еврейские равнины; греки отождествляют его с Кроносом, римляне-с Сатурном. Молох – языческий бог природы, в частности – теплоты и жизненного огня, проявляющегося в Солнце. Свойственные финикийской религии человеческие жертвоприношения совершались в честь Молоха именно через всесожжение, причём ему, как верховному богу, приносилось самое дорогое. Самой приятной жертвой считались дети знатных фамилий; особенно часты были гекатомбы из них в случаях крайней опасности (напр. при осаде Карфагена Агафоклом), но и в обычное время они были нередки; напр. в Библии упоминается о «проведении через огонь» детей в долине Гинномской (геенне), в честь Молоха, при нечестивых еврейских царях. Дети клались на простёртые руки идола, имевшего лицо тельца, внизу горел костёр; вопли заглушались пляской и звуками ритуальной музыки. Традиционно Молох изображался в виде раскалённого круторогого Быка, в огненное чрево которого кидали приносимых в жертву младенцев и детей («проводили через огонь»). Однако позднее (в эпоху раннего средневековья) Молоха стали отождествлять с его посланником (геральдом) – «Рогатым Филином», символизировавшем всезнание и всепроникновение (сова видит во тьме и имеет угол обзора зрения в 270 градусов). Именно такой Филин – гигантский 12-метровый каменный идол (Great Owl, разумеется, с рогами) установлен в центре Богемной Рощи на берегу озера за алтарём, на котором совершается ритуальная кремация «Гнетущей Заботы». В самом Богемном Клубе аналогию с Молохом особо не скрывают: «Гнетущая Забота и её творенья не более чем сон. Как канули в веках Вавилон и благообразный Тир, исчезнет и она» (слова Третьего Жреца в «Кремации Гнетущей Заботы»). Впрочем, никакой «чистоты веры» у «бохосов» не прослеживается: вокруг ханаанского истукана преспокойно разгуливают в чёрных и красных рясах жрецы, явно позаимствованные из мистерий друидов. Те же кельтские корни и у древесной фейри Хамадреяды.

Ярило

Совсем иным было ярое солнце после зимней смерти природы. В апреле начинались весенние праздники возрождения жизни. В селениях славян появлялся молодой рыжеволосый всадник на белом коне. На нем была белая мантия, на голове венок из весенних цветов, в руке он держал ржаные колосья, босыми ногами понукал своего коня. Это – Ярило. Его имя, образованное от слова «яр», имеет несколько значений: 1)пронзительный весенний свет и тепло; 2)юная, стремительная и неуправляемая сила; 3)страсть и плодородие. Яр – это стремительно несущийся во время весеннего половодья поток воды. Ярый означает вспыльчивый, разъярённый. Ярица - поле пшеницы. Словом, всё это время предаётся буйным радостям жизни, иногда даже чрезмерным и небезопасным. Бывало, что на празднике Ярилы парни из – за какой-нибудь красавицы устраивали настоящее побоище.

На празднике выбирали для Ярилы невесту и нарекали ее Ярилихой. Девушку одевали во все белое, голову украшали венком и, привязав к одиноко стоящему дереву, водили вокруг нее хоровод и пели песни.

Второй раз Ярилу чествовали ближе к середине лета. Молодежь собиралась за селением, на специальном месте – «ярилиной плешке». Здесь весь день шумело гуляние, народ угощался, пел, танцевал и чествовал юношу и девушку в белых одеждах, украшенных бубенцами и яркими лентами, - Ярилу и Ярилиху. С наступлением темноты зажигали многочисленные «ярилины огни». Иногда празднества заканчивались «похоронами» Ярилы и его невесты – соломенные чучела с масками из глины выносили в поле и оставляли там или бросали в воду. Этим люди будто говорили: «Побесились и хватит, пора и честь знать». Да и некогда больше было веселиться и плясать – с каждым днем прибавлялось все больше работы в поле.

Имя Ярилы сохранилось в названии многих славянских селений. Это Яриловичи, Яриловая роща и река Ярынь в Белорусии, Ярилово поле в Костромской области, Ярилова долина во Владимирской области.

Бог РА (РЕ)

Это верховный бог, стоящий у истоков всего сущего.Владыка бесконечности, создатель неба и земли, он предшествовал миру и создал себя сам.

Какой бы он ни принимал облик и каким именем ни назывался, РА

(В иной транскрипции – Ре) является одним из главных богов египетского пантеона. Он родился по собственной воле из первичного океана, взошел на первичный холм в Гелиополе и осветил камень бенбен, ставший прообразом будущих обелисков. Ра ассоциируется с созиданием, идет ли речь о сотворении мира либо о ежегодном весеннем возрождении природы. Его почитают как творца и покровителя. Он – владыка сезонов, а также судья божественного и земного мира.

Ра – многоликий бог. Его изображения различны в зависимости от города, эпохи и даже от времени суток!

Днем Ра изображается в виде человека, увенчанного солнечным диском. Он может также принимать облик льва, шакала или сокола. Когда Ра воплощает восходящее солнце, он становится ребенком или белым теленком, чья шкура украшена черными пятнами.

Ночью Ра принимает облик овна или человека с головой барана. Он также может изображаться котом, убивающим змею. Каждому изображению Ра на протяжении дня соответствуют различные имена: Хепри – восходящее солнце, Ра – полуденное солнце, Атум – предзакатное солнце.

Ра принимает множество разных обличий подобно солнцу. Ведь солнце в течении одного дня непрерывно движется по небосводу и преображается, значит, и богу, воплощающему светило, это должно быть свойственно.

Как и солнце, проливающее свои благодатные лучи на землю, Ра позволяет миру существовать и развиваться. Без Ра, как и без солнца, нет жизни: он считается отцом всех богов и творцом всех людей.

Ра положил начало всему Мирозданию. Он породил Шу (Воздух) и Тефнут (Богиню влаги). От них произошла новая пара: Геб (Земля) и Нут (Небо). От этой пары родились еще четверо богов, вошедших в историю: Осирис и Исида (благое начало), Сет и Нефтида (злое начало). Вместе боги образуют так называемую эннеаду, «девятку».

Каждое утро Ра поднимается на Востоке, сопровождаемый звуками пения и танцами. Он открывает свое сияющее око, и садиться в Дневную Ладью Манджет, которая будет плыть по небу до самого вечера. И вот Ра прибывает на Запад. Он пересаживается в Ночную Ладью (Месектет), которая провезет его через нижний мир: полное опасностей царство ночи, где обитает смерть. Ра принимает облик овна или человека с головой овна. Во время этого ночного плавания Ра оживляет Осириса. Благодаря погребальным ритуалам, во время которых тело бальзамировалось, каждый умерший становится потенциальным «Осирисом». И каждый египтянин мечтает об этом: быть воскрешенным для новой жизни благим богом Ра, как это произошло с богом Осирисом.

Нут носила в своем чреве пятерых младенцев, когда Шу разлучил ее с Гебом. Ра, разъяренный препятствием на его пути по небосклону, жестоко отомстил супругам. Он сказал, что дети не смогут родиться ни в один из двенадцати месяцев года. Нут была обречена на верную смерть. Но, к счастью, в дело вмешался Тот, бог мудрости и науки. Он сыграл с Луной в кости и выиграл пять дополнительных дней. Он добавил их к календарю, и Нут разрешилась о беременности. Так разум восторжествовал над отмщением, а любовь – над гневом. С той поры лунный календарь (бога Тота) сосуществует с солнечным (бога Ра). Ра был очень недоволен, что ему не удалось взять верх, но был вынужден смириться. Прошло долгое время. Стареющий Ра столкнулся с неповиновением людей. Поговорив с семьей, он обратил своё око на людей. Это божественное око превратилось в львицу, которая истребила мятежников, скрывшихся в пустыне. Львица ассоциируется с богиней Хатор. Она была ненасытна. Чтобы остановить бойню, Ра разлил вокруг львицы пьянящий напиток, который заставил ее забыть о преследовании.

Культ бога Ра очень рано распространился по всему Египту. Для Ра строили святилища, у него были свои жрецы и обширные земли, чтобы его «насытить»

Но Ра столкнулся с противниками его культуры, которые заставляли народ принять других богов. Возросло значение бога Амона. Так, при фараонах Рамсесах земли святилища Ра составляли лишь шестую часть земель Амона. Но культ Ра не исчез, хотя и стал менее явно выраженным. В период правления Аменхотепа 4 (Эхнатона) солнце Ра вновь появилось на сцене. Изменилось лишь имя и обличье бога. Он стал Атоном и сохранил только воплощение в виде солнечного диска. Аменхотеп 4 даже взял имя Эхнатон («угодный Атону»). Но возвращение к культу Ра продлилось не долго. Преемник Эхнатона, Тутанхатон вернул себе имя Амона и стал Тутанхамоном, сделав официальным культом культ Амона. Но Ра, даже отойдя на задний план, оставался почитаемым богом и продолжал сиять на небосводе Египта.

Ра охраняет фараона в загробной жизни. Но Осирис и его культ вторглись на место Ра. Осирис правит в мире мертвых, но он должен разделять эту власть с Ра, потому что оба бога – два лики одной великой «божественной души».

Абу – Гураб, к югу от Каира, был одним из крупнейших мест культа Ра. Дошедшие до наших дней руины не позволяют представить размеры пяти храмовых комплексов, которые фараоны 5 династии возвели в честь бога Солнца. Крупнейшие из них были построены по велению Ниусерры. Первый храм солнца, посвященный Ра, находится в Абусире. Он был возведен при фараоне Усеркафе, основателе 5 династии (приблизительно 2500 год до н.э.). Гелиополь – древнегреческое название столицы культа Ра. В эпоху царствования фараонов этот город носил имя Иуну. В Иуну насчитывалось не меньше десяти святилищ и множество обелисков, посвященных Ра. Богу Ра воздавались почести и в других святилищах, например в Хмуне, Нехене, Дендере, Эдфу и Карнаке.

А фараон Хефрен закрепил традицию, согласно которой все фараоны считались сыновьями Солнца, то есть бог.

Жизненный путь Ра начинается, когда он утром восходит над горизонтом. Это Хепри – Ра, «становящийся», или «тот, кто возник из самого себя». С него всё начинается и возрождается. Поднимаясь к зениту, он становится Ра – Хорахти. Хотя он и напоминает Гора (с головой сокола), это, тем не менее, одна из форм Ра. Он – властелин неба, которое пересекает. Достигнув вечера, стареющий Атум – Ра принимает иногда облик человека с головой овна. Он держит скипетр уас и крест анкх . Он может быть изображен и в виде кота.

Заключение

С самых ранних времён человечество отмечало важную роль Солнца - яркого диска на небе, несущего свет и тепло.

Своей жизнетворной силой Солнце всегда вызывало у людей чувства поклонения и страха. Народы, тесно связанные с природой, ждали от него милостивых даров – урожая и изобилия, хорошей погоды и свежего дождя или же кары – ненастья, бурь, града.

Во многих доисторических и античных культурах Солнце почиталось как божество. Культ Солнца занимал важное место в религиях цивилизаций египтян, инков, ацтеков.

Наши предки не знали, что Солнце - единственная звезда Солнечной системы, вокруг которой обращаются другие объекты этой системы: планеты и их спутники, карликовые планеты и их спутники, астероиды, метеориты, кометы и космическая пыль. И первичные знания о небесном светили носили фантастический и сказочный характер.

От солнца зависит наше настроение, желания, эмоции. Солнце дает возможность выращивать фрукты и овощи, ведь большинство живых организмов на Земле существуют благодаря солнцу. Именно это знали о солнце древние люди и поэтому почитали его и верили в его силу.

Список литературы:

В. Калашников. Боги древних славян. Москва,2009г.

Журнал «Тайны Богов Египта», 2012 г., выпуск № 2.

Интернет – ресурсы:

А. Хвощова. Солнечные Боги. 2010г.

  1. Актуальность темы.
  2. Апполон – древнегреческий бог Солнца.
  3. Митра – древнеперсидская и древнеиндийская бог Солнца.
  4. Тонатиу – бог Солнца у ацтеков.

    Гипотеза: Возможно, ли опираясь на мифы и легенды описать мировоззрение древнего человека, место небесного светила в представлениях древних людей? Именно это я постараюсь объяснить в своей работе. Цель моей работы: показать роль солнца в древних религиях, выяснить насколько правдоподобны были эти мифы.

    Аполлон – древнегреческий Бог Солнца Мифологическая традиция приписывает Аполлону качества божественного целителя, охранителя стад, основателя и строителя городов, провидца будущего.

    Митра – древнеперсидский и древнеиндийский бог солнца Митра, в древнеперсидской и древнеиндийской мифологии бог договоров и дружбы, защитник истины. Митра являл собою свет: он мчался на запряжённой четвёркой белых лошадей золотой колеснице-солнце по небу.

    Тонатиу – бог Солнца у ацтеков Изображался в виде юноши с лицом красного цвета и пламенными волосами, чаще всего в сидячей позе, с солнечным диском или полудиском за спиной. Для поддержания сил и сохранения молодости Тонатиу должен каждый день получать кровь жертв, иначе во время путешествия ночью по подземному миру он может умереть. Поэтому каждый день его путь до зенита сопровождался душами принесённых в жертву животных и воинов, павших в боях.

    Молох – библейский бог Солнца Молох – языческий бог природы, в частности – теплоты и жизненного огня, проявляющегося в Солнце. Свойственные финикийской религии человеческие жертвоприношения совершались в честь Молоха именно через всесожжение, причём ему, как верховному богу, приносилось самое дорогое. Самой приятной жертвой считались дети знатных фамилий.

    Ярило – славянский Бог Солнца Совсем иным было ярое солнце после зимней смерти природы. В апреле начинались весенние праздники возрождения жизни. В селениях славян появлялся молодой рыжеволосый всадник на белом коне. На нем была белая мантия, на голове венок из весенних цветов, в руке он держал ржаные колосья, босыми ногами понукал своего коня. Это – Ярило. Его имя, образованное от слова «яр», имеет несколько значений: 1)пронзительный весенний свет и тепло; 2)юная, стремительная и неуправляемая сила; 3)страсть и плодородие. Яр – это стремительно несущийся во время весеннего половодья поток воды.

    Амон-Ра – древнеегипетский Бог Солнца Какой бы он ни принимал облик и каким именем ни назывался, РА является одним из главных богов египетского пантеона. Он родился по собственной воле из первичного океана, взошел на первичный холм в Гелиополе и осветил камень бенбен, ставший прообразом будущих обелисков. Ра ассоциируется с созиданием, идет ли речь о сотворении мира либо о ежегодном весеннем возрождении природы. Его почитают как творца и покровителя. Он – владыка сезонов, а также судья божественного и земного мира.

    Заключение С самых ранних времён человечество отмечало важную роль Солнца - яркого диска на небе, несущего свет и тепло. Своей жизнетворной силой Солнце всегда вызывало у людей чувства поклонения и страха. Народы, тесно связанные с природой, ждали от него милостивых даров – урожая и изобилия, хорошей погоды и свежего дождя или же кары – ненастья, бурь, града. Во многих доисторических и античных культурах Солнце почиталось как божество. Культ Солнца занимал важное место в религиях цивилизаций египтян, инков, ацтеков.